Андрей Блинов, профессор кафедры бизнеса и деловых стратегий Института бизнеса и делового администрирования АНХ при Правительстве РФ
В современной истории в России предпринимательство как социально-экономическое явление существует более десяти лет. Началом его развития является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности.
По закону личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производительный характер и стала составлять определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем, объеме бытовых услуг - ремонт квартир, автомобилей и сложной бытовой техники - около половины всех работ выполнялись людьми, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Прообразом малых предприятий явились кооперативы. Их число из года в год росло. Это подтверждалось объемами производства, продажи товаров и оказания услуг. В 1987 г. он составил 330,7 млн. руб., в 1988 г. — 6,1 млрд. руб., в 1989 г. — 40,3 млрд. руб. За два года он увеличился в 122 раза, в том числе в 1989 г. — в 6,6 раз. Кооперация, начав почти с нуля, к концу 1989 г. дала около 4% процентов всего национального продукта страны.
Кооперативный сегмент в значительной степени зависел от государственного сектора и развивался на его основе. Более 80% кооперативов было создано при госпредприятиях, у которых они арендовали 58% основных фондов. Лишь 36% фондов составляла собственность кооперативов.
Кооперативы объединяли различные виды деятельности. На начало 1988 г. 90% всех кооперативных предприятий и более 90% реализованной ими продукции приходилось на производство товаров народного потребления, бытового обслуживания, заготовки и переработки вторичного сырья. К 1991 г. кооперативы охватывали более 20 видов производств и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству стройматериалов и продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, научно-технические, по оказанию медицинских услуг, художественно-оформительские, работы по организации досуга, транспортные услуги и т. п. В 1990 г. каждый пятый кооператив осуществлял свою деятельность в сфере строительства. За 1988–1989 гг. число строительных кооперативов возросло в 11 раз, и в 1989 г. в них работал каждый третий занятый в кооперативном секторе экономики.
Развитие кооперативного движения проходило сложно. Часть кооперативов превратилась в частнопредпринимательские предприятия. Проблемы наблюдались в кооперативах, организованных при предприятиях или в их составе. Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок. Они работали, прежде всего, на внутрипроизводственные нужды. Хотя именно с развитием кооперации связывались немалые надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были каналом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.
Анализ развития малых предприятий в народном хозяйстве в начале 90-х гг. показывает, что в промышленности предприятия со сравнительно небольшим объемом продукции (до 10 млн. руб. в год) составляли примерно две трети (73,4%) от общего числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе. Их удельный вес в общем, объеме продукции равен всего лишь 11,3 %.
Противоправные действия являлись одним из серьезных препятствий для развития малых предприятий (рэкет, взятки и др.).
Период с 1985 по 1987 гг. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для него характерна деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при научных и общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.
Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987–1988 г.), когда оно развивалось в основном в виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось. Четко выделилось молодое поколение предпринимателей.
В этот период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по отводу земель под строительство объектов, отсутствовали свободные, нефондируемые ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля и т. п.
Все это вынудило кооперативы заняться деятельностью, не требовавшей крупных материальных затрат. На начало 1991 г. в России действовало 134,6 тыс. кооперативов. Ими было произведено товаров и услуг на сумму 42,6 млн. руб. Доля кооперативов в общем, объеме производства товаров народного потребления выросла с 0,4 до 2,9 %, в объеме розничного товарооборота (включая общественное питание) — с 0,6 до 1,1 %, в общем, объеме реализации бытовых услуг населению — с 4,6 до 18,4 %.
Таблица 1
Развитие кооперации в 1988–1993 гг. (на начало года)
11991 | 11989 | 11990 | 1991 | 1992 | 1993 | |
Число действующих кооперативов, тыс. | 7 7,3 | 338,9 | 1102,2 | 1134,6 | 778,4 | 443,8 |
Численность работающих, тыс. человек | 669,7 | 7708,2 | 22688 | 33512 | 22665 | 9941,0 |
Объем реализации продукции за год, млн. руб., | 1168,2 | 33326 | 224875 | 442801 | 49425 | 1183759 |
в том числе непосредст- венно населению, млн. руб. |
— | 11256 | 33404 | 24433 | 99934 | 338440 |
Из табл. 1 видно, что происходит свертывание кооперативного движения и постепенная его трансформация в другие формы. Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее конкурентоспособными, а некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия.
Кооперативы выполняли важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг. Однако их деятельность сдерживалась. Им были запрещены многие формы деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам (разрешена покупка только в розничной торговле, высокие коэффициенты к ценам и т. п.).
За годы существования кооперативов наметились новые тенденции в их структуре по видам деятельности (см. табл. 2).
Таблица 2
Число кооперативов по видам деятельности (на начало года), тыс.
Вид деятельности | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 |
Производство товаров народного потребления | 1,4 | 6,7 | 14,8 | 17,9 | 8,8 | 4,8 |
Производство товаров производственно-технического назначения | — | — | 3,7 | 5,5 | 3,9 | 3,3 |
Бытовое обслуживание | 2,7 | 12,1 | 16,3 | 13,5 | 6,8 | 2,4 |
Общественное питание | 1,8 | 3,5 | 2,6 | 1,9 | 0,7 | 0,3 |
Торговая и торгово-закупочная | 0,4 | 1,1 | 1,9 | 1,9 | 0,9 | 0,4 |
Строительство | — | — | 24,0 | 50,9 | 34,0 | 19,5 |
Сельское хозяйство | — | — | 3,7 | 5,0 | 2,7 | 1,1 |
Художественно-оформительская | — | — | 2,4 | 1,0 | 0,5 | |
Медицинские услуги | — | — | — | 2,0 | 1,0 | 0,5 |
Организация досуга | — | — | — | 1,2 | 0,5 | 0,2 |
Научно-техническая | — | — | 6,2 | 7,8 | 3,9 | 2.4 |
Другие виды | 0,9 | 15,5 | — | 21,4 | 10,5 | 6,6 |
Число кооперативов, производящих товары народного потребления, возросло за четыре года (1987–1990 гг.) в 12,8 раза и достигло своего пика. Их деятельность распространилась на различные хозяйственные области. Появились кооперативы по выпуску товаров производственно-технического назначения. Увеличилось число строительных, сельскохозяйственных и научно-технических кооперативов. Они доказали, что могут найти свою нишу практически в любых сферах народного хозяйства.
