Последний год, в контексте пандемии, ведущие российские компании, как никогда, соревнуются в проявлении корпоративной социальной ответственности. Раньше это у многих вызывало только ощущение «проходящего тренда». Сегодня же, чуть ли не главный залог успешности бизнеса – эффективные внешние и внутренние коммуникации с упором на социальную ответственность.
Мы поговорили с CEO российского представительства международного провайдера медицинского страхования Madanes Еленой Солоповой (на фото в анонсе) и узнали, почему менеджеры часто упускают важную тему здоровья во внутренних коммуникациях и как найти «win-win» в этом вопросе для штата и руководства.
Мирьям Сикилинда: Madanes делает основной акцент на страховании от онкологии. Почему это должно заинтересовать компании, у которых и так уже есть помимо обязательного медицинского страхования (ОМС), пакеты добровольного медицинского страхования (ДМС)?
Елена Солопова: Начнем с того, что лечение онкологии у нас бесплатное, по ОМС, но на практике слишком многое зависит от везения. Истории о том, как сложно получить квоту в ведущие лечебные центры, что бюрократия при получении медицинской помощи может растянуться на полгода, при том, что счет идет на месяцы и даже на недели, слышал или читал каждый.
Заболевшие и их близкие ищут советов, рекомендаций, средства, выходов на врачей. И чем дальше от Москвы и больших городов, тем этих историй больше. Так что на практике – чтобы получить качественное и своевременное лечение, требуются связи, информация и деньги. То, что стандартные пакеты ДМС не покрывают лечение критических заболеваний, в частности, рак, и что лечение онко – самое дорогостоящее, объясняет растущий интерес к данному виду страхования. Наш портфель корпоративных клиентов за последние 2 года увеличился в 4 раза.
М.С.: Какая польза от онкострахования для персонала компании – примерно понятно. Что можно назвать главными плюсами страхования от рака для работодателей?
Е.С.: Страхование коллектива от онкологических заболеваний избавляет руководство и HR-менеджеров от дилеммы, которая может возникнуть в случае заболевания кого-то из сотрудников. Так как качественное лечение онкологии – дорогостоящее. Человек приходит за помощью к начальству в отчаянии. Сложно представить компанию, которая закроет на это глаза и не попытается помочь сотруднику. Тем более если речь еще и о ценном кадре – компании важно сохранить ключевого сотрудника, и в этом случае они будут стараться не только помочь решить проблемы со здоровьем, но и вернуть специалиста на рабочее место в кратчайшие сроки.
Сборы средств, которых часто в итоге недостаточно, бюрократические процедуры, помощь в оформлении льгот и еще множество задач ложатся на плечи больного, а также его руководства. Если же у подчиненного есть полис, покрывающий лечение от рака, все заботы – задача страховой компании. Да, сотруднику все еще важны поддержка и понимание от руководства и всего коллектива, но это уже не касается организации процессов.
М.С.: Если компания не может позволить себе полноценно застраховать каждого сотрудника от рака, но при этом хочет оставаться ответственной и продвинутой в глазах работников, соискателей и партнеров, как лучше поступить? Брать какие-то более дешевые программы?
Е.С.: Многие руководители именно так и мыслят. Если не углубляться в детали, это неправильный подход. Ведь забота о здоровье сотрудников – это по сути своей один из инструментов мотивации штата. Но самое главное – не превратить его в инструмент демотивации.
Мы предлагаем другие подходы. Просто удешевлять программы, сводя их к минимуму, приводит к недостаточному количеству медицинских услуг и негативу со стороны сотрудников. Выход лучше искать по принципу «win-win»: к примеру, разделить оплату пакетов с подчиненными 80% на 20%, но оставить самые важные составляющие высокого класса. Так работники будут платить минимум, но получать максимум.
М.С.: Сколько платит компания за одного сотрудника в год при онкостраховании, и от чего зависят прайсы?
Е.С.: Стоимость программ для физлиц зависит, в первую очередь, от возраста застрахованного, его состояния здоровья, выбранного территориального покрытия. Обычно специалисты медицинского страхования помогают подобрать максимально подходящую программу, исходя из ситуации в коллективе, в зависимости от этого варьируются и прайсы. В среднем это около 2 тыс. руб. в год, если мы говорим о покрытии на территории РФ, и в районе 5 тыс. руб., если компания выбирает покрытие лечения за границей.
