Инновационный подход в управлении жилищно-коммунальным комплексом региона


Постановка проблемы

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, которое было положено указом Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации», по своей сути, должно было проводиться в едином ключе всех рыночных преобразований экономики России.

Несмотря на многолетнее проведение реформ, положение дел в этой сфере не улучшается. Так, например, по данным Министерства регионального развития РФ в начале 2012 года износ основных фондов предприятий ЖКХ приблизился к отметке 60%, а по отдельным регионам он доходил до 80%. Причем ежегодно этот показатель постепенно увеличивается на 1-3% в год.

На полное восстановление данного показателя до нормативных значений требуется более 10,4 трлн. рублей и это несмотря на то, что ежегодно тарифы на жилищно-коммунальные услуги росли не менее чем на 15% ежегодно.

Другой важнейшей проблемой являются неплатежи и рост задолженности.

По итогам II квартала 2012 г. объем задолженности в отрасли ЖКХ составил 569 млрд. руб. Рост задолженности с 1 апреля 2012 г. составил 13,9%, или 69 млрд. руб. в денежном выражении.[1]

Если в первые годы реформ жилищно-коммунального комплекса (ЖКК) реализовывалась преимущественно функция социальной защиты населения, то в настоящее время проводимые реформы все больше и больше превращаются в источник социально-экономической и политической напряженности.

Несмотря на ежегодный существенный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), превышающий темпы роста реальных доходов населения и инфляции, финансовое состояние многих предприятий и организаций ЖКК характеризуется как неустойчивое и убыточное, а качество предоставляемых услуг – как низкое.

Поэтому совершенно неслучайно Президент РФ В.В. Путин уделяет большое внимание вопросам преобразований в сфере ЖКК. Так, например, на совещании по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг в г. Сочи 4 февраля 2013 г. он заявил: «Считаю налаживание работы, обновление жилищно-коммунального комплекса приоритетной задачей для региональных и муниципальных властей. Конечно, результаты работы в этой сфере должны быть одним из основных критериев успешности работы региональных команд, при этом, подчеркну, федеральный уровень исполнительной власти, разумеется, не должен оставаться в стороне. При этом нам нужны не точечные, сиюминутные решения, латание дыр, а долгосрочные системные решения, нацеленные на то, чтобы люди получали качественные коммунальные услуги по приемлемым и понятным ценам».[2]

Выше сказанное говорит о том, что необходим новый, инновационный подход к решению задач преобразований в сфере ЖКК. При этом следует отметить, что на федеральном уровне достаточно много сделано и сейчас делается для перехода к таким инновационным процессам организации и управления ЖКК, но на региональном и муниципальном уровне в этой части федеральное законодательство чаще всего не применяется.

Методология исследования

В работе предлагается использовать научно-методический подход к моделированию инновационного развития регионов, муниципальных образований, отраслей, предприятий предложенный Институтом проблем управления РАН, который базируется на принципе программно-целевого управления (1, 2).

Программно-целевое управление представляет собой частный случай прикладного направления системного подхода к управлению сложными целеустремленными организационно-техническими системами.

Основное внимание здесь уделяется комплексу инструментов (механизмов) целеполагания (формулировка целей, желаемого состояния системы и критериев их достижения), анализу и выбору средств достижения целей, разработке под эти цели конкретных программ и календарных планов работ.

Программно-целевой подход относится к инновационным методам развития муниципальных образований. Данный метод является не только одним из наиболее распространенных современных методов управленческой деятельности, но и прямо предусмотрен законодательством о местном самоуправлении.[3]

В законе предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов принимают и организуют выполнение планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Программа должна представлять совокупность мероприятий, необходимых для решения научно-технических, социальных, социально-экономических и других проблем или каких-то их аспектов.

Главным в процессе результативного (программно-целевого) управления является комплексное управление на цель (на результат) в четырехуровневой системе управления

  1. администрация субъекта федерации;
  2. администрация муниципального образования;
  3. предприятия;
  4. проекты.

По схеме:

  • Цель.
  • Подцели.
  • Задачи.
  • Планирование программы работ (с заземлением до конкретных проектов и предприятий).
  • Обеспечение их ресурсами.
  • Реализация программы.
  • Получение реальных конечных результатов (достижение цели)».[4]

Конечной целью является повышение благосостояния населения (уровня и качества жизни), измеряемого достигнутыми значениями установленных социально-экономических показателей, например, таких как среднедушевой доход, обеспеченность жильем, расходы на жилищно-коммунальные услуги и т.д.

Инновации в жилищно-коммунальную сферу региона

Под инновацией в сфере ЖКХ будем понимать новшество, дающее практические результаты (социальные, экономические и др.). А за мероприятия по реформированию ЖКХ принимать в первую очередь, демонополизацию отрасли, развитие конкуренции на рынке услуг по обслуживанию жилищного фонда, повышение надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, повышение качества жилищно-коммунальных услуг.

Главной целью реализации инновационного подхода к процессам преобразований в сфере ЖКХ региона принято соблюдение баланса интересов: муниципального образования, организаций жилищно-коммунального комплекса и населения.

