»…Еженедельное совещание начиналось как обычно. В кабинете стоял легкий гул: дамы обсуждали вчерашний сериал, коммерческий и финансовый директора — политические новости. Главный инженер в миллионный раз внимательно изучал картину «Бурлаки на Волге». Наверное, пытался разглядеть себя в одном из бурлаков. Подтягивались опоздавшие руководители.
— Итак, начнем, — откашлявшись для привлечения внимания, начал я. — Пойдем в обычном порядке: Игорь — тебе слово!
Коммерческий директор развернулся в своем кресле:
— Продаем потихоньку. Много сил мы затратили на согласование условий договора с крупным заказчиком — с «Гидромеханикой», зато теперь они наши, производство будет загружено только их заказами на 10% целый год.
«Да уж, „потихоньку!“… По-другому и не скажешь, — подумал я. — Объемы продаж плавно снижаются уже шестой квартал подряд, несмотря на редкие всплески. А спросишь его „почему?“, так он оправдается кризисом, на что и возразить особо нечего».
Игорь, видимо, уловил направление моих мыслей:
— Хотелось бы, конечно, продавать больше, производство загружено не на 100%. Но тяжело, клиентов мало на нашу продукцию. Вон, у конкурентов — у новосибирцев — такие же проблемы!
— Хорошо, идем дальше, — пригласил я следующего руководителя.
Далее продолжил директор по снабжению, крупный пожилой мужчина, из бывших военных:
— Снабжение работает по плану. Замечаний нет.
— А почему производство на вас жалуется? — услышав вопрос, Николай, директор по производству, оживился и посмотрел на коллегу.
— Работаем с Николаем. Но пока не удается убедить его присылать заявки на материалы хотя бы за две недели до того, как они понадобятся производству.
Николай за словом в карман тоже не полез и обвинил менеджеров по продажам, которые до последнего не знают, что закажет клиент. Постепенно голоса выступающих слились в один монотонный гул. Я погрузился в раздумья: вроде все было как обычно, но именно это и пугало. Выручка падает, а по моим данным падала она далеко не у всех конкурентов, что бы ни говорил Игорь. Периодически вылезала проблема со срывом сроков заказов. Плюс близился годовой отчет перед собственниками, на котором нужно было как-то обосновывать не лучшие результаты и предлагать пути развития…»
***
Сегодня для многих руководителей вопрос о том, хорошо или плохо управляется их организация — совсем не праздный. Даже если в целом результаты работы вполне удовлетворительны, руководителю важно знать, что мешает работать еще лучше и что нужно сделать, чтобы вырваться в лидеры. Но если постоянная «текучка» занимает практически все рабочее время, то когда заниматься развитием компании и стратегическими инициативами? Кто поможет руководителю?
Получить объективные ответы на эти вопросы помогает организационная диагностика — определение состояния компании для выявления наиболее серьезных ее проблем и путей их решения, а также определения перспективных направлений развития компании. Грамотная диагностика системы управления дает руководителю актуальную, важную «как воздух» информацию. Оргдиагностика поможет, когда:
- Руководство или собственника не устраивает работа компании, но в чем дело — точно не известно.
- Необходимо найти пути развития.
- Намечается покупка другого бизнеса.
- Управление компанией передается от собственника наемному менеджеру.
Да и во многих других случаях организационная диагностика будет нелишней.
Традиционно считается, что оргдиагностика — мероприятие затратное: проводить ее сложно, поэтому приходится привлекать консультантов, которые в течение длительного времени обследуют компанию, используя специальные методики — анализ документов, интервью, наблюдение. Конечно, не всегда удается найти время и деньги, вот и откладывается это нужное и полезное мероприятие в «долгий ящик» до лучших времен. Руководитель говорит себе: «Да, возможно, в управлении компанией, скорее всего, есть изъяны, но сегодня плотно заниматься их выяснением для нас дорого и долго. Сделаем… когда-нибудь…»
Благодаря развитию информационных технологий момент «когда-нибудь» настал уже сегодня. 6 декабря 2011 года группа компаний «Современные технологии управления» представила общественности свой новый проект — онлайн-систему организационной диагностики BIZDIAGNOSTICS. Это совершенно особый инструмент для проведения организационной диагностики, не имеющий аналогов не только в нашей стране, но и в мире. Он открывает принципиально новые возможности получения достоверной и объективной информации о реальном положении дел в управлении компанией. Теперь каждый руководитель может самостоятельно провести диагностику бизнеса быстро и без лишних затрат.
Система BIZDIAGNOSTICS поможет оценить качество управления и выявить сильные и слабые стороны системы управления компании. Благодаря набору специально разработанных тестов диагностика компании проводится в кратчайшие сроки — для небольших компаний даже за один день. Замечательной особенностью системы BIZDIAGNOSTICS является удобство ее использования: работать в системе можно без предварительной технической подготовки с любого рабочего места, оснащенного интернет-браузером с доступом в Интернет, в том числе с мобильных устройств, iPad и других планшетов. Воспользовавшись сервисом BIZDIAGNOSTICS, руководитель не только выяснит, что мешает эффективно работать, но и получит рекомендации для исправления ситуации.
Что тестируется?
BIZDIAGNOSTICS диагностирует основные элементы системы управления: организационную структуру и бизнес-процессы компании.
При анализе организационной структуры тестирование проходят все руководители компании. Тест позволяет найти зоны пересечения ответственности, зоны безответственности, а также перегруженных или ни за что не отвечающих руководителей.
