Любви все офисы покорны?

По мнению некоторых руководителей, повысить лояльность персонала и дать ему дополнительное вдохновение для установления трудовых рекордов – занятие из серии факультативных и при желании легко реализуемое в два-три приема. Достаточно вывезти коллектив «на природу», пару раз заказать в офис пиццу, отгреметь несколько «корпоративов» – и любовь сотрудников к компании и каждодневным обязанностям разгорится с новой силой. Однако эти мероприятия имеют кратковременный эффект. Что делать, если каждодневная необходимость посещать рабочее место вызывает у персонала неприятие и негативные эмоции? Можно ли привить сотрудникам любовь к офисной жизни? Несколько мер и идей, способных вдохнуть в отношения сотрудников и офиса новую жизнь, предлагает деловой интернет-портал Inc.com. По мнению американских экспертов, столь желанного результата можно добиться за счет использования ряда средств и приемов, которые приводятся ниже, – авторы демонстрируют их действенность на примере нескольких компаний. Насколько эти рекомендации адекватно смотрятся на фоне российских деловых реалий?

Правильная организация рабочего места прежде всего

Бизнес-планы, визитные карточки, всевозможные виды папок, отчетов, докладов и прочие жизненно важные и ежедневно необходимые составляющие бизнеса – нередко содержать рабочее место в порядке и правильно расставлять приоритеты бывает совсем непросто, хотя и нужно. Кто знает об этих трудностях лучше, чем сотрудники, которым приходится работать в постоянном беспорядке и хаосе? От невозможности сориентироваться, где что находится, и соответственно скоординировать свои действия с коллегами мотивация и продуктивность персонала страдают в первую очередь. Как отмечает Лаура Лейст, президент National Association of Professional Organizers из Нью-Джерси, США, при организации рабочего пространства в офисе важно определиться, что именно нуждается в упорядочивании. Все содержимое рабочего стола распределяется по пяти ключевым зонам: бумажные документы, канцтовары, личное пространство пользователя, информация в электронном виде и все необходимое для тайм-менеджмента. При этом разруха, как известно, в первую очередь в головах, и даже самое заботливое начальство не сможет заставить неряху-сотрудника разобрать завал на его столе, но задавать общий тон в этой области менеджменту вполне по силам.

Обеспечить комфорт

Организация комфортной офисной среды ставит перед собой не только эстетические цели. Пристальное внимание к дизайну рабочих мест может послужить стимулом для персонала и сделать его более довольным офисной жизнью и счастливым. При этом в условиях современной экономики при подборе офиса руководство в первую очередь обращает внимание не столько на дизайн и удобства помещений, сколько на его стоимость. Однако дальновидные руководители при переезде в новый офис оценивают не только существующую мебель и организацию пространства. Конечно, замечательно, когда владелец помещения при передаче его в аренду обеспечит комнаты свежевыкрашенными стенами, а пол - новым ковровым покрытием, однако возможны другие небольшие денежные и временные вложения, благодаря которым офис станет более продуктивным местом, отмечает Луис Гудел, директор по дизайну интерьера компании CBT Architects. По его словам, сделать среду рабочую среду более комфортной следует за счет качественного освещения, хорошей продуманной системы вентиляции, отопления и кондиционирования помещения.

Дать каждому возможность высказаться

Вот один весьма примечательный пример успешного воплощения этого тезиса в жизнь. Когда Томас Вальтер, СЕО компании Tasty Catering из американского штата Иллинойс, занимающейся изготовлением кондитерских изделий и организацией праздников, ознакомился с бестселлером Джима Коллинза «От хорошего к великому», то посоветовал каждому из своих сотрудников прочитать эту книгу. Как пишет колумнистка портала Inc.com Лью Бьюкенен, в этой компании, в соответствии с рекомендациями книги, были сформированы два совета, которые принимали ключевые решения. В каждый совет входило по восемь представителей от разных отделов компании: кулинары, менеджеры, водители… При этом один совет функционировал на английском языке, а второй – на испанском, родном по крайней мере для трети всего персонала компании. На заседаниях каждой группы присутствовал в обязательном порядке один из трех владельцев компании – Вальтер или его братья. Собрания проходят с интервалом в несколько дней, при этом протоколы заседаний переводятся с английского языка на испанский и наоборот. Каждый месяц приглашение к участию в заседаниях советов получают два случайных сотрудника. Как отмечает сотрудница Tasty Catering Анна Вулинн, получившая возможность поработать в совете компании, это делает сослуживцев равными вне зависимости от срока их работы в компании. По ее словам, ее мнение было также важно, как и точка зрения владельца компании, хотя она в фирме меньше года.