Достижение поставленной цели может быть обеспечено за счет решения следующих задач:

  • Для региональных и муниципальных органов власти – необходимо обеспечить улучшение целевых показателей функционирования объектов ЖКК при минимизации расходов муниципальных бюджетов на преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве.
  • Для организаций жилищно-коммунального комплекса – создать условия, привлекательности объектов жилищно-коммунальной сферы, путем обеспечения возврата инвестиционных вложений и извлечения прибыли.
  • Для населения – обеспечить повышение качества жилищно-коммунальных услуг, при соблюдении доступности тарифов. Обеспечить снижение социальной напряженности в обществе.

Учитывая то, что в коммунальную сферу бизнес никогда не будет вкладывать инвестиции, если предприятия этой сферы, с точки зрения организационно-правовой формы, являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, т.к. такие предприятия не наделены правом собственности на закрепленное за собственником имущество. Поэтому акционирование государственных и муниципальных предприятий ЖКК можно рассматривать как механизм экономического оздоровления.

За более чем полувековую историю функционирования предприятий ЖКХ в режиме государственной и муниципальной собственности население привыкло относиться к жилищно-коммунальному комплексу как подведомственной структуре, обязанной выполнять определенный набор услуг за символическую плату, а то и без таковой.

В свою очередь предприятия ЖКХ, финансово независящие от качества и надежности предоставляемых услуг, потеряли ответственность за результат своей работы. Поэтому появление на рынке жилищно-коммунальных услуг предприятий частных форм собственности вызывает неоднозначную, а иногда и негативную реакцию. Механизм перехода предприятий ЖКХ от организационно-правовой формы муниципальных унитарных к акционерным обществам отличается многовариантностью возможных решений. [6]

Раскроем преимущества функционирования предприятий ЖКХ в форме хозяйствующих обществ.

Процесс реформирования и модернизации ЖКХ, основанный на рыночных механизмах хозяйствования, не возможен без новых организационно-правовых форм и методов хозяйствования, которые позволят:

  • повысить инвестиционную привлекательность предприятия;
  • привлечь средства на строительство и реконструкцию сетей и сооружений;
  • регулярно пополнять бюджет муниципального образования за счет арендной платы и дивидендов по акциям общества, находящимся в муниципальной собственности;
  • заинтересовать коллектив предприятия в результатах своего труда;
  • оптимизировать налогообложение предприятия;
  • уменьшить количество бюджетных дотаций и целевых вложений;
  • сохранить имущество в муниципальной собственности и контроль деятельности общества со стороны муниципального образования;
  • ввести новые рыночные механизмы деятельности предприятия;
  • создать более эффективный механизм управления предприятием.

При преобразовании муниципального предприятия ЖКХ, действующего на основе права хозяйственного ведения, в реально самодостаточный хозяйствующий субъект – акционерное общество, следует отметить, что последнее обладает большей самостоятельностью по принятию решений в процессе хозяйственной деятельности, выраженной переходом от директивных к договорным формам правоотношений. Возрастает ответственность акционируемого предприятия за результат своей деятельности – повышение (либо снижение) эффективности производства (качество и надежность предоставления услуг). То есть акционирование объективно позволяет повысить ответственность предприятия за все аспекты управления при оказании услуг и эксплуатации муниципальных инженерных систем, включая планирование, финансирование и реализацию инвестиций, переложив, таким образом, часть ответственности муниципального образования (как собственника имущества) на специалистов, непосредственно управляющих процессом предоставления услуг ЖКХ потребителям.

Применяемая в настоящее время муниципальным предприятием при планировании текущей деятельности и развития коммунальных объектов оценка результатов работы по валовому объему реализации услуг стимулирует рост ресурсных затрат, сдерживая переход к приборному учету потребления, и не способствует интенсивной замене изношенных основных фондов, снижению потерь в сетях.

Акционирование ведет к сокращению нерациональных ресурсных затрат путем применения иных подходов к планированию производственно-хозяйственной деятельности. Появлению заинтересованности в снижении затрат также способствует возникновение конкурирующих организаций, способных предложить более качественное обслуживание инженерной инфраструктуры ЖКХ муниципального образования.

Достижение цели уменьшения бюджетного финансирования акционированного предприятия выражается в приобретении обществом возможности получения дополнительных внебюджетных источников финансирования, вытекающих из новой организационно-правовой формы.

Например, в соответствии с действующим число и качественный состав участников хозяйствующего общества ограничены его организационно-правовой формой (ОАО, ЗАО, ООО). Участником акционерного общества могут являться муниципальное образование (через своих представителей), а также физические и юридические лица, в том числе и потенциальные инвесторы. Привлекательность ЖКХ для частных инвесторов обуславливается наличием стабильных, востребованных объемов производства и регулярных поступлений денежных средств за предоставленные услуги. При эффективной работе акционированного предприятия гарантированное привлечение дополнительных денежных средств возможно и через проведение эмиссий ценных бумаг общества.

При этом инвесторы получают дополнительные имущественные гарантии, а также включаются в систему совместной ответственности за реализацию проектов, возвратность кредитных средств.

