В мире постоянно растущей конкуренции эффективное продвижение компании в соцсетях становится ключевым фактором успеха для бизнеса. Поиск хорошего эксперта в SMM – важнейшая задача для компаний, желающих увеличить онлайн-присутствие и привлечь потенциальных клиентов. Однако хороших специалистов найти непросто. Многие из них предлагают свои услуги после прохождения экспресс-курсов, уверяя в своей компетентности. И далеко не каждый эксперт обладает полным арсеналом навыков, необходимых для создания успешных маркетинговых стратегий.
Почему так важен профессионализм в работе с соцсетями
Если ответственное за соцсети лицо не обладает необходимыми компетенциями, возникают серьезные риски для вашего бизнеса.
- Нерелевантный контент. Если создаваемый контент не интересен целевой аудитории или провоцирует негативные отклики, это может навредить репутации бренда и оттолкнуть потенциальных клиентов. Если же обратная связь нейтральна или полностью отсутствует — это тоже можно расценивать как плохую работу с контентным наполнением. Контент должен работать на вас: приносить заинтересованную аудиторию, формировать комьюнити, повышать лояльность, укреплять репутацию.
- Неправильное использование бюджета на рекламу. Без понимания того, как эффективно настроить и оптимизировать рекламные кампании, вы можете потратить значительные средства, не получив взамен ожидаемых результатов. Грамотный специалист всегда знает целевую аудиторию бизнеса и разрабатывает рекламную стратегию с учетом множества данных аналитики, а не только накручивает подписчиков розыгрышами. А еще новички могут совершить роковые ошибки, когда банально забывают поставить ограничения по трате бюджетов и сливают все деньги за 30 секунд.
- Проблемы с репутацией. Менеджер, не обладающий должной квалификацией, может совершать ошибки в общении с клиентами, что может привести к снижению уровня доверия со стороны потребителей. Например, обращение на «ты», когда это неуместно, пропуски сообщений или равнодушное общение, вместо желания помочь подобрать услугу или товар, проконсультировать потенциального клиента влияет на репутацию всего бренда. Так компания может тратить огромные бюджеты на продукт и качество, но пользователь просто не успеет это оценить, т. к. «сольется» на этапе первичной коммуникации с брендом в соцсетях.
- Отсутствие стратегии и планирования. Без обдуманного стратегического подхода все усилия в соцсетях могут оказаться нерентабельными, что потребует больше ресурсов для достижения желаемых результатов.
Какие задачи должен уметь решать SMM-специалист
- Формирование и запуск SMM-стратегии. Специалист по социальным сетям должен быть способен к стратегическому планированию в соцмедиа и уверенно реализовывать поставленные задачи.
- Разработка контента. Эксперт в SMM обязан генерировать уникальный, релевантный и привлекательный контент, который отвечает интересам и потребностям аудитории, повышая ее активность и взаимодействие с брендом.
- Работа с разными социальными платформами. Для эффективной модерации и управления аккаунтами специалист должен обладать знаниями о функциях и инструментах разнообразных соцсетей.
- Аналитика и отслеживание KPI. Понимание главных метрик и умение анализировать результаты кампаний помогут оценить их успех и скорректировать стратегию при необходимости.
- Ведение рекламных кампаний. Сюда относится умение планировать и запускать платные рекламные акции, отслеживать их эффективность и оптимизировать рекламный бюджет.
- Коммуникация с аудиторией. Менеджер должен своевременно отвечать на вопросы и комментарии пользователей, управлять обсуждениями и собирать отзывы для улучшения взаимодействия с брендом. Также умение интегрировать обратную связь в контент является еще одним плюсом опытного SMM-специалиста.
- Управление кризисными ситуациями. Важно компетентно реагировать на негативные отзывы, минимизируя потенциальный ущерб для репутации компании.
- Обучение и развитие. SMM-маркетинг стремительно развивается, поэтому важно постоянно следить за последними тенденциями и менять стратегию согласно новым условиям рынка.
- Сотрудничество в команде. Эффективно взаимодействовать с другими специалистами, такими как маркетологи, таргетологи, дизайнеры для достижения общих целей компании.
- Построение бренда. SMM-специалист должен понимать миссию, цели и ценности бренда, а также соблюдать в своих сообщениях Tone of Voice бренда. Также важен опыт работы с блогерами и влиятельными лицами в соцсетях. Это включает в себя поиск и отбор подходящих инфлюенсеров, которые соответствуют ценностям и тону бренда, а также имеют доступ к желаемой целевой аудитории.
Какими знаниями и навыками должен обладать хороший SMM-специалист
- Образование. Профильное высшее образование для работы в SMM не является обязательным условием, но профессиональные знания в области маркетинга будут плюсом. Формальное образование в области продаж, PR, коммуникаций или смежных сфер может служить дополнительным подтверждением компетентности специалиста. Профессиональные курсы, сертификации и тренинги подчеркивают стремление к непрерывному самообразованию и развитию, что очень важно для SMM-специалиста.
