Пять необходимых офису вещей, или Как повысить работоспособность

Обычный человек (если он не хозяин уютного кресла управленца высшего звена, не лентяй и не фрилансер) проводит в офисе треть суток. Пожалуй, даже больше, чем дома или в каком-то другом месте. А опытный менеджер понимает, что в этой связи между функциональностью офиса и результатами, которых достигают сотрудники его компании, существует чуть ли не самая прямая связь. Бытие, как не крути, определяет сознание.

По результатам недавнего исследования компании «Бигл», 81% российских работодателей считают эффективной мотивацию персонала через благоустройство офисного пространства. Только вот в среднестатистическом офисе все равно кроме стула на колесиках, стола, компьютеров, канцтоваров и кулера ничего нет.

А что нужно рядовому бухгалтеру, инженеру или корректору для повышения работоспособности?

Не так много, всего лишь кухня, комната отдыха, автомат с бесплатным кофе, тренажерный зал и массажное кресло – ответили респонденты опроса в рамках упомянутого исследования. Более подробные результаты читайте здесь.

E-xecutive.ru решил посмотреть на обстановку в московских офисах известных компаний и выяснить, на что они идут, чтобы завоевать лояльность, повысить работоспособность и настроение сотрудников. Итогом прогулки по офисам стал перечень из пяти правил, способных помочь повысить работоспособность как руководителю, так и его подчиненным.

1. Удобно и надежно

Не важно, постоянно ли сидит сотрудник за рабочим местом или нет, оно должно иметь хоть какую-нибудь личную зону. Расстояние от одного «трудового станка» до другого должно быть не меньше метра. А компьютеры развернуты так, чтобы сотрудник не волновался, что кто-то позади него смотрит в его монитор. Плюс – хороший воздух. Расставьте в кабинетах комнатные растения, вырабатывающие кислород.

Philipssvoboda.jpg

С рабочими местами любят экспериментировать технологичные компании. В сентябре 2011 года корпорации Google и Facebook пошли навстречу своим сотрудникам, сетовавшим на проблемы с позвоночником из-за сидячей работы, и предложили им трудиться стоя. Решением стали высокие столы, переносящие монитор на уровень глаз. А для тех, кого утомит восьмичасовой день на ногах, существуют табуреты формата барных стульев. Но сотрудникам в таких обстоятельствах, правда, придется позаботиться об удобных туфлях.

Пару месяцев назад компания Philips также представила новый подход к организации рабочего пространства. Каждый ее сотрудник может выбирать рабочее место в зависимости от планов на день. Часть персонала проводит определенную часть времени на встречах, либо трудится удаленно. Чтобы все рабочие места были востребованы, в офисе их меньше, чем людей, состоящих в штате компании. Это, конечно, хорошо,экономично, но как быть, если всем сотрудникам одновременно в один прекрасный день захотелось поработать в офисе? Что в этом случае делать? И не сведется ли общение в такой ситуации к ссоре?

Что касается растений, то Школа Бизнеса «Сколково» пошла дальше, возведя в здании живую стену, которая на данный момент является самой большой в мире. Кислорода должно быть достаточно. Но чтобы ухаживать за этим зеленым ограждением явно требуется специальный персонал. Еще одной проблемой в подобном офисе может стать аллергия сотрудников на такое количество растений.

2. Зона отдыха

Кого-то могут спасти стоячие рабочие места, курилка на лестнице или зеркало в туалете, но многим людям, особенно тем, кто занят интеллектуальной деятельностью, периодически в течение дня требуется более качественная смена обстановки. В США и на Юге Европы вошли в моду лежанки, на которых сотрудники могут пять-десять минут подремать. Но более традиционными все же являются диваны и кресла в кабинетах, коридорах или в отдельной комнате отдыха. Массажные кресла – тоже отличный вариант для расслабления.

pwc_office (2).jpg

 

В PwC есть кабинет доктора, комната матери и ребенка, массажные, душевые, помещение занятий йогой и молельная. Практически санаторий на Белой площади, которую можно назвать самым красивым современным местом Москвы, напоминающим Нью-Йорк. Такое разнообразие услуг могут предложить только крупные компании. А успевают ли сотрудники всем этим воспользоваться?

