Новосибирский государственный университет готовится к переменам. В августе 2014 года состоялось заседание наблюдательного совета НГУ, на котором были уточнены направления развития вуза. Ректор НГУ профессор Михаил Федорук в интервью Executive.ru уже рассказал о своем видении реформ, а сегодня тему продолжает председатель наблюдательного совета НГУ, руководитель Acronis Сергей Белоусов.
Сергей Белоусов,
предприниматель
Это было предварительное совещание перед встречей Наблюдательного совета НГУ, которая пройдет в сентябре 2014 года. На нем мы решили, что нужно сосредоточиться на следующих пунктах:
1. Самое важное для нас – более глубокая интеграция Новосибирского университета и Сибирского отделения Академии наук России. Сотрудничество с академическими институтами (на снимке: Новосибирский Академгородок.- E-xecutive.ru) – главный резерв НГУ. Нужно построить эффективную систему, позволяющую приглашать в университет лучших ученых и концентрироваться на самых перспективных направлениях.Для этого будут созданы научные комитеты, которые будут решать, какие именно исследования стоит проводить. Вся система должна быть прозрачна для Академии наук, Федерального агентства научных организаций, Министерства образования и для самих ученых.
2. Улучшение преподавания английского языка. Чтобы вуз мог повысить свой рейтинг, его преподаватели и студенты должны свободно говорить и хорошо писать на английском. Статьи в ведущих научных журналах с самого начала пишутся на английском (причем, на хорошем английском), а не переводятся с русского на иностранный. Сейчас у меня складывается впечатление, что система преподавания английского в НГУ на всех факультетах, кроме факультета иностранных языков, построена по остаточному принципу. Когда мы привезли в Новосибирск министра из Сингапура, вуз попросил меня выступить в роли переводчика, хотя мой английский далек от совершенства. В хорошем вузе должно быть достаточно людей, которые говорят на английском абсолютно свободно, безо всякого акцента.
3. Создание школы системного инжиниринга. Пока Наблюдательный совет еще не решил, как именно она будет выглядеть. Такая школа создана при Физтехе, и она пользуется очень большой популярностью. Это платная магистерская программа, в рамках которой готовятся специалисты, умеющие строить мосты, создавать ракеты, делать новые приборы, бурить горизонтальные скважины и так далее. Такие профессионалы очень нужны работодателям, это очень интересное направление.
4. Создание системы аттестации кафедр и факультетов. В НГУ много подразделений, но далеко не все из них эффективны. Нам нужен набор критериев, по которым можно было бы оценить, как факультеты и кафедры влияют на рейтинг вуза, на его научные и образовательные результаты. Понятно, что эти критерии должны учитывать специфику подразделений: нельзя подходить с едиными стандартами к кафедре высшей математики и к кафедре физкультуры.
5. Создание интерфейса взаимодействия с работодателями. Это – принципиально важный момент. Мировые рейтинги на 85% зависят от мнений работодателей. Соответственно, нам нужно очень сильно улучшить взаимодействие с ними: рынок должен четко представлять себе возможности Новосибирского университета. Нам предстоит показать как можно большему числу работодателей, что мы существуем, и что мы намерены реформировать вуз.
6. Организация Института востоковедения. Говоря о зарубежном мире, чаще всего подразумевают Западную Европу и Северную Америку. На самом деле большая по населению часть мира живет в Азии, которая сейчас активно развивается. Самые большие технологические компании сегодня находятся именно там – в Японии и Южной Корее. В Китае и других странах Восточной Азии растет спрос на специалистов в самых разных отраслях науки и производства. Я с трудом представляю себе, что студент из Германии поедет учиться в Новосибирский университет, но легко могу представить в Новосибирске студентов из Китая, Вьетнама или Индонезии. Институт востоковедения может стать каналом взаимодействия НГУ с Восточной Азией. Это очень перспективный проект.
