Как познакомиться по-новому с самим собой?

Саймон Вайн, «Успех или счастье? Воспитание то ли ребенка, то ли начинающего менеджера» — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

К чему нужно стремиться — к успеху или счастью?

К сожалению, эти цели часто противоречат друг другу. Время от времени каждый из нас задумывается о жизни, о том, туда ли он идет, но особенно остро эти вопросы встают, когда в судьбе человека происходят важные собы­тия, например перелом в карьере или рождение ребенка.

В своей новой книге ее автор, известный финансист и топ-менеджер, размышляет о многих вещах, которые помогут нам не только лучше по­знать самих себя и окружающих, но и выработать более осознанный и мудрый подход к воспитанию детей. Автор поднимает большой пласт литературы по темам счастья, успеха, выбора, выживания и приводит примеры из своей богатой деловой практики.

Книга будет интересна широкому кругу читателей.

Знаем ли мы, кого именно собираемся воспитывать?

Наверняка у каждого из нас было много неудачных попыток самовоспитания. Признаемся честно: если уж мы с собой не можем разобраться, то какой из нас воспитатель?!

Почему же так трудно себя исправить? Какие особенно­сти человеческого мышления этому препятствуют? Без от­вета на эти вопросы нам сложно не только понять самих себя, но и решить, какую именно личность мы хотим сформиро­вать из нашего ребенка, какие сильные и слабые стороны ха­рактера будут определять его индивидуальность и чем ему в жизни лучше всего заниматься.

Зачем быть самим собой?

Пытаясь понять азы религии, я натолкнулся в одной популярной книге на мысль, которая шла вразрез с усвоенным мной ранее стереотипом. Оказалось, что в одной из самых цитиру­емых заповедей «возлюби ближнего своего, как самого себя», которая, как я думал, призывает любить ближних, на самом деле делается акцент на любви к самому себе! Логика проста: если не любишь себя, то не сможешь любить и других.

Эта позиция иллюстрировалась короткой байкой, рас­сказанной автором многих книг раввином И. Телушкиным.

Вот она. Один раввин как-то сказал своим ученикам: «Если я появлюсь на небе, и Господь спросит меня, почему я не стал Авраамом, я скажу, что не был рожден с его способностями. Если Господь спросит меня, почему я не стал Моисеем, я смогу ответить, что не был рожден с даром лидера. Единственно, на что я не смогу ответить, почему я не стал самим собой!».

Мне было лет тридцать, когда я впервые понял смысл этой заповеди, но только к сорока годам пришел к выводу, что и эта трактовка не отражает всей ее сложности. Подводный камень, на который я натолкнулся, заключался в том, что ни я, ни большинство моих знакомых не могли ответить на вопрос о том, кто такой «я». Иными словами, мы можем описать свою внешность, рассказать о своих гастрономических предпочте­ниях, а вот собственную реакцию на те или иные события, как правило, наперед не знаем.

На эту мысль меня натолкнул анализ ситуации, похо­жей на описываемую ниже. Допустим, будучи абсолютно уверены в предстоящем росте цен акций «Газпрома», вы ку­пили 1000 акций за 12 000 долларов. Цены начали падать, и вы стали нервничать из-за того, что теряете деньги. На­конец в тот момент, когда ваши акции стоили $9000, вы не выдержали и продали их. Через какое-то время цены на акции стремительно выросли, и вам стало вдвойне досадно; ведь идея-то была правильная, а вы не только не за­работали, а еще и потеряли!

Почему вы оказались в проигрыше при правильном про­гнозе? Потому что не учли свою способность терпеть убытки. Была бы инвестиция меньшего размера, вы бы переждали падение цен. Но вы не знали наперед собственную реакцию на временные убытки и переоценили свою возможность тер­петь, потому что до конца себя не знали.

Наше незнание себя усугубляется «восточным базаром», бурлящим вокруг нас. Вам подсказывала решение целая толпа советчиков, которые сначала говорили, что нужно было ку­пить акции на еще большую сумму, а потом, когда цены упали, они же хором кричали, что цены упадут еще ниже! Где же вам было во всем этом разобраться? Принимая жизненно важные решения, большинство из нас учитывает мнение окружаю­щих, что делает задачу самопознания еще более сложной.

Таким образом, байка Телушкина оказалась очень со­звучной моим наблюдениям и моему выводу о том, что дости­жение успеха во многом определяется возможностью найти в жизни или работе ниши, соответствующие нашей собствен­ной натуре. Те, кто не находит свой «ритм», в профессии не выживают.

С обстоятельствами, похожими на ситуацию, описанную в примере с инвестициями в акции «Газпрома», инвесторы сталкиваются по нескольку раз в день. Несмотря на то, что обстоятельства постоянно тестируют их понимание себя, у них уходят годы, чтобы хоть с какой-то точностью ответить на вопрос о своих внутренних предпочтениях. Представляете, как непросто всем неинвесторам, у которых нет таких полиго­нов, как рынок, где инвесторы упражняются каждодневно?

