Почему мы поступаем так, как мы поступаем

С момента зарождения человечества руководителей волновал вопрос – как управлять людьми. В ХХ веке в науке управления появился термин «мотивация». Слово происходит от латинского «motio», что значит «я двигаюсь».

Мне давно было интересно разобраться с тем, что же нами действительно движет, и почему мы что-то делаем, а чего-то не делаем. И, следовательно, как мотивировать себя и других на определенные действия. Данная статья – это определенные размышления на тему управления.

Мы с вами поговорим о теориях мотивации, рациональности выбора, научных исследованиях в области психологии управления, а также о «принципе табуретки» или какие реальные инструменты мотивации можно использовать для повышения эффективности персонала.

Итак!

Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации. Вот только некоторые из них:

  • ХУ-теория Дугласа МакГрегора,
  • теория «Z» Уильяма Оучи,
  • теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (одна из самых известных и наиболее цитируемых),
  • теория потребностей Клейтона Альдерфера,
  • теория двух факторов Фредерика Герцберга,
  • теория трудовой мотивации Джона Аткинсона,
  • теория справедливости Джона Стейси Адамса,
  • теория мотивации Виктора Врума,
  • теория Портера-Лоулера,
  • теория 12 факторов Шейла Ричи и Питера Мартина и прочее.

В конечном итоге все они сводятся к удовлетворению тех или иных потребностей человека – «дай человеку то, что он хочет, и он сделает то, что хочешь ты». Однако не так все просто, как кажется на первый взгляд. Зачастую человек просто сам не знает, что он хочет!

Если верить «Новой философской энциклопедии», «мотивация – это внутреннее побуждение к действию, обусловливающее субъективно-личностную заинтересованность индивида в его свершении».

Здесь мне хочется сделать акцент на «внутреннее побуждение» и разобрать эту мысль более подробно. Вот что думает на эту тему мой коллега бизнес-тренер Владимир Герасичев.

Давайте пойдем по этапам.

Первый из них «хочу/не хочу»

Существует достаточно распространенная иллюзия, что человек не делает чего-то, потому что просто не хочет, а вот как только захочет, так сразу сделает. Признайтесь, только честно, кто из вас уже давно и очень сильно хочет бросить курить? А кто хочет регулярно делать гимнастику по утрам? А выучить английский? А кто очень-очень хочет зарабатывать значительно больше, чем сейчас? Существует огромное количество поговорок и стихов на тему «важно только захотеть!».

Если разобраться с тем, что такое «хочу», то в результате размышлений и анализа, можно прийти к мнению, что «хочу» – это мысли о чем-то (желаемом) плюс некие положительные ощущения. А «не хочу» – это мысли о чем-то (нежелаемом) плюс некие отрицательные ощущения.

Действительно ли мои желания определяют то, что я делаю? Интересный вопрос!

Следующий этап – это «надо»

Общепринято, что надо убирать за собой, быть аккуратным, бросать курить, заниматься спортом и т.д. «Надо» – это некий призыв к действию, более категоричный, чем «хочу». Мы прекрасно знаем, что огромное количество вещей «надо делать!» и… не делаем. При этом ничего особо страшного не происходит. Является ли «надо» мостиком к тому, что мы исправно делаем? Второй интересный вопрос! Идем дальше.

Третий этап – это «должен»

Внешне «должен» отличается от «надо» обязательностью действия, отсутствием какого-либо выбора, когда мы просто не можем не сделать то, что должны. Если коротко, то «должен» – это призыв к действию, когда нет выбора. Когда мы приходим на работу, нас в первую очередь знакомят с «должностными обязанностями», то есть, когда мы «должны и обязаны». А всегда ли мы делаем то, что должны? И это третий интересный вопрос.

Подведу краткий итог вышесказанного. Я предвижу, что здесь может появиться много несогласных. Однако давайте будем честными с самими собой до конца.

Бывает ли так, что мы хотим, но не делаем? Да, и достаточно часто.

Бывает ли так, что мы не хотим, но делаем? Конечно, сплошь и рядом.

Получается, что желание/нежелание и то, что мы делаем, параллельные процессы, когда эти две вещи не пересекаются.

Вывод – желание в очень малой степени определяет то, что мы делаем.

Есть много вещей, которые надо делать, и мы их не делаем, например, меньше смотреть телевизор и больше читать и т.д.

Вывод – наши реальные действия редко связаны с «надо».

И наконец, если «должен» – это то, что мы не можем не делать, то можем ли мы не соблюдать правила уличного движения, воспитывать детей, не выполнять наши должностные обязанности? Конечно, можем. И делаем часть этого, – избегаем того, что мы «должны».

