Как сокращать ущерб, повышая благополучие сотрудников?

Сегодня российский бизнес чувствует на себе негативные последствия международных санкций, проблем развития внутренней экономики, последствия новых социальных явлений и многих других факторов. По-прежнему компаниям важны новые цели, технологические проекты, талантливый персонал, обученный и мотивированный к достижениям. При этом большинство руководителей говорит об экономии и «затягивании поясов».

Может ли бизнес снижать свой ущерб и при этом инвестировать в развитие эффективности сотрудников за счет одного и того же инструмента? В международной практике такие примеры существуют давно. Что и как можно применить в наших реалиях?

Важнейшая статья затрат любого бизнеса – это персонал, его количество и качество. Анализируя изменения в поведении персонала, мы заметили, что абсолютное большинство сотрудников российских компаний стали тратить существенную часть рабочего времени на решение своих личных проблем. Какие вопросы, в какое время суток и как часто решают люди, мы знаем через свой опыт дистанционного консультирования граждан в течение 11 лет. За это время мы оказали более четырех миллионов уникальных правовых консультаций гражданам России и СНГ и увидели масштаб проблемы.

Ежедневно люди решают свои личные житейские проблемы в рабочее время. И не могут их не решать в это время, потому что нерешенные вопросы увеличивают давление и беспокойство, а рабочий день совпадает с графиком работы всех инстанций и учреждений. Нерешенные личные вопросы отвлекают от профессиональных задач. Происходит расфокусировка, смещение сроков исполнения. Самостоятельное решение серьезных личных вопросов без привлечения специалистов (юристов, докторов, финансистов и т. д.) отнимает много времени, сил, увеличивает риск моральных и материальных потерь. В результате перед нами, с одной стороны, сотрудник с личными моральными и материальными потерями под грузом профессиональных задач и сроков их исполнения. А с другой стороны – компания, которая несет ущерб, к тому же оплачивает часть рабочего времени сотрудника на то, чтобы он решал «свои» дела, а не рабочие.

Чтобы дать объективную оценку этому явлению мы провели опрос среди пользователей дистанционного юридического сервиса, сотрудников российских компаний и HR-директоров. Общая выборка составила более 1000 человек.

Результаты показали, что в среднем сотрудники российских компаний решают свои личные проблемы 3-4 раза в неделю, затрачивая каждый раз до 1 часа 40 минут. Две трети опрошенных замечают недовольство руководства и коллег от подобных действий, более 80% испытывают стресс и увеличивают моральное давление на себя от того, что вынуждены заниматься личными делами на работе. Персональный материальный ущерб от неудачного самостоятельного решения личной проблемы в среднем сотрудники оценивают в 7-8 тысяч рублей в месяц.

92% HR-директоров замечают, что персонал в офисе занимается своими делами, а 2/3 из них согласны, что это компании наносит экономический ущерб.

Абсолютное большинство опрошенных пользователей дистанционного юридического сервиса ЕЮС заявили, что не смогли бы решить острую личную проблему самостоятельно из-за отсутствия специальных знаний. 33% пользователей считают, что сервис экономит им до 5000 рублей в месяц, 17% пользователей – до 10000 рублей в месяц. Это связано с нейтрализацией ущерба от самостоятельного решения проблемы и т. д.

Наше исследование показало: решение личных проблем в рабочее время – это повсеместная практика среди сотрудников российских компаний. Сотрудники теряют свое здоровье и деньги от неудачного решения сложных житейских проблем. Компании терпят ущерб от того, что их персонал решает личные дела вместо профессиональных задач, нарушая согласованность бизнес-процессов. Какой инструмент может позволить компаниям избежать ущерба в подобной ситуации, параллельно инвестируя в развитие сотрудников?