3. Доступ к еде и воде

Недостаток жидкости снижает работоспособность. Кулер и чайник как обязательные атрибуты рабочего пространства, кажется, уже вписаны в Трудовой кодекс. Чашка чая, стакан воды – это отличный способ отвлечься, настроиться и утолить жажду. Пройдитесь по своему офису и подумайте, достаточно ли тех сортов чая и кофе, которые вы закупаете для сотрудников? Что они больше предпочитают?

В менеджменте есть распространенный пример из практики японских компаний. После прочтения одного из научных исследований о пользе цитрусовых для мозга, руководители распорядились закупать для сотрудников мандарины, апельсины, грейпфруты и соки из этих фруктов, чтобы мозги сотрудников в течение дня получали порцию витаминов и были в тонусе.

Возможность купить недорогой ланч, разогреть обед и удобно перекусить занимает каждого работника офиса. Многие компании оборудуют для сотрудников мини-кухни, заказывают автоматы с шоколадками или открывают личный буфет с низкими ценами.

foto.jpg

У московского Google даже слишком много еды. Тут и сахарную вату сотрудникам делают, и блины пекут. Плюс – столовая и кухня. Главное – не растолстеть!

4. Мобильность

Повышает KPI и мышечная активность. Не важно, растягиваете ли вы позвоночник или делаете короткую пробежку. Для многих профессий также важна скорость передвижения по офису. На Западе в таких случаях давно используются самокаты, велосипеды, ролики и другие, более современные изобретения.

skolkovo.jpg

 

В некоторых магазинах сети Auсhan проблему утомляемости и мобильности сотрудников торгового зала решили ролики. Но где научиться кататься на них новому сотруднику? В залах торгового центра? А если он врежется в полку с посудой или задавит ребенка?

 

В офисе Adidas Group в Москве, равно как и во многих других представительствах зарубежных компаний, есть свой спортивный зал. А в Школе Бизнеса «Сколково» вокруг всего комплекса оборудовали длинную беговую дорожку с прорезиненным покрытием. Можно устраивать забеги с начальником (чтобы развивать навык не опаздывать) или соревноваться в скорости на кубок отдела. Вот только пока этот вид активности российские работники не очень любят.

5. Идеология компании

Принципы компании, ее миссия могут многое сделать для мотивации сотрудников. Только об этих принципах надо постоянно напоминать. А делается это через приобщение сотрудников к использованию продукции компании и все то же оформление офиса.

Купите краски и попросите ваших подчиненных принести с собой по пустой бутылке вина. Выделите стол для творчества, где каждый может свою бутылку разукрасить. Разукрасили? Выставите бутылки на шкаф. Вот вам пример того, как можно подчеркнуть принципы инициативности, самостоятельности и творчества в вашей компании.

showroom (2).jpg

Так, PwC, чтобы донести до сотрудников принцип бережного отношения с природой и энергией, закупил ковры из переработанных материалов, не пластиковые стаканчики, а бумажные, установил контейнеры для переработки бумаги и специальную систему освещения для экономии электричества. В буфете Microsoft стоят компьютеры с новыми программами и играми, в Lego все сотрудники тоже могут собирать конструктор, а Adidas Group организовал в офисе шоу-рум с последними моделями одежды и обуви этого бренда. В моду входят тряпичные сумки и офисные тапочки с логотипом компании.

Общий дух команды укрепляет и коллективное творчество. В России особой популярностью пользуются фотовыставки с работами сотрудников и досуговые доски с коллажами и стихами.

Фото в анонсе: Unsplash

Фотографии предоставлены компаниями Philips, МШУ «Сколково», PwC. Фото офиса Google – Илья Варламов

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

1) Правильно организовать рабочее пространство и режим перерывов очень важны, а стереотип, что согласно теории X люди в таком месте только и будут, что чаи гонять - неверный.

2) Всё это может быть показухой из бюджета на рекламу и найм, чтобы скомпенсировать некачественные продукты, привлечь сотрудников за з/п ниже рыночной и заставить их работать 24x7 без компенсации сверхурочных.

3) Атмосферу ''как пауки в банке'' растения улучшить не могут.