Третий этап пришелся на 1989–1990 гг. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. В результате расширились сферы деловой активности предприимчивых людей, диверсифицировалась номенклатура организационных форм предпринимательства, произошло интенсивное освоение арендных отношений. В 90-е гг. стабильно росла доля малых предприятий в общем объеме ВВП. В начале 1990 г. в стране насчитывалось 200 тыс. малых предприятий. На них было занято 4,9 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд. руб.
В связи с подготовкой к проведению малой приватизации было узаконено частное предпринимательство, что обусловило настоящий бум в его развитии. Малый бизнес привлекает все большее количество работников государственных предприятий, сдерживая рост безработицы. Увеличение числа малых предприятий привело к конкуренции между предпринимателями, что потребовало определенных навыков, фундаментальных знаний основ рыночной экономики, маркетинга, менеджмента и т. п.
Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, чему способствовал переход 1 января 1989 г. всех государственных предприятий и объединений на самофинансирование и хозяйственный расчет. Аренда дала возможность соединить средства производства с непосредственным производителем в одном лице — трудовом коллективе. Эти отношения стали организационно-экономической основой акционирования и приватизации.
Для четвертого этапа (1991–1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. В это время происходит быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. 1992 г. - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). Наблюдалось становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т. п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.
Число малых предприятий возросло в сфере науки и научного обслуживания в 3,4 раза, в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза, в 2,9 — в материально-техническом снабжении и общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, в 2,8 — в сфере народного образования. Но произошло резкое уменьшение доли малых предприятий в сфере материального производства.
Либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности. В результате малые предприятия стали заниматься чисто посреднической и торговой деятельностью.
Процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей Российской Федерации, «за 1992 г. в России практически не возникло не единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере».
К пятому этапу развития малого предпринимательства в России, на наш взгляд, можно отнести 1993–1994 гг. — период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы способствовали расширению инвестиционной деятельности, развитию предпринимательства.
В 1993 г. были сделаны первые шаги по правовому и организационному обеспечению малого предпринимательства как особого сектора экономики России. Для эффективного функционирования рыночной экономики в нашей стране необходимо было иметь 10 - 15 млн. малых предприятий. На начало 1993 г. действовало чуть больше 300 тыс. Это означало, что малое предпринимательство еще не сформировалось.
На основании данных Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, информации Госкомстата Российской Федерации на начало 1993 г. можно проследить основные тенденции формирования малого предпринимательства. Данные были получены при обследовании 189 834 малых предприятий с числом постоянно занятых 2,8 млн. человек (таблицы 3 и 4).
Таблица 3
Распределение малых предприятий по формам собственности
Предприятие %
Частные предприятия 27,4
Товарищества 23,6
Кооперативы 23,1
Государственные муниципальные
предприятия 8,3
Акционерные 5,2
Иные 12,2
Таблица 4
Распределение занятых в малом предпринимательстве по формам собственности предприятий
Число занятых %
Частные предприятия 19,0
Товарищества 22,4
Кооперативы 26,5
Государственные и муниципальные
малые предприятия 13,8
Акционерные общества 5,9
Прочие 12,4
Анализ показывает, что в самом начале экономической реформы наиболее интенсивно создавались кооперативы. С 1992 г. стали создаваться преимущественно товарищества с ограниченной ответственностью. Их удельный вес в течение года возрос в 4,6 раза, причем многие из них учреждались на основе перерегистрации кооперативов с использованием накопленного в них капитала. Особенностью этого периода является тенденция к формированию частной формы малого предпринимательства. Все большую силу набирает тенденция трансформации организационно-правового статуса малого предпринимательства: от образования малых предприятий государственной формы собственности к смешанному товариществу с использованием государственной и коллективной форм собственности и арендных отношений до создания товариществ с ограниченной ответственностью с выкупом государственной доли собственности.
К числу негативных моментов этого периода относится свертывание деятельности малых предприятий в капиталоемких и наукоемких отраслях, развитие и укрепление позиций теневой экономики.
Шестой этап начинается с 1995 г. и продолжался до 1998 г. К этому времени практически были исчерпаны возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие малые предприятия, преимущественно торгово-посреднические и научно-консультационные, прекратили свое существование.
В экономике страны набирает силу тенденция к концентрации и централизации капиталов. Стали появляться случаи поглощения предприятий. Нерентабельные малые предприятия не выдерживали конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывали свою деятельность.
Проводимая правительством страны политика умеренно жесткой финансовой стабилизации до определенного времени не являлась препятствием для развития малых предприятий. Но постепенное ухудшение экономической ситуации особенно сильно отражалась на малом бизнесе. Начиная с 1993–1994 гг. темпы роста малых предприятий начали снижаться. Так, по оценке Госкомстата России, в 1992 г. они составляли 209%, в 1994 г. — 103,7%. В первом квартале 1995 г. впервые наблюдалось сокращение количества малых предприятий. Динамика изменения количества малых предприятий, начиная с 1991 г., представлена в табл.5.
