В начале было слово, или Система корпоративных координат

Это сокращенный материал из, возможно, в будущем изданной книги, процесс ее написания не завершен.

Постановка проблемы

Внедрение новых технологий и управленческих решений почти всегда наталкивается на сопротивление. Очень часто вообще ничего не получается, тратится куча времени, денег и без толку. Хотя, казалось бы, инструменты проверены во всем мире, доказали свою эффективность, работают, и даже есть примеры их успешного применения… где-то, но только не у нас. Почему?

Необходимо определить, по каким причинам такие процессы происходят. Что является основной проблемой?

Поиск ответов на эти вопросы позволил прийти к заключению, что основной целью изучения будет культура, возможно, корпоративная культура. Почему культура? Наверное, потому, что люди везде разные, часто приходится вносить изменения в свое поведение, чтобы местное население тебя поняло, а не подняло на вилы. Все время приходится что-то подстраивать или переделывать – в общем, адаптировать для определенных предприятий или местности, в которой расположено несколько предприятий. В таких случаях, как правило, достаточно разработать один вариант и воспроизвести его на других объектах одного региона.

Путем долгих изысканий удалось выделить четыре характеристики (составляющие) культуры: язык, враг, закон, вера.

Теперь хочу поделиться с вами своими находками.

Одно небольшое замечание. У этих характеристик есть одна особенность: они работают только в совокупности и сбалансированном состоянии. При разрушении хотя бы одной составляющей три других разрушаются автоматически. Не сразу, конечно, требуется время. Но если вовремя заметить поврежденную составляющую, то восстановить систему не сложно. Если начать создавать что-то одно, остальные составляющие будут возникать сами по себе, и если вы, создавая язык, забудете про другие составляющие, то рискуете создать врага своему коллективу в лице себя родного. Главное, не забывать: развивая одну составляющую, надо развивать и другие.

Итак, рассмотрим более подробно каждую характеристику (составляющую).

Язык

1. Создание систем координат и измерений

Основным предназначением языка, как мне кажется, является создание систем координат и понятийного аппарата (словаря терминов и определений) для удобства общения людей. То есть каждый человек четко понимает, что обозначает то или иное слово. Если взять как пример библейские истории, то создание Вавилонского столпа будет ярким примером такого понятийного аппарата и систем координат. Как только Бог почувствовал угрозу, то он сразу смешал языки. То есть достаточно было всем говорить, например, по-русски, но смешать единые системы понятий (верх и низ, север и юг, право и лево и т.д.), и любое созидание, а особенно строительство, сразу прекратится, так как люди перестанут понимать друг друга. Один говорит: «Наверх!», а исполнитель кладет вниз или направо. Всем необходимо говорить на одном языке. Словарь – это как раз тот инструмент, который определяет каждому слову свое назначение и является своего рода законом, но об этом чуть позже.

2. Передача информации

Наверное, когда язык только зарождался, первыми звуками и словами пытались предупредить об опасности своих коллег по охоте или племени. Почему об опасности? Потому что почти все работы или чувства можно объяснить при тесном контакте жестами или рисунками, на это есть время. Язык позволил выиграть время при общении на большой дистанции или предупреждении об опасности. Бежать к тому, кто подвергается опасности, нет времени, что-то рисовать или объяснять жестами нет времени – человек может просто погибнуть. Можно сравнить с производительностью, обозначить некую информацию и засечь скорость ее передачи одним человеком и понимания другим с помощью языка или с помощью жестов или рисунков.

3. Персонализация врага (описание в созданной системе координат)

Враг должен быть по возможности персонализирован. Это необходимо для большего понимания «своими». Достаточно вспомнить войны и стихийные бедствия. Как правило, опасность или врага персонализируют: ураганы и смерчи получают названия Катрин, Святой Иуда. Страны воюют с лидером противной стороны или режимом: война с Гитлером или фашистской Германией, ценовые войны, война / борьба с курением. Враг четок и понятен, он описан в тех системах координат, которые понятны большинству «своих».

