Инновация так холодна!
Уснуть не может СЕО,
Качаясь в BMW.
Экономическое трехстишие. Т.А.
Определение источников инновационных идей для вашего бизнеса
В предыдущей статье об инновациях: «Великая мантра. Инновационная экономика», говорилось о том, что инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с поиска новой возможности или новой идеи и завершающийся появлением нового продукта на рынке. А где же взять эти самые инновационные идеи? Есть ли источники таких идей? Об этом поговорим ниже.
Рассматривая работу многих компаний в плане поиска изменений и внедрения инновационных идей, можно сделать вывод о фрагментарности такой работы. Причем это присуще всем формам бизнеса. В большинстве компаний нет системной работы по определению возможных источников инноваций.
Определение источников инноваций – это систематическое исследование различного рода изменений, проводимое как в самой компании, так и во внешней среде. Фиксация найденных изменений по группам и использование в качестве материала для определения необходимых компании инноваций.
Источники инноваций.
1. Изменения в самой компании
Неожиданные успешные изменения.
Насколько известно, многие компании сталкиваются с различного рода необычными явлениями, будь это необычное поведение потребителей, дистрибьюторов или собственных структур. Но поведение руководства в данной ситуации не является адекватным возникшей возможности – в основном от таких «завихрений» отмахиваются, считая их случайными и не имеющими перспективы развития. Это одна из ошибок, допускаемых руководством компаний при работе с возникшими изменениями. Очень часто в этом заложен возможный «оптимизм» для развития компании и увеличения ее прибыли.
Видение перспектив бизнеса.
Видение перспективы развития бизнеса может дать несколько прорывных идей. Узкий фокус понимания ограничивает инновационные возможности. Так, если компания сдает склады в аренду, то можно представить расширение деятельности компании до транспортно-логистической. Если выпускает компоненты для сотовых операторов – то дальше можно стать оператором сотовой связи или оказывать услуги мобильной связи.
Слабые звенья в цепи.
Слабые звенья, присутствующие в любой цепочке создания стоимости, – это факт, и от него не скрыться. Такое слабое звено может возникнуть как в любом продукте, так и в любом производственном процессе (например, в цепочке поставок). Зная это, менеджеры компаний заняты поиском таких слабых звеньев для их дальнейшей замены или улучшений с помощью инновационных решений, которые укрепляют бизнес. Но слабое звено не так-то и легко заметить. Привычка к определенным процедурам и продуктам становится главным препятствием на пути их обнаружения и улучшения.
Компромиссы бизнеса.
Различные операционные ограничения в компаниях являются неплохим источником возможностей для инноваций. Компромиссы – это общепринятые правила ведения бизнеса в отношении покупателей или бизнес-моделей.
2. Изменения отрасли и рынков, где компания работает
Отраслевые и рыночные тренды очень интересны и дают много «информационной пищи» для определения и внедрения инноваций в компаниях. Изучение отрасли или конкретного рынка дает качественный материал для внедрения инноваций, если изучение проходит в достаточно полном объеме. Важно представить себе детальную картину отрасли. Каковы отраслевые тенденции, темпы роста, каналы распределения, ценовые предпочтения, объемы продаж и прибыль и их динамика.
Как правило, такую информацию собирают многие компании, но в ограниченном объеме. Учитывая ее важность для создания инноваций, необходимо собирать отраслевую информацию в большом объеме, чтобы на основании этих данных определять возникающие изменения. Так, хорошим индикатором грядущих изменений в отрасли является динамика ее роста.
3. Изменения внешней среды
Демографические сдвиги. Инновационные проекты, опирающиеся на изменения численности, возрастного состава, образовательного уровня, занятости и географической дислокации населения – наиболее перспективны и наименее рискованны. Японцы вышли на лидирующие позиции в робототехнике именно благодаря тому, что обращали внимание на демографические данные и тщательно анализировали их.
4. Поиск идей в других странах
Слишком много товаров на российском рынке, идеи которых позаимствованы, скопированы или адаптированы к местным условиям. В этом нет ничего плохого – в других странах аналогичная ситуация. Это показывает еще один источник идей для инноваций на вашем предприятии. Идей из других стран и культур. В поисках новых идей представители компаний едут в другие страны «пропитаться» чужой культурой.
