Идеальный СЕО: кто он такой, и как им стать

Нет общепризнанной системы, которая бы измеряла эффективность генерального директора, потому что цели и задачи у каждого СЕО разные. Одному нужно вывести компанию из кризиса, другому — привлечь новых инвесторов, а третьему — расширить присутствие на рынке. Но есть у них общая черта — все они руководители, которые вдохновляют своих сотрудников и ведут свою команду к достижению целей, благодаря своим лидерским качествам. Каким?

1.  Умение предвидеть 

Предвидеть результаты в изменчивой среде — одна из отличительных черт руководителя. Общество меняется настолько быстро, что нельзя с точностью сказать, что будет в ближайшие пять лет. Но генеральный директор отвечает за стратегическое развитие, и ему необходимо смотреть вперед, чтобы строить планы. Поэтому выбирают лидеров, которые могут преуспеть в неизведанном и спокойно относятся к изменениям. 

Как развивать проницательность?

  1. Будьте в курсе событий. Изменения в законодательстве, появление новых технологий и инструментов, приход новых компаний на рынок — обо всем этом нужно знать генеральному директору, чтобы оперативно вносить изменения в имеющиеся планы и стратегии. 
  2. Взвешивайте все «за» и «против». Изменения в одном процессе могут запустить цепную реакцию, и потянуть за собой перемены в остальных. Поэтому важно оценивать решения со всех сторон: как повлияет на сотрудников, компанию и текущие процессы. Что станет переломным моментом, что снизит эффективность, с какими барьерам придется столкнуться. 
  3. Мыслите нестандартно. Учитесь принимать даже самые нестандартные идеи — подумайте, во что их можно превратить, как доработать. Устраивайте мозговые штурмы с командой, чтобы находить новые решения. 

Генеральный директор Adobe Systems Шантану Нарайен не видел будущего, в котором бы программы распространялись на физических дисках. Так появилась платная подписка Adobe Creative Suite. В результате возросшее количество пользователей доказало, что компания на верном пути. 

2. Способность брать ответственность за команду

Руководитель несет ответственность за выполнение задач и достижение целей. Эту функцию менеджмента сформулировал еще Анри Файоль, один из выдающихся управленцев прошлого века и основатель классической школы управления: «Управлять — значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». Определение актуально до сих пор, хоть и меняются подходы к управлению компанией, персоналом, постановки задач и целей. Все же у генерального директора не так много времени, чтобы брать на себя ответственность других сотрудников и топ-менеджмента компании. Например, штат нашей компании более 600 человек. СЕО должен вкладываться в то, где его участие будет максимально полезно и необходимо.

В компаниях становится популярно непрерывное управление эффективностью (CPM) вместо ежегодной или двухгодичной оценки. Суть в том, что каждому подразделению ставятся краткосрочные цели как часть CPM, которые основываются на стратегии компании. И каждую неделю генеральный директор встречается с менеджментом для обсуждения работы. Чаще всего это неформальные встречи на 10-15 минут, благодаря им руководство может донести позицию сотрудников, и оперативно обсудить текущие задачи.

Как мотивировать сотрудников?

  1. Инвестируйте в обучение и развитие. На сегодняшний день L&D — один из главных приоритетов для сотрудников. Новые знания и инструменты помогают выполнять задачи быстрее, оптимизировать процессы и двигаться компании вперед. Кроме того, L&D помогает снизить текучку кадров и сэкономить деньги в долгосрочной перспективе. В нашей компании мы регулярно проводим внутренние конференции, вебинары и поддерживаем LMS-платформу с базой знаний.
  2. Разрешите проявить самостоятельность и творчество. Автономия повышает моральный дух и производительность сотрудников, а еще учит ответственности. Когда я разрешила подчиненным совершать и исправлять ошибки, их продуктивность заметно выросла. 
  3. Создайте приятную рабочую среду. Человек проводит одну треть своего дня на работе. Даже если сотрудники на удаленке, помогите провести это время максимально приятно. Например, отладьте рабочие процессы, предоставьте инструменты для комфортной коммуникации и отмечайте успехи. 