Акционерные общества более привлекательны для инвесторов, так как в отличие от унитарных предприятий такая форма предполагает механизм возврата вложенных средств (продажа акций, дивиденды и т.д.). Владение акциями дает инвестору право не только на долю в будущей прибыли, но и на долю в имуществе предприятия в случае его ликвидации. Таким образом, стоимость акций прибыльного предприятия может расти, даже если оно не платит дивидендов, поскольку нераспределенная прибыль – это тоже имущество. При акционировании унитарных предприятий в целях ускорения реформирования ЖКХ муниципальных образований возможно предоставление определенных гарантий инвесторам со стороны муниципалитета.

Преимуществом акционирования является и сопровождающий его комплекс мер, направленных как на упорядочение финансирования, на модернизацию и замену основных фондов (что позволяет в определенной мере экономить бюджетные средства за счет привлечения частных инвестиций), так и на регулирование ценообразования путем введения синхронизации изменения экономически обоснованного тарифа от инфляционных процессов и изменения цен на энергоносители.

При этом эффективное функционирование предприятия, прошедшего процедуру акционирования, невозможно без систематизации договорных отношений путем обязательного формирования муниципального заказа и заключения договоров на его исполнение с хозяйствующим субъектом, что позволяет муниципалитету контролировать надежное и качественное предоставление услуг, а предприятию дает дополнительные гарантии своевременной и полной оплаты.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (3), приватизации муниципального имущества в обязательном порядке предшествует его инвентаризация, аудиторская проверка предприятия, что позволяет выяснить фактическое состояние основных фондов ЖКХ муниципального образования, а также реализовать дополнительную процедуру контроля со стороны муниципалитета за использованием имущества.

При акционировании представляется целесообразным составлять паспорт недвижимого имущества, что усложнит проведение преднамеренного банкротства и сведет на нет возможность фиктивного банкротства предприятия.

Таким образом, акционирование способствует развитию ЖКХ муниципального образования в целом и акционированного предприятия в частности, повышению надежности эксплуатации сетей и оборудования путем модернизации и замены за счет привлечения инвестиций, а также использования инвестиционной составляющей тарифа, и, как следствие, улучшению качества предоставляемых услуг, реструктуризации задолженности и т.п.

Правильное формирование уставного капитала при акционировании предприятий ЖКХ, т.е. не включение в него инженерной инфраструктуры основного производства, исключает возможность укрепления позиций локального монополиста.

Такое решение проблемы позволит органам местного самоуправления не потерять контроль над предоставлением предприятиями ЖКХ услуг населению и не приведет к большой бесконтрольности локального монополиста, поскольку:

Во-первых, в процессе акционирования орган местного самоуправления выступает в роли акционера, учредителя преобразуемого предприятия ЖКХ и/или арендодателя основных средств производства.

Во-вторых, в соответствии с законодательством органы местного самоуправления определяют целесообразность и условия акционирования, а также координируют работу предприятия в условиях рынка.

В-третьих, одним из основных условий акционирования является гарантированное выполнение обществом обязательств по сохранению функциональной направленности среды обитания, надежному предоставлению жилищно-коммунальных услуг всем категориям потребителей и абонентов, т.е. сохранение публичного характера договорных отношений, регулируемых городом.

В-четвертых, в целях защиты интересов населения и всего муниципального образования инфраструктура должна остаться в муниципальной собственности.

Согласно программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» необходимо активизировать процесс преобразования муниципальных предприятий в акционерные общества на основе упорядочения системы договорных отношений и ценообразования и с условием оставления сетевой коммунальной инфраструктуры в муниципальной собственности. Именно в таком сочетании имущественных и функциональных прав может быть сформирован реально управляемый рынок услуг.[5]

По данным Правительства РФ по состоянию на 2010 год более 90 процентов учреждений ЖКХ находятся в муниципальной или государственной собственности.[6]

Для определения наиболее рационального способа акционирования в условиях конкретного населенного пункта в соответствии с имеющейся структурой имущества, передаваемого в собственность хозяйствующего общества, необходимо провести классификацию всех основных фондов, находящихся на балансе муниципального предприятия, а также определить основную цель акционирования, например, оценить степень участия инвестиционного капитала во вновь создаваемом обществе.

Сегодня бюджеты большинства муниципальных образований очень ограничены. Поэтому перед региональной и муниципальной властью постоянно возникает вопрос более эффективного использования своего бюджета.

Одним из путей повышения эффективности может служить сокращение расходной части бюджета за счет уменьшения бюджетных расходов на содержание государственных и муниципальных предприятий. Механизм уменьшения расходов – передача в делегированное управление (концессия, долгосрочная аренда, договор на управление) этих предприятий.

Благодаря своим преимуществам договоры долгосрочной аренды и концессии приобретают все большее распространение в области изменения инфраструктуры городского хозяйства. Такие договоры нашли широкое применение во многих странах мира, как с хорошо развитой экономикой, так и в странах с низкими бюджетными доходами.

В международном понимании «концессия» включает в себя все характеристики договора аренды предприятия как имущественного комплекса, но накладывает на организацию-концессионера дополнительные обязательства в области капиталовложений, необходимых для оговоренного расширения производства или увеличения мощностей для замены основных фондов.