5. Исследование общества
В компаниях, где инновации являются частью жизни, есть люди, постоянно интересующиеся окружающим их миром. Обычно этот кто-то из руководства компании. Многие руководители в бизнесе, в силу своего положения и качеств, являются людьми, которые постоянно ищут новые идеи или выявляют рыночные тренды.
6. Изменение внешней среды
Часто задается вопрос: «Как мы не увидели таких простых изменений во внешнем мире и упустили шанс на успех?» Почти все уверены, что изменения временны, никто не пытается проанализировать новую ситуацию и извлечь из нее пользу.
7. Новые знания
Новые знания делают инновации значительными и, по мнению большинства, являются в «чистом виде» инновациями. Знания могут быть разные – научные, технические или социальные. Конечно, большинство таких инноваций имеют глобальный характер (например, интернет), но для быстротекущей жизни многих компаний такие инновации трудны в исполнении. Много времени проходит от получения нового знания до внедрения на рынки. Речь может идти о десятках лет.
Инновации, основанные на новых знаниях, могут предоставить вашей компании возможности развития, которые все другие виды инноваций дать не могут.
8. Изменения в потреблении. В ценностях и восприятиях покупателей
Любые причины, которые лежат в основании изменения ценностей и восприятиях покупателей, содержат в себе огромные инновационные возможности. Можно привести следующие последние примеры «сдвига» в сознании покупателей: покупки через интернет, принятие возможности дистанционного обучения, требование круглосуточного обслуживания, потребность в различных видах защиты своей жизни и своего окружения.
Понятно, что выше представлена только часть возможных источников инноваций.
Фото: pixabay.com
Данная статья может быть интересна студенту Вуза или для тех, кто до сих пор не знаком с трудами П. Друкера. Все идеи, отображенные в данной статье, отображены в книге «Бизнес и инновации», 1985 г. Для всех остальных читателей – это всего лишь повторение пройденного материала.
слабовато. особенно выдает сырость названия пунктов 2.3 и 2.6. классификация всегда имеет цель. без цели классификация холодная и безжизненная. если целью было систематизировать подходы с целью облегчения задачи найти инновационную идею, то предложенная классификация слишком громоздка и не практична. больше похоже на кучу крупы, которую надо перебрать. а как это делать, и по каким признакам, и хватит ли у исполнителя навыков - в классификации не сказано. практичные классификации учитывают методы работы доступные исполнителю и группируют не столько по морфологии идей ( которая так же разнообразна, как деревья в лесу) сколько по дорожкам которые ведут к познанию идей (карта проходимых троп и просек в лесу с указанием сложности пути). вы сами начали выделять различные методы, разделяя пункты 2.3 и 2.6 (в данном случае прогнозы и анализ исторических данных) однако вместо ясности это только усилило неразбериху из-за смешения стилей в классификации.
слабовато. особенно выдает сырость названия пунктов 2.3 и 2.6.
классификация всегда имеет цель. без цели классификация холодная и безжизненная. если целью было систематизировать подходы с целью облегчения задачи найти инновационную идею, то предложенная классификация слишком громоздка и не практична. больше похоже на кучу крупы, которую надо перебрать. а как это делать, и по каким признакам, и хватит ли у исполнителя навыков - в классификации не сказано.
практичные классификации учитывают методы работы доступные исполнителю и группируют не столько по морфологии идей ( которая так же разнообразна, как деревья в лесу) сколько по дорожкам которые ведут к познанию идей (карта проходимых троп и просек в лесу с указанием сложности пути). вы сами начали выделять различные методы, разделяя пункты 2.3 и 2.6 (в данном случае прогнозы и анализ исторических данных) однако вместо ясности это только усилило неразбериху из-за смешения стилей в классификации.
С юмором по жизни. О бизнесе...
Где найти новые ниши для бизнеса?
Как Окунуться в свой «Голубой океан»?
Есть такие места! Не засиженные конкурентами.
Открылась поле непаханое возможностей для малого бизнеса и для стартапов. …
Все дело в инновациях. В их применении.
Посмотрите вокруг себя прямо сейчас. Выберите любой предмет в комнате, офисе, на улице, в космосе…
Подставьте слово инновации. Например – ковер. Получится: Инновации – Ковер. Теперь между словами инновации и ковер вставьте слово Цифровизация (интернет, М2М, процессоры, контроллеры, биты, байты и т.д). И вот готовый новый продукт – Инновационный ковер (сам себя чистит, меняет цвета и т.д.).