Говоря о шаблонных сайтах, мы нередко слышим, что такие проекты не живут дольше нескольких месяцев. Потенциальные клиенты, услышав слово «шаблонный», не хотят продолжать разговор и делают обиженные лица. Студии, которые делают «шаблонные» решения, часто лишены должного уважения в профессиональном сообществе. И, наконец, сайты, которые дешевле 20 тыс. руб., часто называют, простите, «говносайтами». Вы тоже так думаете? Давайте, разберемся, насколько это действительно так, и восстановим мировой баланс (если он существует).
Проблема в понятиях. Давайте определимся с терминологией
Кому охота жить по шаблонам? Конечно, никому. Но почему никто не задумывается, что большинство вещей, которыми мы привыкли пользоваться (мебель, автомобили… и даже еда), можно также назвать шаблонными? Автомобили большинства известных марок делаются по шаблону, и только малый процент выпускается по эксклюзивным, индивидуальным проектам. Все знают и любят мебель IKEA. Она тоже сделана по шаблонам, которые тиражируются миллионными партиями. Говорит ли это о том, что они некачественные?
Вам не кажется, что слово «шаблонный» заранее несет негатив, не успев даже появиться на свет. Предлагаю, для начала, заменить слово «шаблонный» на слово «типовой». Типовой сайт, типовое решение для вашей компании, типовой процесс разработки. Уже лучше звучит? Думаю да. Теперь можно разобраться, что к чему, и ответить на вопрос, который все себе задают. Что лучше? Переплатить и получить эксклюзивное решение или заказать типовое решение, сэкономив время и деньги.
Рассмотрим суть дилеммы. Что лучше?
Мы долгое время работали в сегменте дорогих корпоративных сайтов, с бюджетами от 250 тыс. руб. За это время сложилось глубокое убеждение, что хороший сайт не может стоить дешевле. Потом мы ушли в сегмент бюджетных корпоративных проектов, выпуская по 25-30 недорогих сайтов в месяц. Через год работы мы поняли, что и в этом сегменте сайт может решать задачи клиентов, порой, не хуже, а то и лучше дорогих проектов.
Вы знаете, я пришел в замешательство. Появилось четкое ощущение, что то, что мы предлагали за 250 тыс. руб., теперь стали продавать за 15-20 тыс. руб. Я имею в виду конечный результат для бизнеса клиента в виде звонков с сайта и новых клиентов. Наверняка, каждый из вас, будь вы конечный клиент или представитель студии, тоже задумывался над этим вопросом. Удалось вам сформулировать однозначный ответ? Мне нет.
Получается, что мы – разработчики – точно не можем ответить на вопрос «что лучше?». Что же тогда делать клиентам? Мне захотелось окончательно для себя сформулировать однозначную позицию.
Исследование рождаемости и смертности
Чтобы не быть голословными и не базироваться только на своих ощущениях, мы решили провести небольшое исследование. Выяснить удовлетворенность владельцев корпоративных сайтов (дорогих проектов и недорогих типовых решений).
Бюджетные решения (12 – 16 тыс. руб.)
Выбрали все сайты, выпущенные нами с 2010 года. Из них:
Рождаемость (сделано сайтов на момент начала исследования) 268 (100%)
Смертность (закрылось на момент начала исследования) 16 (5,9%)
Из числа живых обзвонили 50 компаний и задали несколько вопросов. Обзванивали только те компании, для которых сайты были сделаны в 2011 году.
Довольны ли вы работой сайта?
Да, очень доволен - 63%
Вроде да. Даже не знаю - 23%
Хотелось бы большего - 7%
Не доволен, разочарован - 7%
Помог ли сайт в продвижении вашего бизнеса?
Да, помог - 63%
Не повлиял - 19%
Другое - 19%
Что показывает это исследование? Не более чем то, что типовые недорогие решения – работают. Доказывать, что дорогие проекты тоже работаю – не буду. Думаю, что статистика будет не хуже. Мне было интересно сравнить «смертность».
Дорогие решения (от 200 тыс. руб.)