Еще одним примером может быть терроризм как враг общества. Но его слабо кто себе представляет, потому что он имеет абстрактную внешность. Когда США ищут себе врага, то они всегда его персонализируют, назначают «крайнего». Тогда «на олицетворение зла» можно нападать совершенно «конкретно». Его все знают и могут пощупать, например: терроризм = Аль-Каида = бен Ладен.

Враг дает понимание ценности побед группы и значимость вклада каждого в дело победы. Таким образом, поднимается самооценка как всей группы, так и каждого ее индивида в частности. Если враг персонализирован достаточно точно, то степень этой самооценки будет выше, так как будет более четкое понимание объема проделанной работы.

Персонализация врага должна происходить в понятных для коллектива системах координат, чтобы люди понимали степень угрозы и возможные последствия от воздействия врага.

4. Формулирование законов

Одним из важных факторов осознания врага является создание законов и моральных правил / принципов. Они создают основные понятия терминов «хорошо» и «плохо» для данного общества. Нарушение этих правил или принципов определяет врагов как внутри общества, так и вне его.

Формулирование законов должно начинаться с терминов и определений. Что есть «хорошо», а что «плохо». Кто такой сотрудник, коллега, работник и так далее. Нельзя пропустить такие важные понятия, как «выполнение поставленных задач» или «эффективная работа». Что эти термины подразумевают?

Чтобы лучше понимать важность формулирования определений, можно привести пример из книги Э. Деминга «Выход из кризиса» про полушерстяное одеяло. В этой книге Э. Деминг вводит термин «операциональное определение», т.е. своего рода новый язык, основанный на существующих понятиях и языковых нюансах. Суть примера в том, что определение «полушерстяное одеяло» можно понимать очень по-разному при фактическом исполнении, т.е. распределение шерсти в одеяле будет 50 / 50%, но ее физическое исполнение будет другим, например, с одной стороны одеяла будет только шерсть, а с другой – только хлопок.

Законы не должны быть постоянными, по крайней мере не все из них. Другими словами, необходима некая конституция и серия кодексов, основанных на конституции. Конституция непосредственно связана с формированием законов, языка, веры и не должна меняться слишком часто. Кодексы имеют отношение к описанию врага, целей, стратегий и должны пересматриваться сравнительно часто, это обусловлено изменением целей, внешней среды, внутренней среды и т.д. Если начнется распад общества / компании из-за отсутствия целей или врага и будет продолжаться сравнительно долгое время, то это нанесет непоправимый ущерб обществу, так как свято место пусто не бывает. Произойдет замена утративших силу элементов, и замена эта может произойти не в вашу пользу, если будет бесконтрольной. Хороший пример приведен в книге Рея Иммельмана о NASA и высадке человека на Луну. После завершения задачи – высадки человека на Луну – NASA чуть не закончила свое существование.

5. Формулирование и формирование веры

Вера в лидера – сильный инструмент управления. Надо понимать, что обозначает словосочетание «вера в лидера»? В какой системе координат она расположена? Язык должен помочь в описании и составлении образа лидера, системы ценностей, описания «плохих» поступков. Также необходимо создать некий моральный кодекс сотрудника, и без помощи языка тут не обойтись.

Враг

Классификация врагов

Появление врага весьма значимое событие в жизни компании или любой другой группы людей. Враг сразу же дает столько пищи для размышлений, что мы остановимся на этом моменте поподробнее.

Первое, с чем люди сталкиваются при определении врага, – это фактор угрозы. Группа понимает, что враг может разрушить некие ценности и артефакты, позволяющие группе соотносить себя с другими группами в критериях «лучше», «хуже», «богаче», «беднее» и т.д. Разрушение ценностей и артефактов группы приведет к снижению ее самооценки и последующему умиранию. Самое разрушительное воздействие врага на группу людей – разрушение законов данной группы. Ярким примером такого разрушения можно назвать смену генерального директора компании.

