Facebook уже не тот, что раньше, считает Джонатан Сарагосси*. Мы хотим чего-то инновационного, интересного, способного удивить. Нам нужна социальная сеть будущего. Разработчики Facebook могут говорить, что базовый контингент их аудитории растет, но первоначальные пользователи этого портала дружно покидают его. Появляется большое количество сетевых сервисов и платформ, но ни одна компания не в состоянии удовлетворить запросы современных пользователей. Это неизбежно. У всего есть жизненный цикл, мы рождаемся, развиваемся и, в конце концов, умираем. Тоже самое и с Facebook: он меняется, но не может превратиться во что-то новое.
В течение жизненного цикла изобретение востребовано следующими аудиториями (кривая Эверетта Роджерса):
1. Инноваторы
2. Ранние последователи
3. Раннее большинство
4. Позднее большинство
5. Поздние последователи
Но эта кривая не отображает одну важную деталь: когда идеей начинают интересоваться «Поздние последователи», то «Инноваторы» и «Ранние последователи» уже хотят чего-то нового. Сегодня Facebook – это не процветающий бизнес, он скорее напоминает соседний бар за углом. Это-то и уничтожит его. Жить в одном городе со своими родителями считается вполне нормальным, но сидеть с ними в одном и том же баре – ужасно. Если ваш отец размещает у себя в профиле фотографии закатов или фото на тему: «Я за завтраком», знайте – время этой социальной сети сочтено. Отсюда мы приходим к выводу, что нам требуется новая социальная сеть.
Разные стороны моего «Я» в одной сети
Я – бизнесмен и семейный человек. Коллекционирую стулья и люблю напиваться по выходным. И я хочу говорить об этом в своей сети. Я не скучный сухарь с LinkedIn и не дружелюбный, вечно улыбающийся паренек с Facebook, я не фрик с Tumblr и уж тем более не коллекционер с Pinterest. Я – все это вместе взятое. Социальная сеть, которая может отражать все стороны личности человека, имела бы явное преимущество: намного приятнее вести бизнес человеком, когда ты знаешь его семью и увлечения. Общение будет идти легче, когда мы знаем, что у нас есть точки соприкосновения. Если бы у нас была такая сеть, то было бы проще назначать встречи, общаться с семьей, находить друзей. Новая сеть должна давать пользователям возможность отражать все аспекты жизни человека.
Что касается вопросов безопасности, то пора уже перестать тешить себя надеждами на то, что выставленная напоказ жизнь при этом почему-то не будет публичной. Если же вас это всерьез беспокоит, то в будущей соцсети должна быть возможность создания второго профиля. Это, кстати, запрещено сейчас в Facebook.
Сеть для мобильных пользователей прежде всего
Новая сеть, естественно, должна начаться с мобильного приложения, ядро аудитории ее аудитории будет пользоваться сервисом при помощи смартфонов. Популярность мобильных технологий впечатляет, и благодаря мобильности новая сеть обретет аудиторию в беспрецедентно короткие сроки. Заходить в социальную сети с десктопа в будущем будут только маргиналы, которые почему-то никак не освоят мобильные гаджеты. Ну что же, пусть так и делают, если им удобно. Сейчас, даже если вы хотите чего-то нового, Facebook не сможет предложить вам ничего лучше радушных объятий семьи и друзей. Я хочу избавиться от этих оков.
Минусы такого подхода очевидны, они проявляются в полный рост, когда вы приезжаете в новое место, где никого пока не знаете. Внезапно Facebook становится абсолютно бесполезен, он показывает лишь картинки из вашего привычного окружения, заставляя вас чувствовать себя изгоем или предателем, который не интересуется делами близких. Такое случается со мной каждый раз, когда я приезжаю в Токио. Я остаюсь один. Facebook отлично знает, что интересного происходит вокруг, но ни за что не выдаст эту информацию. А новая сеть должна давать возможность прорваться через круги близких знакомых и, в конечном итоге, расширить их.
Например, вы приземлились в незнакомом городе. Сеть покажет вам, что сегодня здесь происходит. Например, вечером будет концерт, а у вас в интересах стоит, что вы любите музыку, так почему бы не сходить туда же, куда отправляются местные жители? А вот на концерте рядом с вами танцует девушка. Может быть, стоит послать ей анимационную картинку, чтобы растопить лед? Люди – любопытны, они всегда тянутся к чему-то неизведанному. Социальная сеть должна помогать расширять горизонты. Приключения — куда веселее теплого домашнего спокойствия, которое сейчас может предложить Facebook.
В центре – пользователь, а не сеть
Профиль, контент, гости – все это принадлежит мне. Вы хотели бы приглашать своих друзей в снятую комнату огромного отеля? Ваша комната должна оставаться вашей со всеми вытекающими возможностями по ее организации и декорированию. Кому нужен адрес типа facebook.com/имя? Такой url немедленно создает ассоциацию с конкретной сетью, которая представляет пользователя так, как это решили ее дизайнеры и менеджеры. Следующая социальная сеть должна быть децентрализованной, а каждый пользователь будет полноправным владельцем своего контента. Это создаст независимость и более сильную эмоциональную связь. Если мы владеем контентом, то тратим больше времени, энергии и денег на его создание, ведь он – наш. Подобная организация вполне возможна. Пример – Tumblr, где есть возможность присоединить к блогу или профилю собственный домен и полностью владеть контентом, одновременно пользуясь всеми преимуществами сети.