- Знание социальных сетей. Понимание и умение использовать на практике функциональных возможностей и алгоритмов ключевых платформ, таких как VK, Telegram, Дзен, Одноклассники и т. д. Это помогает выстроить эффективное присутствие бренда и максимально достигать целевой аудитории. Умение работать в рекламном кабинете – обязательный пункт! Специалист должен знать, как настраивать целевую аудиторию, управлять бюджетами, тестировать креативы и анализировать результаты рекламных показателей.
- Понимание актуальных трендов в SMM. Отрасль SMM быстро меняется, поэтому важно, чтобы специалист был в курсе последних трендов, будь то новые типы контента, изменения в алгоритмах соцсетей или эволюция предпочтений аудитории. Способность прогнозировать и использовать нововведения может решительно повлиять на успех стратегии.
- Понимание целей бизнеса и умение выстраивать SMM-стратегии. SMM-специалист должен иметь опыт создания индивидуальных стратегий, соответствующих специфике различных видов бизнеса. Это включает в себя умение анализировать рынок, определять сильные и слабые стороны конкретного бренда и создавать стратегию, которая лучше всего соответствует его целям и ресурсам. Важно, чтобы SMM-стратегия способствовала достижению конкретных бизнес-целей. Например, повышение узнаваемости бренда, рост продаж, укрепление доверия клиентов или управление репутацией. Специалист должен уметь преобразовывать общие цели в конкретные SMM-тактики и мероприятия, а также отслеживать и измерять соответствующие ключевые показатели (KPI).
- Аналитические навыки. Специалист по соцсетям — это прежде всего аналитик. Он должен эффективно анализировать рынок, конкурентов и ЦА, выявлять интересы, желания и боли подписчиков, чтобы стратегия была направлена именно на те сегменты, которые принесут наибольший результат. Также важен опыт работы с метриками. Понимание и использование ключевых показателей эффективности помогает оценить результативность стратегии и делает возможным ее корректировку и оптимизацию. Убедитесь, что специалист точно знает, как проанализировать конверсию и вовлеченность пользователей.
- Креативность и навыки по созданию контента. Эксперт должен участвовать в создании оригинального, полезного и интересного контента, который будет выделяться среди множества информационных потоков, а также обладать навыками работы с различными редакторами для визуализации контента. Узнайте, какими инструментами пользуется кандидат. Он должен обладать способностью создавать и редактировать визуальный и видеоконтент, который привлекает внимание и способствует более глубокому вовлечению аудитории.
- Навыки коммуникации. Специалист должен иметь навыки эффективного взаимодействия с аудиторией, уметь строить коммуникации таким образом, чтобы поддерживать положительное восприятие бренда, быстро реагировать на негативные комментарии и правильно отвечать на отзывы.
- Кейсы и рекомендации. Наличие успешных кейсов с подтвержденными результатами – самый важный момент. Обратите внимание на реальные достижения SMM-специалиста в цифрах. Например: «добился органического прироста подписчиков с нуля до 5000 человек», «за 3 месяца конверсия выросла на 120%, совершено более 2000 продаж через соцсети». Важный фактор – уметь работать в условиях многозадачности, не теряя при этом качества и эффективности. Это является признаком высокой профессиональной компетенции. Поэтому ведение нескольких проектов одновременно без потери качества будет являться еще одним показателем, который указывает на уровень специалиста. Рекомендации с предыдущего места работы или отзывы от клиентов могут служить подтверждением успешного опыта и способности SMM-специалиста строить конструктивные рабочие отношения.
Топ-10 вопросов, которые нужно задать SMM-специалисту
- Проанализируйте и дайте свою краткую оценку современных соцсетей, а также рекомендации, что стоит изменить.
- Есть ли у вас кейсы.
- Расскажите про свой опыт работы.
- С какими тематиками работали, и есть ли опыт в требуемой сфере.
- Каким проектом гордитесь и почему.
- С каким функционалом работаете, а с каким нет (бывает, что специалист не работал с таргетом или с блогерами).
- Какие сервисы используете для работы.
- Есть ли проекты, которые вы ведете на данный момент.
- Расскажите о неудачном кейсе или сложных ситуациях: что произошло, как исправляли.
- Как вы анализируете результат деятельности в конце месяца: какие данные смотрите, где и как дальше их применяете.
Соцсети давно являются эффективным каналом продаж, который стоит доверять только профессионалам. Правильный выбор SMM-специалиста может стать залогом достижения маркетинговых целей, укрепления репутации и построения долгосрочных отношений с вашей аудиторией.
Читайте также:
Отличный чек-лист! Четкие и полезные советы помогут найти действительно квалифицированного SMM-специалиста для вашего бизнеса.