Возникающие житейские проблемы относятся к сфере личного благополучия человека. Поэтому на помощь компаниям в данном вопросе приходит концепция wellbeing, активно используемая в мировой практике управления персоналом. Этому понятию трудно найти русскоязычный эквивалент, его можно охарактеризовать как благополучный образ жизни. Личностное и профессиональное развитие, спорт, борьба с вредными привычками, баланс между работой и личной жизнью и много другое. Эта практика, массово развивающаяся за рубежом, только начинает приживаться в российских реалиях.

В развитом мире не ставится под сомнение факт того, что результативность и эффективность сотрудника на работе зависит от состояния его здоровья, настроения, а не только от профессиональных качеств. Компании стремятся удовлетворить актуальные потребности своих сотрудников, чтобы те ощущали свое жизненное благополучие, работали с высокой мотивацией, развивались. Проведены десятки международных исследований, доказывающие влияние высокой мотивации сотрудников на показатели успешности бизнеса: совокупный доход акционеров, производительность, текучесть кадров и удовлетворенность потребителей. Решая насущные проблемы персонала, компании работают на повышение своей экономической эффективности.

Лидером развития wellbeing принято считать компанию Google, создающую своим сотрудникам максимально возможные условия для комфортной жизни и работы: возможность до 20% рабочего времени уделять личным делам, гибкий график работы, разнообразные курсы и тренинги, повышенный уровень комфорта в офисе, разнообразное питание и развлечения на территории компании.

В России wellbeing внедряют в основном представительства крупных международных компаний, в частности «JTI», «Deloitte», «Shell», «Boston consulting group», «Schneider Electric», «Adidas», «Unilever» и другие. Для сотрудников компаний предусмотрены различные тренинги и занятия по личностному развитию, консультации специалистов в сложных жизненных ситуациях, расширенные программы медицинской помощи и поддержания здорового образа жизни, корпоративные пенсионные программы, возможность участия в благотворительных мероприятиях и другое. Крупные российские компании с госучастием («Сбербанк», «Газпромнефть», «Металлоинвест», «Роснефть») заботятся о создании атмосферы жизненного благополучия для своих коллективов, запуская корпоративные программы здорового образа жизни, ипотеки, пенсионного обеспечения.

Предоставление сотруднику возможности обратиться к специалисту (юристу, финансисту, психологу и т. д.) для решения личных вопросов – одна из распространенных практик wellbeing. За рубежом она чаще всего реализуется в форме «программы поддержки сотрудников» (Employee Assistance Programmes, EAPs). Сотрудникам могут обратиться к профессионалам для консультаций по здоровью, семейным отношениям, эмоциональным сложностям, стрессу и т. д.

В развитых странах более 90% компаний с числом персонала больше 1000 пользуются услугами программ поддержки сотрудников, доверяя телефонным и устным консультациям. К сожалению, в России у работающего человека вряд ли возникнут какие-то ассоциации с понятием «программа поддержки сотрудников». В мировой практике принято, что программы организуют внешние службы, не являющиеся частью самой компании.

Сегодня хорошо изучена эффективность и выгода для бизнеса от реализации «программ поддержки сотрудников». Так, компания «Archer Daniels Midland» обнаружила снижение числа несчастных случаев на 77% (2014 г.). Корпорация «Дженерал моторс» заявила, что их программы поддержки дают возврат от инвестиций 3:1 (2012 г.), у компании Chevron возврат от инвестиций в программы компании составил – 15:1 (2014), а у авиакомпании United Airlines 14:1 (2015 г,). Департамент здоровья и услуг для человека США (The U.S. Department of Healthand Human Services) заявлял о том, что «все опубликованные исследования программ поддержки указывают, что эти программы экономически эффективны» (2013 г.).

Очевидно, что решение личных проблем в рабочее время – большая проблема как для сотрудников российских компаний, так и для их руководства. Это массовый феномен, который приводит к серьезному ущербу компаний. Работодатель теряет более 80 000 руб. в год на 1 сотруднике, если он отвлекается на решение своих проблем (при норме рабочего времени в 160 часов и факте в 144!). Не решать проблему – значит соглашаться с потерями и терпеть убытки.