Основными преимуществами использования механизма передачи предприятий в делегированное управление (концессию) являются:

  1. Снижение расходов бюджета города.
  2. Создание конкурентной среды в соответствующей отрасли, например, жилищно-коммунального хозяйства. Несмотря на то, что в каждый определенный момент времени существует только один поставщик данного вида услуг – концессионер, конкуренция возникает до подписания контракта, в результате рассмотрения заявок претендентов, а также по истечении срока договора, когда требуется его возобновление. В результате этого существует конкуренция за рынок, несмотря на то, что в течение срока договора конкуренция на рынке отсутствует.
  3. Привлечение инвестиций позволит провести техническое переоборудование предприятий.
  4. В делегированное управление могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты, что позволяет расширить круг возможных инвесторов.
  5. Строительство или реконструкция объектов ГЧП создает дополнительное количество рабочих мест в городе.
  6. После истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит самое современное оборудование.

Как известно, все подсистемы включающие направления совершенствования уровня развития не могут успешно функционировать при отсутствии финансовых ресурсов. Поэтому все мероприятия, связанные с развитием региональной социально-экономической системы, должны обеспечиваться крупномасштабными инвестициями. В связи с этим особо остро стоит проблема решения такой важной задачи, как разработка концепции управления привлечением инвестиций в регион, базирующейся на восстановлении воспроизводственных процессов за счет как внутренних, так и внешних источников финансирования.

При решении данных проблем важно:

  • выявление инвестиционных источников региона;
  • разработка инвестиционной региональной политики и определение целей инвестирования; стимулирование иностранных инвестиций;
  • выработка алгоритма целенаправленного воздействия на процесс привлечения инвестиций преимущественно путем применения организационно-экономических форм управления; создания условий инвестиционной привлекательности региона;
  • формирование инвестиционной стратегии развития регионального производства.

Руководствуясь Законом РФ от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в каждом муниципальном образовании должна быть, разработана Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры.

Программы комплексного развития являются не только условием развития городской коммунальной инфраструктуры, повышения надежности ее эксплуатации и качества услуг, но и позволяют обосновать предельные индексы изменения тарифов и надбавок, которые устанавливаются регулирующими органами, а также получить финансирование в рамках региональных и федеральных программ. Например, подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. При применении метода государственной поддержки в финансировании создания коммунальной инфраструктуры, целесообразно делать выбор в пользу прямых инвестиций в инфраструктуру.

При этом надбавки к тарифам и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры являются источниками возврата средств, вложенных в модернизацию и развитие коммунальной инфраструктуры инвесторами.

Инвестиции в инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства позволяют в дальнейшем снизить издержки, что, в свою очередь, позволит снизить тарифы на коммунальные услуги.

Поддержка государством инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры обеспечит формирование устойчивой системы привлечения средств частных инвесторов и кредитных ресурсов для реализации таких проектов.

Автором данной статьи в выпускной квалификационной работе разработаны состав и структура программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, которые могут быть использованы муниципальными образованиями, как методические рекомендации по разработке таких программ.

Успешная реализация программно-целевого подхода к управлению процессом преобразований в сфере ЖКХ требует не только разработки конкретных программ, но и организации их эффективного исполнения, осуществления постоянного контроля и мониторинга, а при необходимости и корректировки этих программ.

С целью комплексного решения поставленных выше задач с применением инновационного подхода, обеспечивающего выполнение контрольных функций, необходимо создать на первом этапе информационную систему жилищно-коммунального хозяйства, которая в дальнейшем должна быть трансформирована в систему автоматизированного управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования.

Сегодня для решения проблем, возникших при проведении социально-значимых реформ в сфере ЖКХ, информатизации органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается создать «Государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства» и соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ.

Данный законопроект направлен на регулирование правоотношений по созданию, модернизации и эксплуатации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

Законопроектом предусмотрена обязанность органов местного самоуправления предоставлять в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства информацию:

  1. о муниципальных программах в жилищной сфере и в сфере коммунальных услуг;
  2. о состоянии расположенных на территориях муниципальных образований объектов коммунальной и инженерной инфраструктур;
  3. о производственных программах и об инвестиционных программах организаций, поставляющих ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг;
  4. о соблюдении установленных параметров качества товаров и услуг таких организаций;
  5. о состоянии расчетов исполнителей коммунальных услуг (лиц, осуществляющих предоставление коммунальных услуг) с лицами, осуществляющими производство и реализацию ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также с лицами, осуществляющими водоотведение;
  6. о состоянии расчетов потребителей с исполнителями коммунальных услуг. [7]

Выводы

Таким образом, в работе показано, что для успешного проведения реформы в ЖКК региона необходимо провести экономико-организационные преобразования в системе управления отраслью с применением инновационных подходов.

Данная статья подготовлена в рамках совместного проекта E-xecutive.ru и Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО). Условия проекта. В проекте могут принимать участие слушатели и выпускники российских бизнес-школ, входящих в РАБО. Если вы хотите опубликовать свою статью, вы можете прислать ее по адресу content@e-xecutive.ru с указанием в теме письма «Проект MBA».

