Бизнес 4.0: игра в войну или в футбол?

В последнее время я часто общаюсь с огромным количеством экспертов по деловым играм, геймификации, поведенческой психологии, бизнес-стратегиям, философии и просто играм. И чем больше я изучаю инструментарий геймификации, тем чаще возникают мысли, что геймификации нет, это просто миф; что бизнес и наша жизнь – игра; и что только интересная игра собственника может сделать его бизнес конкурентоспособнее. Но как между собой связаны игра и бизнес? И чем игра может быть здесь полезна? Давайте разбираться.

Возможно ли творчество в «армейских условиях»?

Совершенно точно, что наступление четвертой технологической революции потребует изменений в подходах к ведению бизнеса. Но для того, чтобы их внедрить, нужны люди другой формации и с другой структурой мышления. Для успешных действий на рынке в условиях тотальной неопределенности уже недостаточно быть просто винтиком в системе и хорошо выполнять свой функционал. Сегодня бизнесу нужны проактивные люди, способные к генерации идей, креативности и высокому уровню личной ответственности с высокой мотивацией на конечный результат. Люди, которые смогут заменить своей работоспособностью и эффективностью трех-четырех сотрудников вместе взятых.

Надо признать, что на свободном рынке таких людей не найти. И не потому, что их совсем нет. Просто те, кто уже открыл и активно использует эти способности для своего развития, либо работают на себя, либо крепко связаны партнерскими отношениями с другими компаниями. Что делать в такой ситуации? Ответ очевиден. Брать людей с высоким потенциалом, создавать им здоровую среду и давать возможность расти.

Но есть проблема. Большинство компаний сейчас строят свои «армии». А жесткая иерархия, сложности перехода с уровня на уровень и формальные коммуникации не располагают к творчеству и инициативности. Такая система управления компанией построена на страхе. А там, где живет страх, нет места для энергии созидания, осознанности и ответственности.

Получается, что мы, первые лица бизнеса, собственноручно создали такую среду, в которой существование вожделенных нами людей невозможно. И тотальная неудовлетворенность в отсутствии «нормальных» кадров – это вопрос нашей с вами парадигмы мышления. И тут возникает вопрос: а можно ли создать структуру, в которой среда спровоцирует необходимые изменения, проявления индивидуальности, рост и инициативу? Я уверена, что да. И есть успешные кейсы, которые доказывают жизнеспособность этого подхода.

Причем здесь игры?

Игра – это первичная форма активной деятельности человека. Это то, что появилось раньше института обучения и корпораций. Игра старше философии. С ней знакомы даже животные. И это способ познания и взаимодействия с миром.

Бизнес – это серьезное дело. Но что, если стратегическая ошибка первых лиц бизнеса заключается в том, что мы строим армию, хотя должны бы создавать пространство игры с четкой системой правил? Такое пространство, в котором ошибка дает возможность расти, инициатива поощряется, есть место для уважения и осознанности, где каждый человек может стать лидером изменений и новых проектов, а ротация внутри компании поощряется как признак развития человека.

Думаю, что у каждого из вас есть своя любимая командная игра – футбол, хоккей или баскетбол. Внутри этих систем имеются жесткие правила, приемлемые и отрицаемые ценности, свой стиль взаимодействия. Но в чем их принципиальное отличие от армии? В такой спорт приходят только те, кто выбрал его для себя по своей системе жизненных координат. В футболе нет тех, кто мечтает играть в баскетбол, но по каким-то причинам пришел на футбольное поле.

Что еще более важно: в командных играх есть место для творчества, есть ключевой результат, за который отвечает игрок и есть целый спектр вариантов его достижения, которые никто не регламентирует. Это такое пространство, в котором каждый игрок сам принимает решение, как ему действовать в той или иной ситуации, и сам несет ответственность за результат. Здесь создается особенная стилистика взаимодействия, сильная команда, принцип взаимопомощи и открытости в коммуникациях. Все то, чем совершенно точно не может похвастаться армия.

И знаете, какие дополнительные бонусы получает бизнес, который выстраивает себя в качестве платформы для игрового командного взаимодействия? Он навсегда решает вопрос найма «своих». Если бизнес понимает, что он играет в футбол, и стремится стать чемпионом мира в этом виде спорта, то может смело заявлять об этом. И можно с уверенностью сказать, что на его поле нет места игрокам регби.

Однако у этого стратегического подхода есть свои ограничения и вызовы. Он требует от нас высокого уровня осознанности, внутренней зрелости, доверия и реальной ценности партнерства и уважения. Это не вопрос анархии, не нужно путать. В спорте есть тренер, продюсер, капитан и система нерушимых правил. Принципиальная разница в том, что там нет страха. Вместо этого взаимное уважение, объединение по принципу усиления друг друга и признание профессионализма и исключительности каждого из игроков.

Я искренне верю в то, что строить бизнес как игровую платформу – выгоднее и прибыльнее. Как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. И я строю свой бизнес именно так. Для меня геймификация – отличный инструмент для создания и развития бизнеса, в основе которого лежат уважение, партнерство, инициатива и развитие. И я рада, что в России есть эксперты и профессионалы, которую разделяют мою точку зрения. Отличного переосмысления. Рекомендую для прочтения по теме книгу: «Маверик. История успеха самой необычной компании в мире».

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
62% россиян страдают от стресса из-за переработок

Главная причина переработок — высокая нагрузка и нехватка сотрудников.

Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.