Как перекрестные продажи помогают в развитии бизнеса

Перекрестные продажи полезны любой компании, ведь они могут заметно повлиять на увеличение оборотов и дохода. Именно так, например, Amazon получает 35% своей прибыли.

Под перекрестными продажами подразумевают продажу сопутствующих, дополнительных продуктов или услуг, которые основываются на интересах клиента и предыдущих покупках продуктов компании. Причем в каждой отрасли своя специфика кросс-продаж.

Чтобы лучше понять, как это работает, приведем пример из розничных продаж. В магазине спорттоваров при покупке велосипеда консультант обязательно предложит установить на велосипед крылья, приобрести защитный шлем или велозамок. Если эти товары заинтересуют покупателя, и он их приобретет, то у него образуется позитивное впечатление о магазине, сформируется лояльность. Для бизнеса это важно, ведь шанс продать товар постоянному клиенту составляет 60-70%, тогда как новому – всего 5-20%.

В банковской сфере кросс-продажей будет считаться дополнительная опция, которую предложил банк. Так, при заключении ипотечного договора специалист может предложить, например, страхование долга.

Или пример cross selling в онлайн-продажах. На странице любого товара в интернет-магазине алгоритмы предлагают сопутствующие аксессуары – для смартфона это будут чехол и защитное стекло. Подобный прием не только повышает средний чек, но и позволяет представить покупателю маловостребованный товар или о котором он даже не имел представления.

Работает cross selling и в b2b-сегменте. В случае с крупными производственными компаниями это будет параллельная продажа заказчику продукции другого подразделения. Так, при строительстве завода партнеру могут понадобиться не только электроинструменты, но и промышленные котлы для отопления и горячего водоснабжения производственного объекта, пожарная сигнализация, система оповещения о пожаре и другие системы безопасности. И поскольку компания занимается производством всего вышеперечисленного, вполне логично выглядит предложение этой и другой релевантной для клиента продукции.

Плюсы cross selling для компании

  • Повышение продаж в компании в целом, а не только в одном отделе.
  • Повышение лояльности клиентов и партнеров. Предугадывая нужды покупателя и убеждая, что они заключили выгодную сделку, у компании большие шансы заложить фундамент для долгосрочного и перспективного сотрудничества.
  • Возможность точнее находить закономерности в поведении конечных заказчиков и выявлять фокусные вертикали для мультипликации успешного опыта. Фирма начинает лучше понимать своих партнеров и может воплотить эффективные бизнес-стратегии в продажах, маркетинге, разработке продуктов и поддержке клиентов.
  • Стимул для сотрудников участвовать в жизни компании. Обмениваясь контактами, оперативной информацией, знаниями и опытом, они становятся заинтересованными в ходе работ других отделов и подразделений, ощущая себя частью команды. А материальная мотивация и здоровый дух соперничества приводит к росту производительности и вовлеченности работников в достижение успеха компании на рынке.

Практика перекрестных продаж

Во многих глобальных компаниях корпоративная культура занимает одно из центральных мест. В Bosch в ее основе заложена идея We Are Bosch, что означает, что менеджмент максимально способствует развитию компании через повышение лояльности ее сотрудников. Ведь сотрудник, чувствуя себя частью единого мультикультурного коллектива и осознавая свой личный вклад в общий успех, укрепляет имидж компании во всех внешних коммуникациях. В этом случае клиенты и партнеры будут лояльными и заинтересованными в сотрудничестве.

Одним из направлений концепции является программа перекрестных продаж. Она была придумана, чтобы дать возможность каждому сотруднику донести информацию о потребностях клиентов до коллег из других подразделений и привнести свой вклад в развитие компании. За предоставленную информацию специалистов поощряют, тем самым внося элемент конкуренции. Некоторые сотрудники имеют ежегодные цели по выявлению потребностей заказчиков в продукции других подразделений и перекрестным продажам, но большинство делает это добровольно, используя это как один из инструментов продаж или из чистого альтруизма и лояльности к компании.

В офисах компании по всему миру программа cross selling развивается с 2009 года. Сотрудники отделов продаж всех подразделений проходят тренинги, посещают семинары и получают брошюры, в которых рассказывается об особенностях каждого из направлений работы компании. Это делается для того, чтобы специалисты обращали больше внимания на потребности клиента и могли обращаться за поддержкой в специальный отдел cross selling, который при необходимости свяжет заказчика с сотрудниками нужного подразделения. Кроме этого отдел cross selling ведет целенаправленную работу по развитию бизнеса и поиску новых заказчиков в интересах всех подразделений компании.

