Почему платные CMS дешевле бесплатных

Разброс по качеству сайтов очень большой, как и по критериям оценки этого качества. Но никто, пожалуй, уже не будет спорить с тем, что хороший сайт – это живой сайт. То есть ресурс, который регулярно обновляется, дополняется, развивается.

С технической точки зрения то, что структура, дизайн и содержание сайта не создаются раз и навсегда, означает насущную необходимость CMS – content management system, системы управления сайтом. Опять же, это очевидно и предметом для раздумий не становится. Разработка сайта начинается с выбора платформы.

IT

До сих пор встречаются полностью самописные решения. Это территория безумных изобретателей велосипедов. Никакого экономического смысла или технологических преимуществ единичные самоделки не имеют. Потому что на CMS распространяется универсальное правило всей IT-индустрии – ничто не вечно под луной. Постоянно выходят обновления операционных систем, появляются новые устройства, новые технологии доступа, отображения контента, интерактива, безопасности и т.д.

В рамках поддержки одного или нескольких сайтов выполнять все действия, нужные хотя бы для сохранения актуальности самописной CMS, не говоря о ее развитии – это все равно, что вместо приобретения готового автомобиля наладить производство собственного. Разумеется, достаточно больших ресурсов на поддержку самописных CMS никто не выделяет, поэтому они проигрывают и платным, и бесплатным тиражным решениям по всем показателям. За редким исключением: например, Facebook и Яндекс работают на самописных CMS.

Итак, адекватный выбор систем для управления типовыми сайтами происходит между бесплатными и платными тиражными решениями. У обоих вариантов есть свои плюсы и минусы. Давайте их рассмотрим.

Ключевые функции CMS

Внешняя простота современных сайтов обманчива. Она основана на тщательной проработке пользовательских интерфейсов под задачи и предпочтения конкретной целевой аудитории, графическом дизайне, текстовом контенте – и на удобной, мощной CMS, разумеется. Для того чтобы пользователь мог в пару кликов легко выполнять нужные ему действия, требуется очень большая «закулисная» работа.

Пожалуй, вообще некорректно говорить о функциях CMS в строго утилитарном смысле. Речь идет скорее про комплексные функции, обеспечение определенных свойств и решений. В их число однозначно входят:

  • Быстрая установка. Главное преимущество, которое дает система управления сайтом – скорость. И начинается это с установки. Полноценный сайт на хорошей CMS должен разворачиваться очень быстро, буквально сразу.
  • Гибкое управление структурой сайта. Взаимосвязь страниц и блоков на них, меню, других важных элементов определяется, в принципе, надолго. Но начиная с первоначального описания и затем до последующих модификаций это не должно занимать много времени или требовать каких-либо специальных знаний.
  • Легкое управление контентом. Основная функция CMS – добавление и редактирование контента, управление его доступностью, отключение и замена новым. Естественно, все эти задачи должны решаться максимально просто и наглядно.
  • Мультиплатформенность. Требование касается браузерной совместимости, правильного отображения на экранах различного размера, мобильных устройствах. Последнее все более актуально, потому что число мобильных пользователей Интернета неуклонно возрастает.
  • Встроенная поддержка SEO, то есть поисковой оптимизации. На своих и клиентских проектах мы сознательно избегаем всех приемов так называемого «черного SEO». Но помимо них есть также немало органических методов работы для продвижения сайтов. В ручном режиме это долго и неудобно, CMS должна брать на себя часть рутинных операций.
  • Открытость к интеграциям. Важный пункт, потому что у пользователей системы управления сайтом могут быть специфические требования, которые неразумно учитывать в базовом решении, а также уже используемое программное обеспечение – например, складское или бухгалтерское. Чем проще CMS интегрировать с другим ПО, тем лучше.
  • Надежное создание резервных копий. Без этого условия системный администратор и владелец ресурса никогда не смогут быть уверены в том, что все в порядке и под контролем. И одной надежности мало, строго говоря, отдельно нужно упомянуть быстроту и удобство. Каждая лишняя операция понижает регулярность создания бэкапов, и рано или поздно это может стать роковым для сайта.
  • Удобство администрирования. Аналогично резервному копированию, только значительно шире. Административную часть сайта пользователи не увидят, зато разработчики, контент-менеджеры и другие специалисты, обслуживающие сайт, видят в основном ее, это их рабочие места. От usability «админки» зависит и производительность труда, и сокращение числа ошибок.
  • Регулярные и безопасные обновления. Все технологические новшества, подключение новых устройств, интерфейсов, функций и улучшений самой CMS поставляются в виде обновлений. Критично важно, чтобы администратор сайта мог выбирать, какие обновления устанавливать, а также при необходимости «откатывать» конфигурацию сайта обратно.

Некоторые бесплатные CMS отвечают многим из перечисленных требований, в исключительных случаях даже всем сразу. Упоминание про случай здесь существенно, потому что при несомненной заманчивости нулевых затрат на лицензии стабильность и комплексность – не самые сильные стороны бесплатного программного обеспечения.