Бывший президент и главный исполнительный директор Ford Motor Company Алан Мулалли вывел компанию из ​​миллиардов убытков и избежал банкротства без помощи государств. После вступления в должность он встречался с сотрудниками со всех континентов, и в итоге понял, что корпоративная культура была одна из главных проблем компании на тот момент. 

3. Способность меняться  

Компании, которые не поспевают за изменениями, рискуют остаться в стороне. Поэтому ее лидерам нужно учиться адаптироваться. Способность воспринимать информацию, экспериментировать, терпеть неудачи и вводить новшества будет иметь решающее значения для СЕО и его команды. Новые конкуренты могут появиться из ниоткуда в самый неожиданные момент, поэтому нельзя расслабляться и думать, что в этом году сработает та же стратегия, что и в прошлом. Но это делает ведение бизнеса динамичным и интересным — скучать не приходится. 

Профессор информационных систем в Школе менеджмента Кэрролла при Бостонском колледже в 2018 году проводил исследование, для которого опросил более 4300 руководителе по всему миру. В статье для MIT Sloan Management Review он выделил четыре основных условия, которые руководители ждут от цифровых лидеров:

  • Обеспечить видение и цель. 
  • Создать условия для экспериментов. 
  • Дать людям возможность думать иначе. 
  • Обеспечить безбарьерное сотрудничество. 

К этому нужно стремиться СЕО как лидеру трансформации в компании. 

4.  Умение наладить доверительные коммуникации

Общение — катализатор изменений и положительных бизнес-результатов. Сегодня генеральному директору недостаточно рассылать электронные письма, написанные PR-службой. Сотрудники хотят прозрачности и достоверности.

Например, генеральный директор и председатель правления Whirlpool Corporation Марк Битцер регулярно отвечает на вопросы сотрудников с помощью прямых эфиров на корпоративной платформе. Я тоже регулярно разговариваю с сотрудниками и периодически езжу в офисы продаж. 

Как сделать общение эффективным и доверительным?

  • Выбирайте оптимальное время для важных разговоров. Например, не стоит назначать one-to-one на утро понедельника или вечер пятницы. 
  • Используйте точные слова, чтобы выразить свои ожидания, планы или опасения. Если компания оказалась в кризисе, то об этом нужно сказать четко, и поделиться планом действий. Потому что иначе сотрудники могут придумать плохое, в том числе ожидать сокращения. 
  • Слушайте других, потому что общение — это двусторонний процесс. Попросите рассказать, как продвигаются дела в отделах, что говорят клиенты, что хотят сами сотрудники. 

5. Умение работать в команде

Часто власть ассоциируется с полной самостоятельностью и автономией. Кажется, что руководители все знают, смотрят на всех свысока и принимают решения самостоятельно. Но в реальности грамотный CEO такого себе не позволит, потому что есть огромное количество людей, чья помощь и знания нужны, чтобы принимать правильные стратегические и кадровые решения. Бизнес — это командный вид спорта.

Генеральный директор Walmart Дуг Макмиллон в своей колонке для The Economic Times озвучил отличную фразу: «Я вырос, занимаясь спортом, и мне нравилось быть частью команды. Оглядываясь назад, я понимаю, что помощь другим развивает ваши лидерские качества. Лучшие лидеры руководят через влияние и сотрудничество независимо от их титула. Будьте товарищем по команде, с которым хотят работать другие». 

Я не согласовываю каждый объект строительства единолично, потому что я не архитектор. Моя задача — найти классных специалистов, которые разбираются в архитектуре, понимают рынок и знают нормы строительства. И уже потом с помощью управленческих навыков я получаю от этих талантов максимум. 

Как получить максимум от командной работы?

  • Уважайте команду. Если вы занимаете должность генерального директора, это не означает, что остальные топ-менеджеры чем-то хуже. Но каждый участник команды играет важную роль в развитии компании, а его навыки и знания помогают принимать верные решения. 
  • Повышайте эффективность. Оценка команды имеет ценность, потому что помогает оптимизировать производительность, и найти проблемы в самом зачатке. Какие преграды у руководителей? На чем сосредоточить усилия?  Реализует ли команда весь потенциал? 

