Три главных причины саботажа при внедрении IT-систем и способы «лечения»

Саботаж при внедрении СЭД и «лекарства» от этих болезней

«Все что нас не убивает, делает нас сильнее»

Фридрих Ницше

Данную статью хочу посвятить вопросу саботажа системы электронного документооборота при выполнении проекта ее внедрения в компании. Это один из рисков проекта, который руководитель проекта должен не только идентифицировать, но и понимать, как он будет на него реагировать. Пишу не потому, что наболело и хочется излить душу, просто склоняюсь к мысли, что данная ситуация вполне типична для таких проектов, и эта статья поможет молодым (а может, даже и не очень) руководителям проектов с честью справиться с таким испытанием.

Казалось бы, польза от СЭД очевидна, особенно для сотрудников, которые тонут в потоке документов и поручений, но странным образом, зачастую именно они и саботируют внедрение информационной системы. Проектная команда из кожи вон лезет, буквально «облизывает» клиента, а результатов нет — предварительные испытания не пройдены или же сроки завершения опытной эксплуатации все сдвигаются и сдвигаются, списки замечаний выдаются с завидным постоянством, и чем дальше, тем более абсурдными они кажутся.

За десять лет работы в области информационных технологий я побывал по разные стороны баррикад — в роли заказчика системы, в роли исполнителя проекта внедрения, в роли независимого IT-консультанта. Часто, причины саботажа я обнаруживал достаточно быстро, и у меня было «волшебное лекарство». Иногда настоящие причины я понимал позднее, по-другому взглянув на всю ситуацию (помнится даже после завершения самого проекта). Были случаи, когда спустя только несколько лет до меня доходила инсайдеровская информация, и как будто пелена спадала с глаз — все становилось очевидным. Итак, основные причины саботажа, с которыми приходится сталкиваться при выполнении проектов внедрения систем электронного документооборота и «лекарства», которые могут быть выписаны «больным»:

1. Пользователи будущей системы боятся ее, как и любых инноваций

Как правило, это происходит в компаниях, где уровень подготовки и компьютерного образования достаточно низок, а инициатива внедрения СЭД исходит сверху. Пользователи не только боятся и не хотят учиться в силу возраста или же человеческой лени (кстати, двигателя прогресса), но и не понимают, зачем им нужна подобная система. Они наперебой пытаются доказать, что MS Excel + MS Outlook — вот их лучшая СЭД, готовы под секундомер демонстрировать, как они быстро заполняют строчку таблицы с регистрационными данными, копируют файлы в папку общего доступа, и ловко рассылают электронные письма. И все это, заметьте, самостоятельно, без помощи администратора и на минуточку «бесплатно». Исполнитель проекта для них враг, потому как он — нарушитель спокойствия, они его не звали решать их проблемы, просто нет у них этих самых проблем, и ответы на все вопросы они знают сами. Тут сделаю небольшое лирическое отступление и приведу анекдот (длину бороды анекдота не мерил), рассказанный мне давным-давно одним основателем крупного делового интернет-клуба:

К пастуху, пасущему стадо овец, подъезжает на машине какой-то тип, высовывается из окна и говорит:

— Если я тебе скажу, сколько у тебя овец в стаде, ты мне подаришь одну?

Немного удивленный пастух отвечает:

— Конечно, почему бы и нет.

Тогда этот мужик достает ноутбук, подсоединяет его к мобильному телефону, устанавливает связь с Интернетом, заходит на сайт НАСА, выбирает спутниковую связь GPS, выясняет точные координаты места, где он находится, и отправляет их на другой спутник НАСА, который сканирует эту местность и выдает фото со сверхвысоким разрешением. Затем этот тип передает снимок в одну из лабораторий Гамбурга, которая через несколько секунд отправляет ему E-mail с подтверждением того, что снимок был обработан и полученные данные сохранены в базе данных. Через ODBC он подключается к базе данных MS SQL, копирует данные в таблицу MS Excel и начинает производить расчет. Через несколько минут он получает результат и распечатывает в цвете 150 страниц на своем миниатюрном принтере. Наконец он говорит пастуху:

— У тебя в стаде 1586 овец.

— Точно! Именно столько овец у меня в стаде. Что ж, выбирай.

Мужик выбирает одну и грузит ее в багажник. И тут пастух ему говорит:

— Послушай, а если я угадаю, кем ты работаешь, ты мне ее вернешь?

Немного подумав, мужик говорит:

— Ну, давай.