На замедление роста числа малых предприятий в 1994–1996 гг. повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они принимали новые организационные формы или просто ликвидировались.
Таблица 5
Динамика развития малых предприятий, 1991–1997 гг. (на конец года)
Год | Всего малых предприятий (тыс.) |
Темп роста числа малых предприятий (%) |
1991 | 268 | 100 |
1992 | 560 | 209 |
1993 | 865 | 154 |
1994 | 896,9 | 104 |
1995 | 877,3 | 98 |
1996 | 829,4 | 95 |
1997 | 837,9 | 101 |
В настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства приходится около 13% общей численности экономически активного населения (без учета вторичной занятости). Сокращение численности занятых в малом предпринимательстве впервые происходит в 1994 г. (с 8,63 млн. человек до 8,48 млн. человек). В начале 1995 г. эта тенденция еще более усиливается. Численность работающих на малых предприятиях снизилась до 8,1 млн. человек, т.е. на 4,4%. Сейчас сектор малого предпринимательства не в состоянии дать новые рабочие места. Для этого требуются существенные изменения в государственной политике к малому предпринимательству, конкретные меры по поддержке малых предприятий. Динамику количества занятых в малом предпринимательстве по годам можно проследить по данным табл.6 . Число занятых на малых предприятиях по отраслям экономики и формам собственности.
Таблица 6
Динамика изменения занятости в секторе малого
предпринимательства. 1992–1998 гг.
Год | Численность занятых (млн человек) |
Темп роста занятости (%) |
1992 | 5,44 | 100 |
1993 | 7,68 | 141 |
1994 | 8,63 | 112 |
1995 | 8,48 | 98 |
1996 | 8,1 | 96 |
1997 | 6,01 | 74 |
1998 | 5,82 | 97 |
Экономические преобразования, происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и разгосударствления, смены централизованных методов управления на рыночные, показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса в развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако он должен быть адаптирован к особенностям российской экономики. В нашей стране предприятия малого бизнеса целесообразно концентрировать в наиболее необходимых потребителю сферах: производство продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, бытовое обслуживание, строительство жилья.
Таблица показывает, что наибольший удельный вес малых предприятий приходится на пищевую промышленность (64,8%), они обеспечивают производство более, чем одной пятой совокупного объема производимой продукции. В лесной промышленности они составляют более половины всех предприятий, хотя объемы производства не достигают и 7%. Это объясняется сохранением государственной собственности на малых предприятиях, выделившихся из состава крупных предприятий. Этим же во многом объясняется и то, что 44,8% предприятий в отрасли промышленных строительных материалов обеспечивают лишь 9,5% объема продукции, производимой в ней, а 36,9% предприятий легкой промышленности производят только 2% объема производства.
Таблица 7
Основные показатели работы промышленных предприятий
(численность работающих до 200 человек)
Отрасль | Кол-во пред-приятий | Удельный вес в общем кол-ве пред-приятий, % |
Объем продукции в ценах 1991г., млн руб. |
Удельный вес в общем объеме продукции, % |
Всего в РФ | 10778 | 48,0 | 56908 | 5,2 |
Электроэнергетика | 51 | 20,0 | 210 | 0,5 |
Топливная промышленность | 121 | 27,0 | 317 | 0,4 |
Черная металлургия | 52 | 23,6 | 292 | 0,5 |
Цветная металлургия | 30 | 12,6 | 550 | 0,8 |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 136 | 22,3 | 984 | 1,2 |
Машиностроение, металлообработка | 1256 | 25,5 | 3825 | 1,4 |
Лесная и целлюлозобумажная промышленность | 2066 | 54,0 | 3926 | 6,4 |
Промышленность и стройматериалы | 933 | 44,8 | 3195 | 9,5 |
Стекольная промышленность | 32 | 21,0 | 84 | 1,9 |
Легкая промышленность | 809 | 36,9 | 3958 | 2,1 |
Пищевая промышленность | 31181 | 64,8 | 31424 | 21,5 |
Микробиология | 7 | 15,6 | 37 | 1,7 |
Медицинская промышленность | 11 | 4,8 | 37 | 0,5 |
В последние годы широко практиковалось создание при крупных предприятиях мелких вспомогательных производств. При этом трудоемкость и себестоимость изделий, изготовленных на этих производствах, в 2–3 раза ниже, чем на специализированных предприятиях, т.е. организация производства изделий на основе субподряда позволила существенно повысить эффективность производства.
Седьмой этап в развитии малого предпринимательства начался после 1998 г. и продолжается до настоящего времени.
Проведенный анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формируются и развиваются в сложных экономических, социальных, политических условиях. Существенными препятствиями его развития являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц, отсутствие государственной программы помощи малому бизнесу.
Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требуется государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях и, прежде всего, в сфере кредитования и страхования, стимулирования его инвестиционной активности.
Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике. К ним относятся:
- отсутствие инфраструктуры малого бизнеса;
- перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций;
- недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;
- вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;
- уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и вследствие неспособности государства обеспечить защиту от криминальных структур.
Современное состояние малого предпринимательства отличается сложным характером. Для его характеристики важное значение имеет отраслевая направленность деятельности малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем и т.д. Отраслевые различия в параметрах малых предприятий (количество предприятий, объем производимой ими продукции и численность занятых) дают представление не только о нынешнем состоянии, включения в основные воспроизводственные цепочки народного хозяйства, но и о возможностях малого предпринимательства.