Обеспечить открытость

Конечно, эта рекомендация подходит не для всех компаний, но одна из тенденций развития современной корпоративной культуры заключается в поддержке сотрудничества в организации во всех его формах и проявлениях, в том числе наставничества, совместного разрешения проблем, регулярных контактов между коллегами и обмена информацией. Как отмечает Гудел, такого эффекта можно достичь за счет создания в офисе более открытого пространства – в том числе и за счет снижения уровня перегородок между столами, что позволяет сотрудникам больше общаться друг с другом, – а также открытия на территории компании специального оборудованного кафе, в котором сотрудники смогут не только пообедать и пообщаться, но и поработать. При этом такого рода идеи с организацией «открытого пространства» работают только в том случае, когда сотрудники имеют доступ к соответствующим рабочим зонам, где они могут сосредоточиться на выполнении определенного задания.

Одно из подобных решений носит название «hoteling» – офисы могут резервироваться или использоваться только в случае необходимости. При этом такие помещения могут быть небольшими по размеру, но высокофункциональными, что подразумевает обеспечение хорошим освещением, телефонами, компьютерами и так далее. Executive.ru уже писал о таких «офисах на час».

Компания как сообщество

В интервью Лью Бьюкенен основатель компании Sky Factory Билл Уизерспун рассказал о своей манере управления компанией и сложившемся в ней стиле руководства. Так, он отмечает, что сотрудники его фирмы не только предпочитают ясные и открытые коммуникации, но и любят помогать друг другу. Уизерспун объясняет: так происходит потому, что завод - в первую очередь, сообщество, сердцевина которого – сервис. При этом, по словам эксперта, есть два вида сервиса. Первый – «я делаю это для тебя и ожидаю соответствующей отдачи». Например, оказывая услугу клиенту, мы ожидаем, что он отплатит более высокой лояльностью. Второй вид сервиса – бескорыстный, когда мы делаем что-то для других без расчета на возврат наших усилий, помогаем окружающим спонтанно и не задумываясь. По словам Уизерспуна, второй вид сервиса более мощен и эффективен – замечательно, когда кто-либо в свободную минуту размышляет, как бы ему помочь окружающим. Каждое пятничное собрание в его компании начинается с того, что лучший сотрудник прошедшей недели рассказывает о своей признательности за помощь кому-либо из сослуживцев, за что тот получает в награду сущий пустяк - $25. Мелочь, а приятно. При этом такие истории часто связаны именно с бескорыстным предложением помощи, уточняет Уизерспун.

Акцент на полезность

Когда основной технический функционал офиса работает безупречно, а жалобы сотрудников на технические неисправности на рабочем месте рассматриваются быстро, это играет большую роль в том, чтобы персонал был доволен свои окружением. Однако передовым организациям и здесь нужно смотреть на несколько шагов вперед. По словам Гудвела, компании должны произвести соответствующие исследования и продумать дизайн мебели, который наилучшим образом будет удовлетворять потребности сотрудников в процессе работы. Пространство офиса должно в обязательном порядке поддерживать Wi-Fi, за счет чего обеспечивается гибкость работы. При этом не стоит забывать, что утилитарность не должна подавлять личность: важно помнить, что на работе люди проводят больше времени, чем где бы то ни было, поэтому атмосфера в офисе должна быть комфортной и вдохновляющей, при этом его оформление должно выполнено в основных корпоративных цветах. Видимо, для стимуляции чувства общности и патриотичности в отношении компании.