Значимость понимания собственной психологии для до­стижения в жизни счастливого баланса признают далеко не все. Мы почему-то склонны считать, что знаем себя достаточно хо­рошо. А раз так, плохо контролируем этот фактор или даже игнорируем его. Понимая это, древнекитайский стратег Сунь-Цзы сказал: «Тот, кто знает противника, — силен; тот, кто знает себя, — непобедим!».

Не имея четкой оценки собственного ре­сурса, сложно достичь успеха даже в благоприятных условиях. Как говорится в поговорке, «видит око, да зуб неймет». Иначе говоря, все понимаешь, а сделать ничего не можешь. Сунь-Цзы говорил о военной стратегии, но в равной мере его слова относятся и к другим сферам деятельности.

Продемонстрировать сложность объективной оценки своих возможностей будет гораздо легче, если сравнить вос­приятие собственных физических способностей с потенциа­лом других людей, а потом понять, можем ли мы сопоставить и психологические аспекты.

Результаты физической деятельности относительно объ­ективны. Например, спортсмен легко поднимает штангу, а наблюдателю взять этот вес не под силу, поэтому он делает вывод: необходимо тренироваться. Таким образом, при любой физической деятельности сильные и слабые стороны человека в большинстве случаев проявляются незамедлительно. Кроме того, в общих чертах понятны и план исправления собствен­ных ошибок, и вероятность его реализации.

А как познаются собственные психологические возможно­сти? Процесс поиска причин неудач осложняется тем, что у вас отсутствует объективная оценка своих действий. Вы считаете, что виноваты другие, а они, в свою очередь, во всем обвиняют вас. И так по всем другим вопросам, касающимся собственной психологии: узнать правду о себе не так-то просто.

Получается, что психологические качества, в отличие от физических характеристик, выявить трудно, а составить план устранения собственных слабостей и недостатков — еще сложнее.

Сознание и подсознание

Итак, как определить, что собой представляет ваш ребенок (или коллега!), т.е. какими качествами он наделен? Ответ на этот вопрос очень важен, ведь чем лучше вы знаете своего сына или дочь, тем более целенаправленно сможете обозна­чать цели его или ее воспитания, тем вернее будете выбирать способы влияния на ребенка, и тем меньшее сопротивление вызовут у него ваши воспитательные меры.

Казалось бы, совсем несложно понять, что собой пред­ставляет твой ребенок как личность — ведь он же развивается на твоих глазах и сам говорит о своих вкусах и предпочтениях. Но сейчас, когда мне уже за сорок, я понимаю, что еще десять лет назад не знал о себе каких-то важных вещей. Откуда же о них могло быть известно моим родителям в то время, когда мне было пять или десять лет!

Я уже говорил во введении, что наша психика напоми­нает сундук. Этот образ обозначает некий не до конца извест­ный каждому из нас состав внутренних качеств, частично заложенных природой, а частично сформировавшихся в те­чение жизни. В «сундуке» постепенно открываются все новые и новые слои в виде каких-то предпочтений или алгоритмов поведения.

У тех, кто занимает активную жизненную позицию, эти открытия происходят чаще, потому что в каждой новой ситуации открывается новая сторона их характера.

Когда мы рождаемся, природа словно запаковывает в наше сознание некую посылку, которую мы потом разби­раем всю жизнь.

Поскольку нам неизвестно, какую посылку заложила при­рода в головы наших детей, можно с большой долей уверен­ности утверждать, что мы фактически не знаем, кого собира­емся воспитывать.

Коллективное бессознательное

Чтобы упростить задачу познания наших детей, рассмотрим некоторые элементы мышления, в частности коллективное бессознательное, т. е. ту часть мышления, которая объединяет всех членов общества.

Анастасия, героиня одноименной книги российского ав­тора В. Мегре, утверждала, что вокруг Земли кружится некий пояс идей, которые уже когда-то были придуманы. Этим и объ­ясняется тот факт, что примерно одни и те же идеи одновре­менно приходят в головы разным людям, живущим в разных странах.

Анастасия шла немножко дальше и даже идеи индиви­дуального творчества относила к общечеловеческому фонду идей. Помните образ «пластинки»? Если проигрыватель че­ловека не приспособлен для того, чтобы к нему «приходили» (в буквальном смысле слова) музыкальные идеи, то они к нему не придут и композитором он не станет. Может, эта идея Анастасии и кажется слишком фантастической, но она говорит о коллективном бессознательном на уровне челове­чества.

