Современные экономические реалии загоняют трудящихся в жесткие рамки: платежеспособность, платежеспособность и еще раз платежеспособность. Наличие этого качества стало столь необходимым, что для многих работа ради получения, прежде всего, удовольствия, а не средств к существованию, стала явлением из области научной фантастики. Точнее, не каждый может себе это позволить. Приличная зарплата, адекватное начальство, социальное признание и статус, дружный бодрый коллектив, вместе с которым можно не только поработать, но и отдохнуть, - это описание идеального рабочего места про вашу компанию? К сожалению, сочетание всего и сразу, плюс еще просто любовь к профессии в чистом виде, встречается не так часто. Людей, которые действительно получают удовольствие от работы (а, значит, и от жизни, поскольку работа занимает большую ее часть), не так много. Всем остальным приходится приспосабливаться, закрывать глаза на огрехи начальства, нескончаемую офисную рутину, не самую высокую зарплату, склоки и сплетни среди коллег и, начиная с понедельника, считать дни до следующей пятницы, чтобы в течение выходных отвести душу и морально подготовиться к очередному пятидневному противостоянию со всем миром.
Можно ли как-то спасти ситуацию, и сделать нелюбимую работу хоть немного желаннее? Одно из главных правил – стараться обращать внимание и концентрироваться на любых приятных моментах, связанных с работой и меньше обращать внимания на раздражающие ситуации и персоны. Конечно, на некоторые из них, например, на агрессивное или некомпетентное начальство, закрыть глаза бывает сложно, а уж как-то повлиять вообще представляется мало возможным. В таких случаях, когда раздражающие факторы слишком существенны и не поддаются изменению, лучше подумать о побеге к конкурентам. В менее критических ситуациях, когда условия работы позволяют совершать маневры по их улучшению, можно попробовать сделать следующее:
1. Принять тот факт, что работать необходимо, пусть даже работа не приносит того удовольствия, которое хотелось бы. С этой необходимость сталкивается каждый, кому в этой жизни приходится ежемесячно платить по счетам и водить детей в школу, а ведь у многих работы нет, и они подолгу не могут ее найти. Конечно, сказать такое гораздо проще, нежели претворить в жизнь. Но в определенном плане вам все-таки повезло.
2. Расширить круг своих обязанностей. Это не значит, что надо работать не только за себя, но и за того парня. Просто можно попытаться начать делать то, чего от вас никто не ожидает и получать от этого удовольствие. Например, возьмите на себя роль учителя или наставника. Возможность помогать другим и давать рекомендации поможет отвлечься и получать удовольствие. Видя, как другие растут над собой и становятся эффективнее и продуктивнее, вы будете знать, что в этих достижениях есть ваша прямая заслуга. Важно помнить, что чем больше даешь окружающим, тем, в свою очередь, больше отдача и возможность улучшить свою собственную карьеру.
3. Работать над коммуникативными навыками. Замкнутое пространство офиса вынуждает изо дня в день общаться с одними и теми же людьми. Казалось бы, скучно и монотонно. Однако здесь же кроется возможность изо дня в день совершенствовать навыки общения и социализации – учиться разрешать конфликты и межличностные проблемы. Что важно – это не значит участвовать в офисных интригах и разносить сплетни.
4. Строить с коллегами хорошие отношения и обзаводиться связями. Рекомендация вытекает из предыдущего правила. Положительные эмоции от каждодневного приятного общения с коллективом могут стать очень сильным стимулом для того, чтобы проникнуться к работе большей симпатией. Способов сплочения коллектива масса – от совместного отдыха на природе и тимбилдинга до просто приятных мелочей, например, тортика в честь дня рождения любимой кошечки. В этой ситуации все дело как раз в нюансах. Про важность деловых связей вообще нет необходимости вести разговор – чем их больше, тем лучше, поэтому устанавливать контакты нужно здесь и сейчас.
5. Открыться для всего нового. Всегда есть, чему научиться и узнать. Это не значит, что надо полностью погрузиться в рутинную работу. Важно сменить сам стиль работы – чаще встречаться с людьми, посещать мероприятия и так далее. Главное – найти неисследованную область знаний и навыков. Попробуйте то, чем раньше не занимались или ищите новые способы сделать привычную работу.
6. Слушайте и погружайтесь в происходящее вокруг. Не стоит закрываться в ракушку и копаться в мрачных мыслях о не сложившейся профессиональной судьбе. Вслушивайтесь в разговоры коллег и учитесь у них новым эффективным навыками и моделям поведения. Обращайте внимание, что именно им удается особенно хорошо, и пытайтесь скопировать эту модель поведения или работы.
7. Не винить себя за совершенные на работе ошибки и просчеты. Есть категория людей, которая даже малейший промах трактует как приговор собственной компетентности и профессионализму (а порой переносит это и на личные качества), а потом очень долго мучается от осознания собственной якобы «никчемности», превращая свою офисную жизнь в настоящий ад. Нет таких ошибок, которые нельзя было бы исправить, а не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибиться может каждый, как и быстро справить свой просчет.