Сделать посещение офиса необязательным

Естественно, иногда. Идея гибкой рабочей недели вошла в моду в период рецессии, когда компании, в том числе и государственные, желая сократить расходы, перешли на четырехдневную рабочую неделю. Эмили Стоддард Форроу и Гретхен Деволт, совладельцы DVQ Studio из американского штата Мичиган, рассказывают, почему они сделали выбор в пользу четырехдневной рабочей недели. По их словам, они хотели создать особенный бизнес, поэтому с самого создания компании в 2006 году ввели четырехдневную неделю. «У каждого из нас есть опыт работы в компаниях, где сгореть на работе проще простого, поэтому мы решили сделать офис местом, куда можно приходить с удовольствием. Это также способ привлечь новых сотрудников – им работодатели могут предложить дополнительный выходной день», – отмечают владельцы.

Сделать обучение приоритетом

Вы когда-нибудь слышали, что у McDonald's есть свой университет гамбургера? Следуя примеру крупных корпораций, небольшие компании также создают свои корпоративные университеты, которые не только учат сотрудников непосредственно необходимым на работе навыкам, но и охватывают дополнительные сферы знаний и умений, которые служат для персонала хобби: например, занятия керамикой, курсы сомелье и так далее. Чем не повод для людей чуть теплее относиться к компании, которая проявляет столь трогательную заботу об их досуге, и, соответственно, отличиться в офисе хорошей работой?

Использовать все возможности офиса для развития бизнеса и поддержки персонала

Если высокие цены на недвижимость не дают вашему бизнесу обзавестись необходимым пространством для роста и развития, используйте опыт Джейсона Фрида, который руководит компанией 37Signals. Чтобы как-то покрыть свои расходы на офис, он провел в нем мероприятие, собрав по $300 с каждого участника, и его прибыль на этом составила $9 тыс. Так он за один вечер окупил три месяца аренды. По словам Фрида, аренда офиса может стать вообще бесплатной, он даже может начать приносить дополнительную прибыль – главное, оценить дополнительные возможности компании. Через некоторое время Фрид нашел новое, более удобное, просторное и светлое помещение для компании и тут же подписал бумаги. Фрид отмечает, что около трети нового помещения площадью 10 тыс. квадратных футов будет отдано специально для проведения учебных мероприятий для персонала. Для мастер-классов, рабочих встреч с клиентами, презентаций в компании отведен специальный зал, оборудованный по принципу театра – с мини-сценой и 37 местами для зрителей. Начиная с осени 2010 года, в этом помещении проходит серия семинаров для персонала и клиентов.

Призы, подарки, бонусы

И еще один бонус, который можно предложить сотрудникам в качестве дополнительного стимулятора их лояльности. Он не связан с организацией офисного пространства, однако благодаря этому персонал будет чувствовать себя более чем комфортно и ощущать на себе заботу руководства. Среди льгот, которые отдельные американские компании предлагают своим сотрудникам, числятся:

  • сертификаты на ужин в хорошем ресторане,
  • возможность брать с собой в офис детей,
  • возможность использовать корпоративные автомобили в личных целях,
  • бесплатные услуги домработницы для сотрудников,
  • сертификаты в фитнес-клубы и возможность участия в спортивных соревнованиях, а также использования накопленных бонусных баллов для покупки спортивного инвентаря,
  • возможность бесплатно провести две недели в любом зеленом уголке мира.

Вам уже захотелось сделать предложить что-нибудь из этого списка своим сотрудникам? И самое главное, считаете ли вы такую заботу и реверансы по отношению к персоналу оправданными и необходимыми?