Имеющиеся данные позволяют получить достаточно полное представление об отраслевой ориентации малых предприятий (см. табл. 8)
Таблица 8
Отраслевая структура основных экономическихпоказателей малых предприятий в 2003 г. (в %).
ОТРАСЛЬ | Распределение малых предприятий по отраслям экономики (%) | Объем произведенной продукции, работ, услуг по отраслям экономики (%) | Распределение общей численности занятых на малых предприятиях по отраслям экономики (%) |
1. Торговля и общественное питание | 44,5 | 26,8 | 34,1 |
2. Строительство | 15,8 | 25,3 | 21,6 |
3. Связь | 0,4 | нет данных | 0,5 |
4. Транспорт | 2,1 | 3,4 | 2,8 |
5. Промышленность | 15,7 | 25,1 | 21,4 |
6. Наука и научное обслуживание | 4,5 | 3,5 | 3,6 |
7. Жилищно-коммунальное хозяйство | 1,6 | нет данных | 1,6 |
8. Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка | 4,1 | 2,9 | 3,3 |
9. Другие отрасли экономики | 11,3 | 13 | 11,1 |
Данные таблицы свидетельствуют, что основная масса малых предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, при этом торгово-посредническими операциями часто занимаются и предприятия неторгового профиля. Таким образом, можно сделать вывод о том, что торговля и общественное питания является определяющей сферой интереса малого бизнеса.
Доля предприятий торговли и общественного питания в объеме производимой малым бизнесом продукции и в общей численности занятых на малых предприятиях существенно ниже их доли в общей численности предприятий. Так, по предприятиям торговли и общественного питания объем произведенной продукции в 1,7 раза, а в общей численности занятых в 1,3 раза меньше их доли в общем количестве малых предприятий.
Малые предприятия сферы торговли и общественного питания мельче других предприятий, их экономический (объем услуг) и социальный (занятость) эффект в расчете на одно предприятие ниже, чем в целом по малому бизнесу. Подобное положение в немалой степени обусловлено многочисленностью предприятий указанного профиля, более высоким уровнем конкуренции, которая вынуждает жестко контролировать цены и количество занятых. Кроме того, предприятия, специализирующиеся на торговле импортными продуктами, испытывают сильную зависимость от динамики курса доллара к рублю.
Иная картина складывается в строительстве и промышленности. Здесь малый бизнес имеет практически одинаковые параметры. Общее количество предприятий строительного и промышленного профиля примерно в три раза уступают предприятиям торговли и общественного питания. Но по числу занятых их отставание уже в два раза меньше, а по доле в общем объеме произведенной продукции они практически не уступают. Экономический и социальный эффект на одно предприятие в строительстве и промышленности соответственно в 3 и 1,5 раза выше, чем в торговле и общественном питании.
В сфере материального производства малый бизнес преимущественно действует в пищевой промышленности (производство полуфабрикатов, фасовка, выпечка и другие технологически несложные производства), производстве отдельных видов бытовых и специальных приборов, узлов (домофоны, радиоустройства), комплектующие для жилого фонда (окна, двери, решетки, заборы и т.д.), деревообработке (изготовление доски обрезной) и другие. Возрастает роль малых предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Ежегодно они наращивают научно-технический и производственно-технологический потенциал. По оценкам экспертов, в этой сфере функционирует около 70 тыс. малых предприятий с численностью занятых более миллиона человек. Сегодня образовалась достаточно устойчивое количество предприятий, работающих 3-4 года и более. В радиоэлектронике и приборостроении более 35% малых предприятий связаны с разработкой и внедрением новой продукции и технологий.
В настоящее время сложились две основные группы малых предприятий в промышленности. Одна ориентирована на дорогостоящие импортные технологии и хотя бы частичные импортные поставки сырья и комплектующих.
Эти предприятия имеют высокую капиталоемкость, низкую рентабельность. Их деятельность носит анклавный характер, т.е. эти предприятия не связаны с отечественными производителями оборудования и технологий, не участвуют в субподрядных или иных организационно-правовых отношениях со средним и крупным предпринимательством.
Другая группа предприятий сориентирована на промышленное использование перспективных отечественных разработок и отечественного оборудования. Эти производства лучше интегрированы в воспроизводственные цепочки народного хозяйства, имеют более высокие технико-экономические показатели деятельности.
До финансового кризиса августа 1998 года анклавные малые предприятия преобладали в российской экономике. Однако резкое удорожание импорта оборудования в рублевом выражение изменило ситуацию. Сейчас все больше становится предприятий не анклавных, а относительно более интегрированных в технологическое и организационно-правовое пространство страны.
Деятельность малого бизнеса в сфере услуг значительно более активна и разнообразна. Объем платных услуг населению на 1/3 формируется за счет услуг оказываемых частными индивидуальными предпринимателями. Доля индивидуального предпринимательства в объеме бытовых услуг составляет 68%, в сфере физической культуры и спорта – 46%, медицинских услуг – 53%, а в объеме правового характера она достигает 96%. В некоторых регионах доля индивидуального предпринимательства в сфере услуг значительно превышает среднероссийский уровень. Например, в Саратовской, Мурманской, Томской областях, в Ставропольском крае она составляет более 40%, в Ростовской области – около 50%, в республике Хакасия – почти 60%.
В сфере услуг малый бизнес, за некоторыми исключениями (вроде автозаправочных станций), не столь сильно базируется на дорогостоящих машинных технологиях, как в материальном производстве. Потому и приоритеты развития в этой сфере иные. Это, прежде всего, обеспечение доступа к дешевым арендным помещениям, дешевым кредитам, снижение давления со стороны проверяющих и контролирующих инстанций, упорядочение законодательства в соответствующих областях и некоторые другие проблемы.