Инструменты для решения много лет успешно существуют в мировой практике, их эффективность многократно доказана. Задача руководителей и HR-специалистов в России – понять масштаб существующей проблемы, изучать современные инструменты быстрой помощи и поддержки, поддерживать персонал в освоении новых способов социальной адаптации, и через доказанные эффективные инструменты снижать существующий ущерб, двигаясь по пути развития своей компании и своих сотрудников. Ведь именно люди – основа бизнеса?

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель управления, Казань

За статью (+1).

В детстве - любил читать сказки, в юности - фантастику, сейчас - статьи про волшебные, социально ответственные компании которым, физическое и психологическое благополучие сотрудников приносит прибыль.)))


Игорь Мыльников +4612 Игорь Мыльников Директор по развитию, Санкт-Петербург

в России этого нет, а в Канаде я был знаком с работником компании, ее роль была happiness manager.

Не думаю что целесообразно писать об этом в России, понимания не будет. Разные страны, разные культуры, разные законы и очень мало общего.

Руководитель управления, Казань
Игорь Мыльников пишет:
Не думаю что целесообразно писать об этом в России, понимания не будет. Разные страны, разные культуры, разные законы и очень мало общего.

Игорь, совсем не согласен, что понимания не будет!

На данное отношение есть большой запрос у сотрудников. И, Вы точно помните, что такой подход был, в недавнем прошлом:

- Ведомственные, детские ясли/сады, пионерские лагеря, секции - что бы у работающих родителей "голова болела не за детей, а за производство".

- Бесплатный транспорт, ведомственные поликлиники, дома/базы отдыха...

- У нас на предприятии стояли передвижные автомобили, где можно было сдать анализы, ЭКГ, Флюорографию, без отрыва от производства!

- Собственный/бесплатный спортивный комплекс, с тренажерами, бассейном, тиром, сауной, массажным кабинетом!

- Дом культуры - танцы, кружки и т.д.

Вот только потом, это все признали "не рыночным и неэффективным" и благополучно растащили.

А теперь, с подачи "Консалтинга" перенимаем/покупаем успешный опыт, более продвинутых.

Историческая спираль развития общества, однако.)))

Генеральный директор, Москва

Анекдот в тему:

В СССР были бесплатные квартиры, больницы, санатории, садики, пионерские лагеря, университеты, но не хватало бананов.

К счастью, эти темные времена со всеми этими пережитками социализма позади, и теперь всем хватает бананов...

Игорь Мыльников +4612 Игорь Мыльников Директор по развитию, Санкт-Петербург
Денис Перевезнов пишет:
Игорь, совсем не согласен, что понимания не будет!На данное отношение есть большой запрос у сотрудников. И, Вы точно помните, что такой подход был, в недавнем прошлом

Денис, зачем по больному? Да, было и мне ли не помнить, я же с 65 года рождения и знаю о конце Союза не по рассказам. Да, было много чего. Безусловно.

Но могу утверждать что тогда, что сейчас были недовольные и успешные люди. И если вдруг в России произойдут какие то перемены, то недовольные и успешные сохранятся. Возможно они поменяются местами. Все может быть но сам факт останется фактом.

Я работал в Канаде но не возьмусь утверждать что знаю все, но многое мне известно и не поддается сравнению. С Союзом можно сравнивать социалку.

С Россией нет смысла. По этой причине я полагаю не нужно тащить сюда что то из западной культуры, не приживется.

Руководитель управления, Казань
Олег Шурин пишет:
К счастью, эти темные времена со всеми этими пережитками социализма позади, и теперь всем хватает бананов...

Коллеги, прошу не воспринимать мой предыдущий пост, как ностальгию по СССР.

Все имеет свою стоимость и надо правильно ее оценивать, без лозунгов и "уравниловки".

- Принес прибыль компании 1,0 млн. - з/п 100,0 тыс. + абонемент в бассейн.

- Принес прибыль компании 1,5 млн. - з/п 110,0 тыс. + абонемент в бассейн + медицинская страховка.

Ну и т.д.