— Ты работаешь консультантом, — неожиданно выдает пастух.

— Это правда, черт возьми! И как же ты догадался?

— Это было легко сделать, — говорит пастух, — ты появился, когда никто тебя не звал, хочешь получить плату за ответ, который я уже знаю, на вопрос, который тебе никто не задавал, и к тому же ты ни хрена не смыслишь в моей работе. ТАК ЧТО ОТДАВАЙ ОБРАТНО МОЮ СОБАКУ.

Отдохнули? Вернемся к нашей теме.

В данном случае на помощь должно прийти высшее руководство компании заказчика с официальным приказом о внедрении системы электронного документооборота (в котором описаны предпосылки, цели, задачи, ответственность, виды поощрений/наказаний и так далее) и выступить с пламенной речью. Именно на такой встрече/рабочем совещании, в присутствии руководства, глядя друг другу в глаза необходимо обсудить будущий проект.

Самостоятельно исполнителю бороться в данной ситуации практически бесполезно. Из раза в раз показывать, какой удобной и простой будет система, сколько пользы она принесет — все равно, что стучаться в закрытую дверь, за которой нет человека, способного ее открыть.

2. В компании уже функционирует СЭД, и отдельных пользователей она устраивает

Проект по обновлению СЭД не всегда прост. Инициатива такого проекта может быть как сверху, так и снизу. Всегда найдутся сотрудники, которым нравится и не нравится действующая система. Кто-то ненавидит систему за ее корявые интерфейсы, плохое быстродействие, «глючность» и низкую надежность, да и вообще за идеологию в целом. А кто-то за долгие годы работы привык, и души в ней не чает.

Если подавляющее большинство сотрудников заказчика высказывается негативно, критикует и обосновывает недостатки текущей системы — это большое подспорье. На ниве сравнения IT-продуктов (догадайтесь, в пользу какого) можно завоевать сердца будущих пользователей, а изучив историю внедрения — не наступить на те же грабли. Делать это надо не «втихую», а провести публичную презентацию нового продукта, дать самим сотрудникам компании подискутировать, пригласить администраторов, по причине, что многие проблемы, которые скрыты от конечных пользователей, решаются именно их силами. Еще раз повторю, перед данным перфомансом убедитесь, что «ваших» больше чем «чужих», и у них не меньше звезд на погонах.

Особенно хочу выделить «старожилов» действующей системы. Часто именно они саботируют новое внедрения и тянут за собой остальных, потому что многое в текущей системе придумали они, они «центр вселенной», вокруг которого крутится мир под названием «СЭД компании», они «в авторитете» и не хотят его терять. Каждый день такой сотрудник смотрит на красивую кнопку, пункт меню, диалоговое окно и радуется — моя идея! Вообще, мне импонируют эти люди, они не равнодушны, они увлекающиеся натуры, они романтики, если хотите (наверное, и сам такой, а что поделать — соционический тип «Дон Кихот»). Вычислить их совсем не сложно. Найдите к ним подход, рассказывайте только им все секреты и тонкости новой системы, приходите к ним «за советами» (именно так, в кавычках), приглашайте их попить кофе в перерывах, сохраните, а лучше преумножьте их авторитет. Такие люди станут вашими помощниками — будут подсказывать остальным пользователям, передавать знания и практически за вас проводить обучение. Позвольте им считать, что все хорошее, что есть в новой системе — это их идеи и их заслуги. Пусть система будет их новым детищем. Не забывайте, один такой «старожил» для вас стоит десятка других, просто хороших людей компании. Как говорил мой майор в армии «п**датый парень — не профессия!».

3. Одни пользователи не хотят тотального контроля за собой, другие не готовы обнажить организационные промахи

В данной ситуации мне видятся два момента.

Первый, сотрудников «напрягает» бескомпромиссность и точность оценок их исполнительской дисциплины и качества работы, которые «на раз-два» выдает информационная система. Не дай бог, руководству кто-то расскажет про магическое слово KPI, жди беды и лишение премий (если они, конечно, есть в компании). Как говорил один персонаж известного фильма «Обидно, чесн слово!».

