В России до сих пор далеко не все знают, что такое нетворкинг, и что он под собой подразумевает. Это наука, как заводить необходимые, полезные для дела социальные связи. Делать это умеют все, но само слово не так давно пришло в наш лексикон. И к искусству «нарабатывания связей» многие относятся негативно. Видимо, так уж мы привыкли думать, если сплошь да рядом молодой выскочка только из университета, а уже неумело руководит персоналом с многолетним опытом работы; врач выписывает не то лекарство; распадается талантливая команда из-за некачественного управления. Вряд ли такие люди самостоятельно оказались на этих местах – не без чьей-то помощи. Поэтому нетворкинг часто ассоциируется со взяткой или «мохнатой лапой» (ред. – высокий покровитель, протежирующий кому-либо), но только не с тем, что он реально из себя представляет, не с его «белой стороной».
«Нетворкинг – индивидуальная особенность выстраивания действительно настоящих высоких партнерских отношений, которые помогут достичь успеха», – рассказывает в беседе с Executive.ru гуру нетворкинга, основатель и СЕО консалтинговой компании Greenlight и автор книги «Никогда не ешьте в одиночку», Кейт Феррацци. Те, кто создает прочную сеть взаимоотношений, легко добиваются успеха. Ведь, если вас знают, то и сотрудничать будут охотнее. И уровень ваших профессиональных компетенций при этом тоже должен быть высок. Главное – не опуститься до уровня обычного коллекционирования визиток. Ведь это просто клочки бумаги, за которыми стоят настоящие люди. Нетворкинг строится на доброте, открытости и щедрости – желании отдавать больше, чем получаешь. На желании помочь самому, попросить и принять взаимный щедрый дар. Будь это ваш друг, босс или просто незнакомый человек. Подчиненный завтра может стать руководителем, а у безработного друга может оказаться среди знакомых влиятельный бизнесмен, инвестор, политик, отличный врач, сантехник т.д. «Именно так я и представляю себе процесс установления полезных связей. Он состоит из просьбы о помощи и предложении ответной услуги», – говорит Кейт.
Мы живем в замкнутом на себе пространстве, ограничиваем круг своих интересов, все больше становясь одинокими в мире людей. Хотя с детства нас и учат взаимоподдержке и взаимовыручке. Индивидуалисты, не научившиеся работать в обстановке взаимозависимости, никогда не станут лидерами и командными игроками. Так почему в записной книжке у вас нет тех 150 людей, способных помочь взамен на вашу услугу? Вы думаете, вам нечего предложить им? Ошибаетесь, у каждого есть что-то особенное, чем он может поделиться и стать необходимым.
Итак, вы решили, что в жизни надо что-то менять? Подумайте о том, какие цели ставите перед собой и к чему в итоге хотите придти. Сформулируйте цель на ближайшие два года. Задумайтесь о том, какие люди вас окружают. Кто может помочь или поддержать, кто согласится стать вашим духовным наставником? Это необязательно чужой человек, им может быть близкий родственник или супруг/а. Как вы можете ему об этом сказать? Если это уже близкий вам человек, позвоните и скажите, как вы им дорожите, и как хотите больше и чаще уделять время на общение с ним. Если это незнакомый человек – подумайте о своей пользе для него и назначьте встречу. Не бойтесь, страшнее ответа «нет» вы ничего не услышите.
Вот семь этапов, выполнение которых открывает путь к нарабатыванию мастерства общения от Кейта Феррацци:
– Определите трех наиболее значимых для вас людей на данный момент. Ответьте на вопрос, что вы можете дать им, и что вам могут дать они.
– Определите возможность связаться с ними и то, как скоро это можно сделать.
– Реализуйте задуманное на одном из трех наиболее значимых для вас людей.
– Ускорьте возможность связаться с оставшимися – найдите способ.
– Определитесь с теми, кто из вашего окружения для вас жизненно важен, кто – посредники, а кто – наставники.
– Создайте свой личный бренд: обеспечьте ваше присутствие в социальных сетях и средствах массовой информации.
– Ведите дела с щедростью, искренностью, ответственностью и тесными дружескими отношениями.
Executive.ru: Какую часть в жизни бизнесмена должен занимать нетворкинг?
Кейт Феррацци: Он должен занимать все части его жизни. Причина – в том, что каждая цель, которую человек из бизнеса ставит перед собой, может быть осуществлена с чьей-то помощью. Иными словами, другие люди ответственны за его успех. Это может проявляться в любом виде, от найма персонала до расширения клиентской базы или обсуждения бизнес-партнерства.
Executive.ru: Какого рода связи наиболее важны?
К.Ф.: Научно доказано, что, чем шире сеть контактов, тем легче через имеющиеся связи найти нужных людей, которые смогут помочь. Важны все, но больше – те, кто сможет предоставить вам свою сеть значимых для бизнеса контактов.
Executive.ru: От чего зависит умение легко заводить новое знакомство? Можно ли этому научиться? Что делать неуверенным в себе людям?