Вывод – если мы «должны» – это совсем не значит, что мы это делаем.

Если все обстоит именно так, то возникает законный вопрос: почему же мы делаем то, что мы делаем?

Ответ простой – выбор! То, что мы делаем, является осознанным выбором и вся наша жизнь – цепочка последовательных выборов. Люди идут на работу не потому, что они хотят, что это надо или они должны. Люди идут на работу, потому что выбирают это.

И вот здесь моя трактовка внутренней мотивации с трактовкой Владимира расходится. Я согласен с тем, что мы делаем выбор, но не согласен, что этот выбор осознанный. Давайте разберемся.

Подавляющее большинство ученых разных научных направлений согласны с тем, что ключом мотивации является удовлетворение потребностей. Причем преимущественно действия человека скорее подсознательны, то есть, сначала действие, а потом осознание того, что мы делаем. Вспомните хотя бы, как часто вы себя ругаете, говоря: «И зачем я это сделал?».

Небольшой научный экскурс.

Отец теории утилитаризма Иеремия Бентам утверждал, что человек руководствуется «принципом наибольшего счастья» – бессознательным стремлением получить удовольствие и избежать боли.

Следующим шагом была теория эмоций Джеймса-Ланге, которая гласит: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». То есть, наши эмоции, как один из основных двигателей мотивации, возникают в результате реакции организма на изменение окружающей среды. Причем сначала реагирует тело на биохимическом и физиологическом уровне, потом проявляются эмоции, и только потом приходит осознание.

В той или иной мере первичность естественных человеческих проявлений по отношению к осознанию, доказывали теория Кенона-Барда и Павла Симонова. Последний, являясь нашим современником (умер в 2002 г.), считал, что в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть способ реализации этой потребности, который приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого. Фактически мы вернулись к Бентаму.

Автор теории «ограниченной рациональности» Нобелевский лауреат Герберт Саймон утверждал, что наши центры управления нечасто обладают всей нужной и качественной информацией для принятия эффективный решений. И большинство этих решений принимается эвристически, – на основе творческого неосознанного мышления человека. Саймон в первую очередь говорил об организациях как о целостных организмах. Но это не меняет сути дела.

Конечно, у этих теорий есть много критиков. Существуют и другие точки зрения, однако жизнь показывает, что в пользу теорий в парадигме «подсознание управляет сознанием» аргументов значительно больше.

Подведу краткий итог нашего научного экскурса – то, что мотивирует человека, находится в глубинах подсознания и редко проявляется как осознанная потребность.

Фактически человек делает то, что для него важно на подсознательном уровне и избегает делать то, что для него неважно для физического выживания и/или сохранения себя как личности.

Основными мотиваторами человека являются его внутренние глубинные ценности.

А вот степень важности той или иной ценности можно определить по двум индикаторам.

Первый индикатор – эмоции и мысли. Подлинные и глубинные приоритеты человека проявляются через эмоции и определяются через мысли, выраженные через спонтанную речь. Помните – «слово не воробей, вылетит – не поймаешь!».

Второй индикатор – результаты деятельности. То, что человек реально делает, для него важно. Все остальное – неважно, за какими красивыми словами это бы не скрывалось.

Таким образом, для того, чтобы эффективно управлять людьми, надо научиться наблюдать, слушать и смотреть на их результаты.

Все одновременно и сложно, и просто. Например, кризисный управляющий компании «Крайслер» Ли Якокка считал, что «все управление, в конечном счете, сводится к стимулированию активности других людей». Для того чтобы стимулирование было эффективным, необходим научный и индивидуальный подход.

Этот подход я назвал «принципом табуретки», а именно: внешняя мотивация как отражение внутренней похожа на табурет на четырех ножках; если одну ножку отпилить, табурет станет неустойчивым, а если две, рухнет.

Так что это за «ножки»? Оговорюсь сразу – совсем необязательно всегда и для всех использовать все приведенные варианты, иногда достаточно всего нескольких, однако желательно, чтобы «табурет мотивации» оставался устойчивым. Итак.

1) Первая – возможные материальные факторы:

  • зарплата, премии,
  • оплата представительских расходов,
  • соцпакет,
  • оплата питания и транспорта (бензин и обслуживание личных автомобилей, служебный автомобиль, проездные билеты),
  • оплата поощрительных поездок (в отпуск, различные служебные командировки, напрямую не связанные с выполнением служебных функций и т.д.),
  • оплата мобильного телефона, служебный ноутбук, спецодежда, другие.