Второй, внедрение системы электронного документооборота обнаруживает белые пятна и пробелы в действующих регламентах по работе с документами, да еще и наглядно демонстрирует, что никто их не выполняет как следует, другими словами «забили» все на них давно. Каждое согласование очередного документа — это настоящее искусство (уж поверьте мне) со стороны заинтересованного лица в этом документе. Сотрудники знают, в каком порядке надо подойти к визирующему руководителю, так как для одного руководителя наличие положительной визы другого — зеленый свет. Тут присутствуют такие факторы как время суток, толщина папки «на согласовании», настроение босса (у секретарши всегда можно узнать), погода за окном, результаты вчерашнего матча «Спартак» — «ЦСКА» и курс доллара по отношению к евро. Про низкую корпоративную культуру использования единых утвержденных шаблонов документов и говорить не стоит. По-моему, при отсутствии СЭД, их количество стремится к числу сотрудников, потенциально готовых создавать проекты документов.

По первому пункту все просто, стакан или наполовину полон или наполовину пуст. Показываем пессимистам, что у нас первый случай. Если сотрудник не успевает выполнить сто поручений и все с пометкой «срочно» за день, ему нужен помощник (ну или его необходимо клонировать). Среднюю нагрузку сотрудников разных подразделений можно получить и сравнить с помощью той же системы. Если не можешь победить врага — сделай его своим другом, то есть СЭД — помощник и защитник интересов сотрудников.

По второму пункту сложнее. Активное участие в создании регламентов принимает сам функциональный заказчик СЭД. Ну что же, даем рекомендации по внесению изменений в регламенты, обосновывая это тем, что они были разработаны под бумажный документооборот, а мы идем в светлое будущее «безбумажной» технологии. Конечно, это не повод не исполнять регламенты, доносим мысль, что уж теперь СЭД не даст обойти регламенты, и будет гарантом их исполнения. Очень «удобно» для отдельных руководителей среднего звена, можно всегда ответить «да я хочу тебе помочь немножко обойти регламент, ну сам видишь, эта чертова система не дает это сделать».

4. «Вас тут не стояло!»

Думаю, многие уже догадываются, о чем этот раздел. Саботаж менеджеров среднего и высшего звена, которые по разным причинам не заинтересованы в успешном завершении проекта внедрения СЭД. И дело не в вашем IT-продукте или качестве выполнения работ. Дело в том, что вы «не интересны» конкретному руководителю в финансовом плане, вы не та компания, которую он хочет тут видеть, а как вы выиграли конкурс/аукцион, его мало волнует. Рекомендовать тут «лекарство» сложно (клятва Гиппократа актуальна и в этом вопросе), каждый случай можно считать уникальным, но попробую сделать это.

«Бывалый» руководитель проекта сможет выяснить, а «кто же тут стоял», и найти компромисс в виде привлечения субподрядчика. Риск понятен — «дать откусить палец и потерять всю руку». Или же исполнитель может попробовать найти себе «покровителя», и выкарабкаться из этой щепетильной ситуации. Третий вариант — идти до конца, как говорят виндсерферы, выходящие на глиссировании на максимальные для себя скорости — «не ссать и не бояться!». И наконец, крайний вариант — получить оплату выполненного объема работ и «полюбовно» разойтись. Не считаю такой вариант проигранной войной, это только проигранная битва, и вот тут я направляю уважаемого читателя к цитате в начале статьи.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Марина Адвахова Марина Адвахова Генеральный директор, Ижевск

Вещи очень знакомые и зачастую очевидные, но в целом спасибо автору за структурированный, доходчивый и полезный материал.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Как-то специфики внедрения СЭД я в этих проблемах не ощутил. И даже специфики автоматизации. Если взять абсолютно любой проект в области совершенствования системы управления, то найдешь там тех же косных реакционеров, тех же конкурентов и/или их сподвижников, тех же мудрецов, которые точно знают, что делай-не делай, - лучше не будет, и стало быть лучше и не делать вовсе... Более того, даже не имея за душой ни одного проекта в сфере управления, все эти проблемы можно с легкостью предугадать. От многоопытного ''профи'' ожидаешь чего-то, не столь тривиального.

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Сейчас нет времени читать статью. Но, я 40 лет пользуюсь компьютером. И думаю, что могу с ходу назвать одну (но, самую-самую главную) причину неприятия ИТ-программ: ТОТ, КТО ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОМОЩНИКОМ, ЯВЛЯЕТСЯ СКОРЕЕ ТИРАНОМ.

Естественно, что у каждого есть свои особенности стиля работы. И потому, ИТ-система, общая для всего коллектива, будет почти каждого к чему-то принуждать. И потому, ИТ-системами недовольны практически все их пользователи.

Так что, создать ИТ-систему для коллективной работы – это значительно меньше, чем полдела. А значительно больше, чем полдела – это создать в ней интерфейс помощника, а не тирана.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.