Кому принадлежат доходы?
Владение контентом откроет более широкие экономические возможности. Ведь, если вам принадлежит площадка, то и прибыль от нее тоже принадлежит вам. Сейчас ситуация прямо противоположная. Если вы запостите удачный статус, который соберет сотни лайков, перепостов и комментариев, никакого дохода это вам не принесет. Ваши друзья, которые придут прочитать пост, кликнут на рекламные объявления, а весь доход с этого достанется Facebook. Получается, что вас обманывают: вы помогли порталу заработать, но ничего не получили. Ваша награда – это лайки, в то время как Facebook получает настоящую прибыль. Мы продаем содержимое наших страниц за копейки: пора покончить с этим. Новая сеть должна делиться доходами с пользователями, которые создают контент. При этом провайдер должен взимать комиссию за предоставленные услуги. Кроме того, сеть будущего должна создать решения для продаж реальных и виртуальных продуктов.
Мы должны иметь возможность не только кликнуть по ссылке на сайт для совершения покупки, но купить нужный товар прямо в сети. Бренды тратят кучу ресурсов на SMM, привлекая толпы пользователей, которые лайкают и распространяют их сообщения. Сеть будущего должна предоставить возможность пользователям получить доход, делая то же, что и раньше – распространяя информацию. Конечно, придется использовать более сложные бизнес-модели и модели связей. Например, если ваш лайк в конечном итоге привел к покупке, то будет честно, дать вам ваши честно заработанные деньги (10% от ее суммы, например, было бы не плохо). Представьте сколько можно заработать, если с вашей ссылки кто-то возьмет и купит Toyota.
Время для хакерского мышления
Марк Цукерберг – известный приверженец хакерской культуры, которую распространяет на своих сотрудников. Бунтарство, создание чего-то нового, поиск трюков и обходных путей – как раз то, что делают хакеры. Проблема Facebook в том, что эта хакерская философия отлично сохранена только внутри компании. Такие пользователи, как мы с вами, не могут незаконно получить доступ к данным. Если вы решите поднять бунт против системы и загрузите какой-то необычный контент, скорее всего, вас довольно быстро забанят. Нет никакой возможности развивать и изменять свой аккаунт так, как это еще никто не делал. Нельзя дать ход естественной эволюции, когда есть такие строго определенные рамки. Нам не хватает места для полета мыслей. Из-за этого мы не можем создать ничего нового. Это и есть проблема Facebook.
Что нас ждет в будущем?
Я отдаю себе отчет в том, что моя идея довольно амбициозна, но она имеет право на существование. Вскоре появится такая платформа, которая будет сочетать в себе все, что нам нужно, и мы будем говорить: «Как же мы жили без нее раньше?». Более того, уже появляются мобильные прототипы таких платформ, причем, довольно удачные. Скоро появится сеть будущего, которая даст нам возможность для творчества, о которой мы и не мечтали. Чудеса случаются, скоро мы сможем выбирать, разрушая все модели. Такую сеть не постигнет судьба Facebook. Как может разрушиться сеть, которая по своей сути создана, чтобы нарушать общепринятые рамки? А как вы представляете сеть будущего?
* Джонатан Сарагосси — создатель бесплатного конструктора сайтов IM Creator и инструмента для продвижения мобильных приложений AppSite. Кроме того, Сарагосси работает консультантом по маркетингу нескольких крупных стартапов, таких как Any.Do и Playscape.
По материалам www.thenextweb.com
Фото: pixabay.com
Что-то великое, мутное и без нас (родителей). Будет. Если захочешь :-)
ничего не надо, итак уже соцсетей развелось - плюнуть некуда
Опять соцсеть как площадка развлечений... Где платформа, что бы мы могли работать? Где возможность интегрировать сотрудников офиса в независимости от их местонахождения и других различий? Нет таковой! И никто не размышляет об этом... Вместо нее - творчество без границ, возможность заработать на прикольных статусах... И пошло и грустно (
Как мотиватор для работы мозга - статья неплоха. Но как концепт, честно говоря, не представляет собой ничего сверхоригинального. Весьма похожая идея была озвучена в 2010 году на Составе. И, насколько мне известно, проект был запущен, правда, в то время, видимо, был не особо востребован. Ну и, разумеется, не учитывал мобильных пользователей в силу понятных причин. Нынешняя же ''новация'', на мой взгляд, это попытка Джонатана на основе своей же основной деятельности (создатель бесплатного конструктора сайтов IM Creator) предложить оригинальное социальное решение. То есть - снова ничего принципиально нового.
И, кстати, о мобильной публике. Автор, по большому счету, противоречит сам себе. Вы представляете себе веб-разработчика, сидящего на смартфоне? А, между тем, Джонатан предлагает организовывать личное пространство самостоятельно. Но на это либо потребуются ресурсы, которыми смартфон просто не обладает, либо все превратится в работу с неким набором программных и дизайнерских шаблонов, что, в общем-то, приближает пользователя к тому же Фейсбуку или ЖЖ.
Так что, по моему мнению, этот материал - просто мысли вслух, которые вполне себе заставляют задуматься, но одновременно являются очень спорными и Америки не открывают.
Мне скучно, бес.
А.С. Пушкин. Сцена из Фауста
Виктор, я этого не писал... )))