Сноски

  1. Д. Сомовидис Просроченная задолженность в сфере ЖКХ: причины, способы ликвидации. Журнал 'ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера', № 10, 2012
  2. Сайт Президента РФ: http://kremlin.ru/transcripts/17428. Стенограмма совещания по вопросам улучшения качества жилищно-коммунальных услуг 4 февраля 2013 года.
  3. Федерального закона № 131-ФЗ 'Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации', ч. 1 ст. 17.
  4. Ириков В.А. Целостная система государственно-частного управления инновационным развитием как средство удвоения темпов выхода России из кризиса и посткризисного роста / В.А. Ириков, Д.А. Новиков, В.Н. Тренев. - М.: ИПУ РАН, 2009. – с. 52.
  5. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации»
  6. Письменная, Е. Меморандум ЖКХ /Е. Письменная, М. Товкайло// «Ведомости» 28.12.2010, 246 (2764).
  7. Официальный сайт Государственной Думы РФ Проект федерального закона № 199597-6 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», пункт 2, статья 1.

Список использованной литературы

  1. Бурков, В.Н. Переход территорий на инновационный сценарий развития. Пример стратегии инновационного развития муниципального образования и системы управления ее реализацией / В.Н. Бурков, В.В. Зубарев, А.К. Еналеев, В.А. Ириков, Н.В. Корнеева и др. (под редакцией Ирикова В.А. – М.: ИПУ РАН, МИЭЭ – 2010. – 113 с.
  2. Ириков, В.А. Целостная система государственно-частного управления инновационным развитием как средство удвоения темпов выхода России из кризиса и посткризисного роста / В.А. Ириков, Д.А. Новиков, В.Н. Тренев. - М.: ИПУ РАН, 2009. – 228 с.
  3. Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
  4. Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации - URL: http://www.duma.gov.ru/ Проект федерального закона № 199597-6 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».
  5. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. - URL: http://www.minregion.ru/.
  6. Пушкарев, В.Ю. Акционирование муниципальных предприятий как механизм экономического оздоровления / В.Ю. Пушкарев // Вестник Тверского государственного технического университета. Научный журнал. Выпуск 9 – 2006 г. – С. 146-150.
  7. Пушкарев, В.Ю. К вопросу создания интегрированной информационной системы управления ЖКХ региона / В.Ю. Пушкарев // Сборник научных статей XI Всероссийской научно-практической конференции: Экономические и социальные проблемы регионального развития. Часть 1. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», - 2011. С. 250–252.
  8. Пушкарев, В.Ю. Институциональный подход к регулированию отношений поставщиков и потребителей коммунальных услуг / В.Ю. Пушкарев // Сборник научных статей XII Всероссийской научно-практической конференции: Экономические и социальные проблемы регионального развития. – Тверь: ООО «Издательство «Триада», - 2012. С. 122–126.

Владимир Пушкарев, слушатель программы МВА Международного института государственной службы и управления (МИГСУ РАНХиГС). Научный руководитель: Файншмидт Евгений Александрович

Фото в анонсе: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Адм. директор, Иркутск

Изучаю. я с 2005 работаю на руководящих должностях в УК ЖКХ, давал в ЦНТИ ''Прогресс'' семинар по теме ''Управление МКД''.
Неясно вот что. УК моугт вообще не иметь имущества и собственности. По сути Ук это оболочечные компании, которые организовывают работу. МУПы тоже не имеют собственности. А вопрос акционирования может быть уязан только с последующей прибыльностьи, значит с ростом тарифов.
Кстати надо четко развличать предприятия РСО и УК. Этого различия в Вашей статьи не увидел

Аналитик, Москва

Статья, к реальной жизни в этой БАНДИТСКОЙ системе ЖКХ, НИ КАКОГО отношения не имеет. Элементарное ЖЕВАНИЕ политической мочалки.. Извините.


ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ЖКХ

Предложения форуму Г.Д.Стремоухова

«Нам необходимо менять структуру экономики, иначе у нашей экономики не будет будущего» Д.А.Медведев

ЖКХ и его сегодняшние проблемы, в том числе, почти за СТО лет, сформулированы и сформированы не грубейшем теоретическом и понятийном хаосе наук управления и экономики, порочных догматах политэкономики и бестолковой урбанизацией советской затратной экономикой, и затолкать этого монстра в рамки экономики рыночной НЕВОЗМОЖНО, ни какими потугами. Это естественный и закономерный результат –продукт системы. Других продуктов порочная система выдавать НЕ МОЖЕТ…
Надо менять организационную и экономическую структуру этой сферы. развернув миграцию населения в село, 80% которого мы бездарно, а порой, и преступно загнали в города, по сути, оголив позицию государства по контролю своей территории.
1.Тариф и цена понятия несовместимые. Тариф никакого отношения к цене вообще, не имеет.
2.Цена это величина собирательная, она не может сама по себе повышаться-понижаться. Повышаются ее составляющие а она только отображает это повышение. .Доход от повышения разносится по статьям затрат, следовательно, увеличивается налогооблагаемая база, должны увеличиваться и поступление налогов.
3.Утвердить стандарт самого бланка калькуляции цены и статьи включаемых в ее затрат.
4.Из цены на услуги ЖКХ должны быть исключены:
- стоимость самих энергоносителей – энергоносители должны закупать клиенты район- город-область, структуры ЖКХ должно только доносить энергоносители до клиента. Никакого отношения к цене энергоносителя они иметь не должны. .
- стоимость инвестиционной составляющей, - она может включатся в
калькуляцию, но быть собственностью клиента, до тех пор, пока не будет вложена в объект и не выкуплена коммунальщиками, вот именно ВЫКУПЛЕНА.
5. Проблемы ЖКХ может решить только создание системы КООПЕРАТИВНЫХ банков со всем набором предлагаемых продуктов.
В структуре банка должны быть образованы отделы-департаменты:
КОММУНАЛЬНЫЙ, КРЕДИТНО-СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ, ИПОТЕЧНЫЙ, СТРАХОВОЙ, СТРОИТЕЛЬНЫЙ, ПЕНСИОННЫЙ…..все структуры этой сферы должны быть пайщиком этого банка. Тогда система становится законченной и не уязвимой.
Только через систему КООПЕРАТИВНЫХ банков можно осуществить требование Президента «расщепить платежи» .
6, ВСЕ объекты всех форм собственности должны быть обеспечены СЧЕТЧИКАМИ за счет государства. это гораздо выгоднее чем отапливать и освещать атмосферу.
7. Включить предложения Г.Д.Стремоухова в научно-исследовательские планы профильных научных учреждений.
8. В порядке эксперимента создать КООПЕРАТИВНЫЕ банки по одному в столицах федеральных округов.