При смене генерального уходит старая команда и приходит новая. Как правило, новая команда смотрит на результат работы старого руководства и говорит: «Они все не умели работать, поэтому компания в таком плачевном состоянии. Вот мы сейчас…» И начинается… Не вникая в проблемы компании и не понимая сложившейся культуры, новая команда пытается показать свою эффективность вышестоящим акционерам и ломает старую систему. Этим самым она тут же противопоставляет себя старому коллективу, и в лучшем случае старый коллектив возьмет тайм-аут, чтобы посмотреть, что из этого выйдет. В худшем случае начнется война между старой и новой командой. Последствия таких войн, я думаю, всем хорошо известны. Таким образом, мы видим, что новая команда моментально сделала себя врагом коллектива, а тот в свою очередь направил все свои силы на отражение угрозы своего существования. Появление такого врага связано с тем, что «новые» абсолютно не вникают в сложившуюся ситуацию, они разрушают язык и законы «старого строя», но замены, как правило, не дают или делают это с большим опозданием, но место уже занято и все повторяется снова.

Враг должен препятствовать достижению цели. Если врагом компании, производящей пирожки, будет объявлен «Газпром», то это еще можно понять, так как без топлива (газа) остановится работа печей. Но если им будет Большой адронный коллайдер, то персонал не будет с ним бороться, так как не видит угрозы своему существованию. Коллайдер из другой системы, которая никаким образом не пересекается с системой производства пирожков.

Чтобы описать своих врагов, необходимо создать систему координат и измерений, в которой находится компания. Чем враг отличается от «нас» и какую угрозу «нам» он несет? Что разрушит и заберет себе? И как это отразится на нашем существовании?

В создаваемой системе необходимо учесть фактор угрозы. Это как на войне: нужно определить степень угрозы, примерные цели угрозы, ее силы, направление и время атаки. Если угроза Большой адронный коллайдер (БАК) для продавца пирожков, то надо определить фактор угрозы производству пирожков. Если после запуска БАК мир исчезнет, то пирожки продавать будет некому, следовательно, угроза достаточна. Но время наступления этой угрозы неясно. К тому же запуск коллайдера не ставит перед собой цель уничтожения пирожков. По этой совокупности факторов данной угрозой в краткосрочном периоде можно пренебречь, но необходимо держать ее в своем поле контроля и разрабатывать средства защиты или ухода от опасности.

Отсутствие врага опасно! Если враг отсутствует длительное время, то коллектив / племя начинает искать нового врага, так как угрозы племени остаются. Поиск нового врага сопряжен с поиском нового лидера, так как он может его указать или победить. При таком положении старый лидер будет свергнут и ему надо уходить. Если он не уйдет, то в коллективе наступит война.

Закон

Что это такое и почему законы важны

В этой статье закон рассматривается не только как регламенты или стандарты, но и как нечто большее. Как основы, описывающие не только техническую сторону, но и более высокие материи. Такие законы не обязательно должны быть написаны, они просто есть, и все им должны следовать. Весь мир понимает, что чавкать во время еды некультурно, однако в Корее чавканье считается комплиментом повару. И законы такого рода нигде не описаны, так повелось. У нас обычно говорят: «Мы всегда так делали!» Особенно часто эта фраза звучит при попытке внести изменения в существующую систему. Эта фраза указывает на то, что до вас в этой системе были другие законы.

Законы необходимы в первую очередь для регулирования отношений в обществе и создания подчиненных иерархий. Для описания целей общества, его врагов, правил поведения и реакции на различные события. Словарь терминов и определений также является своего рода законом. Ведь если все начнут трактовать смысл слов по-разному, то в результате у нас будет полная языковая вакханалия. Словарь же, как закон, дает четкие слова и закрепляет понятия, которые за этим словом скрываются.

В плане культуры законы необходимы для создания фундамента общества. Они описывают основные моральные и этические нормы коллектива. Человек, входящий в такой коллектив, должен их соблюдать.

Вторыми по значимости законами являются те самые прописные истины. То есть законы, которые описаны: регламенты, положения, приказы, правила и т.д. И теперь самый главный вопрос – для чего это сделано? Какова цель этих законов, на что они ориентированы?