Три названные отрасли определяют «лицо» российского малого бизнеса. На них приходится три четверти числа всех предприятий, три четверти всего объема производимой ими продукции и три четверти всех занятых в этой сфере. В народном хозяйстве эти отрасли занимают около 55%. Таким образом, малый бизнес в целом повторяет народнохозяйственную макроотраслевую структуру, за одним исключением - в нем незначительна доля сельхозпредприятий, на которые приходится 11,3% от численности всех предприятий.
Внутри макроотраслей ориентация малого бизнеса и всего народного хозяйства резко различна. В промышленности малый бизнес сориентирован на пищевые отрасли, деревообработку и некоторые другие, и практически отсутствует в сырьевом секторе и иных капиталоемких областях.
Выделение в качестве отраслевого ядра малого бизнеса торговли и общественного питания, строительства и промышленности не означает, что прочие его сферы носят второстепенный характер, в том числе с точки зрения перспектив его развития. В оставшейся части малого бизнеса примерно 40% от числа предприятий и 25% выпуска и занятости падает на такие перспективные сферы, как наука, научное обслуживание и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка.
Именно инновационные и консалтинговые фирмы способны быстро развиваться и давать импульс всему малому бизнесу. Их можно рассматривать как второй важный центр роста этого сектора хозяйства. Пока он сильно уступает по количественным показателям «ядру», однако его значение не количественное, а качественное: генерировать и передавать в коммерческое использование новейшие технологии и методы управления, которые могли бы составить стратегическую основу развития малого, среднего и даже крупного бизнеса.
Перспективы бизнеса в научной и инновационной сфере — острый и противоречивый предмет. С одной стороны, в России существует высокий научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе различных НИИ и заводских лабораторий, в высоком уровне технического образования. С другой стороны, данный научно-технический потенциал долгое время не был востребован ни государством, ни частным бизнесом. В силу этого инновационный бизнес - пока новинка для российского рынка. Но и этот бизнес существует и развивается, причем преимущественно в малых формах.
Анализ деятельности инновационных фирм показывает, что встречаются два пути российского инновационного бизнеса. Первый из них «классический», идущий от перспективной идеи или разработки, которую фирма хотела бы коммерциализовать посредством продажи патента или лицензии, передачи ноу-хау, совместного производства или каким-то другим способом. То есть здесь мы имеем дело с движением инновационной фирмы из сферы НИОКР в сферу практического бизнеса.
Однако существует и другой путь, когда некая фирма накапливает ноу-хау в сфере практического бизнеса, а затем обнаруживает, что в принципе необязательно самой что-то производить, а можно продавать свое ноу-хау и сосредоточиться на его развитии и поддержке в конкурентоспособном состоянии, т.е. фирма покидает практический бизнес и уходит в сферу НИОКР для организации подпитки своего готового и коммерциализованного продукта.
При анализе деятельности российских малых инновационных предприятий обнаруживаются как общие закономерности, так и нетрадиционные тенденции. Общие закономерности сводятся к тому, что инновационные фирмы, какими бы они замечательными разработками не обладали, должны реалистично представлять пути коммерциализации своих изобретений и уметь ограничивать притязания разумными рамками, особенно в тех случаях, когда предусматривается выход на международные рынки. Что касается исключений, то они большей частью обусловлены своеобразием текущего экономического положения России. Многие квалифицированные научные кадры были вынуждены уйти в практический бизнес, сохраняя, тем не менее, менталитет и стиль жизни научных работников. Поэтому при достижении успеха в бизнесе у них часто появляется желание вернуться, в сферу своих прежних интересов, но уже на новой основе. Так может произойти трансформация малого предприятия реального сектора в предприятие инновационное.
Несмотря на своеобразные пути развития, малый инновационный бизнес в России начинает набирать силу. Инновационные предприниматели начинают все яснее видеть, что распознание тенденций спроса и определение перспективных ниш, умение просчитывать технико-экономический эффект и навык взаимодействия с разнообразными, в том числе и с государственными структурами, эффективная организация дела - не менее важные факторы, чем уровень продвигаемой научно-технической разработки. Есть основания надеяться на то, что в ближайшие годы произойдет образование эффективных тандемов предпринимательских и изобретательских команд, которые дадут новый импульс развитию малого инновационного бизнеса.
При рассмотрении малого бизнеса важно учитывать его двухполюсную структуру и выявлять проявляющиеся здесь тенденции и проблемы. Каковы в общих чертах эти проблемы?
С одной стороны, слабая связь инновационного сектора с отраслевым ядром. Малые научные фирмы часто располагают полезными разработками в области строительства (новые строительные смеси, новые материалы, интересные технологии выполнения определенных работ) и промышленности (эффективные электронные устройства, электроагрегаты, разного рода мини-технологии), но коммерциализовать свои разработки им удается не часто. Инновационные фирмы не располагают пока достаточными возможностями целевого информирования о своей продукции, сталкиваются с проблемой финансирования и патентования, часто не имеют четкого представления о возможном экономическом эффекте от их нововведений.
С другой стороны, возможные партнеры инновационных фирм часто проявляют равнодушие к технологическим новинкам, у менеджеров этих предприятий отсутствует «прорывное мышление», а круг забот ограничивается традиционными вопросами изыскания дешевых поставок сырья и комплектующих, стандартных сбытовых проблем.