Генеральный директор, Нижний Новгород

Не очень ясно из фото: это девушке создали благополучие, или же кому-то не хватало для благополучия такой девушки?

А если серьезно:

Денис Перевезнов пишет:
В детстве - любил читать сказки, в юности - фантастику, сейчас - статьи про волшебные, социально ответственные компании

В данный момент мы оказывает (сказочные ) услуги группе компаний по разработке стратегии в отношении персонала, используем концепцию, опубликованную на Е-хе - https://www.e-xecutive.ru/career/hr-management/189...

(правда сама технология изложена в серии книг про войну на рынке вакансий, но суть та же, что и в публикации).

Researcher, Москва
Владимир Токарев пишет:
В данный момент мы оказывает (сказочные ) услуги группе компаний по разработке стратегии в отношении персонала, используем концепцию, опубликованную на Е-хе

Опять вы, Владимир Федорович, фантазируете!!

Неужто после 4(четыре) лет "творческого простоя" без единого клиента сразу появилась целая ГРУППА??? С чего вдруг?

И уж тем более на базе совершенно дилетантской концепции, высосанной из пальца человека, НИКОГДА (более 20 лет) не имевшего сотрудников, и естественно не имеющего даже ЭЛЕМЕНТАРНОГО опыта управления персоналом.

Евгений Труфанов +571 Евгений Труфанов Директор по развитию, Ставрополь

«крупные российские компании с госучастием … заботятся о создании атмосферы жизненного благополучия для своих коллективов», - данную фразу нужно отнести к авторскому юмору, поскольку присущий внутренний цинизм, существующий в подобных компаниях исключает (!) здоровую атмосферу. Зато включает массу «финансовых цепей», в виде «ипотеки» и других плюшек для умственно отсталых. По типам «атмосфер» я готовлю отдельную публикацию, которую размещу на этой площадке, где будут описаны «деструктивные» и «токсичные» атмосферы.

«результативность и эффективность сотрудника на работе зависит от состояния его здоровья, настроения», - это понимает каждый глубоко продвинутый управленец, являющийся приверженцем гуманистических технологий. Однако такие «человеколюбы» исключение в отечественной «кровожадной» корпоративной жизни. Я скорее поверю в волков-вегетарианцев, чем в гуманизм Гугль и других компаний. Чтобы подвердить «гуманизм» действием, я девять лет назад создал авторскую программу «Практика противодействия профессиональному выгоранию», которая дала свои результаты в приросте производительности труда и сохранности здоровья. У меня есть цифры практических результатов (при внедрении программы и сопуствующих приёмов). Но мои клиентам на Кавказе, более родными являются идеи «неофеодализма», «человека в ранге животного». С теми же обстоятельствами я столкнулся и общаясь с московскими компаниями. Они в действительности следуют дикому восточному укладу «падишах + визири + гаремные наложницы + евнухи». Деградация при «офисном маскараде» и «пафосе» стала нормой.

«житейские проблемы относятся к сфере личного благополучия человека», - моё понимание таких трудностей привело в конечном итоге… к предательству со стороны партнёров по бизнесу, к скользскому пренебрежению со стороны сотрудников (на которых затратил своё личное время, вкладывал знания, закладывал навыки на практике с личной поддержкой и всё это оплачивал из своего кармана). Чёрная неблагодарность стала также нормативным явлением. Каждый человек из степени своего эгоизма начинает воспринимать «натурную помощь» и «сочувствие» как «слабость» со стороны «начальника», старается сесть ему на «шею» и жить паразитарным способом.

«персонал в офисе занимается своими делами», - когда он демотивирован и деморализован, когда отсутствует грамотный управленец. Особо это наблюдается, когда управленец и собственник в одном лице.

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Валерий Овсий пишет:
Неужто после 4(четыре) лет "творческого простоя" без единого клиента сразу появилась целая ГРУППА??? С чего вдруг?

Ну, что Вы, Валерий! Это просто рекламный ролик своей статьи. :-)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.