Чтобы посмотреть интервью Сергея Белоусова Новосибирскому каналу НСК-49, кликните по фото.
''Должны ли физики владеть маркетингом?''
Нет, физики должны заниматься физикой и они
все в мире знают друг друга и кто чего стоит.
Маркетолог или специалист PR здесь мало поможет.
Повышение рейтинга университета связано
с ''с перезагрузкой, ребрендингом территорий'',
т.е. с существенными изменениями процессов
подготовки учёных и специалистов , а не с
'' выстраиванием маркетинговых коммуникаций в сфере науки'' .
Судя по тому , как финансируется наука, с ''брендом''университетов придётся подождать/ вопросник чётко раскрывает истиное положение дел/.
Мнение председателя наблюдательного совета Новосибирского университета, руководителя Acronis Сергея Белоусова редакция E-xecutive.ru планирует опубликовать через неделю, 2 сентября 2014 года.
Нелеп сам заголовок ''Должны''.
Никто никому не должен, пока не взял в долг.
Маркетингом заниматься никто не должен. Тем более физики. Право имеют. Но не должны.
Я с трудом представляю себе, как пара ландауподобных гениев пытаются продать (да что ''продать'' - хотя бы найти рыночную нишу!) что-то из квантовой запутанности.
Правильно Сказал Виктор - Физики должны заниматься делом!
У нас в стране отсутствует площадка, которая занимается пиаром.
Сейчас каждое научное заведение решает эту проблему самостоятельно - а точнее ей не занимается в виду отсутствия средств и специалистов. У нас крайне мало учреждений, обладающих эффективной командой управленческого состава, которые способны выстроить весь цикл продажи интеллектуального труда - результата работы предприятия.
Мало того, формируется понимание - что это и не под силу! В рамках решения данного вопроса можно воспользоваться практикой когда:
1. Создается в министерстве науки специализированное подрезделение, в задачи которого входит аналитическая работа по классификации существующих проектов и вычленении передовых.
2. Сформированная база позволит точечно привлекать специалистов по маркетингу и субсидировать работы в части подготовки участия в разных выставках, печати публикаций, организации различных форумов.
Т.е. фактически предоставить сильным и важным проектам возможность профессионально заявить о себе - предоставить для этих учреждений профессиональные маркетинговые команды.
Такой вариант позволит
1. привлечь инветсоров, т.к. рейтинговое агенство фактически станет располагать горячими данными ''куда можно ивестировать'',
2. Под созданным отделом министерства выстроится своя структура подрядчиков из маркетинговых агенств, дизайнерских и рекламных компаний. ( Пусть даже первоначально такая структура будет коррумпирована - она даст свои плоды и со временем превратиться в рыночную структуру с наличием своих монополий)
3. Те проекты, которые при поддержке смогут выстрелить, получат финансирование и смогут продолжать обращаться к маркетинговой сети, снабжая ее новыми заказами.
При такой системе мы потеряем остатки маркетинговых компетенций в средних и слабых учреждениях, зато создадим новый рынок и рабочие места, возможность даже небольшим учреждениям получить квалифицированный маркетинговый аутсорсинг и возможность профессионально заявить о разработке.
На вопрос - сможем ли мы в этом случае попасть в мировые рейтинги - ''да!'' Намного быстрее нежели сейчас. Вновь созданное подразделение в мин науки будет обладать столь ценными знанями, что международные рейтинговые агентства с удовольствием будут держать конструктивную связь.
Т.е. мы создаем структуру при министерстве, которая дефакто является внутренним Российским рейтинговым агенством с возможностью финансирования перспективных проектов. + базой знаний для инвесторов, т.е. еще большой кусок инвестиций будет затрачен на те проекты, которые не сможет финансировать такое агенство, однако нашедших интерес среди инвесторов.
Можно кстати сформировать похожую структуру на базе Сколково - у них уже есть опыт.
