В последнее время я часто общаюсь с огромным количеством экспертов по деловым играм, геймификации, поведенческой психологии, бизнес-стратегиям, философии и просто играм. И чем больше я изучаю инструментарий геймификации, тем чаще возникают мысли, что геймификации нет, это просто миф; что бизнес и наша жизнь – игра; и что только интересная игра собственника может сделать его бизнес конкурентоспособнее. Но как между собой связаны игра и бизнес? И чем игра может быть здесь полезна? Давайте разбираться.
Возможно ли творчество в «армейских условиях»?
Совершенно точно, что наступление четвертой технологической революции потребует изменений в подходах к ведению бизнеса. Но для того, чтобы их внедрить, нужны люди другой формации и с другой структурой мышления. Для успешных действий на рынке в условиях тотальной неопределенности уже недостаточно быть просто винтиком в системе и хорошо выполнять свой функционал. Сегодня бизнесу нужны проактивные люди, способные к генерации идей, креативности и высокому уровню личной ответственности с высокой мотивацией на конечный результат. Люди, которые смогут заменить своей работоспособностью и эффективностью трех-четырех сотрудников вместе взятых.
Надо признать, что на свободном рынке таких людей не найти. И не потому, что их совсем нет. Просто те, кто уже открыл и активно использует эти способности для своего развития, либо работают на себя, либо крепко связаны партнерскими отношениями с другими компаниями. Что делать в такой ситуации? Ответ очевиден. Брать людей с высоким потенциалом, создавать им здоровую среду и давать возможность расти.
Но есть проблема. Большинство компаний сейчас строят свои «армии». А жесткая иерархия, сложности перехода с уровня на уровень и формальные коммуникации не располагают к творчеству и инициативности. Такая система управления компанией построена на страхе. А там, где живет страх, нет места для энергии созидания, осознанности и ответственности.
Получается, что мы, первые лица бизнеса, собственноручно создали такую среду, в которой существование вожделенных нами людей невозможно. И тотальная неудовлетворенность в отсутствии «нормальных» кадров – это вопрос нашей с вами парадигмы мышления. И тут возникает вопрос: а можно ли создать структуру, в которой среда спровоцирует необходимые изменения, проявления индивидуальности, рост и инициативу? Я уверена, что да. И есть успешные кейсы, которые доказывают жизнеспособность этого подхода.
Причем здесь игры?
Игра – это первичная форма активной деятельности человека. Это то, что появилось раньше института обучения и корпораций. Игра старше философии. С ней знакомы даже животные. И это способ познания и взаимодействия с миром.
Бизнес – это серьезное дело. Но что, если стратегическая ошибка первых лиц бизнеса заключается в том, что мы строим армию, хотя должны бы создавать пространство игры с четкой системой правил? Такое пространство, в котором ошибка дает возможность расти, инициатива поощряется, есть место для уважения и осознанности, где каждый человек может стать лидером изменений и новых проектов, а ротация внутри компании поощряется как признак развития человека.
Думаю, что у каждого из вас есть своя любимая командная игра – футбол, хоккей или баскетбол. Внутри этих систем имеются жесткие правила, приемлемые и отрицаемые ценности, свой стиль взаимодействия. Но в чем их принципиальное отличие от армии? В такой спорт приходят только те, кто выбрал его для себя по своей системе жизненных координат. В футболе нет тех, кто мечтает играть в баскетбол, но по каким-то причинам пришел на футбольное поле.
Что еще более важно: в командных играх есть место для творчества, есть ключевой результат, за который отвечает игрок и есть целый спектр вариантов его достижения, которые никто не регламентирует. Это такое пространство, в котором каждый игрок сам принимает решение, как ему действовать в той или иной ситуации, и сам несет ответственность за результат. Здесь создается особенная стилистика взаимодействия, сильная команда, принцип взаимопомощи и открытости в коммуникациях. Все то, чем совершенно точно не может похвастаться армия.
И знаете, какие дополнительные бонусы получает бизнес, который выстраивает себя в качестве платформы для игрового командного взаимодействия? Он навсегда решает вопрос найма «своих». Если бизнес понимает, что он играет в футбол, и стремится стать чемпионом мира в этом виде спорта, то может смело заявлять об этом. И можно с уверенностью сказать, что на его поле нет места игрокам регби.
Однако у этого стратегического подхода есть свои ограничения и вызовы. Он требует от нас высокого уровня осознанности, внутренней зрелости, доверия и реальной ценности партнерства и уважения. Это не вопрос анархии, не нужно путать. В спорте есть тренер, продюсер, капитан и система нерушимых правил. Принципиальная разница в том, что там нет страха. Вместо этого взаимное уважение, объединение по принципу усиления друг друга и признание профессионализма и исключительности каждого из игроков.
Я искренне верю в то, что строить бизнес как игровую платформу – выгоднее и прибыльнее. Как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. И я строю свой бизнес именно так. Для меня геймификация – отличный инструмент для создания и развития бизнеса, в основе которого лежат уважение, партнерство, инициатива и развитие. И я рада, что в России есть эксперты и профессионалы, которую разделяют мою точку зрения. Отличного переосмысления. Рекомендую для прочтения по теме книгу: «Маверик. История успеха самой необычной компании в мире».