Проблема уличного освещения.

Система уличного освещения работает по традиционной советской схеме. светить и никаких гвоздей»..Солнце еще не зашло уличное освещение начинает включаться, а утром наоборот, солнце уже давно взошло, уличное освещение вяло начинает выключаться.
На производство энергии выжигаемой из бюджета на подсветку солнцу мы расходуем ЕЖЕГОДНО – 125 млн.т. угля, попутно выжигаем – 225 млн.т. атмосферного кислорода….
Каждая лампочка горящая днем – это должно стать административным нарушением и наказываться штрафом, и отключением.
Улицы и районы фонарей , включаемые днем электриками, для того что бы заменить ОДНУ сгоревшую лампочку – должны считаться ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИВЕРСИЕЙ.
Все структуры бюджетной сферы должны быть обеспечены
многотарифными электоросчетчиками.

Проблема утилизации отходов..

Сегодня в стране накопилось – 100 млрд.т. отходов, ежегодно эта мусорная куча прирастает еще – 150-тью млн.т.
Традиционными, стандартными методами, которые накладываются на НИЩЕЕ чиновничество, эта проблема НЕ РЕШАЕТСЯ..
В основу предлагаемого метода, «Сберкасса для отходов» положен метод, предлагаемый еще Лениным.
«..только на личном интересе, только на личном интересе мы можем двигаться вперед»… Только на «личном интересе» чиновничества мы можем решить проблему утилизации отходов.

Организационная структура предлагаемого метода «Сберкасса для отходов»

На базе государственных профильных структур создается государственно-кооперативная структура «Отходы»
Фирма принимает отходы от клиентов под оговоренный товар, услугу.
Принятые отходы находятся в обороте фирмы до тех пор пока клиент не сдаст последний килограмм отходов.
После чего фирма покупает товар и передает его клиенту.
На период эксперимента фирма производит из отходов только тот товар, который забирает бюджет.
Доход полученный от этой деятельности является собственностью коллектива фирмы.
Чиновник в данной схеме получает двойную зарплату. По основному месту работы и свою долю от дохода фирмы.
В порядке эксперимента создать государственно-кооперативные структуры
профильных отраслей на базе:
Москвы и Московской области. Санкт Петербурга и Ленинградской области, Владивостока и Приморского края, Сочи и Краснодарского края.

Проблема строительства жилья.

Сегодня в стране – 80000 обманутых дольщиков. А сколько по вине строителей из них, стали инвалидами,….а сколько еще станут…
За сегодняшним приоритетом строителей жилья и дивелоперов, - это продажа квартир любой ценой, идет шлейф проблем для ЖКХ и общества..- это рабочие места, это обманутые дольщики, урезанные объемы наполнения детских садов, школ, объектов инфраструктуры.
Приоритет для населения строящего жилье может обеспечить только перевод строительства жилья в систему ИПОТЕЧНЫХ КООПЕРАТИВНЫХ БАНКОВ со всем набором банковских продуктов.
В порядке эксперимента на базе Центрального Федерального Округа создать ИПОТЕЧНЫЙ КООПЕРАТИВНЫЙ БАНК с Центральным офисом в Банке Москвы, с филиалами в областях округа.
Предложения Стремоухова Г.Д. в работах.
1.Жуем политические мочалки.
2. Мусорный коллапс Москвы и ……………..всея Руси.
3 Реформа банковской системы России.
4.Стратегический обвал Дальнего Востока и выход из него. Тоже ЦФО
и Северный Кавказ.
5. Киловатты отходов.
6. Пробки Москвы.
7. Бандитский ЖКХ
8.Стратегия будущего по старым политическим граблям
Спасибо. Стремоухов Г.Д. Москва. Заходите если что. strgennadij@yandex.ru
. 21.11.11г.
Обманутые дольщики присоединенной к Москве территории, и московских в том числе, но сюда могут включиться и те кто еще только готовится стать таковым. (в порядке эксперимента)

На базе этой категории надо начать программу по сокращению негативной нагрузки, , почти вековой, бестолковой урбанизации России.