К.Ф.: Самый важный момент в завязывании новых отношений – это умение проявлять любопытство и заинтересованность собеседником. Нет никакого волшебства. Проявлять названные мной качества нужно искренне – искреннее желание узнать о человеке как можно больше. Эти качества можно в себе развить. Все равно, что если бы вы не умели играть на пианино, но сильно захотели – пошли и нашли человека, который научил вас играть какие-то простые мелодии. В любой практической деятельности всегда можно достичь лучших результатов. Большинство застенчивых людей не хотят заниматься пустой болтовней. Но я не прошу делать это, я прошу вести осмысленные разговоры, которые интересны.
Executive.ru: Какие основные ошибки допускают бизнесмены в процессе нетворкинга?
К.Ф.: Самая главная ошибка, которую люди допускают в момент нетворкинга – простое коллекционирование визиток. В то время как основной смысл состоит в создании контакта между вами и оппонентом. Ведь если вы просто взяли визитку, и даже не поинтересовались им самим как личностью, назавтра как вы, так и он можете даже не вспомнить, кто это и чем можете быть полезны друг другу.
Executive.ru: Сколько контактов должно быть в записной книжке успешного управленца или владельца бизнеса? Сколько их у вас?
К.Ф.: Я думаю, достаточная цифра – около 150. Но в процессе, поняв, как это работает, у вас их начнет становиться все больше и больше. У меня важных контактов уже около тысячи, с которыми я поддерживаю регулярное общение. И еще десятки тысяч менее важных.
Executive.ru: Возможно ли регулярно поддерживать общение с таким большим количеством «знакомых»?
К.Ф.: Да, в этом случае очень помогает Интернет со своими социальными сетями. Есть около ста человек, с которыми я общаюсь более регулярно и вживую.
Executive.ru: Как среди большого числа людей на каком-нибудь мероприятии понять, кто значим, и как сделать первый шаг?
К.Ф.: Спросите у организаторов этого мероприятия о присутствующих персонах, – кто они. Делайте это перед каждым мероприятием, которое вы собираетесь посетить, как свое домашнее задание. Затем вы можете попросить организаторов вас познакомить. Вам не откажут, – ведь они также заинтересованы в том, чтобы пришедшие на их мероприятие люди ушли довольными. Помимо этого, наверняка, там будут знакомые вам люди, - спросите также их.
Executive.ru: Как стать интересным для собеседника? Как стать «другом»?
К.Ф.: Если вы хотите кому-то понравиться, поймите, чем вы можете быть ему полезны. Задавайте правильные вопросы, которые помогут человеку рассказать о себе. И учитесь слушать больше, чем говорить.
Executive.ru: Какие типы тем для беседы стоит выбирать, чтобы расположить к себе собеседника?
К.Ф.: Нужно как можно больше читать: бизнес-книги, художественная литература, газеты, журналы и т.д. Это даст вам преимущество быть компетентным в обсуждении любых тем и создаст положительный образ. Дайте человеку возможность высказаться – пусть он сам выберет тему, а вы ее поддержите.
Executive.ru: Построенная на связях карьера – это хорошо или плохо?
К.Ф.: Все люди так или иначе используют связи, чтобы продвигаться по карьерной лестнице. Конечно, очень многое зависит от ваших способностей, умений и навыков. Но если вы не используете свои связи, то ставите дополнительные преграды на своем пути.
Executive.ru: Как вы относитесь к российской пословице «старый друг лучше новых двух»?
К.Ф.: Зависит от того, насколько хороши старые и новые. Очень часто, двигаясь дальше по жизни, нам приходится заводить новые отношения, которые помогут дойти туда, куда мы направляемся. Оставаясь в близком знакомстве только с теми, кого вы хорошо знаете, вы рискуете застрять на пути своего развития.
Executive.ru: Насколько курс нетворкинга необходим на современных программах бизнес-обучения?
К.Ф.: Очень нужен, мы как раз разработали один. Во все усложняющемся мире основную роль в успехе бизнеса играет само влияние и то, как вы можете его создавать.
Благодарим компанию WOW Event и Алексея Кекулова за возможность проведения интервью
Фото: keithferrazzi.com
Актуальная тема.
Непонятно отсутствие откликов на неё. Читатели «зацикливаются» на «мохнатой лапе»? Но, смысл-то общения не сводится к только меркантилизму.
Социальная значимость человека определяется тем, насколько он нужен другим. А качество «быть нужным» приобретается не только положением родителей, но и личным трудом субъекта общения.
ДА, ДА. Общение – это ТРУД; это – наши потери. Но! Это, ведь, и приобретения тех, с кем мы общаемся. А у нормального человека есть потребность в самоуважении. Она побуждает к «взаиморасчёту». Поэтому, отдавая другим, мы обязаны предоставлять им возможность «рассчитаться». Иначе, они найдут самооправдание причины невозвращения «долга». Они сделают нас «плохими».
Так что, «теряя – мы и находим».
Плохо, что этому нас не учили в школе.
Кстати, каждый может вспомнить отрицательные последствия личной «экономии» на общении.
Кстати-кстати, такая «экономия», а прямо говоря «жлобство», препятствует профессиональному общению на Е-хе.
Кто-то видит смысл и пользу в том, чтобы развивать других людей, а кто-то в том чтобы поучать и объяснять кто куда попал. Каждому свое.