Ситуация до кризиса — бурное развитие
Интерес к применению проектных методов управления в последние годы демонстрировал бурный рост, причем во всех отраслях экономики. По ходу «взросления» российского проектного управления менялись формы интереса, а вслед за ними и конфигурации консалтинговых услуг.
Еще 10 лет назад вопросы проектного управления рассматривались, скорее, как мода или даже своеобразный «фетиш» отдельных руководителей. Полезным считалось само включение в управленческий лексикон слов «проект», «проектное управление». Но к концу этого периода уровень общих теоретических знаний стал выше и спрос на услуги управления проектами конкретизировался. Задачи проектного менеджмента начали привязываться к текущим процессам компаний, оргструктурам, стратегии развития.
Многие российские компании вслед за западными переориентировались и вместо масштабных внедрений тяжелых решений, которые обычно затягиваются на годы, стали выбирать решение выделенных задач. Некоторые компании, следуя западному тренду, решались и вовсе передавать отдельные функции проектного управления в зону ответственности внешней профессиональной команды. Аутсорсинг стал выделяться в отдельное бизнес-направление многих консалтинговых компаний.
Еще одна особенность развития проектного управления в России последних лет — это возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.
Но, несмотря на бурное развитие, к кризису рынок проектного менеджмента подошел разношерстным. Выявились проблемы роста, заключающиеся в глобализорованных целях заказчиков, не обусловленных готовностью и реальными потребностями, в «рыхлых» решениях ряда подрядчиков, создававших системы управления второпях из-за растущего спроса.
Непростое настоящее
Мировой финансовый кризис внес свои коррективы и в область проектного управления. Однако его влияние нельзя оценивать только как негативное. Более того, по наблюдениям наших консультантов, кризис посеял зерна нового интереса, новых возможностей и новых областей использования проектных подходов к управлению.
Во второй половине 2008 года многие компании находились в растерянности, замораживали свои инвестиционные бюджеты. Сейчас ситуация серьезно меняется. Те компании, которые оказались более эффективными, чем их конкуренты, руководство которых было готово не сидеть «сложа руки» в условиях неопределенности, сейчас демонстрируют готовность к внутреннему развитию. Более дальновидный менеджмент прилагает усилия по развитию бизнеса, направленные на дальнейшее повышение его эффективности.
Кроме того, именно сейчас, когда многие получили незаменимый опыт выживания в период кризиса, наблюдается активизация инвестиционной деятельности. Компании ищут новые сферы для своего бизнеса, диверсифицируют инвестиции, вкладываются в проекты, подразумевающие длительные сроки возврата инвестиций.
Если до кризиса приоритет был смещен в сторону проектов рассчитанных на нескончаемый потребительский спрос (например, на девелоперские проекты), то сейчас инвесторы готовы рассматривать возможность вложений в долгосрочные проекты развития. Рассматриваются перспективы создания новых производств, освоения новых технологий, которые принесут прибыль в будущем. Этому способствует и государство, которое все активней применяет инструменты поддержки такого рода проектов.
Естественно, что инвестор, соглашаясь на долгосрочные инвестиции, хочет максимально снизить свои риски. Этого можно достигнуть, только повысив качество управления проектами и программами. Именно поэтому — в связи с ростом требований к системе управления проектами, мониторинга и отчетности, компании обращаются за подобными услугами к профессионалам в данной области.
Если раньше многое строилось на доверии, то сейчас выбор профессиональной команды, способной обеспечить эффективную и прозрачную систему управления выходит на передний план. Выстроенный мониторинг со стороны Инвестора или Заказчика является практически обязательным признаком инвестиционных проектов — люди хотят проверять и контролировать.
В кризис не остается без внимания и управление государственными программами. Федеральные органы власти, являясь одними из крупнейших инвесторов в России, требуют переработку «лозунгов» проектного управления в работающие решения.
Опыт реализации проектов в кризисный год показывает, что развитие не остановилось. Коммерческие компании внедряют отдельные элементы систем управления проектами, которые закладывают основу для будущего развития. Внедряются специализированные решения по программно-целевым методам управления в государственных органах власти (в Министерстве сельского хозяйства РФ, в организациях реализующих госпрограмму подготовки к Олимпийским играм 2014 года и многих других). Расширяется теоретическая база российского проектного управления — создаются новые национальные стандарты в системе ГОСТ Р.
Прогнозируемые перспективы
По данным наших аналитических исследований, несмотря на все текущие сложности, проектное управление в России только усиливает позиции, становясь мощным инструментом в борьбе за эффективность и конкурентоспособность.
Затишье на рынке конца 2008 года и первой половины 2009 года сменяется ростом числа «горячих» обращений и пресейлов. Часть из них характеризуется небольшим бюджетами — компании находятся в поиске направления развития, точек опоры в новых условиях. Но это неизбежная реальность, диктуемая рецессией.
Формируются новые критерии ценности, предъявляемые к услугам проектного управления: быстрая и конкретная полезность, возможность полностью делегировать ответственность за блоки конкретных работ профессионалам, обеспечение менеджмента компаний своевременной, достоверной и достаточной для принятия решений информацией.
Вторая половина 2009 года характеризуется готовностью Заказчиков к принятию решений о переходе к контрактным стадиям взаимоотношений по консалтингу, аутсорсингу и внедрению информационных систем. Число реализуемых проектов уже вышло на докризисный уровень.