Предложить обманутым дольщикам несколько программ для желающих поселиться на земле и заняться сельским хозяйством…

Условия программы.( такие проекты есть по Дальнему Востоку, Сибири, ЦФО, Северному Кавказу….
1 Регион на выбор.
Выбирается заброшенное село.
2. Производство продукции на выбор., организация производства
продукции промышленности тоже возможна.
Производственный комплекс производства продукции, создается по
самым передовым технологиям , с учетом объектов глубокой
переработки первичного продукта.
3. Комплекс всей инфраструктуры формируется по самым высоким
требованиям…
4. Формируется коллектив по нормативам на объем производимой
продукции.
5. Создается сельскохозяйственный потребительский кредитный
кооператив.
6. Весь комплекс оценивается по самым высоким ценам, с минимальным
процентом.
7. Стоимость комплекса делится на ПАИ. ПАИ передаются (по одному паю
на домохозяйство) ПАЙЩИКАМ в долгосрочную аренду с правом
выкупа, сроком на 25 лет. Дома оцениваются отдельно, и как дополнительный ПАЙ передается пайщику на этих же условиях.
8. Земля передается кооперативу навечно и безвозмездно. земля не делится
на паи и не может продаваться.
.9. Выкуп паев производится ТОЛЬКО продукцией произведенной
кооперативом..
10. Объемы и сроки выкупа определяет пайщик. Не хочешь платить
проценты, быстрее выкупай ПАЙ, не хочешь выкупать ПАЙ плати
проценты.
Только так можно спасти Москву от нарастающих, как снежный ком, социальных ПРОБОК заложив, тем самым, положительный опыт возрождения ПРОВИНЦИИ – как фундамента государства. В России – 80000 обманутых дольщиков…..
Поручите просчитать несколько вариантов, совместно с минсельхозами прилегающих областей.
Спасибо. Стремоухов Г.Д.Москва. 17.12.11г.

А это я уже потом добавил…

Росстат пришел к выводу, что темпы снижения численности населения России ускоряются. С 1989 по 2002 год страна недосчиталась 1,8 миллиона человек, а за следующие восемь лет - уже 2,3 миллиона. При этом потери сельского населения в три раза выше, чем городского. С 2002 года фиксируется массовое вымирание целых деревень - за это время их стало меньше на 8,5 тысячи. Еще 19,4 тысячи сельских населенных пунктов юридически существуют, но де-факто в них никто не живет. Столетие ру 16.12.11
Мы ведь не только сокращаемся численно, мы ведь теряем контроль над своей территорией… на Дальнем Востоке проживает 1,1 человека на один квадратный км. А Дальний Восток это - 36% территории России.
Пожадничаем сегодня на возрождение ПРОВИНЦИИ, завтра гораздо с большими затратами, придется обустраивать границу по Уралу…

«параллельный бюджет» из Новой
По примерным прикидкам экспертов (а точно никто не считал), «параллельный бюджет» — то есть потоки «серых» и «черных» денег, конечными бенефициарами которых являются чиновники, топ-силовики и криминальные авторитеты, — вполне сравним в суммарном исчислении с тем бюджетом, что зачем-то каждый год придумывает правительство и утверждает Федеральное собрание. Принципиальное отличие в том, что конечная остановка «параллельных» финансовых потоков — на счетах офшорных компаний в зарубежных банках, а не в больницах и школах.

Может быть часть этих денег отдать под этот проект, каждая копеечка получит своего хозяина, и будет вложена в возрождение России а не «куршавелей».
«Россельхозбанк» - 100% доли государства. Держит в Москве ШЕСТЬ филиалов отобрать СЕЛЬСКИЕ деньги и направить на этот проект.

«Росагролизинг» - 99,99% доли государства. – 72млрд.р. отданы беспроцентно. А он их «крутит» через село под -30% годовых….это же ГОС БАНДИТИЗМ.. Отберите с десяток миллиардов на это проект. Провинция начнет ОЖИВАТЬ.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Работаю в РСО, проблемы, сформулированы в целом верно, но в остальном, говоря мягко - без комментариев.
Возможно это позиция сверху - вот дадим им эти слова.... и тем заботу о ЖКХ и проявим. Желание государства сбросить с себя этот хомут понятно, но в стране с непредсказуемым прошлым, маловероятно, что кто-то кроме государства сможет предоставить длинные и большие деньги, а без денег, от слов к делу к реальности не перейти.
... как уже было сказано выше, не разделены УК, РСО, Объединения собственников жилья и т.д. эта тройка стоит приставив дуло пистолета ко лбу друг-друга, иначе не выжить, а вы к ним с декларациями.

Руководитель, Украина
Повысить, привлечь, заинтересовать, оптимизировать, уменьшить, сохранить, ввести, создать и т.п. призывы - надо оставить политикам, а не практикам. Убило слово - ''акционировать''. Павел Андреев справедлио отметил, что вопрос ''акционирования может быть увязан только с последующей прибыльностью, значит с ростом тарифов''. Присоединяюсь к следующему мнению:
Геннадий Стремоухов пишет: Статья, к реальной жизни в этой БАНДИТСКОЙ системе ЖКХ, НИ КАКОГО отношения не имеет. Элементарное ЖЕВАНИЕ политической мочалки.. Извините.
Олег Шмунис Олег Шмунис Аудитор, Калининград

Добавлю к автору статьи инновацию.
До приватизации квартир накапливалась у государства сумма на капитальный ремон жилых зданий (фонды формировались), которая не была перекинута новым собственникам жилья, и не был произведен ремон(!).
Необходимо востребовать через суд эти деньги с учетом процентов, и потратить эти деньги капитальный ремонт зданий. В качестве уполномоченного жильцами посредника, инициирующего через суд возврат государством средств средств, могут выступить ЖЭУ/УК и т.п. организации.