Таким образом, существует проблема нестыковки менталитетов инновационного бизнеса и оперирующего в реальном секторе. И это подчас имеет не менее важное значение, чем нехватка финансовых ресурсов. Результатом становится сдерживание развития обоих полюсов малого предпринимательства.
Отмеченные особенности справедливы и для характеристики отношений консалтингового сектора и предприятиями отраслевого ядра. Пока основные услуги, предоставляемые консалтинговыми фирмами, касаются аудита и ведения бухгалтерского учета, правового сопровождения бизнеса. Значительно реже встречаются услуги управленческого консультирования, налаживанию управления издержками, маркетинговым исследованиям. Это оказывает сдерживающее влияние на развитие малого бизнеса в реальном секторе.
Проблемы недостаточной интеграции двух перспективных полюсов малого предпринимательства — ведущего в количественном отношении ядра (торговля и общественное питание, строительство и промышленность) и ведущего в качественном отношении инновационно-консалтингового сектора свидетельствует о том, что в малом бизнесе пока не сложились современные формы взаимодействия и кооперации, не сформировалась работоспособная модель взаимодействия малых и микрофирм инновационно-консалтингового сектора с малыми предприятиями реального сектора.
В этом же состоит одна из причин другого явления - недостаток взаимодействия малого бизнеса со средними и крупными предприятиями. Стратегией для интеграции со средним и крупным бизнесом для малых предприятий реального сектора могло бы стать восприятие и практическое освоение перспективных разработок инновационно-консалтингового сектора и затем кооперация с крупным бизнесом по расширению коммерческого применения этих разработок.
Складывание такой ступенчатой системы коммерциализации перспективных разработок поможет «осовремениванию» российской экономики, ее повороту к техноориентированным схемам развития, к повышению общей конкурентоспособности народного хозяйства с учетом участия в международном разделении труда.
Складывающийся малый бизнес представляет собой заметный сектор развивающегося хозяйства. Торговля и общественное питание, строительные и транспортные услуги, консалтинг и разнообразные услуги населению — вот только наиболее крупные направления, обслуживающей деятельности малого бизнеса. Но в последние годы начинает проявляться его потенциал. И яркое тому подтверждение - деятельность инновационных и консалтинговых компаний.
В настоящее время малый бизнес превратился в весьма существенный фактор регионального развития. Накоплен позитивный опыт деятельности малого предпринимательства в отдельных регионах нашей страны, выражающийся в ощутимой отдаче от этого сегмента экономики. В Москве, например, малые предприятия обеспечивают до 40% налоговых поступлений в бюджет города.
Но крайне дифференцированные социально-экономические условия различных регионов Российской Федерации предопределяют неравномерный и разнообразный характер развития малого бизнеса в нашей стране. На него влияет многообразие местных экономических, социальных, политических условий. Экономические районы различаются по своей величине, численности населения и экономическому потенциалу. Обилие регионов и их несхожесть по многим параметрам является препятствием для понимания закономерностей размещения малого бизнеса.
Таблица 9
Распределение малых предприятий по экономическим районам РФ
Число малых предприятий (тыс.) | Среднее число жителей на одно малое предприятие (чел.) | |
Российская Федерация | 868 | 169,5 |
Северный район | 20,7 | 279,5 |
Северо-Западный район | 129,3 | 61,8 |
Центральный район | 266,1 | 111,4 |
Волго-Вятский район | 27,2 | 307,9 |
Центрально-Черноземный район | 26,2 | 299,4 |
Поволжский район | 78 | 216,4 |
Северо-Кавказский район | 79,4 | 223 |
Уральский район | 85,5 | 238,7 |
Западно-Сибирский район | 75,8 | 199,3 |
Восточно-Сибирский район | 35,5 | 255,5 |
Дальневосточный район | 35,1 | 208,9 |
Калининградская область | 9,2 | 102,5 |
Лидером по числу малых предприятий является Центральный район. На него приходится более 30% всех малых предприятий России. На втором месте - Северо-западный район - около 15%. На третьем месте находится Уральский район, на который приходится около 10% малых предприятий. Поволжский, Северо-Кавказский и Западно-Сибирский районы имеют примерно равное число малых предприятий, и на каждый из них приходится 8-9% общероссийской численности. На Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы приходится по 4%, на Волго-Вятский и Центрально-Черноземный - по 3%, на Северный - примерно 2,3%, на Калининградскую область - около 1%. Такое распределение числа малых предприятий в целом укладывается в общую картину размещения населения и хозяйства России.
По другому показателю - среднему числу жителей на одно малое предприятие – ситуация в стране схожа с общим положением в этой области. Ниже общероссийского уровня по этому показателю ситуация складывается в Северо-западном и Центральном районах, а также в Калининградской области, причем с большим отрывом «лидирует» Северо-западный район. Менее чем на четверть выше среднего по России уровня поднимается в Западно-Сибирском и Дальневосточном районах. Он выше среднего уровня на 28-40% в Поволжском, Северо-Кавказском, Уральском районах. В Восточно-Сибирском, Северном, Центрально-Черноземном и Волго-Вятском число жителей на одно малое предприятие превышает средний российский уровень в 1,5-1,8 раза.
Распределение малых предприятий по субъектам федерации дает более пеструю картину. Лидерами по числу малых предприятий является Москва (20% общероссийского числа) и Санкт-Петербург (12%), то есть на эти два города приходится практически 1/3 всех российских малых предприятий. Если присоединить к ним области, на территории которых они расположены, то Московская (около 4%) и Ленинградская (примерно 1,5%) доводят вес этих двух регионов в размещении малых предприятий почти до 38%.