Однако сегодняшняя структура спроса отличается от докризисного периода. Поменялись типы реализуемых проектов, востребованные услуги, требования к системе управления со стороны Заказчиков и Инвесторов. Фактическое перепрофилирование рынка, в свою очередь, определило необходимость изменений и в консалтинговых компаниях. Некоторые из них не смогли приспособиться к новым требованиям и ослабили свои позиции, что привело к перераспределению нагрузки на более сильных участников рынка.
Эту тенденцию чувствует на себе и ГК «Проектная ПРАКТИКА». В силу возрастающего интереса к проектному управлению, мы рассматриваем возможность отказа от применяемых ранее антикризисных дисконтных программ, что, конечно, не коснется Заказчиков, с которыми уже налажены партнерские отношения или заключены договоры на оказание услуг. При этом в ближайшее время не планируется введение новых систем скидок на консалтинговые и аутсорсинговые услуги. Услуги настоящих профессионалов с огромным опытом реализации проектов остаются востребованными и не могут стоить дешево.
В целом, прогноз развития рынка управления проектами, по оценкам наших специалистов, — позитивный и именно он может оказаться рычагом для выхода из кризиса всей экономики России.
Фото: pixabay.com
На мой взгляд статья носит исключительно рекламный характер.[I]'По данным наших аналитических исследований, несмотря на все текущие сложности, проектное управление в России только усиливает позиции, становясь мощным инструментом в борьбе за эффективность и конкурентоспособность. '[/I]Лучше бы вместо пустых слов про 'мощные инструменты в борьбе за эффективность и конкурентоспособность' рассказать об одном маленьком скромном проекте, принесшим практический результат, достигнутых целях, возникших проблемах и том как они решались. Можно даже не называя компанию. Особенно было интересно ознакомиться как достигается «прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования» при строительстве олимпийских объектов, тем более что как пишет автор:[I]'Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.'[/I]А так создается впечатление что как было управление проектами в наших компаниях бесполезной игрушкой/кормушкой , так оно и осталось в большинстве своем.
Вот только про 'Олимпиаду-успешное управление проектом' не надо! :evil: Кого интересует - могу предоставить информацию 'из первых рук', что называется.[B]Еще одна особенность развития проектного управления в России последних лет — это возрастающее внимание к этой сфере со стороны органов государственной власти. Причем не только регионального, но и федерального уровня. И это понятно, ведь для реализации масштабных проектов государственного значения (ПНП, государственные и целевые программы) требуются прозрачность управления, оперативность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования. Все это очень хорошо проявилось на примере крупнейшей государственной программы последних лет — подготовки к Олимпийским играм 2014 года, в реализации которой мы принимаем непосредственное участие.[/B]А-а-а-а-а :D :D :D Мать честная! Интересно, человек хоть раз хоть на одном Олимпийском проекте на штабе строительства бывал? В переписку межведомственную и корпоративную заглядывал? ТЭО проектов видел? Договорчики листал? Сравнивал заявления 'генералов кремля' и реальность?Вообще, хоть раз сравнивал генплан строительства к Олимпиаде и реальность НА МЕСТНОСТИ?[B]Мировой финансовый кризис внес свои коррективы и в область проектного управления.[/B]Во всем мире уже сообразили, что текущий кризис - кризис экономической парадигмы, почти экзистенциальный. А в ГК 'Проектная Практика' все еще говорят о финансовом кризисе... 8)
С какого перепуга услуги по управлению проектами влияют на ВСЮ ЭКОНОМИКУ РОССИИ :?: [b]Владимир Зонзов,[/b] Вы всерьёз думаете, что КСУП способна решить проблемы коррупции и 'распилов'? :o :D Если Вы так хорошо знаете эту практику, то может поделитесь 'рецептами' ?А в статье кроме рекламы фирмы, к сожалению, я ничего не увидел. :(P.S. Под слоган: 'Всё за Инновационную Россию!' (как в рекламе Сибирской Короны) все бросились 'втюхивать' и 'впаривать' под гос.программы 'всё, угодно'!!! Одни сейчас впаривают (и довольно успешно это пропихнули 'на верху') свои дурацкие лампочки, другие - КСУПы, третьи 'притащат' скоро альтернативы супер-батарейкам 'Энергоджайзер', и прочую 'дрянь'. Мы УЖЕ ГОД прожили в тяжелом кризисе, а НИЧЕГО У НАС НЕ МЕНЯЕТСЯ !!! :evil:
[b]Роман Еремян,[/b] помнится, что уже давно были определенные распоряжения ВВП по поводу всех Олимпийских объектов...И как... изменилось ли хоть там что-нибудь 'в лучшую сторону'? ([I]Вы, вроде как, в курсе этой темы?[/I])
)))) В открытом доступе распространятся не могу. Сами понимаете почему) Я [B]очень[/B] в курсе этой темы. С 24.07.2007 года. 8) Проект Олимпийский огромный, распоряжений и поручений была масса, и не только от ВВП. Пишите, что интересует, или прямо по распоряжениям и поручениям - я отвечу. Но в личке. И без передачи дальше, я надеюсь?
Сергей Лаптев,Вашим умением читать, я – восхищен.