2) Вторая – личный (внутренний) рост, возможность творчества и продвижение по службе:

  • реальные возможности карьерного роста,
  • личностный рост (обучение, тренинги),
  • возможность принимать самостоятельные решения,
  • творческая работа.

3) Третья – уважение и признание заслуг: различные виды моральных поощрений, благодарности.

4) Четвертая – внутренний и внешний комфорт: хороший коллектив, хороший начальник, работа близко от дома, удобное, хорошо оборудованное рабочее место, стабильность.

Подведем краткие итоги. Мы говорили с вами о том, что действия человека в основном определяются его бессознательным и направлены на выживание тела и личности. Именно действия являются главным индикатором глубинных подсознательных ценностей – основных мотиваторов. Для эффективной мотивации (управления) необходим индивидуальный подход к каждому, однако в любом случае важно придерживаться «принципа табурета» и возможностей, которые этот принцип открывает.

Приглашаю к обсуждению.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Экономист, Московская область

То же, что и в предыдущем комментарии. Автор называет себя ''генеральным'', хотя трудится обычным директором. И опять же. Людьми не управляют! Ими руководят! А управляют процессами. В моём блоке это разъяснено более подробно.

Экономист, Московская область

А чтобы по сути, надо постоянно читать мои комментарии и мой блок. Иначе мне придётся всё время повторять одно и тоже.

Researcher, Москва
Борис Архангельский пишет: надо постоянно читать мои комментарии и мой блок
А какой смысл? Вы же не отвечаете на вопросы в своем блоге.
Борис Архангельский пишет: Людьми не управляют! Ими руководят! А управляют процессами. В моём блоке это разъяснено более подробно.
Обманываете , милейший. Ничего никому не разъяснено и на вопросы НЕ ОТВЕЧЕНО, ПУСТЫШКА!!
Адм. директор, Москва

Этот подход я назвал «принципом табуретки»...

А если у меня ''в принципе'' кресло-качалка?

Researcher, Москва

[COLOR=blue=blue]Цитата: Фактически человек делает то, что для него важно на подсознательном уровне и избегает делать то, что для него неважно для физического выживания и/или сохранения себя как личности. [/COLOR]

Есть версия что все поведение человека можно объяснить тремя факторами: Доминирование, Выживание, Размножение.
Отсюда фактически Ваш ''выбор'' это выбор между ''хочу'' ''могу'' и ''нужно'' под давлением одного из приведенных мною факторов.
А вот под давлением какого ИМЕННО фактора определяется жизненной ситуацией в котором находится/попал индивид.

Researcher, Ульяновск

Андрей, Вы приглашаете к обсуждению, а что обсуждать?
В статье описан стандартный компенсационный пакет компаний, стремящихся подобрать лучших и удержать лучших. Все это уже есть.
Мало того, есть уже много компаний, которые учитывают стремление все большего количества людей к балансу между работой и личной жизнью: - гибкий график; - корпоративный детский сад; - дополнительные выходные и пр.
Одновременно на просторах нашей страны (за МКАДом) для огромного количества людей главным и единственным мотиватором является СТРАХ: потерять работу, не получить свою зарплату и пр.
Так о чем статья?
Это просто констатация некоторых фактов?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

''В конечном итоге все они сводятся к удовлетворению тех или иных потребностей человека – «дай человеку то, что он хочет, и он сделает то, что хочешь ты».''

Я бы сказал: пообещай человеку то, что он хочет...
Потому что когда дал, тогда уже поздно что-то от него хотеть - нужно искать новые стимулы (пирамида Маслоу:))

Генеральный директор, Пенза

По своей сути это не ''табуретка'', а упрощенный вариант ''пирамиды Маслоу''. Поэтому ''ножки'' у ''табуретки'' разной длины, в зависимости от конкретного индивида, который на ней будет ''сидеть''. Для кого-то важен материальный фактор, а самореализация - ''по барабану'', а для кого-то главное - это признание его достоинств другими людьми, признание его лидером и т.д. Об этом писали много замечательных авторов, начиная с Платона. Таким образом, ''табуретка'' - это чересчур упрощенный подход к решению проблемы мотивации.

Менеджер по обучению персонала, Москва

Я бы еще вспомнил трехфакторную модель потребностей МакКлелланда как модель, объясняющую, что мотивы у людей разные: у одних доминирует потребность в достижениях, у других - в причастности, у третьих - во власти. И каждому нужны ''свои пряники''. Ну и, разумеется, мотивирует то, что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важно и ценно для человека, и часто эти ценности не осознаются. И, кстати, от ''пирамиды потребностей'' сам Маслоу на склоне лет отказался как от эффективной модели, объясняющей человеческую мотивацию.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.