М.С.: Вы говорили о недоверии к нашей медицине. Значит, в основном выбирают покрытие лечения за рубежом?
Е.С.: Чаще в России, так дешевле и удобнее. Это, кстати, не только о поиске экономии. Последний год показал, что такой вариант надежнее. Закрытое небо в связи с пандемией, отсутствие регулярных рейсов в страны, куда направляют пациентов – все это склоняет к выбору ориентироваться на местные клиники. Тем более, что в нашей стране есть большое количество очень хороших клиник со специалистами высочайшего уровня. За 6 лет работы в России мы можем говорить об этом с полной уверенностью. Основная проблема лечения онкологии в РФ – в недоступности, а не в отсутствии высокотехнологического лечения.
М.С.: Если у компании нет ДМС, будет ли удобно оформлять пакеты только по страхованию от рака?
Е.С.: В основном онкострахование – это следующий шаг после понимания выгоды корпоративного ДМС. При этом компании осознают, что есть вещи, которые в стандартные пакеты не входят, но важность их – еще выше. Конечно, возможно оформить онкострахование и без ДМС. Но на практике – те, у кого нет базового добровольного медицинского страхования штата, скорее всего, никогда не дойдут до каких-то более сложных решений даже на ментальном уровне.
М.С.: Можно ли сказать, что пандемия COVID-19 сделала заботу о здоровье трендом? Как это сказывается на росте спроса на продукты медицинского страхования?
Е.С.: Эксперты рынка оказания медицинских услуг, начиная с 2000-х годов, говорили о нарастающем кризисе всемирной системы здравоохранения, вызванном демографическими факторами и ростом стоимости медицинских услуг. Количество жителей планеты быстро прирастает, при чем за счет пожилого населения, так как улучшение качества жизни, медицинские достижения в лечении критических заболеваний позволяют нам жить дольше.
Все это приводит к перегрузке системы здравоохранения, которая с каждым десятилетием сильнее фокусируется на лечении все большего числе пациентов с хроническими заболеваниями, которые требуют длительного вложения ресурсов. И когда этих ресурсов оказывается недостаточно, финансовая нагрузка ложится на плечи самих пациентов. Отсюда происходит дисбаланс уровней медицины качественной и медицины доступной. Различия в эффективности лечения как критических, так и хронических заболеваний в разных странах напрямую зависят от степени доступности передовых медицинских технологий для ее жителей.
Пандемия коронавируса в последний год высветила очень ярко проблемы и тонкие места национальных систем здравоохранения, и поэтому интерес к медицинскому страхованию растет. Во время пандемии коронавируса люди не перестали получать травмы, болеть раком или сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые требуют сложного и безотлагательного лечения. Но варианты клиник для лечения, а также их временная доступность для этих пациентов сократились в разы, и люди это понимают.
Один из признаков – это рост количества сотрудников, имеющих покрытие от работодателя, и страхующих родственников за свой счет. Процесс происходит медленно, но все же растут онлайн-оформления полисов. Это значит, что россияне уже самостоятельно ищут подобные программы. То есть, осознание актуальности проблемы уже на более высоком уровне в нашем обществе.
А что касается чек-апов (регулярных комплексных обследований), надеемся, что пандемия усилит ответственность граждан к своему здоровью. Это то, что поможет уберечь от многих тяжелых форм онкологических болезней. Большинство видов рака на I-II стадиях лечатся относительно быстро и без осложнений. Выявить заболевание на ранней стадии можно благодаря прохождению разного рода проверок и анализов. В зависимости от пола и возраста человека, существуют целые маршрутные листы для обследований организма.
Лучше всего, когда компании проводят коллективные чек-апы. HR-менеджеры пропагандируют здоровый образ жизни, посещение врачей, ну и страхование. Это и есть настоящая социальная ответственность, ведь начинать нужно с себя. Заботясь, о своих сотрудниках, компания заботится об обществе в целом.
Узнать больше о видах медицинского страхования можно на сайте Madanes
Партнерский материал