При написании законов компании следует всегда держать в фокусе цель написания данного документа. Обычно авторы забывают о цели документа или, что еще хуже, вообще ей не владеют, так как выполняют указание свыше. Потеря фокуса грозит тем, что документ будет регулировать совсем не те отношения, которые хотелось бы отрегулировать. Должностная инструкция, как правило, не соответствует фактически исполняемым обязанностям, и человек выполняет не ту работу, на которую его брали, а ту, которую дал руководитель. Согласитесь, это разные вещи.

В заключение хочу привести одну цитату из трактата «Государство» Платона: «Даже игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан».

Вера

В данной статье этот вопрос будет рассматриваться с точки зрения веры людей в лидера и в дело, которое коллектив делает. Также под этим термином будет пониматься некая идеология компании, ее миссия и девизы.

Вера всегда была составной частью культуры любого общества. Она давала некоего справедливого защитника и опекуна, причем справедливого и в общем исполнительного. Предметы веры восхваляли и всячески пропагандировали среди «неверных», что-то вроде «мое кунг-фу лучше». Также предмет веры был обязан иметь свои места поклонения. Практически всегда отношение к предмету веры требовало исполнения ряда законов: соблюдение постов, сосредоточенное обращение и тому подобные вещи.

Если обратиться к вере в лидера, то мы увидим, что лидер почитался примерно так же, как и боги. Полководцам и царям, изобретателям и великим умельцам народы и племена ставили памятники и рисовали их на картинах. Часто законы, сформулированные лидерами, становились основой для общества, кодексами, например пиратскими или орденскими. Иногда мысли, отраженные в таких законах, могли стать конституцией некоего общества людей, представляющих целые страны.

Когда народ верит в своего лидера, то «именем его» может делать различные задачи и в его отсутствие. То есть если лидер ставит задачу и делегирует полномочия, то можно сказать, что задача будет выполнена. Почему? Потому что исполнители знают и верят в то, что дело, которое они ведут, «хорошее», что лидер прав, а соответственно они делают правое дело; лидер всегда «прикроет» их от врагов; вознаграждение будет справедливым. Под вознаграждением также понимается и наказание: если задача выполнена не будет, то лидер разгневается и накажет исполнителей. Они с радостью примут наказание. Чувство справедливости им подскажет, что, раз лидер им доверил, поверил и дал чуточку своей власти (делегировал полномочия), а они не сделали этого, они не достойны и «искуплением греха» будет выполнение наказания. Они решают это добровольно, а не по указке лидера, который назначил «крайнего» своим приказом по компании. Также эти люди добровольно отдали часть своей свободы лидеру, то есть позволили ему распоряжаться своей жизнью.

Если в механизме подчиненности отсутствует вера в лидера, то о добровольности можно забыть. Законы выполняются в силу их существования и потому, что «так делают все». Если в этой схеме подчиненности вдруг возникнет система двойных стандартов, то коллектив моментально распадется на отделы, если угодно, то племя распадется на отдельные роды. При этом отдельные части племени будут конфликтовать друг с другом.

Вера должна постоянно питаться подвигами «во имя ее». Должен быть список героев, которые несут знамя своей веры в массы. Передовики производства, изобретатели, внедрение новых технологий и так далее – это все продукты проявления веры людей в свое дело или лидера.

Выводы

Формирование корпоративной культуры надо начинать с языка. Вначале было слово... Надо создать систему корпоративных координат, в том числе и моральных, и начинать формировать остальные составляющие корпоративной культуры. Необходимо заложить основные законы существования и жизни данного общества. Дальше изменять, поддерживать и расширять корпоративную культуру, используя существующие системы управления и создавая свои собственные.


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2014» ― литературного состязания авторов, работающих в жанре Non fiction. Номинация «Менеджмент». В конкурсе могут принять участие авторы, зарегистрированные в Сообществе менеджеров Executive.ru (независимо от срока регистрации).