Материал подготовлен на основе статьи 10 Tips for Making Employees Love Their Office из издания Inc.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>По мнению американских экспертов, столь желанного результата можно добиться за счет использования ряда средств и приемов, которые приводятся ниже, и демонстрируют их действенность на примере ряда компаний. Насколько эти рекомендации адекватно смотрятся на фоне российских деловых реалий? Из того, что здесь приведено, ни одно из предложений не в состоянии привить сотрудникам любовь или привязанность к офисным стенам. Какое бы мнение на этот счет ни высказывали американские эксперты. То, что предложено ими, это самый банальный корпоратив, который и без того наличествует в том или ином объеме или вариантах воплощения в разных компаниях. Т.е. их нельзя даже и назвать-то какими-либо рекомендациями по «усиленному прививитию сотрудникам нежных чувств к офисным стенам». Связано это в первую очередь с тем, что нарушен главный принцип формирования подобного благосклонного отношения и привязанности сотрудников к месту работы. Дело в том, что не компания должна заниматься созданием соответствующей атмосферы в офисе, а сами сотрудники. Что достигалось и достигается во все времена наличием у каждого из сотрудников собственного личного офисного пространства, на котором зачастую можно найти всё, что угодно, что обеспечивает ему комфортную обстановку, - от зарослей комнатных растений и аквариумов с рыбками, за которыми заботливо ухаживают, до развешанных коллекций памятных фотографий, досок для игры в «дартс», плюшевых медведей, различных аппликаций, икебан, коллекций каких-то причудливых камней, морских раковин, офисных хомяков, остервенело вращающихся в колесе в своих клетках, попугаев, канареек и т.д. Т.е. все то, что позволяет сотруднику на время работы забыть, что он находится в недружественном по отношению к нему окружении и обеспечить максимум комфорта и отвлечения, а заодно и дает возможность отвлечься от неприятностей на роботе. А часто и снискать благосклонное внимание окружающих сотрудников к себе через посредство своего неформального окружения, в дополнение к тому, что данное лицо имеет в рамках сугубо корпоративного общения с этими людьми. Т.е. необходимо дать сотрудникам возможность обеспечить самим свои крошечные оазисы личного пространства, оформленного лично ими, а не кем-либо еще принудительно (по корпоративной линии), в соответствии с их вкусами и предпочтениями. Оазисов личного пространства в пустыне корпоративного формализма. Из которых сотрудники часто ходят друг к другу «в гости», хотя и сидят в одной комнате и разделяет их от силы полтора-два метра формализованного офисного пространства. И вот этого, о чем я пишу выше, западным экспертам и аналитикам с их формализованным подходом к делу (чему свидетельством их анализ и рекомендации, опубликованные в материале) в сугубо советско-российской корпоративной культуре не понять и не оценить. А все попытки навязать какие-либо стандарты в этой части будут немедленно наталкиваться на конфликт с сотрудниками и формирование скрытых противоречий. Даже в западных компаниях на территории бывшего СССР применительно к подгоняемым под их критерии сотрудникам. Т.е. чтобы офис стал для сотрудника любимым, он должен иметь в нем ту часть, которую он может любить или которой может дорожить, «закрепленную» лично за ним и находящуюся в полном его владении, обеспечивая ему комфорт и раскрепощенность в работе и в самовосприятии в коллективе. А также определяя его личные территориальные границы в офисе. Единственно, на что следует обращать внимание при обеспечении сотрудникам возможности сформировать собственное комфортное окружение в офисе, это следующие три фактора : 1) Соблюдение необходимых приличий сотрудниками при оформлении своего «личного » уголка, область которого не должна быть завешена порнографией, вырезками откровенного характера из различных изданий, а также спортивными материала и т.д., быть излишне кричащей и вызывающей, чтобы не вызывать отторжение и негативную реакцию соседей по комнате. Если же подобное имеет место, то у сотрудника могут быть серьезные проблемы как с нервами и психикой, так и с общим состоянием здоровья, на что необходимо обратить внимание в случае появления таких элементов в «личном кабинете». 2) Оформление личного окружения рабочего места не должно быть столь излишне насыщенным, что за ним порой не бывает видно и самого сотрудника, и стен, и офиса, и вообще ничего. Сплошные «джунгли», в которых сотрудник скрывается от окружающего его офисного мира, а заодно и от других сотрудников с начальством. На это следует обращать внимание, и если в «живом уголке» начинают появляться подобные количественные излишества, то это обычно служит сигналом к тому, что сотруднику не комфортно в коллективе, он испытывает стресс, давление и т.д. со стороны окружающих, о которых стремится скрыться. И здесь уже нужно работать HR-службе и опытному руководству в целях избежания нарастающего конфликта. 3) « Живые уголки» всех сотрудников должны занимать примерное равное пространство, без явного или выраженного доминирования одного из них или «разрастания» в ущерб подобному личному кабинету соседа. В случае выявления подобных случаев, ситуацию необходимо пресекать до того, как дело дойдет до конфликта из-за пограничной территории.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