Критерии оценки качества CMS

Система управления сайтом – программа, которая находится «между» различными категориями людей, имеющих отношение к web-ресурсу. Поэтому рассматривать качество CMS логично с разных позиций:

  • Web-мастерам нужна прозрачная архитектура, то есть понятные функции, их возможности и ограничения. Также совершенно не лишнее автоматизация рутинных действий, например подготовки «превьюшек» фото при размещении, импорт различных данных, в том числе из внешних баз данных – таких как складские программы, бухгалтерия и т.п.
  • Администраторов интересует настраиваемость CMS, ее логика и наглядность управления. Если какие-то функции недоступны, пусть это лучше будет сразу очевидным, по крайней мере, не придется тратить время на безуспешные поиски нужных настроек. То, что работает – должно работать сразу, в несколько кликов.
  • Контент-менеджерам тем более важна простота. Чтобы просто добавить статью или поменять заголовок, усилий в хорошей CMS нужно не больше, чем в текстовом редакторе для создания нового документа или его правки.
  • Руководству компаний-заказчиков и пользователей сайтов важны экономичность, надежность и предсказуемость системы. Причем не только на стадии приобретения, разумеется, а включая полную стоимость обслуживания – с доработками, поддержкой, решением внештатных проблем, когда они возникают.
  • Партнерам разработчика CMS требуется честная система взаиморасчетов, мотивация плотно работать с этим продуктом и главное с его поставщиком, уверенность в разносторонней помощи – технической, маркетинговой, юридической.

Поиск оптимальных компромиссов по всем этим вопросам – задача разработчика CMS. Все участники важны, если фокус внимания будет с большим перевесом в пользу любого из них, ни к чему хорошему это не приведет.

Поэтому тем, как ведет дела разработчик системы, есть смысл интересоваться шире собственных потребностей. Например, клиентам смотреть условия для партнеров и наоборот. В IT ценятся долгосрочные отношения. Собственно, по факту все являются партнерами – и клиенты, и сотрудники.

Семь советов покупателям CMS

Разработчики общаются с партнерами на совместных проектах, специализированных форумах, различных семинарах и лично. Рекомендации общего характера могут заинтересовать скорее пользователей CMS, а точнее – руководителей компаний, которые приобретают их и/или сайты, на них разработанные. Советы следующие:

1. Ключевой вопрос не «что?», а «кто?». Это универсальное правило в IT – искать нужно не продукт, а поставщика. Потому что однократная закупка лицензий почти ничего не значит по сравнению с регулярными обновлениями, помощью и поддержкой. В этом моменте выигрывают платные системы, так как бесплатно никто гарантированную помощь и поддержку оказывать не будет.

2. Обновления CMS особенно важны, от них зависит будущее вашего сайта. Посмотрите, что входило в последние версии рассматриваемых систем. Например, что изменилось за последний год, два года? Если просто поменяли местами несколько кнопок в «админке» – это не обновления, а симуляция. По этому вопросу также фаворитами являются коммерческие продукты, которые развиваются с учетом потребностей пользователей. Бесплатные системы развиваются энтузиастами и достаточно стихийно.

3. Всегда берите продукт «на вырост». Иначе зачем вообще что-то делать? Конечно, ваш сайт будет расти, как и бизнес или проект, которому он посвящен. Со временем потребуется больше функций, дополнительные модули и возможности. Это может сильно изменить стоимость CMS.

4. Оцените общую стоимость. За что еще с вас могут попросить деньги, помимо очевидных платежей? Иногда такая информация может неприятно удивить. Оценивайте не только стоимость лицензии коробочных систем, но и стоимость внедрения. Часто получается так, что лицензия+разработка у коммерческих систем стоит 100+500 единиц, а у бесплатных CMS 0+1000 единиц.

5. Впрочем, выбор исключительно по цене, безусловно, не лучший подход. Учитывая расходы на разработку, дизайн, контент, продвижение и другие действия с сайтом экономить на CMS как-то даже неприлично – суммы в любом случае будут незначительными от общего бюджета. Но это и не повод переплачивать за аналогичный функционал. Относитесь к выбору программного обеспечения прагматично, оно вполне поддается оценке.

6. Выбирайте специализированные продукты, с «заточкой» под конкретные задачи. Например, DIAFAN.CMS можно использовать как универсальную, но особенно хорошо она подходит для создания интернет-магазинов – потому что все уже проработано заранее, готовый магазин разворачивается за пару минут. Такие решения есть и по другим областям применения.

7. Наконец, оценивая динамику развития – не ограничивайтесь продуктом, смотрите на всю картину в целом. Как растет компания разработчика, увеличивается или нет его партнерская сеть, что происходит с их собственными и партнерскими проектами. В общем, чего ждать в будущем от такого сотрудничества, роста или проблем.

Как выглядит идеальная CMS

Итак, резюмируем. Заголовок провокационный, идеальных решений нет, конечно. Всегда нужно смотреть по ситуации, ресурсам и задачам. Но есть все-таки более-менее универсальные ориентиры, и при выборе CMS они достаточно просты:

  • Самописные всегда проигрывают тиражным;
  • Платные системы обычно предпочтительнее бесплатных;
  • Стоимость владения гораздо важнее цены покупки;
  • CMS без поддержки – деньги на ветер;
  • Любое IT-решение должно быть «на вырост», и CMS особенно.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Светлана Шишкова
Менеджер интернет-проекта, Москва

Прелестная статья. :) Для далеких от технических дебрей заказчиков корпоративных сайтов вполне полезна и вменяема.
Забавность ее в том, что при всей логичности ее тезисов вывод из них не в пользу автора. Если речь о крупном (средняя/высокая нагрузка) и достаточно стандартном проекте (корпоративный сайт, интернет-магазин и т.п.), нужно подключать устойчивую, легко масштабируемую, широко поддерживаемую готовую CMS вроде Bitrix или UMI (и не надо брать ничего ''на вырост'' - достаточно по мере роста подключать новый функционал). Если интернет-проект претендует на неповторимость функционала, CMS нужно писать самим (FB и ВК работают тоже не на типовых платформах). Если сайт небольшой, то условно-бесплатная CMS вполне подойдет. А вот необходимость экспериментировать на своем проекте, внедряя сравнительно малоизвестное решение, которое очень хочет быть типовым, из логики самого текста не следует. :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.