Начиная с Ростовской области (около 3%), идут по нисходящей Краснодарский край, Самарская, Свердловская, Новосибирская области. В этих пяти регионах число малых предприятий составляет от 20 тыс. до 30 тыс.
Далее идут регионы, где число малых предприятий менее 20 тыс., но превышает 10 тыс.: на девятом месте Челябинская область, затем Тюменская область, Татарстан, Ставропольский край, Башкортостан, Нижегородская, Волгоградская, Саратовская, Ленинградская, Омская, Иркутская области, Алтайский край, Кемеровская область, Приморский край. Таким образом, численность малых предприятий превышает 10 тыс. только в 23 регионах России.
Относительный показатель развития малого предпринимательства в регионах — среднее число жителей на одно малое предприятие – показывает, что здесь первыми также оказались Москва и Петербург. Замыкают список Еврейская автономная область и Республика Тыва, Республика Хакасия, Чукотский автономный округ и Республика Дагестан.
Сложившееся распределение малого бизнеса по регионам носит в целом по Российской Федерации как объективный, так и субъективный характер. К числу последних отсутствие национальной региональной политики и множественность субъектов федерации, обладающих немалыми правами по организации местной правовой и экономической среды, привели к тому, что в одних регионах были использованы имеющиеся возможности, а в других нет.
Какие факторы помимо управленческих решений определили характер распределения регионов по различным группам, какие объективные обстоятельства повлияли на него? В качестве таких факторов являются показатели инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Инвестиционный потенциал учитывает основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и другие показатели. Инвестиционный потенциал региона складывается из восьми частных потенциалов, каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей:
- ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики):
- инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- финансового (объем налоговой базы и прибыльность предприятий региона),
- потребительского (совокупная покупательная способность населения региона).
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них (таблица 10).
Рассчитывались следующие виды риска:
- экономический (тенденции в экономическом развитии региона);
- финансовый (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
- политический (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, легитимность местной власти);
- социальный (уровень социальной напряженности);
- экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
- криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений);
- законодательный (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства).
При расчете этого риска необходимо учитывать как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно.
Таблица 10
Соотношение рангов распространенности малых предприятий и инвестиционных потенциала и рисков по регионам РФ в 2001 г.
Ранг по числу жителей на одно малое предприятие. | Ранг потенциала | Ранг риска | ||
г. Санкт-Петербург | 1 | 2 | 2- | |
г. Москва | 2 | 1 | 1 | |
Калининградская область | 3 | 42 | 5 | |
Магаданская область | 4 | 66 | 77 | |
Новосибирская область | 5 | 19 | 62 | |
Ленинградская область | 6 | 22 | 17 | |
Сахалинская область | 7 | 71 | 70 | |
Самарская область | 8 | 5 | 15 | |
Ярославская область | 9 | 37 | 10 | |
Ростовская область | 10 | 11 | 21 | |
Республика Ингушетия | 11 | 77 | 88 | |
Республика Карелия | 12 | 62 | 31 | |
Ставропольский край | 13 | 28 | 48 | |
Свердловская область | 14 | 4 | 35 | |
Омская область | 15 | 33 | 33 | |
Московская область | 16 | 3 | 6 | |
Камчатская область | 17 | 75 | 73 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 18 | 76 | 83 | |
Тюменская область | 19 | 35 | 60 | |
Хабаровский край | 20 | 27 | 66 | |
Волгоградская область | 21 | 25 | 23 | |
Республика Бурятия | 22 | 58 | 69 | |
Рязанская область | 23 | 45 | 34 | |
Республика Адыгея | 24 | 73 | 56 | |
Краснодарский край | 25 | 12 | 18 | |
Саратовская область | 26 | 21 | 13 | |
Челябинская область | 27 | 15 | 68 | |
Белгородская область | 28 | 20 | 4 | |
Приморский край | 29 | 23 | 45 | |
Томская область | 30 | 56 | 29 | |
Удмурдская Республика | 31 | 36 | 36 | |
Иркутская область | 32 | 16 | 64 | |
Калужская область | 33 | 46 | 22 | |
Республика Саха (Якутия) | 34 | 18 | 57 | |
Ивановская область | 35 | 59 | 32 | |
Красноярский край | 36 | 6 | 75 | |
Тульская область | 37 | 30 | 53 | |
Республика Татарстан | 38 | 14 | 3 | |
Республика Калмыкия | 39 | 81 | 51 | |
Владимирская область | 40 | 34 | 12 | |
Алтайский край | 41 | 26 | 61 | |
Республика Алтай | 42 | 83 | 54 | |
Костромская область | 43 | 69 | 55 | |
Мурманская область | 44 | 31 | 30 | |
Воронежская область | 45 | 24 | 20 | |
Нижегородская область | 46 | 9 | 8 | |
Амурская область | 47 | 47 | 52 | |
Республика Марий Эл | 48 | 70 | 44 | |
Новгородская область | 49 | 64 | 7 | |
Пермская область | 50 | 8 | 11 | |
Астраханская область | 51 | 61 | 42 | |
Республика Башкортостан | 52 | 13 | 24 | |
Кемеровская область | 53 | 10 | 72 | |
Республика Коми | 54 | 44 | 67 | |
Курганская область | 55 | 63 | 65 | |
Псковская область | 56 | 67 | 37 | |
Липецкая область | 57 | 43 | 19 | |
Оренбургская область | 58 | 29 | 38 | |
Читинская область | 59 | 49 | 78 | |
Ульяновская область | 60 | 38 | 25 | |
Чувашская Республика | 61 | 48 | 16 | |
Вологодская область | 62 | 41 | 27 | |
Орловская область | 63 | 55 | 28 | |
Пензенская область | 64 | 50 | 43 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 65 | 68 | 49 | |
Архангельская область | 66 | 51 | 71 | |
Смоленская область | 67 | 52 | 58 | |
Республика Северная Осетия-Алания | 68 | 65 | 79 | |
Кировская область | 69 | 53 | 41 | |
Брянская область | 70 | 40 | 84 | |
Республика Мордовия | 71 | 60 | 14 | |
Тамбовская область | 72 | 57 | 40 | |
Тверская область | 73 | 39 | 9 | |
Курская область | 74 | 32 | 47 | |
Еврейская автономная область | 75 | 79 | 39 | |
Республика Тува | 76 | 80 | 76 | |
Республика Хакасия | 77 | 72 | 74 | |
Чукотский автономный округ | 78 | 74 | 85 | |
Республика Дагестан | 79 | 54 | 87 |
Степень распространения малого бизнеса по регионам России объясняется особенностями инвестиционного климата в этих регионах. Хороший предпринимательский климат с высоким инвестиционным потенциалом и низкими инвестиционными рисками в Москве и Санкт-Петербурге дает почву для развития малого бизнеса. Плохой инвестиционный климат в Еврейской автономной области, Туве, Хакасии, на Чукотке и в Дагестане с низким инвестиционным потенциалом и высокими рисками не дает развиваться малому предпринимательству.