Генеральный директор, Мурманск

Добрый день всем!
Работаю в ЖКХ уже давно (руководитель муниципального РКЦ), вижу нарастание бардака в этой отрасли в геометрической прогрессии.
Никакой связи между акционированием МУПов и ''приглашения'' в отрасль частных фирм с повышением качества услуг НЕТ. Именно потому, что в итоге этими частниками никто не управляет, там воруют деньги, завышают стоимость услуг, не платят РСО, каждый месяц новый подставной директор, чтобы никакой ответственности. Никакой конкуренции не существует в ЖКХ, кроме конкуренции за финансовые потоки.
Невозможно представить кому пришло в голову, что собственники должны все решать. в МКД может быть 200-500 собственников, как их собрать на собрание чтобы принять решение по перевыбору УК в связи с плохим обслуживанием?
На примере своего МУПа могу сказать, что почему то все путают МУП с учреждением. Никаких затрат бюджета на содержание МУПов, кроме уставного капитала не существует, мы обычное коммерческое предприятие, которое кроме всего прочего платит в бюджет процент от прибыли.
Мне кажется, нужно наоборот вернуться к социалистической единой системе управления ЖКХ и потом острожно из нее выходить. Потому что общий бардак уже грозит вылиться в техногенные катастрофы .

Генеральный директор, Бийск
Алена Кузнецова пишет: Мне кажется, нужно наоборот вернуться к социалистической единой системе управления ЖКХ и потом острожно из нее выходить. Потому что общий бардак уже грозит вылиться в техногенные катастрофы .
Совдеповская у нас система была, а социалистическая далеко впереди, надеюсь)
Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Уважаемые участники форума! Хочу ответить на некоторые вопросы и замечания по моей статье. Во-первых, вы, наверно, обратили внимание на то, что статья написана на основании моей выпускной квалификационной работы по МВА. И в самой работе мной было определено, что в ней рассмотрены вопросы в основном касающиеся коммунального комплекса. Поэтому я полностью согласен с Павлом Андреевым, что надо четко различать предприятия РСО и УК. Но из-за ограниченного объема и выпускной работы и данной статьи, вопросы жилищной сферы почти не рассматривались, за исключением необходимости создания информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в целом, которая в дальнейшем должна быть трансформирована в систему автоматизированного управления жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования. Во-вторых, мной была поставлена задача проанализировать и предложить пути решения проблем жилищно-коммунальной сферы на основании существующего Российского законодательства. Надо быть реалистами и понимать, что «советские» времена ни когда не вернутся, а жилищно-коммунальной сфере необходимо выживать именно сегодня в условиях, когда коррупция в этой сфере процветает. На мой взгляд, существующее законодательство позволяет решать многие вопросы в ЖКХ, но игнорирование этого законодательства приводит к тем негативным явлениям, которые все мы наблюдаем. Как следствие и необоснованный рост тарифов, и те самые проблемы ЖКХ, о которых многие из вас говорят. В-третьих, как бы мы не хотели, но сегодня отрасль коммунального хозяйства муниципалитетов без привлечения частных инвестиций из той ямы, в которой она находится просто не вытащить. Рассчитывать только на бюджетные средства – это путь в тупик. В-четвертых, я более 6 лет проработал в сфере ЖКХ: работал в муниципальном ЕРКЦ и заведующим отделом в Министерстве ЖКХ Московской области, поэтому те проблемы, которые в отрасли существуют, тоже знаю достаточно хорошо изнутри.
Торговый представитель, Новосибирск

работем с ук и не по наслышке их знаем
выделю 2 ключевые проблемы
1. крайне низкий уровень менеджмента в ук
2. неспособность эффективно собирать платежи с должников, что в принципе следствие првого

Директор по развитию, Екатеринбург
Сергей Будейский пишет: 2. неспособность эффективно собирать платежи с должников, что в принципе следствие првого
Ну... вообще-то, нужно четко понимать, что такое УК. Если это коллекторы, то это один подход, а если это сервисная компания, то совсем другой. Тут нужен правильный подход... Хе... что получилось у нас... У нас в первую очередь обратили внимание на то, что в этом секторе крутятся большие деньги... И повсеместно были созданы ЕРЦ и другие аналогичные структуры... цель простая, аккумулировать эти средства, заработать на этом... хотя обычно их выставляют как элемент управления... да еще автоматизированного... Если же говорить об управлении ЖКХ, то УК должна рассматриваться как сервисная компания, и к тарифа и их сбору она никакого отношения не имеет... Сейчас активно обсуждается вопрос, о том, чтобы освободить УК от сбора платы за ресурсы... что было бы правильно, пусть занимаются своими основными обязанностями...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.