наймите же уже корректора:)

Директор по рекламе, Москва

Четко заметен разный подход к жизни
в Европах насколько общался там во время работы офис воспринимается как ''дом компании''
разговоры между собой как ''о нашем доме'' и разработка интерьера и функциональных зон - все как ''идеи для нашего дома'' - это конечно подкупает и создает атмосферу.

У нас в России - офис это некая скотоферма, уровень дизайна офиса это уровень оборудования скотофермы - ''по уровню'', ''соответствует пафосу и масштабу бизнеса''.
Крутой офис это стойла для персонала (директорат имеет право на индивидуальность) - четкое социальное расслоение. Проекция общественного расслоения на четко низкий доход и четко высокий.

Такое вот наблюдение о культурной норме у нас и ''у них''.
Через интерьер проявляются культурные нормы это я вам как ''интерьерщик пафоса'' рассказываю, сегодня демократичный интерьер в России мало возможен, исключительно ультра пафос, построение доминант )))

Такие уж мы тут люди.

Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

Конечно, комфортную для работы атмосферу в офисе создавать необходимо. Вряд ли кто-то вообще будет с этим спорить. Но вот эти попытки ''привлечь персонал к стенам'' являются, на мой взгляд, обратной стороной ''медали'': работникам годами прививалась мысль, что часто менять работу - хорошо, что если что-то не устраивает, нечего чикаться, надо искать более подходящее, а теперь изо- всех сил стараются привлечь к рабочему месту, остановить ''бег по работодателям'' хоть чем-то, например, любовью к ''цвету стен''.

Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

позитивно но как то очень розово и бесполезно
выводов не смог сделать для своего офиса лично.
в наши российские реали не вписывается.

я лично знаю что дай только слабину офису и работникам в плане благоустройства
они потратят весь бюдежт предприятия на новые канцтовары, связь, компы...
не говоря о том что какую не сделай столовую - будут хотеть новую.
слесарям сделали отличную душевую и машинку стиральную поставили - им по барабану.
все считается за норму, любое нововведение :) такова
ментальность по крайней мере россиян костромичей.
и УВЕРЕН ЛЮБВИ К ФИРМЕ это не добавит однозначно.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>наймите же уже корректора:) Мне - можно. Я всю жизнь был троечником, не сказать бы хуже, и намерен им оставаться и впредь. В моем возрасте привычки и жизненные устои уже обычно поздно бывает менять.
Менеджер интернет-проекта, Москва
Романов Николай пишет: не компания должна заниматься созданием соответствующей атмосферы в офисе, а сами сотрудники.
Полностью согласна. Потому что в противном случае получается ровно так:
Александр Лазарев пишет: они потратят весь бюдежт предприятия на новые канцтовары, связь, компы... не говоря о том что какую не сделай столовую - будут хотеть новую. слесарям сделали отличную душевую и машинку стиральную поставили - им по барабану. все считается за норму, любое нововведение
Не согласна только, что благоустройство по собственной инициативе должно касаться только своего рабочего места. Если каждый занимается и интересуется только своим рабочим местом, это способствует разобщению в коллективе. На мой взгляд, оптимальный вариант - когда на рабочих местах присутствуют и унифицированные элементы, и личные, отражающие индивидуальность и повышающие комфорт (и мотивацию), а сотрудники обустраивают не только каждый свое, но и сообща - совместное офисное пространство. И не все пожелания сотрудников можно оплачивать из корпоративного бюджета - что-то можно купить и вскладчину, тогда и выбирать это люди будут тщательнее и точнее под свой вкус, и ценить больше. И даже если бюджет на закупки корпоративный, можно организовать, чтобы сотрудники сообща выбирали, на что конкретно его потратить и как это должно выглядеть. Забота об общем пространстве сплачивает людей - а где лучше коммуникации, там, естественно, выше эффективность. Николай Романов, про корректора - это, наверно, все же не вам. :) Ольга Ружникова, спасибо, опечатки исправлены. Особенности производственного процесса таковы, что исправления вносятся уже постфактум. Но интернет-издание тем выгодно и отличается от печатных, что здесь исправить неточность можно в любой момент. :)
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