Рождаемость (сделано сайтов на момент начала исследования) 52 (100%)
Смертность (закрылось на момент начала исследования) 12 (20%)
Анализ результатов
Статистика не очевидна, но цифры не обманешь. В моем исследовании смертность дорогих проектов не ниже, а выше смертности бюджетных! Я пытался объяснить себе, почему…
Часто сайт губит неграмотностью руководителей компаний, ожидающих, что цена означает качество. Заплатили много, значит должен быть большой и быстрый результат… Не получилось? Меняем подрядчика и маркетолога. Что делает новый маркетолог крупной компании? Начинает свою работу с полной переделки сайта компании. Сайт умер, да здравствует сайт. И все по кругу :)
Все бежим заказывать шаблонные сайты?
Конечно, нет. Суть позиции, которую я выработал для себя, заключается в следующем. Когда мы заказываем корпоративный сайт, необходимо руководствоваться простыми принципами:
– Стоимость сайта не говорит о том, хороший он или плохой, эффективный или нет. Хороший сайт можно получить и за 200 тыс. руб. и за 20 тыс. руб. Главное, чтобы была соблюдена технология производства.
– Дорогой корпоративный сайт – это роскошь крупных, известных компаний. С ростом компании значимость сайта в привлечении новых клиентов, как правило, снижается. На первый план выходит имиджевая составляющая, поддержка авторитета, работа на завоевание доверия потребителей. Приходится уделять большое внимание дизайну, нестандартным графическим решениям, привлечению именитых дизайнеров. Это тянет за собой нестандартный подход ко всему остальному (верстка, наполнение, тестирование…). За счет этого стоимость и взлетает в 10 раз, что вполне оправдано.
Перефразировав перечисленные пункты, можно подвести итог, что качество сайта выражается в двух показателях:
1) Инструментальная ценность. Насколько сайт хорошо сделан, чтобы решать коммуникационные задачи и приносить вам новых потенциальных клиентов?
2) Имиджевая ценность. Насколько сайт хорошо сделан, чтобы подчеркнуть имидж и статус вашей компании?
Показатель №1 не связан со стоимостью, показатель №2 напрямую связан со стоимостью. На первый пункт стоит делать акцент, пока ваша компания на стадии становления и развития, на второй обращать внимание, когда от сайта уже не зависит вопрос поиска клиентов, либо вам не к лицу иметь сайт за 20 тыс. руб.
А что в серединке, спросите вы? Это я описывал в статье «Черная дыра в диапазоне стоимости сайтов». Возможно, для кого-то это будет тоже интересно. А пока в виде заключения…
Несколько советов для заказчиков
Если показатель №1 можно оценить по портфолио работ студии, то как оценить качество выполнения показателя №2?
Я уже говорил не раз, что разработка сайта – это не продукт, а набор процессов, выполняя которые получается конечный продукт. Не важно, дорогой это проект или нет, очень важна технология доведения продукта до работающего решения. Я бы назвал это профессионализмом.
Вот, на мой взгляд, показатели качественно выполненной работы:
- По дизайну можно за две секунды понять, чем занимается компания;
- На главную вынесены разделы сайта с продукцией или услугами компании;
- Прописаны мета-теги;
- Сформирован файл robots.txt;
- Есть файл sitemap;
- Правильные URL (ЧПУ) для разделов, новостей, товаров в каталоге…;
- Сайт зарегистрирован в веб-мастере, настроена региональность;
- Настроены зеркала (отображение сайта с www и без www);
- Убраны дубли страниц (чтобы нельзя было по разным УРЛ открыть страницу сайта).
Я привел лишь часть показателей. Этот список можно продолжать.
Надеюсь, что мои рассуждения окажутся полезными. Когда я сделал для себя описанные выводы, жить и работать стало немного легче.
Хорошая статья. Как говорил А.В.Суворов ''Побеждай не числом а умением''... ''Раскрученный'' SEO-оптимизатором бюджетный сайт с удобной навигацией намного эффективнее ''крутого'' корпоративного сайта, владельцы которого считают, что, однажды оплатив разработку, можно спокойно ''почивать на лаврах'' всю оставшуюся жизнь, сайт будет привлекать клиентов самостоятельно... Проверено практикой.