Я бы предложил немного по другому посмотреть на ситуацию. Университет - это крупная организация, тоже в общем-то ''хозяйствующий субъект'', только бизнес-модель у него несколько иная. Различаются стратегические цели и бизнес-процессы, но общая логика стратегического и оперативного управления остается. А это означает, что функции просто разделяются: ученые занимаются наукой, а управленческая команда занимается управлением, включая маркетинг и продвижение. Насколько мне известно, в рамках программы Минобрнауки 5/100 такая логика и заложена, и по всей видимости Новосибирский госуниверситет тоже начал работать в этой логике.
Я, кстати, писал здесь раньше про новую стратегию Сибирского федерального университета, который, хотя и не вошел в итоге в число финалистов конкурса Минобрнауки, тем не менее, реализует аналогичный подход своими силами. Насколько мне известно, многие другие вузы тоже идут по этому пути.
И здесь Минобрнауки ничем не поможет, разве что дополнительным финансированием. Команда вуза просто сама должна осознать эту логику и в ней действовать. Многие вузы, кстати, задолго до программы ''5 / 100'' начали так работать, для меня один из лучших примеров - томский ТУСУР.
Само название статьи кажется некорректным: есть разница между
- популяризацией учебного заведения и, как следствие, получение этим заведением новых возможностей для развития и улучшения качества обучения. Этим должны заниматься те, кто отвечает за руководство структурой, ее развитие и продвижение в своей среде
- и продвижением конкретных учеников, ученых и преподавателей вуза, чего они сами делать не должны, если не хотят. Их задача - заниматься своим делом. При этом очевидно, что любое выступление конкретного специалиста - некий маркетинг себя и своего учреждения. То есть, надо уметь грамотно донести свои мысли до любой аудитории, будь то среда специалистов или популярная лекция. Вот этому надо учить: учить общаться, грамотно говорить и писать и читать, в том числе на иностранных языках, логически мыслить, уметь подготовить презентацию, т.е. развивать себя как личность ... Это - часть деятельности, перечисленной выше, и начинаться такая деятельность должна как можно раньше, в идеале начиная с семьи. А то сразу вспоминается старая фраза ''про ''портфели и ''доцентов''.
Какая разница, о чем идет речь при таком подходе: о физиках, биологах, металлургах. Это же очевидные для любого грамотного управленца вещи.
Если считать, что на острие маркетинга находятся коммуникации и соотв. реклама, то интересно узнать, что думают рекламисты всю жизнь работающие в маркетинге?
А вот, что.
Маркетинг как деятельность это набор плохо связанных описанных как образцы простых техник, которые когда то в какой то ситуации срабатывали. Все техники описаны как схемы или кейсы и хранятся в ''базе знаний маркетинга''.
Большая доля ''людей знающих маркетинг'' это консультанты, а не операторы рынка, операторов сейчас модно называть маркетерами а не маркетологами. Маркетологи специалисты (консультанты) специалисты в чем? Они просто помнят простые техники и схемы из базы, которые в каких то ситуациях когда то работали вероятно так как описаны может быть.
В следствие того, что головы маркетологов заняты схемами простых техник им некогда заниматься наукой о поведении и сводить вместе социологию и психологию с ее передовыми фронтами, как правило маркетолог будет упираться до последнего защищая свои старые схемы ПРОТИВ НАУКИ, разговаривать на уровне понимания с маркетологами как правило невозможно.
Как говорят 50% бюджетов на PR и рекламу просто сгорает, это оттого, что маркетологи понимают в своих схемах и не видят реальности. Впрочем 50% из того что срабатывает, срабатывает не от эффекта коммуникаций а просто из за роста спроса самого по себе многие рынки растут и маркетинг (и реклама и PR) поэтому ''успешны''. Огромное количество специалистов маркетологов растет мигрируя в бизнесы на растущих нишах, те схемы которые они красиво излагают просто для них имидж и приличный образ.
Привет наука, добро пожаловать в Маркетинг.