Ситуация соответствия рангов наблюдается в Самарской, Ярославской, Ростовской, Волгоградской, Томской, Амурской областях, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии. Несмотря на немногочисленность этой группы, где наблюдается соответствие, ее значение в развитии малого предпринимательства велико, поскольку в нее входят Москва и Санкт-Петербург, где эта сфера экономики имеет высокую степень развития.
Имеются регионы, которые добились в развитии малого предпринимательства большего, чем это вытекает из их инвестиционного климата. В самом начале списка стоят Калининградская и Магаданская, области, которые занимают третье и четвертое место в рейтинге развития малого предпринимательства и имеют очень низкие значения инвестиционного потенциала. Возможно, Магаданская область является хорошим примером использования малого предпринимательства для решения социальных проблем региона. Таким же примером являются Ингушетия, Камчатская область и Карачаево-Черкессия, которые находятся в лидирующей группе по развитию малого бизнеса и в замыкающей по инвестиционным потенциалу и рискам. К этой же группе (развитие малого предпринимательства выше уровня инвестиционного климата) относятся Адыгея, Калмыкия, Республика Алтай, где довольно остры проблемы занятости.
Значительную группу составляют регионы, которые недобирают в развитии малого бизнеса по качеству инвестиционного климата в регионе. Это наиболее заметно в Красноярском крае, Татарстане, Нижегородской, Пермской областях, Башкортостане, Кемеровской, Оренбургской, Ульяновской, Брянской, Тверской и Курской областях. Даже Дагестан, имеющий проблемы с рисками, сильно недобирает с точки зрения использования инвестиционного потенциала.
Таким образом, при отсутствии региональных усилий развития малого бизнеса в России под действием объективных факторов (качество инвестиционного климата, региональная дифференциация политических и социально-экономических условий) сложилась очень пестрая картина региональных различий. Наряду с достаточно успешно развивающими малое предпринимательство регионами существует много таких, где и по объективным, и по субъективным факторам его развитие явно недостаточно.
Региональное развитие и малый бизнес в России оказываются тесно связанными. То, что это обстоятельство роднит Россию с развитыми странами, не должно порождать иллюзий. Для России сложившаяся ситуация является вынужденной, другие решения практически невозможны, тогда как в развитых странах современная политика сформировалась в результате конкуренции разных подходов. Кроме того, в развитых странах общенациональные инфраструктуры, обеспечивающие деятельность бизнеса, несравненно более развиты, чем в России, что значительно облегчает задачу поддержки малого предпринимательства, так как в большинстве случаев практически нужно перенести на новую почву уже готовые решения, институты и приемы работы. В России по большей части все нужно создавать на пустом месте.
Положительный опыт решения таких задач в российских регионах имеется, но большие различия между регионами часто делают перенос такого опыта очень затруднительным. Мощных аналитических, информационных и организационных структур национального масштаба, адекватных стоящим перед малым бизнесом проблемам, пока нет. Имеющиеся государственные и общественные институты, работающие на развитие малого предпринимательства, не имеют достаточных средств для решения стоящих перед ними задач. Тем не менее, только развитие таких структур, как уже имеющихся, так и возникающих вновь, может привести к формированию нужной стране региональной политики, учитывающей проблемы и потенциал малого бизнеса.
В условиях современной России сложилась разнообразная картина в сфере малого бизнеса. На его развитие оказывает воздействие разнообразные факторы, доставшиеся в наследство регионам от прошлого, от отсутствия последовательной и ясно выраженной региональной экономической политики федеральных властей, от не всегда грамотных действий местных органов власти. Перед последними в настоящее время стоит та же задача, что и перед федеральными органами, - создание на местном уровне благоприятного хозяйственного климата для развития предпринимательских начал. От ее успешного решения во многом зависит будущее регионом.
Литература:
1. Блинов А.О. ,Санин И.И. Менеджмент предпринимательских структур- Подольск, «Сатурн-С»,1999.
2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития.-М. ВлаДар, 1993.
3. Зяблюк Н.Г. Государство и малый бизнес- М.,Наука, 1987.
4. Чирикова А.Е. Лидеры российского предпринимательства.- М. ИСРАН,1997.