Аналитик, Екатеринбург

5 необходимых офису ''вещей'':
1- обоснование его необходимости для компании (оценка устойчивости),
2- четкость поставленных задач
3- обоснованность количества работников (наращивать планктон только для китов хорошо)
4- адекватность профессионализма персонала сложности задач
5- понятность оценки персонала (желательно по результатам труда)

А диваны, жратва рядом и прочее - это для животных...

Александр Байкалов Александр Байкалов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Ромашов пишет: А диваны, жратва рядом и прочее - это для животных...
напомню, что человек относится к животным. Но грубоватый тон Владимира, говорит лишь о злобности характера или зависти. диван и кушанья - позитив. диван и жратва - как то по камерному звучит, неправда ли?
Владимир Ромашов пишет: 5 необходимых офису ''вещей'': 1- обоснование его необходимости для компании (оценка устойчивости), 2- четкость поставленных задач 3- обоснованность количества работников (наращивать планктон только для китов хорошо) 4- адекватность профессионализма персонала сложности задач 5- понятность оценки персонала (желательно по результатам труда)
Владимир, если диваны и .. для животных - то это для? винтиков? Для чего прописные истины в пяти пунктах?
Павел Люльченко Павел Люльченко Нач. отдела, зам. руководителя, Екатеринбург
Владимир Ромашов пишет: 5 необходимых офису ''вещей'': 1- обоснование его необходимости для компании (оценка устойчивости), 2- четкость поставленных задач 3- обоснованность количества работников (наращивать планктон только для китов хорошо) 4- адекватность профессионализма персонала сложности задач 5- понятность оценки персонала (желательно по результатам труда) А диваны, жратва рядом и прочее - это для животных...
Вообще, мне печально слышать это от человека, занимающегося управленческим консалтингом. Если, как было замечено выше, это не просто показуха - то эффект будет, при прочих равных, безусловно положительным. При таком подходе через некоторое время некому будет ставить ''четкие задачи'' и рассчитывать на ''адекватность профессионализма персонала сложности задач'' не придется - все животные разбегутся в поисках диванов, один планктон только останется.
Директор по правовым вопросам, Екатеринбург

Интересно. Но
То все больше подходит к компаниям, которые занимаются творческими делами (it компании, фото компании и тп.) в нормальных компаниях это не главное. Главное соблюдение баланса между зарабтной платой штрафами за не выполнение задач, бонусами и не крикливым ачальством. А еще не забывайте о русском менталитете, в соответствии с которым мне бы не переработать а деньги получить столько если бы я переработал. Увы современных работников в нашей стране немного, поскольку большинство сбежали из нашей страны

Системный аналитик, Москва

Для обеспечения рабочего пространства нужна нормальная вентиляция прежде всего. В куче компаний ее нет и в помине. Сделанные вручную защиты от кондиционера или открытые две для вентиляции - типичнейшая картина

Остальные условия являются бонусными и полезны только при совпадении с культурой компании. Например:
- Зоны отдыха и релаксации на работе полезна в компаниях с неравномерной загрузкой сотрудников - типично для проектной работы. Т.е. в условиях когда бывают длинные рабочие дни все две недели до сдачи проекта :)
- Полноценный (как в Google) доступ к еде в офисе необходим (а не просто приятен) только в случае работы офиса в режиме 7-23, т.е. когда сотрудики завтракают и полдничают-ужинают в нем. При работе 9-18 реально нужны только чайники.
P.S.
А вот закрытый от других сотрудников экран на работе вообще зачем?

Александр Отти Александр Отти Менеджер, Санкт-Петербург

О таких вещах почему то всегда пишут в игривой манере, хотя это совершенно серьезные вещи требующие научного подхода. Мотивация через интерьер офиса, вещь совершенно реальная, ее можно описать в цифрах, но правда дело тут не в кухнях для персонала и не диванах (хотя и это важные элементы) а системном подходе к организации офисного пространства, тут упоминалась ветниляция - один из элементов, а освещение, много наработает высокоэффективный соотрудник при свечах? или наоборот если ему прожектор в глаз светит. И таких вопросов куча, особенно в БЦ первой волны, да и нынешний Б-класс не далеко ушел

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.