Глобально у компании есть несколько ключевых направлений. Пожалуй, самое известное направление потребительских товаров, куда входит бытовая техника, электроинструменты для домашних мастеров и садовая техника, оборудование для отопления и горячего водоснабжения в индивидуальном жилищном строительстве. Другими, не менее важными, являются:

  • Решения для мобильности: все, что связано с личным и коммерческим транспортом, а также инфраструктурой для автомобилей.
  • Rexroth: гидравлические и электрические приводы, компоненты систем управления и мехатроника.
  • Упаковочная техника: упаковочное оборудование для фармацевтических, кондитерских и пищевых предприятий.
  • Строительные технологии и энергетика: комплексные решения для отопления и получения пара для промышленности и коммерческих объектов, интегрированные системы безопасности, и аутсорсинг бизнес-процессов.

Успешным примером крупномасштабного cross sell-проекта можно назвать инновационный проект по созданию умного города Тяньцзинь в Китае, в оснащении которого принимает участие большинство подразделений компании. В области мобильности компания предложила решения в виде мониторинга окружающей среды, управления автопарком и мультимодальных перевозок. Энергетическое подразделение представило энергоэффективные системы нагревания воды, системы кондиционирования и накопители электроэнергии. Решения по безопасности включили в себя системы пожарной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения. Для жилых зданий компания предложила технологию умного дома и подключенную к нему бытовую технику. Для развития электронного правительства компания создаст мобильное приложение для жителей и платформу эффективного управления коммунальным хозяйством.

Российские особенности

В российском офисе в 2016 году была запущена программа обмена идеями для перекрестных продаж «Cross selling lead sharing». Работает она следующим образом: за каждый переданный в другое подразделение контакт или информацию, послуживший началу успешной работы, сотруднику начисляется один квалификационный балл. Внутри компании их называют лидами. За лиды сотрудники получают награды: за пять контактов – бронзовый значок, а за пятнадцать – уже серебряный. А тот сотрудник, чья информация и активная помощь принесет другим подразделениям в течение года максимальный дополнительный оборот, получает золотой значок и денежную премию.

За три года масштаб проекта заметно вырос. Если за первый год существования программы сотрудники «поделились» контактами всего 57 раз, то за второй – уже 150. В первом полугодии 2019 сделано уже более 80 лидов. Улучшается и качество предоставляемой сотрудниками информации – только в этом году суммарный потенциал для развития сотрудничества с тремя крупными российскими компаниями производитель оценивает в 2,5 млн евро.

Вовлеченность в кросс-продажи среди сотрудников за три года увеличилась с 27 до 70 человек. Руководство компании ожидает, что в 2019 году их число увеличится до сотни. Таким образом, сейчас в прекрасных продажах участвует до 15% сотрудников отделов продаж подразделений.

При планировании программы ожидалось, что наиболее эффективными участниками будут сотрудники, отвечающие в подразделениях за развитие бизнеса, так как они взаимодействуют с конечными заказчиками и общаются с широким кругом лиц, принимающих решения. Однако по результатам первой половины этого года наиболее интересные лиды принесли торговый представитель, логист и менеджер по развитию бизнеса. Таким образом, прогноз оказался верен только в одном случае из трех.

Всех отличившихся в сross selling сотрудников награждают на внутрикорпоративном мероприятии. В 2019 году были отмечены 13 человек, из них двое получили золотой значок. Победители также поделили между собой призовой фонд.

Первым призером стал Сергей Тюрин, сотрудник подразделения Rexroth. В 2016 году он познакомился с руководством компании, производящей тепловые распределительные пункты. Им были интересны контроллеры Rexroth для управления тепловыми пунктами. На первой встрече Сергей рассказал о различных направлениях деятельности компании, и выяснилось, что заказчику может быть интересна также продукция подразделения «Термотехника». Когда стало ясно, что заказчик планирует войти в масштабный проект по модернизации муниципальных котельных в одном из крупных городов России, Сергей сообщил об этом в отдел cross selling, после чего была организована вторая встреча с торговым представителем, отвечающим за продажу отопительных котлов. В итоге подразделение уже третий год сотрудничает с данным заказчиком. В 2018 году через программу кросс-продаж это сотрудничество принесло 6 млн рублей дополнительного оборота.