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель, Казахстан

А мне кажется, что основа основ - это формирование, а главное, понимание ценностей компании самим руководством. Чтобы потом эти ценности донести до подчиненных. Если в ценностях не заложены принципы взаимопонимания, доверия, веры и лидерства, то о каком одном языке может идти речь? Если ценности не донесены до сотрудников, или донесены неверно, тут хоть три словаря.
Корпоративный словарь тоже нужен, я ни в коем случае не умоляю его значимости, но он вторичен. Предприятие может развиваться и работать без него. А вот если вы не донесли ценностей компании до сотрудников, то у каждого будут свои представления о том, чем же занимается компания, и зачем нужно все это делать

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
>>> [COLOR=blue=blue]Внедрение новых технологий и управленческих решений почти всегда наталкивается на сопротивление. … Необходимо определить, по каким причинам такие процессы происходят. Что является основной проблемой?[/COLOR] «Индивид имеет право На слободную любовь!». Григорий Котипов (как индивид) имеет право на свою «Систему координат». Но, наверняка, внедрение и его системы «[COLOR=blue=blue]почти всегда наталкивается на сопротивление[/COLOR]». Значит дело не в истинности той или иной системы координат; а в том, какая она для «иммунной системы сознания индивида» – своя или чужая. В этом – [COLOR=blue=blue]основная проблема[/COLOR].
Менеджер, Санкт-Петербург
Григорий Котипов пишет: Формирование корпоративной культуры надо начинать с языка. Вначале было слово...
Язык это знаковая форма представления информацмм... Если про передачу информации что-то есть, то почему игнорируется прием инфорации... и тем более адекватность восприятия информации?
Григорий Котипов пишет: Надо создать систему корпоративных координат, в том числе и моральных, и начинать формировать остальные составляющие корпоративной культуры. Необходимо заложить основные законы существования и жизни данного общества.
Сначала надо отладить процессы обмена информацией внутри данного общества
Григорий Котипов пишет: Дальше изменять, поддерживать и расширять корпоративную культуру, используя существующие системы управления и создавая свои собственные.
Любая система управления это прежде всего система приема и передачи информации... А корпоративная культутра одна из составляющих процессов обмена информацией, своего рода инфрастуктуры системы управления...
Генеральный директор, Челябинск

Все правильно написано.
Как и любая глубокая и многослойная идея, идея описанная выше - упрощена.
Но как система координат - хороша. На практике так оно и работает.

Генеральный директор, Самара

Не вполне стандартно по сравнению с другими ''привычными'' описаниями этого вопроса. Может быть, как к любой статье, высказан целый ряд уточнений и даже возражений. Но акцентируются моменты практически важные и описанные понятно и доступно. Спасибо автору!

Руководитель, Владивосток

Пассионарность так и прет - пишем про корпоратив, а все получается про государство..

Сергей Иванов Сергей Иванов
Полностью согласен с автором статьи, формирование культуры - это основное для любого руководителя. Однако опущен важный момент: культура может формироваться только под конкретную цель компании, только исходя из которой и можно формировать все составляющие культуры.
Григорий Котипов пишет: Формирование корпоративной культуры надо начинать с языка. Вначале было слово...
Однако человек приходит в компанию для достижения своих личных целей, а не целей компании. И если человек увидит, что работая на цели компании, какими бы высокими они не были, что выполняя предписанные законы культуры, он не достигает своих личных целей, он уходит. Вначале у него личные цели. Формирование культуры имеет два аспекта: материальный и нематериальный. Причем материальный аспект в настоящее время в России доминирует. И только с повышением жизненного уровня начинает доминировать нематериальный аспект.
Владимир Зонзов пишет: дело не в истинности той или иной системы координат; а в том, какая она для «иммунной системы сознания индивида» – своя или чужая. В этом – основная проблема.
Согласен полностью. И согласен с Виктором Цлафом, данный аспект для России пока нестандартный.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Григорий Котипов пишет: казалось бы, инструменты проверены во всем мире, доказали свою эффективность, работают, и даже есть примеры их успешного применения… где-то, но только не у нас. Почему?
Правильно ли я понял, Григорий, что по Вашему мнению классические инструменты проведения изменений и, в частности, управления корпоративной культурой работают в других странах, но не работают в нашей стране?
Президент, председатель правления, Екатеринбург

