Часто высокопоставленные спикеры, находясь на сцене, переживают настоящий стресс – вспомним фильм «Король говорит», где британскому монарху заикание мешает выступить с радиообращением перед нацией. Как избежать лишних переживаний, вы узнаете из этой статьи.
Избавьтесь от самоуверенности
Первая ошибка – многие топ-менеджеры недооценивают важность публичных выступлений, не используют их как инструмент формирования имиджа. А свой собственный опыт, наоборот, переоценивают, рассуждая так: «Я в этой сфере десять лет, и все знаю, просто выйду и расскажу». Есть очень распространенная категория руководителей, которых консультанты по коммуникациям называют «консервативными сказочниками» – они категорически не готовятся к выступлению. Такие ораторы, как правило, начинают свои зажигательные речи фразой: «Я не готовился, но расскажу вам в двух словах». Типичная ситуация в зале, где они выступают: 45-минутная речь ни о чем вместо оговоренных заранее 15 минут. Неподготовленный высокопоставленный спикер, находясь на сцене, переживает настоящий стресс: использует скудную лексику, огромное количество слов-паразитов и старается избегать взглядов слушателей.
Совет: готовьте тезисы выступления заранее, отрабатывайте свою речь с секундомером в руках и с энтузиазмом мхатовского актера. Оказавшись на сцене, вы будете чувствовать себя уверенно.
Не читайте доклад – устройте шоу
Субъективный взгляд на аудиторию – вторая распространенная ошибка. Это значит, что топ-менеджеры чаще всего выступают как-будто для себя, а не для слушателей. Хорошая речь сегодня – это выступление, предполагающее активное взаимодействие с аудиторией. Слушатели больше не хотят быть пассивной массой, и речь выступающего не должна быть липким монотонным облаком, которое зависает над аудиторией и погружает ее в здоровый сон или заставляет слушателей «залипать» в телефоне. Успешный оратор – это, скорее, ведущий шоу, чем ретранслятор информации, какой бы важной она ни была. Фишка сегодняшнего дня – интерактивность.
И это западная фишка – американские сенаторы, например, находясь в публичном пространстве, много жестикулируют, приводят примеры, вообще вступают в диалог с кем угодно – со своими коллегами, с журналистами, просто с прохожими на улице, если они выступают с уличной трибуны. У нас же любой интерактив убивается самым эффективным в мире средством, которое называется «формальность» или «корпоративность». В российской управленческой практике часто принято выступать формально, то есть для галочки. Рецепт нудных выступлений прост и универсален: читайте по бумажке, почаще рассматривайте пол и стены, не смотрите на людей в зале, не взаимодействуйте с ними, не беспокойтесь об их комфорте, никогда не уточняйте, понятно ли им то, о чем вы говорите, и ни в коем случае не вовлекайте и не увлекайте их. На выходе вы получите равнодушных слушателей, а ваше выступление будет точной копией программной речи, когда дискуссия не допускается.
Совет: разбавьте текст речи риторическими вопросами. Взаимодействуйте с залом, включите в свое выступление какие-либо элементы шоу, что чаще всего допустимо даже в корпоративном контексте. Покажите, что вы заботитесь о тех, кто вас слушает.
Помните о клиповом мышлении
Авторы удачных выступлений знают, что их аудитория мыслит клипово. Люди, сидящие в зале, воспитаны в культуре потребления большого количества разной информации в виде Твиттера, историй в Инстаграме, короткой рекламы.Увлечь их оратору из более взрослого поколения Х (а это, как правило, и есть те самые опытные управленцы, которые чаще всего выступают на публике) непросто. Тот, кто победит в конкуренции с другими каналами информации – как минимум, со смартфоном – сможет быть услышанным и успешным. Спикер должен быть интересен больше, чем Инстаграм сидящего в зале.
Совет: думайте об аудитории, следите за ней. Ваши слушатели будут чувствовать ваше внимание. Задавайте по ходу речи простые вопросы: «Видно ли вам? Слышно ли? Все ли понятно на данный момент?». Запрашивайте обратную связь: «Знаете ли вы последние исследования? Что вы думаете по этой теме?». Глубина и сложность вопросов может быть разной – любая интеракция, даже ее видимость, усилит вовлеченность аудитории.
Добавьте наглядности
Третья типичная ошибка руководителей заключается в том, что они часто недооценивают важность использования слайдов во время выступления. На самом деле именно «картинка» помогает увлечь аудиторию и иногда даже гораздо эффективнее, чем анекдоты со сцены или риторические вопросы. Но со слайдами нужно уметь работать. Беда в том, что слайды в 90% случаев не помогают, а мешают спикеру – он «спотыкается» об информацию, изображенную на картинках, нелепо ее читает, отвлекается. Довольно часто бывает и так, что слайды никак не связаны с речью оратора, или когда не презентация дополняет речь спикера, а спикер комментирует слайды.
Совет: учитесь использовать слайды и помните, что визуальный канал – самый глубокий и быстрый по скорости восприятия среди других каналов получения информации.
Забудьте про «коллаборацию» и «экспириенс в обозримом future»
Нельзя говорить с аудиторией на разных языках. Когда IT-специалист приходит на совещание топ-менеджеров и просит потратить 15 миллионов рублей на «интеграцию двух IT-систем пятого поколения, так как он не может свести среды программирования с разными кодами и архитектурами», его вряд ли поймут.
Эффективность такого выступления и, соответственно, просьбы, равна нулю. Технические термины надо «переводить» на язык тех специалистов, от которых зависит решение: финансистам важны суммы, а генеральный директор хочет услышать про последствия от внедрения идеи. Продуманная речь IT-специалиста должна быть такой: «Потенциальные потери нынешнего статуса составляют несколько миллионов рублей, и если мы не интегрируем данную систему, компания может потерять еще столько же. Интеграция позволит сэкономить время и добиться нужного эффекта».
Совет: исключите из публичной речи все слова, которые могут быть непонятны специалистам из других сфер, а также англицизмы вроде «коллаборация», «экспириенс», «стейкхолдер» и т. д. Заимствования целесообразно использовать, если им нет аналогов в русском языке, или же в случаях, когда вы общаетесь иностранными партнерами или сотрудниками международных компаний – например, консалтинговых, где многие англицизмы являются частью деловой речи. Помните: с любой аудиторией нужно говорить на одном с ней языке: в студенческой среде можно использовать сленг, с чиновниками – понятные им канцеляризмы и официальную лексику. Вроде бы банальный совет, знакомый всем, кто разбирается в коммуникациях, но используют его единицы.
Главное, помните: каков бы ни был ваш статус, какую бы вы ни занимали высокую должность – никто из сидящих в зале не обязан вас слушать. И ваша задача – выступить так, чтобы ни один человек не остался равнодушным.