Несмотря на то, что минувший год отметился спадом медийной активности, сокращением бюджетов, миграцией бизнесов и экспертов, опыт подсказывает, что после каждого кризиса наступает период подъема и расцвета. И это самое время для того, чтобы проявиться, активизироваться и выйти на новые рубежи, пока этого не сделали ваши конкуренты.
PR подобен искусству, а пиарщик – художник своей картины. Рисовать картину можно по-разному: в своем стиле и в индивидуальной технике, но не стоит игнорировать тренды. PR может оказаться куда более привлекательным и интересным занятием, если вы прислушаетесь к этим советам, и попробуете внедрить новые инструменты в свою работу.
1. PR-активность
Слишком много брендов, слишком много событий. Вы должны быть всегда в центре новостной повестки своей целевой аудитории. Напоминать о себе просто необходимо. Даже если ваш бизнес невелик, он движется вперед, и всегда найдется повод порадовать своих клиентов.
2. Омниканальность
«Попасть» в клиента можно лишь находясь с ним на одной волне, присутствуя в его личном медиа-поле: соцсетях, электронной почте, мобильных приложениях. Брендам придется креативить, выходить в новые форматы, внедрять и тестировать неочевидные гипотезы взаимодействия с различным tone of voice, бьющим точно в целевое ядро аудитории.
3. Яркость
Яркие люди и компании всегда в фаворе. Изучать их модно и полезно, знать – престижно. Можно не сомневаться, что и в этом году продолжится курс на развитие личных брендов предпринимателей, а также создание собственных медиа у компаний. Инвестиции в эти активы – это вложение в собственное будущее.
4. Платные услуги
В 2022 году рынок рекламы просел почти на четверть. Это заставляет издания компенсировать выпадающие доходы, увеличивать количество платных услуг. Особенно активно будет развиваться сегмент партнерских материалов. Ну и конечно, будут появляться новые форматы и каналы.
5. Требования к контенту
Они понятны интуитивно. Контент должен быть интересный, легкий и полезный. И обязательно достоверный. Fake news работают один раз. Второго шанса не будет.
6. Telegram-каналы
Глоток свободы без VPN и цензуры. Этот рынок развивается обратно пропорционально закручиванию медиа-гаек Роскомнадзором, в чьей политике оттепели не намечается. Я ожидаю продолжения роста количества Telegram-каналов и развитие их роли в формировании информационной повестки.
7. Антикризисная коммуникация
Чтобы «минус на минус» давал плюс не только в математике, но и в коммуникациях, необходимы качественные заготовки. В этом помогут своего рода медийные стресс-тесты, разбор гипотетических ситуаций из разряда «плохо» и «хуже некуда». Бизнес должен понимать, как действовать в случае форс-мажора. Чаще всего от слаженности работы зависит спасение имиджа.
8. PR под ключ
Коммуникационный рынок кратно усложняется. Технологии исправно поставляют в наше распоряжение новые и самые разнообразные медиа-каналы. На этом поле уже давно не «воюют» одними пресс-релизами. Уметь надо примерно все, и предлагать клиенту услуги под ключ: от разработки генеральной медиа-стратегии до отслеживания обратной связи в соцсетях. Пиарщик должен превратиться в «универсального солдата» — обучаемого, креативного, харизматичного и умного настройщика персонализированного контента.
9. Обучение
Крутые пиарщики всегда были на вес золота, а сейчас, когда многие специалисты выбрали релокацию, и подавно. Отсюда вывод: команду мечты нужно создавать своими силами. Понятливый сотрудник может оказаться ярче и креативнее пиарщика со стажем, а обучая новичков, мы совершенствуемся и сами. «Длить себя в других» — второе правило Закона силы Игоря Рыбакова, оно означает порождать цепочки преемственности «учитель-ученик», где каждый ученик есть учитель своего учителя и ученик своего ученика.
10. Сообщества
Во времена социальной нестабильности малые группы особенно важны. Человеку необходимо быть со «своими» — с теми, кто разделяет его идеи и интересы. Популярность узких тематических клубов, клампов и коммьюнити будет расти. Если помощь в их создании сможет оказать компания, это только укрепит любовь к ее бренду. При этом важно помнить, что сообщества являются мощнейшим коммуникативным ресурсом и отличным проводником инсайдерской информации.
11. Opinion-мейкеры
Эффективность медиа-продвижения через opinion-мейкеров, лидеров мнений не вызывает вопросов. Этот тренд сохранится и в наступившем году. При этом в условиях общего сокращения рекламных бюджетов акцент будет сделан на микроблогерах – у них и стоимость сотрудничества ниже, чем у селебов, и конверсия оказывается очень даже привлекательной.
12. Социальная роль брендов
Еще совсем недавно потребителям было достаточно, что компания создает для них качественное предложение и яркий контент. Однако, покупая продукцию того или иного бренда, мы, как ни крути, вкладываемся в его развитие. Осознание этого создало спрос на социальную экологичность. Людям по-настоящему важна позиция бренда по общественно-значимым вопросам, его миссия, приоритеты. Может, в него и вкладываться не стоит? А вдруг наоборот, покупая его продукцию, мы меняем мир к лучшему?
13. Видеоконтент
Он будет в приоритете. Сегодня только ленивые медиа не обзавелись отделом видео. Пока в мире существуют бесплатные видеохостинги – YouTube, RuTube, Vimeo – будет спрос и на контент. Посмотрите на запрещенный в России Instagram: одно из наиболее эффективных и бесплатных продвижений – это видео Reels.
14. Подкасты
Это один из наиболее популярных форматов восприятия информации у миллениалов. Хотите, чтобы ваши услуги были востребованы среди них? Тогда вперед – создавайте!
15. Метавселенные
Пора уже, наконец, признать, что они стали объективной медийной реальностью. На всякий случай не лишне повторить матчасть: метавселенные объединяют в себе функции соцсетей и компьютерных игр – Decentraland, Somnium Space, Cryptovoxels. Количество их пользователей неуклонно растет, а сами метаоптимисты уверены: к 2026 году каждый четвертый человек будет проводить здесь как минимум час в день.
Полезно также знать, что пока чье-то сознание отказывается принимать виртуальную реальность, самые продвинутые в ней уже давно зарабатывают. В их числе Coca-Cola, Christie’s, Nike, Gucci, Dolce&Gabbana, Adidas, Zara, H&M и многие-многие другие.
* * *
Советы советами, а творцы нащего будущего мы сами. Помните: PR не нужен только тем предпринимателям и компаниям, бизнес которых не нацелен на долгосрочную стратегию развития. Всем остальным PR нужен!
Читайте также: