Работа на российском IT-рынке в условиях кризиса – для многих компаний задача «со звездочкой»: сказывается и общая отсталость отрасли по сравнению c Западом, и стагнация некоторых рынков, например, клиентского оборудования, и падение спроса в традиционных сегментах. Клиенты сокращают бюджеты и усиленно экономят, скачки курсов валют тоже не добавляют оптимизма. В такой ситуации компания Dell, которая последние несколько лет активно наращивает присутствие в России, продолжает усиленно работать и искать точки роста, в том числе, и в «падающих» сегментах. Что удается, а что – нет, в интервью Executive.ru рассказал генеральный директор Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Борис Щербаков.
Борис Щербаков родился 20 ноября 1954 года. В 1977 году окончил МГИМО. В 1977-1991 годах – советник по внешнеэкономическим вопросам Управления делами ЦК КПСС, начальник коммерческого отдела Торгпредства СССР в Ираке, экономист и товаровед в В/О«Разноэкспорт» Министерства внешней торговли СССР, переводчик в группе военных советников в Йеменской Арабской Республике. В 1991 году назначен на должность руководителя отдела персональных компьютерных систем московского представительства HP. C 2004 года – вице-президент Oracle, в 2010 году возглавил Oracle Hardware. С 2012 года занимает пост генерального директора Dell в России, Казахстане и Центральной Азии.
Executive.ru: Еще десять лет назад Dell не рассматривала российский рынок как приоритетный. Сегодня компания активно развивает бизнес в России. Почему изменилась стратегия?
Борис Щербаков: Действительно, понимание истинного значения российского рынка пришло в Dell не сразу, лишь с течением времени, в середине первого десятилетия XXI века, в результате пересмотра стратегии развития компании в данном регионе его потенциал был оценен по достоинству. Сегодня даже кризисные явления в экономике не заставляют Dell существенно корректировать свою политику развития в России. Да, скачки курсов валют негативно сказываются на бизнесе. Тем не менее, существенного влияния на стратегию развития компании этот фактор не оказывает. Любой, даже самый тяжелый кризис рано или поздно заканчивается. И если страна остается открытой для иностранных инвестиций, – а Россия является такой страной, – то бизнес будет продолжать свой рост.
Кроме того, наша стратегия диверсификации продаж помогает эффективно подстраиваться под стремительно меняющийся рынок и преодолевать возникающие трудности. Сегодня Dell работает во всех сегментах бизнеса России.
Executive.ru: Кризис застал вас врасплох?
Б.Щ.: Мы живем и работаем не в вакууме и, конечно, чувствуем его влияние. При этом для нас он имеет свои особенности. Кризис грянул именно тогда, когда, после нескольких лет наращивания присутствия Dell в России, компания начала получать реальные результаты в материальном выражении. Но даже сейчас, несмотря на экономические трудности, Dell удается сохранить рост на российском рынке. Причем растем в том сегменте, где мы и планировали, – в сегменте Enterprise. Это очень важно, учитывая, что рынок клиентского оборудования стагнирует, платежеспособность клиентов под ударом кризиса и спрос в традиционных сегментах постепенно падают.
Но в при всем этом в 2014 году мы не сворачивали бизнес, а, наоборот, развивались, точечно инвестировали, продолжаем работать и настроены оптимистично.
Executive.ru: Какие сегменты рынка вы считаете самыми перспективными в нынешних экономических условиях?
Б.Щ.: В арсенале Dell есть четыре направления деятельности. Во-первых, это «облако». Второе направление – Big data, то есть огромные объемы неструктурированной информации, которую надо обрабатывать. При этом каждый год ее количество увеличивается по экспоненте. Возникают новые возможности получения информации, которых раньше не было. Например, социальные сети. Они дают колоссальный объем информации – видео, аудио, фото… Все эти данные нужно просчитать, проанализировать. Третье направление – Mobility. Оно связано с новыми инструментами для работы – всевозможными мобильными устройствами, а также с совершенно новой моделью работы, так называемой концепцией BYOD – «используй собственное устройство на работе». Четвертое направление – Security. Все больше и больше людей озабочены тем, чтобы важная информация не попадала в лишние руки, потому что мир, к сожалению, небезопасен. Поэтому безопасность также остается в фокусе и нашего внимания, и внимания конкурентов.
Executive.ru: Проблема безопасности, в первую очередь, актуальна в контексте облачных технологий?
Б.Щ.: Не только. Это часто связано с необходимостью обработки информации, которая имеет критическое значение для бизнеса, предприятия, государства. И понятно, что она должна быть максимально защищена.
Executive.ru: В ряде сегментов, например, сегменте Storage, еще несколько лет назад конкуренты обыгрывали Dell. Есть ли подвижки?
Б.Щ.: Это правда. Еще пять лет назад в этом сегменте компания Dell была представлена незначительно. А на сегодняшний день по объему хранимой информации на устройствах Dell компания является номером один в мире. Существенно расширилась и линейка продуктов: теперь мы более чем конкурентоспособны, особенно в условиях сокращения бюджетов. То же самое можно сказать и про сегмент ПО. Также, как вы знаете, были попытки делать мобильные телефоны и принтеры, но, в конечном счете, мы поняли, что это не наша ниша, и остановились на традиционных ПК, ноутбуках, позже – планшетах, устройствах хранения информации, сетевом оборудовании и серверах на архитектуре Intel.
Executive.ru: Спрос на ПК падает. Какими вы видите перспективы этого продукта?
Б.Щ.: Да, падение спроса на ПК продолжается. Но на мобильных устройствах пока доступен не весь функционал. Вы ведь не станете создавать презентацию на планшете? Так что рабочее место, оборудованное ПК, по-прежнему актуально. Да, использование планшета как рабочего инструмента имеет свои плюсы, прежде всего, это мобильность, но ПК заменить он не сможет. Кроме того, у планшета совсем другие характеристики в плане безопасности. Планшет можно потерять, он более привлекателен для вора, мошенника.
Нужно думать о комфорте персонала. Заставить сотрудника писать отчеты на планшете – это значит практически свести его с ума. Сотрудник должен иметь возможность работать в привычных форматах, печатать удобным способом, смотреть на картинки нормального размера. Есть целый ряд задач, где рабочее место должно быть именно стационарным. За последние два года мы видим рост интереса пользователей к моноблокам и настольным ПК в сверхкомпактных корпусах – их можно крепить за монитором. В 2014 году мы начали поставки новых моделей настольных ПК Dell OptiPlex в сверхкомпактном форм-факторе. Поэтому, на наш взгляд, говорить об уходе настольных ПК с рынка пока преждевременно.
Так что рынок ПК, даже несмотря на сокращение, продолжает оставаться емким и привлекательным. И даже на таком рынке можно увеличивать свою долю, что мы и стараемся делать.
Executive.ru: А согласно вашему же исследованию, российские руководители активно работают над внедрением планшетов в корпоративное пользование. Что за противоречие?
Б.Щ.: Действительно, согласно международному исследованию Dell International Tablet Survey, проведенному по заказу Dell в 2014 году, 98% из опрошенных 102 российских IT-директоров уже работают над внедрением планшетов в корпоративное пользование, или планируют такое внедрение в обозримом будущем, или разрешают сотрудникам использовать свои планшеты в рабочих целях. Мы видим запросы на планшеты от компаний из самых разных отраслей. Один из общих для всех сценариев использования – как мобильное устройство для оснащения руководителей. Другие, более массовые сценарии использования связаны с отраслевой спецификой и необходимостью мобильной работы. Вот в чем нюанс. В остальных случаях используются ноутбуки или, если рабочее место стационарное, настольные ПК.
Executive.ru: ПК удобны, привычны и безопасны. Зачем тогда на работе планшет?
Б.Щ.: Планшеты помогают повысить продуктивность. В большинстве стран большее число IT-руководителей сообщили, что внедрение планшетов повысило продуктивность сотрудников, так как с планшетом проще выполнять рабочие задачи во время поездок, легче обслуживать клиентов и удобнее получать доступ к данным вне офиса и в полевых условиях. Также планшеты помогают легко вносить данные в режиме реального времени, что позволяет не делать одну и ту же работу дважды. Продуктивность возросла как минимум на 25% в Индии (об этом сообщили 58% респондентов) и Бразилии (61%), – и на 20% выше в США (60% респондентов сообщили об этом), Великобритании (53%). Рост продуктивности на 15 и более процентов отметили большинство респондентов в Китае (62%), а во Франции 73% респондентов сообщили о росте производительности не менее чем на 10% при использовании сотрудниками планшетов в работе.
Планшеты оправдывают ожидания сполна. В девяти из десяти стран большинство IT-руководителей сообщили, что планшеты оправдали ожидания их компании. Так ответили 61% респондентов в США, 59% в Великобритании, 60% – в Индии, 75% – в Японии, 77% – в Китае, 66% – в Бразилии, 77% – во Франции, 81% – в России и 20 из 32 опрошенных руководителей из Южной Африки. При этом значительная часть респондентов из большинства указанных стран заявила, что планшеты даже превзошли их ожидания. Примечательно, что в ОАЭ/Саудовской Аравии почти каждый второй участник опроса – 46% – признался, что планшеты превзошли ожидания, а 26% – что не оправдали.
Executive.ru: А сами сотрудники считают идею внедрения планшетов удачной?
Б.Щ.: Да, сотрудники высказываются в пользу планшетов. Не менее 90% руководителей IT-подразделений во всех странах, за исключением Индии (85%), заявили, что их сотрудники высказались в пользу планшетов еще до того, как компания приступила к их внедрению в корпоративную сеть.
Executive.ru: Какие категории российских компаний перешли на планшеты как на основной рабочий инструмент сотрудников? Чем объясняется их выбор?
Б.Щ.: Многие из современных технологий еще не успели получить достаточную реализацию на рынке. Например, мы считаем, что у планшетов большое будущее в корпоративном сегменте – с расширением функциональности моделей планшетов и экосистемы периферийных устройств, а также с развитием прикладного ПО, ориентированного на управление при помощи сенсорного экрана, будут открываться новые возможности для внедрения планшетов.
Трудности встречаются не только с персональными компьютерами – мы до сих пор сталкиваемся с барьерами на пути внедрения VDI – например, многие пользователи протестуют против перехода на виртуализированную инфраструктуру, так как у них будет меньше возможностей использовать рабочее устройство для личных нужд.
Executive.ru: Как сейчас ведет себя рынок планшетов?
Б.Щ.: Это по-прежнему сегмент широкого спроса, хотя в прошлом году впервые на нем отмечены и стагнация, и падение объемов продаж в штуках, особенно в стоимостном выражении. Это, наверное, естественно – туда ринулись все компании, которые в свое время не восприняли Apple как основного конкурента. То, что мы видим сейчас на рынке – это совершено новые продукты. Пять-шесть назад их просто не могло быть. Рынок планшетов – это поезд, который стремительно летит вперед, и компании пытаются всеми силами его догнать. Что будет в этом сегменте через два-три года – предсказать трудно.
Executive.ru: Если персональные компьютеры не умирают, то они должны развиваться. Верно?
Б.Щ.: Конечно. Мы будем наблюдать эволюцию персональных компьютеров. Так, на выставке Dell World, прошедшей в конце 2014 года, мы продемонстрировали концепт Smart Desk, который меняет представление о взаимодействии дизайнеров и проектировщиков с их графическими станциями – в качестве органов управления используются мультисенсорные интерактивные экраны, которые «окружают» пользователя, делая работу значительно более эргономичной.
Executive.ru: Вы верите в ПК, но на российском рынке ПК доля Dell незначительна. Почему вы проигрываете?
Б.Щ.: Так сложилось исторически. Мы поздно пришли на этот рынок. Сказались агрессивные действия конкурентов. Но за последние три года мы нарастили присутствие в этом сегменте, в том числе за счет отдельных брендов, а также повысили узнаваемость бренда Dell в целом. На российском рынке нам удалось создать широкую лояльную сеть партнеров и дистрибуторов, мы отрабатываем новые программы, стараемся делать их понятными, удобными и экономически целесообразными. Наверное, не все пока получается, но, поверьте, мы очень стараемся.
Executive.ru: И рядовые пользователи, и руководители обеспокоены сохранностью своих данных и зачастую перекладывают ответственность на поставщиков различных IT-сервисов. Это правомерно?
Б.Щ.: Современные IT-технологии позволяют решать проблемы безопасности на всех уровнях обработки информации. Но не надо забывать, что технологиями пользуется человек, и исключить все риски на 100% невозможно. Например, никакое технологическое решение не может исключить мошенничество. Были прецеденты, когда создавались сложнейшие системы защиты информации. Например, в государственном казначействе одной азиатской страны IT-компания предприняла все возможные меры безопасности, а оказалось, что можно украсть деньги, если запустить в эту систему правильно обученного мошенника. Какая система определит преступника и его намерения? Пока с этим проблемы.
А если говорить о безопасности данных на «бытовом» уровне – каждый человек должен думать, прежде чем выложить фото или видео в сеть. Спросите себя, стали бы вы ходить с таким фото по площади? И решайте, исходя из ответа.
Executive.ru: А, между тем, на Западе облачные системы хранения информации популярны. Наши руководители более бдительны? Или просто недостаточно осведомлены?
Б.Щ.: Западный IT-рынок более зрелый, нежели российский, что отражается и на применении облачных технологий. В отличие от российских, западные компании широко используют в своей работе облачные хранилища. Наши компании обеспокоены, прежде всего, безопасностью своих данных. Это особенно актуально в свете нового закона о защите персональных данных, который, в случае вступления в силу, обяжет все организации хранить свои данные на российских серверах. А облачные технологии подразумевают хранение данных в любой точке планеты. Многое пока не проработано, инструкций и методик по внедрению этого закона в стране нет, что существенно затруднит внедрение инновационных технологий.
Executive.ru: И пока все на всякий случай перестраховываются…
Б.Щ.: Компании малого и среднего бизнеса относятся к своей хранимой информации крайне бережно, и в некоторых случаях им сложно оценить риски в случае хранения данных в облачных структурах, например, с точки зрения конкурентов, недобросовестных пользователей. А вот небольшие компании не боятся размещать некритичную информацию на таких облачных сервисах, как, например, Yandex или Google.
Если говорить о перспективах облачных сервисов у нас в стране – они получат широкое распространение, когда будет проработан и регламентирован механизм их внедрения.