* * *

У CEO сложная работа, потому что это лидер организации. Он отвечает за мотивацию сотрудников и стратегическое продвижение компании. Помимо  того, что ему нужно принимать решения и показывать бизнес-результаты, еще приходится формировать условия и культуру компании, потому что сотрудники — самый большой актив организации. И важно наладить с ними хорошие отношения.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

Вроде все правильно. 
И эти навыки важны для CEO.
Правда возникает вопрос: А есть ли топ-менеджеры с такими навыками?
ИЛи только CEO  обладает ими в ороанизации?
И если ответ - Да, такие топ-менеджеры есть, то возвращаемся к началу.
Что еще есть такого у CEO, чего нет у других руководителей компании?

Руководитель группы, Москва

Первое и второе качества у руководителя должны быть особенно развиты, в этом как раз его отличие от остальных "топ-менеджеров"

Аналитик, Москва

Да, все перечисленные качества нужны и верно подмечены автором. Но я бы выделил одно основное, которое отличает генерального - уверенность в своей цели. При этом существует очень тонкая грань, которая разделяет уверенность от самоуверенности, от лицемерия и от снобизма. Уверенность в себе и в своей команде не приходит сразу, она нарабатывается, самовоспитыватся, наращивается. 
Мятущийся руководитель смешон, прячущийся от проблем, неверящий в свою команду никогда не сможет быть лидером.

Генеральный директор, Москва

Светлана, очередной раз о лидерстве. Много на эту тему изложено, но не надо путать лидера и управленца. О ком вы пишете? Если CEO, то правда жизни в том, что он управленец, читайте бюрократ) Поэтому все эти замечательные навыки и качества ему мягко говоря далеки, увы(

Возьмите, например, командную работу, это сложно даже в роли ген дира представить)

Начальник участка, Москва

Если спросить электрика как стать директором в организации он скажет: "надо очень хорошо уметь закручивать лампочки и иметь самые лучшие пассатижи". Примерно в этом духе построена статья. Когда люди не руководившие ничем и не спросив тех кто руководили начинают описывать идеальный образ нахватанный из мейнстрима.

Генеральный директор выбирается собственниками на основании:

- доверия к нему и уверености в его честности в фин плане;

- целесообразности человека, то есть человек на площадке своего управления рубит любую нецелевую деятельность;

- умении вести отчет и учет приказаний, выданых ресурсов и пр;

- ответственности за себя и доверенную им организацию.

И это пожалуй все, остальное доп бонусы человека которые могут быть, а может не быть.

Аналитик, Москва
Алексей Уланов пишет:

Если спросить электрика как стать директором в организации он скажет: "надо очень хорошо уметь закручивать лампочки и иметь самые лучшие пассатижи".

Алексей, браво! Возьму себе в кладовку )))

Researcher, Москва

Господи, ну, сколько можно в тысячный раз писать с глубокомысленным видом подобные расхожие, набившие оскомину, банальности?! Перефразируя незабвенного Александра Иванова, так и хочется пожелать авторам подобных "откровений":

"Не писал статей - и не пиши!
Лучше погуляй и подыши.
За перо поспешно не берись,
От стола подальше уберись.

Суп свари, порежь на кухне лук.
Выпей чаю, почини утюг.
Новый телевизор разбери -
Посмотри, что у него внутри.

Плюнь в окно и в урну попади!
В оперетту вечером пойди.
Вымой пол, прими холодный душ,
Почитай на сон грядущий Чушь...

Что-нибудь, короче, соверши!
Не писал статей - 
И НЕ ПИШИ!"

 

Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

Ни слова про знание ниши, отрасли - разве у СЕО не должна быть минимальная экспертность по теме деятельности компании?

А так все перечисленное лишь софт-скиллы, которые крайне сложно оценивать.

Консультант, Самара
Алексей Барканов пишет:
Ни слова про знание ниши, отрасли - разве у СЕО не должна быть минимальная экспертность по теме деятельности компании?

Нет. Настоящий СЕО может работать в любой отрасли.

Инженер, Томск
Александр Егоршин пишет:
Алексей Барканов пишет:
Ни слова про знание ниши, отрасли - разве у СЕО не должна быть минимальная экспертность по теме деятельности компании?

Нет. Настоящий СЕО может работать в любой отрасли.

"Точно. Настоящий энтузазист любое дело сделает так, что родная мама не узнает!" (с)

Впрочем от мидл-разработчиков ПО уже требуется минимальное знание предметной области.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.