8. Не брать работу на дом. Вот еще один фактор, который в случае злоупотребления им может любого заставить ненавидеть свою работу. Так что правило работы «от звонка до звонка» правомерно и позволит удержаться от ненужных негативных эмоций по поводу работы. Закончил работу - вышел из офиса, оставив в нем все проблемы, связанные с работой. Дома вас ждут совсем другие дела и занятия, требующие не меньшего внимания.
9. Отдыхать от работы. Целый год работать как папа Карло, чтобы летом взять заслуженные две недели и слетать в Турцию, а новогодние зимние каникулы проваляться на диване. Для многих ситуация знакомая, но она в корне не верна. Из года в год такой график выматывает и может заставить возненавидеть даже самую любимую работу. Выход – недолгие, но частые передышки для активного отдыха и путешествий, а не лежания перед телевизором.
10. Перестать ныть. Пора прекратить постоянно твердить о том, что вы ненавидите свою работу. В конце концов, то, что вы выбрали именно эту профессию и эту компанию – исключительно ваша заслуга. Не нравится работа – только вам под силу что-то изменить, например, найти новую. Но пока вы все еще в старом офисе, вместо того, чтобы яростно презирать его, можно попробовать занять себя чем-то более продуктивным, нежели бесполезной тратой нервов. Например, больше работать над собой и профессиональным ростом, постоянно напоминать себе, что вы здесь для того, чтобы учиться новому и получать опыт. Ну, и, конечно, претворять эти идеи в жизнь, которая, кстати, слишком коротка, чтобы тратить ее на пустое раздражение и постоянное недовольство собой и окружающими обстоятельствами.
Фото: pixabay.com
Может, моя мысль крамольна, а может, навеяна текущей личной ситуацией, но мнение такое: если работа не нравится, её нужно точно менять. Причина этому только одна - вы занимаетесь не своим. (Временные ситуации усталости и каких-то затыков в счёт не берём. Думаю, взрослые люди умеют отличать одно от другого). Практические советы из статьи могут быть полезны действительно только тогда, когда ОЧЕНЬ нужны средства для жизни, а других источников пока нет, или новые источники ещё не дают нужного уровня.
Пытаться сделать более интересным и найти способы делать более эффективно ту работу, которая вам претит - зарывать голову в песок. К сожалению, многие наёмные работники так и остаются в этой стадии, кому-то может помочь временный перевод, расширение круга обязанностей, но годом раньше/годом позже нелюбимое дело вылезет полной апатией, болячками, алкоголизмом и т.п.
Интересная статья, но она адресована не тем читателям, на мой взгляд. Что-то с трудом верится, что аудитория сообщества состоит из сплошь неудовлетворенных своей работой субъектов. А те, кто ее сейчас читает или уже прочел, найдут тысячу способов самореализоваться и получать удовольствие от своей деятельности.
Достаточно интересный старт для размышлений.
Есть одна особенность рынка труда, которая может приводить к серьезным последствиям. Решая свои рутинные задачи работодатель хочет иметь на рабочем месте человека с опытом работы. Что с экономической точки зрения справедливо. Но здесь есть деталь, о которой мы все знаем, но иногда не придаем значения.
Попав в русло конкретной специальности человек становится ее заложником на годы. Даже получив серьезную переподготовку он может проработать лет 15-20, например, директором по юридическим вопросам или персоналу. При этом на другие позиции его не будут рассматривать. Зная свое дело и изучив еще 5-6 специальностей он становится универсалом.
Из политических соображений на первую позицию его не поставят, при этом он будет получать распоряжения, при которых ''любой пациент из Кащенко сможет считать себя абсолютно здоровым''. Это касается многих специальностей, если не всех. Поэтому на определенном этапе встанет вопрос перспектив. Кризис на время приоткрыл дверь в малый бизнес...
Иногда сюда добавляется ''кризис переходного возраста'' и рамка ''до 45''. Если же специальность выбрана наугад, то ситуацию сможет разрулить только волевое решение. Именно здесь лежат истоки проблемы ''ненужные люди на чужих местах''.
Если вспомнить историю, то в ходе полубуржуазной полуреволюции большая часть людей изменила не только своей профессии, но и предназначению по экономическим соображениям.Помните факт, приведенный на этом портале, ''в предкризисные годы зарплата выросла на 30%, а производительность на 5%''? Можно долго удивляться низкой производительности труда, объемам употребления спиртного, числу конфликтов, но база этих явлений лежит в плоскости выбора и готовности идти на большие жертвы ради истины. Спасибо.
Крахотин Александр Васильевич, мастер делового администрирования
Статья интересная, спасибо автору, что поднял эту тему.
Я бы посоветовала подобным сотрудникам последовать этим двум советам одновременно. В случае, если не нравится работа, нужно обязательно начать поиск новой, но не ''рвать ноги'' на первое попавшееся место. Подождите, осмотритесь, почувствуйте ситуацию... А параллельно можно и коучингом заниматься, и самообразованием, и новые территории в своей :D компании осваивать. Тем более, что летом деловая активность падает.
И еще: очень не советую уходить и хлопать дверью. Никогда не знаешь, как жизнь сложится. Я много раз была свидетелем, когда сотрудники возвращались обратно.
Ничего нового для себя не нашел. =(
Из всей статьи для целевой аудитории оставил бы только п. 10 и раскрыл бы его поглубже: как перестать ныть? чем заняться вместо нытья? как из нытья извлечь пользу?