И еще один пример. Один из давних партнеров подразделения систем безопасности выиграл подряд на слаботочные системы для нескольких стадионов в России. Несмотря на слабый интерес клиента к оборудованию, Владимир Башков определил, что заказчику могут быть интересны промышленные контроллеры и преобразователи частоты производства Rexroth. Он организовал встречу с представителями подразделения и помог заменить продукцию конкурентов на решения Rexroth, увеличив тем самым выручку компании на 11 млн рублей.

Фото: facebook.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

"За лиды сотрудники получают награды: за пять контактов – бронзовый значок, а за пятнадцать – уже серебряный."     

Такие "успешные" менеджеры ходили по офисам Гербалайфа еще в 90-х годах. Увешенные значками с ног до головы, с высоко задранным носом. Но без денег и в стоптанных ботиночках. 

Вся эта геймификация вызывает раздражение у нового поколения работников. 
Все хотят конверт и справедливую оплату своего труда. 
А не значки серебрянные и золотые. 
Которые на хлеб не намажешь.                                              

Генеральный директор, Москва

В статье, на мой субъективный взгляд, изложены банальные истины сложносочиненными предложениями. Пожалуй, за исключением лидов и значков. Здесь уж каждый по-своему с ума сходит. В целом посыл статьи что-то сродни утверждению что 2 больше чем 1. Естественно предложение и продвижение сопутствующих товаров и услуг повышает Вашу прибыль. Предлагаю автору решить бизнес задачку:
Исходные данные: Предприятие в портфеле которого монопродукт. Путь это будет мука. Вводить дополнительные позиции в ассортимент не представляется возможным. На рынке данного продукта устоялась практика бесплатной доставки до клиента. Приведите пример "перекрестных" (сопутствующих наверно будет корректнее) продаж товаров и услуг ценных для клиента.

HR-директор, Москва
Михаил Шепелёв пишет:

В статье, на мой субъективный взгляд, изложены банальные истины сложносочиненными предложениями. Пожалуй, за исключением лидов и значков. Здесь уж каждый по-своему с ума сходит. В целом посыл статьи что-то сродни утверждению что 2 больше чем 1. Естественно предложение и продвижение сопутствующих товаров и услуг повышает Вашу прибыль. Предлагаю автору решить бизнес задачку:
Исходные данные: Предприятие в портфеле которого монопродукт. Путь это будет мука. Вводить дополнительные позиции в ассортимент не представляется возможным. На рынке данного продукта устоялась практика бесплатной доставки до клиента. Приведите пример "перекрестных" (сопутствующих наверно будет корректнее) продаж товаров и услуг ценных для клиента.

Ввести в ассортимент муку "Блинную", "Для оладий", "Для пельмений", и т.д. 

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Жирнов пишет:
Михаил Шепелёв пишет:

Вводить дополнительные позиции в ассортимент не представляется возможным. 

Ввести в ассортимент муку "Блинную", "Для оладий", "Для пельмений", и т.д. 

Не представляется возможным

Генеральный директор, Тольятти
Михаил Шепелёв пишет:
Предприятие в портфеле которого монопродукт. Путь это будет мука. Вводить дополнительные позиции в ассортимент не представляется возможным. На рынке данного продукта устоялась практика бесплатной доставки до клиента. Приведите пример "перекрестных" (сопутствующих наверно будет корректнее) продаж товаров и услуг ценных для клиента.

Уважаемый Михаил,

Вы требуете невозможного, ибо если в ассортименте только один продукт, то как могут быть предложены сопутствующие позиции? То есть по товарам это не получится.

Тем не менее, можно подумать про услуги:

- упаковку - если мука поставляется в мешках, то они могут быть разными , а также быть возвратными или нет, а если они возвратные, то кто и за чей счет их готовит к обратной отгрузке;

- организацию консигнационного склада на территории клиента, чтобы он фактически оплачивал только то, что потребил, а не то, сколько ему привезли;

- также можно посмотреть на его техпроцесс и подумать - а какие операции из него поставщик мог бы взять на себя (само собой, если он умеет делать их лучше и дешевле клиента).

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Всё верно, только про кросс-продажи ни слова! Для начала автор предлагает определиться в терминологии. Это верно, но сразу же сам и вносит не корректное объяснение.  Кросс - перекрёстные продажи. В статье же речь идёт больше об up-sale, т.е. допродажах ( преподнять чек покупки за счёт доп.продажи). Продал велосипед, ну и логично ДОПРОДАТЬ бутылочку воды, записную камеру, катафоты, крылья и т.п. Такие апсейлы или допродажи могут быть везде.  В рознице это норма жизни. Так же их можно применить и в опте и в В2В. Но тут уже игра слов. Кто и что под этим понимает.