К СОЖАЛЕНИЮ
больше денег зарабатывать и работать эффективнее люди в новом либо старом кабинете
на старом либо новом столе - не будут.

Единственно - приятнее работать в новом и чистом..... помещении .
на хорошем оборудовании.

но нельзя все довоодить до абсурда естественно - без крайностей.

заботимся мы руководители о людях БЕЗУСЛОВНО.
создаем им комфортные условия - но не такие какие они хотят.,
а какие можем себе позволить с точки зрения
работоспособности и фин способности.

Менеджер интернет-проекта, Москва
Александр Лазарев, зависит от людей - от характера работы и, соответственно, психотипов. Чистое помещение и хорошее оборудование - это т.н. ''гигиенические факторы''. У творческих сотрудников высокая зависимость между качеством и производительностью труда, с одной стороны, и условиями труда, с другой стороны. У менеджеров по продажам условия труда сильно влияют на мотивацию и результат, это подтверждают многие исследования и практика (в России). В малом бизнесе с этим гораздо проще, чем в среднем и крупном. Можно озвучить бюджет, чтобы в его рамках сотрудники делали выбор, как им улучшить быт. Если они хотят чего-то сверх существующего бюджета - все зависит от них: как заработают, так и потратят, и это легко объяснить и обсудить условия. Если сотрудник думает, что работает не на абстрактную ''пользу компании'', а для того чтобы, скажем, поставить в офис вожделенную суперкофеварку, то это тоже мотиватор.
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

цитирую в ответ Николая Романова за что ему респект и уважение :)

''Из того, что здесь приведено, ни одно из предложений не в состоянии привить сотрудникам любовь или привязанность к офисным стенам. Какое бы мнение на этот счет ни высказывали американские эксперты. То, что предложено ими, это самый банальный корпоратив, который и без того наличествует в том или ином объеме или вариантах воплощения в разных компаниях. Т.е. их нельзя даже и назвать-то какими-либо рекомендациями по «усиленному прививитию сотрудникам нежных чувств к офисным стенам».

ПОЛНАЯ ЕРУНДА что у творческих людей есть такая зависимость - 25 ЛУЧШИХ журналистов костромской области собранные в народную медиагруппу чуть ли не на коленках писали и работали, на перспективу важности и значимости издания СМИ а не внутренностей офиса.
До сих пор - внутри не супер - а люди рвуться туда работать. Безусловно приятно работать в хороших условиях - но я уверен на 100% если журналиста посадить в ИДЕАЛЬНЫЙ кабинет - он начнет писать ЧУШЬ потеряв связь с реальностью.

У менеджеров попродаже ЧЕРЕПНАЯ коробка и навыки общения влияют на продажи, а не улучшенная атмосфера вокруг.

НО еще раз :) повторюсь не нужно впадать в крайности и в пещере торговать :)

тут про офисы есть другой аспект - чем больше город тем больше времени сотрудник торчит на работе и офис становиться его домом.
но это конкретно проблемы сотрудника. и если фирма штатом менее человек 200 то задумываться
о социальности быта не имеет смысла. в любом случаае показатель работы - это ЗП.
улучшение обстановки без улучшения ЗП - это деньги на ветер.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.