Оценка качества организации и выполнения бизнес-процессов формируется по итогам тестирования руководителей и сотрудников компании, которые компетентны дать объективную оценку бизнес-процессам. Конкретных людей, которые должны заполнить анкеты, определяет руководитель, инициирующий диагностику.
Систему можно использовать для диагностики самых разных организаций. Методика оценки основана на использовании нормативных моделей бизнес-процессов, которые, словно из кубиков, состоят из всех возможных видов деятельности и функций, которые должны быть в эффективной компании. Благодаря этому BIZDIAGNOSTICS адаптирована для оценки системы управления производственных предприятий, банков, сервисных компаний, проектных организаций, а также управляющих компаний, работающих c несколькими бизнес-направлениями.
Какой результат получаем?
Результат диагностики — объективные оценки качества распределения зон ответственности в организации и качества бизнес-процессов.
Удобно, что система BIZDIAGNOSTICS предоставляет не только детальную информацию о состоянии и проблемах управления, но и рекомендации по устранению проблем. Это удалось реализовать благодаря опыту ГК «Современные технологии управления» — разработчика системы бизнес-моделирования Business Studio — и ее партнеров.
Специальный сервис «Бенчмаркинг», встроенный в систему, позволит руководителю сравнить полученные результаты с результатами других компаний, как в целом, так и в рамках определенной отрасли или региона.
Бенчмаркинг в BIZDIAGNOSTICS реализован в виде рейтинга и используется как еще одна методика диагностики компании. Знание своих позиций в конкурентной среде может много сказать руководителю. Ведь даже если получена хорошая оценка качества управления, но при этом позиция компании в рейтинге невысока, то это повод пристально проанализировать ситуацию. А если и оценка низкая, и позиция в рейтинге, то это явно сигнализирует о критичности ситуации! Вовремя получив тревожный сигнал, руководитель может предупредить возможные неприятности.
Если по итогам диагностики компания демонстрирует выдающиеся результаты и получает высокую общую оценку — ее достижения отмечаются специальным дипломом, подтверждающим высокое качество управления.
***
»…Посмотрев на отчет по организационной диагностике и сопоставив факты, я обнаружил ряд неожиданных проблем. Оказалось, что:
1. Плохое планирование производства приводило к авралам, а авралы — к отступлению от технологии производства и браку.
2. Наша финансовая политика «вытрясания» из поставщиков максимальной отсрочки платежа привела к тому, что с нами отказались сотрудничать старые проверенные партнеры. В итоге пришлось работать с непонятными компаниями, не всегда поставляющими качественные материалы.
3. Себестоимость производства у нас и на аналогичных предприятиях отличается, причем не в нашу пользу.
4. Как я и догадывался, изучением конкурентов никто всерьез не занимался.
Также нашлись и другие недостатки. Возможно, каждая из этих проблем не так уж страшна сама по себе. Но вместе… Вместе они создали эффект «снежного кома». Часть проблем удалось решить сразу, другие потребовали времени и вдумчивого подхода. Хорошо, что диагностику организовали вовремя, когда ситуацию еще можно было исправить».
***
Что еще можно добавить? Разве только:
Чтобы провести диагностику компании, получить ее результаты и в полной мере оценить систему BIZDIAGNOSTICS, достаточно просто зарегистрироваться в системе.
Фото в анонсе: Unsplash
Партнерский материал
Инструментик очень любопытный, хотя и сыроват... требует определенной компетенции пользователя. К плюсам следует отнести использование референтных моделей, что существенно облегчает анализ и диагностику.
А алгоритм диагностики мы отрабатывали еще 10 лет назад, в экселевских табличках... Теперь этот инструмент доступен практически всем. И это тоже - хорошо :)
Инструмент, безусловно, любопытный с очень привлекательной идеей. Это как в медицине: изобретают и оттачивают приборы, которые по биоритму, и лучше на расстоянии, определят все нюансы здоровья (или нездоровья, не дай Бог) диагностируемого.
Но все же я бы не стал так однозначно противопоставлять такой автоматизированный способ той диагностике, которая проводится живыми экспертами в непосредственном общении с руководителями компаний. Как ни крути, у каждой компании есть свои нюансы. Поэтому для полноценной диагностики и, что самое главное, для выработки адекватных рекомендаций, крайне важно в нужный момент задать несколько ключевых вопросов, запрограммировать которые в полном объеме невозможно.
Иными словами: инструмент интересный и полезный, но его не достаточно для полноценного понимания ситуации в конкретной компании и тем более для выработки плана действий по улучшениям.
У любой интересной и полезной технологии должно быть правильное и правдивое позиционирование.
Хорошая внятная методика. Хорошие референтные модели.
Высокие требования к квалификации пользователей, как минимум требуется хорошая методическая осведомленность ключевых лиц.
Все это вместе вызывает недоумение и вопрос - ДЛЯ КОГО и ЗАЧЕМ.
Консультантам - не уверен что в этом есть польза для консультантов. Любые инструментальные штучки - это новые бубны для шаманских танцев. А правильные для консультантов вещи лежат не в инструментальной плоскости а в скорее применимости используемых моделей, опыте консультанта и т.д. Зачем это консулльтанту? Разве что как инструмент для ''подхода''...
Клиентам - не уверен что средневзвешенный клиент умеет мыслить подобным образом. Для этого требуется ''другой'' взгляд, на который у клиента нет времени и компетенций. Зачем это клиенту? Разве что как инструмент ''построить'' подчиненных...
Авторам инструмента - как инструмент продажи бизнес-студио. Наиболее вероятно:)
Дмитрий, я уважаю Вашу точку зрения:)
Я тоже люблю цифры, просто не могу адекватно оцифровать свою любовь к ним:)
Успехов Вам