Кросссэйл/ перекрёстеые продажи - это всё-таки другое.Кросссейл уместен в партнёрских программах. В моём понимание это, например, вы купили велосипед в спортивном магазине и вам предлагают доп. бонус при покупке ужина в кафе. Человек идёт в это кафе и совершает покупку. Вот он принцип кроссейла - ты продаёшь своё и допродай моё, а я продавая своё допродам твоё. Так же, человек поел в кафе и ему предложили купон со скидкой в аквапарк. Он идёт в аквапарк, совершает покупку и там ему предлагают купон со скидкой на покупку велосипеда. Человек приходит и покупает велосипед. Это  конечно же грубо, но смысл перекрёстных продаж в этом.

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Михаил Шепелёв пишет:
Предлагаю автору решить бизнес задачку:Исходные данные: Предприятие в портфеле которого монопродукт. Путь это будет мука. Вводить дополнительные позиции в ассортимент не представляется возможным. На рынке данного продукта устоялась практика бесплатной доставки до клиента. Приведите пример "перекрестных" (сопутствующих наверно будет корректнее) продаж товаров и услуг ценных для клиент

Если только монопродукт - мука и, непредставляется возможным ввода доп, продукта, то здесь уже ничего не сделаешь)) Однако, если это предприятие, а не просто продавец, предположим, что это мукомоььный комбинат. То, в идеале, можно при несложных изменениях в оборудование, сделать муку разного помола  и расфасовки. Продукты для крупного, среднего и мелкого опта, сетей. Так же, остатки после помола. Их тоже можно продавать.

Расширится ассортиментный портфель. Доставка биплатная. Какие допродажи? Думаю, что допродажи возможны только на поле услуг. С доставкой понятно. Работа с возвратной тарой.

Вариант же, только связанный с кроссейлом, может быть в том, что расширяя ассортиментный портфель, наше предприятие откроет новое направление в секторе В2В. Оно закупает доп.продукты для создания готовых смесей для хлебопекарных предприятий. Например, поставляет оптом муку и закупает другие ингредиенты. Готовит смесь и продаёт уже конечным своим клиентам - средним и мелким хлебопекарным предприятиям, пекарня и т.п. В качестве апсейла, продают услуги профессиональных пекарей, консультантов и т.д.Конечно же, доставка.

Возможно, что-то ещё.

Генеральный директор, Тольятти
Валерий Андреев пишет:
Кросссэйл/ перекрёстеые продажи - это всё-таки другое.Кросссейл уместен в партнёрских программах. В моём понимание это, например, вы купили велосипед в спортивном магазине и вам предлагают доп. бонус при покупке ужина в кафе.

Уважаемый Валерий,

Для мукомольного комбината по такой технологии стоит вступить в симбиоз с поставщиками дрожжей/разрыхлителей/прочих добавок и предлагать их продукцию хлебозаводам вкупе со своей мукой как "наилучшее сочетание цены-качества", а главбухше покупателя за каждую своевременную оплату дарить купон на скидку спа-салона, в котором "наша мука омолодит Ваше лицо".

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Юрий Полозов пишет:
Для мукомольного комбината по такой технологии стоит вступить в симбиоз с поставщиками дрожжей/разрыхлителей/прочих добавок и предлагать их продукцию хлебозаводам вкупе со своей мукой как "наилучшее сочетание цены-качества", а главбухше покупателя за каждую своевременную оплату дарить купон на скидку спа-салона, в котором "наша мука омолодит Ваше лицо".

Уважаемый Юрий! Вы правы в том, что для мукомольного к-та целесообразнее расширить ассортимент за Счёт введения доп.позиций. Таких, как  готовые смеси.

Насчёт омоложивающих качеств муки слышал и, даже не подвергаются их сомнению по принципу - хлеб всему голова. Однако, предложение ваше интересно!)) И, его можно не ограничивать этим. Можно добавить, к примеру, полное погружение в чан с тестом( чан в аренду комбинат предоставляет салону), лечебные матрасы с наполнителем из лузги и шелухи и т.п. Тут ведь, с какой стороны творческая мысль подключена!))

Генеральный директор, Тольятти
Валерий Андреев пишет:
И, его можно не ограничивать этим. 
Тут ведь, с какой стороны творческая мысль подключена!

Уважаемый Валерий,

я не претендую на лавры уважаемого мастера, ибо ТРИЗу не обучен.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.