[COLOR=gray=gray]Формирование корпоративной культуры надо начинать с языка. Вначале было слово... Надо создать систему корпоративных координат, в том числе и моральных, и начинать формировать остальные составляющие корпоративной культуры. Необходимо заложить основные законы существования и жизни данного общества. Дальше изменять, поддерживать и расширять корпоративную культуру, используя существующие системы управления и создавая свои собственные. [/COLOR]
Корпоративная культура - это объективный феномен. Она всегда по умолчанию существует у любой группы людей, чем-то объединенных.
Любая культура имеет ценностно-нормативное ядро (она с этого начинается, а не с языка) и состоит из 7 базовых компонентов: ценности, нормы, правила, традиции, обычаи, язык, артефакты (см. социологию культуры).
Много исследователей представляют свои варианты корпоративной (организационной и т.п.). В них дополнительно присутствуют другие компоненты.
Это я написала по поводу изобретения очередного колеса. Автор имеет право, конечно, представлять свою концепцию. НО!
Враги, война, агрессия и прочие негативные ценности, объединяющие людей и отнимающие их ресурсы, ведут к разрушению и проигрышу. Лучше энергию сотрудников направлять в мирное русло. Агрессия всегда разрушает.
По поводу «веры» - ''не сотвори себе кумира''. Беда будет.
Лидерство зиждется на авторитете и является чисто психологическим феноменом. Один человек признает другого лидером по умолчания, это комплиментарный обменный процесс. Именно поэтому лидерство легко потерять. Я работала как-то в предприятии-секте. По крайней мере, руководители пытались ее создать. Была потрясающая текучесть персонала. И финал потом был удручающим.
Автор может найти цивилизованный способ преодоления сопротивления. Существуют персонал-технологии, основанные на научном подходе, где базовым элементом является структура социальной установки и разработаны методы изменения этой самой с/у – устранение сопротивления персонала.
За рубежом, когда происходит слияние многотысячных компаний, сначала исследуют КК, определяют ведущие ценности, а потом разрабатывают мероприятия по нивелированию негативных последствий от слияния, в т.ч. по преодолению сопротивления.
Автору совершенно точно надо пройти курс социальной психологии, чтобы оценить масштаб своей некомпетентности. К сожалению, в наших ВУЗах до сих пор нет системного преподавания социальной психологии при подготовке менеджеров. За рубежом-то давно преподают.

Сергей Иванов Сергей Иванов
Владимир Токарев пишет: Правильно ли я понял, Григорий, что по Вашему мнению классические инструменты проведения изменений и, в частности, управления корпоративной культурой работают в других странах, но не работают в нашей стране?
Гриорий Коптилов не появляется. Может Вас, Владимир, заинтересует мое мнение по данному вопросу. К сожалению во многом это так, с организационной культурой мы отстаем. Приходилось встречать компании, в которых руководитель даже не знает, что такое организационная культура. Что уж тут говорить об управлении культурой. ''Я тебе плачу, и ты будешь делать то, что приказано'' – не редкость в наших компаниях, сам слышал. И это похоже одна из причин этого – наша история. Самое частое, что я слышал при социализме 70-80-х годов прошлого века – это ''безусловное выполнение планов'', которые, тем не менее, переносились и переносились. А о культуре у руководства и речи не было. Культура, конечно была, но с началом застоя она постоянно деградировала со временем. Довольно популярной у многих сотрудников была фраза: ''как платят, так и работаем'', и в большинстве ее произносили те, кто и работать по человечески не мог. И это еще в большей степени касается компаний под криминальными и коррупционными крышами. У меня таких в консалтинговой практике не было, но, в разговоре, один из таких руководителей сказал: “У меня фонд оплаты труда 1,5% от выработки, а прибыль 30%, и мне ничего не нужно”. Собственникам и руководителям таких компаний просто не выгодно вкладываться ни в культуру, ни в повышение эффективности деятельности. А инструменты изменения культуры работают, если ими правильно пользоваться, работали и при социализме, пользовался ими и в те времена. При этом сотрудники, которые заявляли: ''как платят, так и работаем'' или ушли, или стали получать так, как работают.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.