Можно не верить Мегре, но нельзя игнорировать тот факт, что детское сознание формируется под влиянием окружающей среды. Ребенок, как губка, впитывает все плохое и хорошее, бессознательно копируя поведение взрослых и инстинктивно приспосабливаясь к обстановке. (Вспомним наш образ Ма­угли.) Однако суждения и ценности, полученные таким путем выявить непросто.

Чтобы понять, как влияют на подрастающее поколение культурные особенности окружающей среды, японские исследователи провели следующий эксперимент. Они предложили японским студентам и их однокурсникам-американцам, обу­чающимся в Киотском университете, ответить на несколько вопросов, чтобы определить их предпочтения в процессе вы­бора. К моменту проведения эксперимента американцы на­ходились в этой стране менее двух месяцев. Несмотря на это, оказалось, что их список возможных категорий выбора в Япо­нии был на 50% длиннее списка их японских коллег.

Далее, ни один японец не отметил, что хотел бы в каждый момент своей жизни иметь возможность выбора, в то время как 30% американцев написали, что им это важно. Этот при­мер демонстрирует важность окружения в формировании на­шего мышления.

Как рано среда формирует у нас подобные взгляды? Эксперимент, аналогичный японскому, был проведен в Калифорнии с пятиклассниками — американцами азиатского и ев­ропейского происхождения. Результат был почти такой же, т. е. в данном вопросе этническая культура, очевидно, превали­ровала над общенациональной, хотя школьникам было всего по одиннадцать лет!

Как быстро изменения в окружающей среде становятся частью национального сознания? Однажды мы с товарищем-поляком делились курьезными случаями, которые произошли у нас за время вживания в американскую жизнь. Оказалось, что наши проблемы были очень похожи. Объяснение нашлось сразу: унификация нашего сознания связана с успехом коммунистических идеологов, которым за короткое время удалось внедрить аналогичные правила поведения на всей территории советской империи.

Один из простых примеров — отношение к учебникам. Наши американские одноклассники постоянно что-то подчер­кивали или беззастенчиво делали пометки в своих учебни­ках, в то время как ни мой товарищ, ни я не могли заставить себя «портить» учебники. Мы оба в разное время независимо друг от друга обратили внимание на эту странную особенность, и нашли одинаковое объяснение: трудно разрисовывать книги, имея советское воспитание.

В СССР и, по-видимому, в других странах советского блока книги были дефицитом, поэтому учебники в конце года мы сдавали в библиотеку, чтобы по ним учились следующие поколения школьников. Учителя на протяжении десяти лет не уставали нам напоми­нать, что в учебниках писать нельзя. Этот запрет стал неис­коренимым.

Таким образом, советский дефицит породил новую тра­дицию, которой подсознательно следовали жители многих стран. Причем она внедрилась в сознание масс за считанные годы!

Вот так быстро в «сундуках» людей может появиться новый слой, который потом будет передаваться из поколе­ния в поколение. Он возникает на бессознательном уровне и становится частью коллективного бессознательного мышления.

Характер

Часто говорят: «У него врожденный твердый характер» или «характером она пошла в мать». По смыслу это практи­чески одно и то же. Но, рассматривая оба словосочетания бук­вально, можно сказать, что в первом случае имеются в виду врожденные черты характера человека – то, что мы назы­ваем в этой книге подсознанием, а во втором речь идет о более широком понятии, поскольку люди могут быть похожи вслед­ствие как врожденных, так и приобретенных качеств.

Психолог М. Селигман описывает ряд экспериментов, подтверждающих, что значительный процент наших качеств заложен при рождении. При этом М. Селигман отделяет генетические черты характера че­ловека от качеств, появившихся в связи с проблемами со здоровьем.

Оказывается, многие болезни, в том числе депрессия, неврозы, склон­ность к ожирению и т.д., ведут к типичным изменениям поведе­ния. Большинство из нас понимают под словом «депрессия» грусть, но она может проявляться не только как печаль и отсутствие инте­реса к жизни, но и как излишняя раздражительность или нерешитель­ность. И эти моменты современная медицина научилась контроли­ровать с помощью лекарств, «возвращая» людям их первоначальный характер. (Лекарства, правда, не способны изменить реально унаследованные качества).

Ученый как бы подводит научную базу под поговорку «Кому (генетикой) суждено быть повешен­ными — не утонет».

В подтверждение роли генов в характере человека М. Се­лигман привел данные о преступности среди мальчиков, жи­вущих в родных и приемных семьях. Такой анализ был про­веден в 1953 году в Дании.

Оказалось, что, если ни биологический отец, ни отчим не совершали криминальных преступлений, шансы мальчика, живущего в приемной семье, стать преступником составляли 10,5%.

Если же биологический отец, в отличие от отчима, не был преступником, то при воспитании в приемной семье мальчик мог стать преступником в 11,5% случаев.

Однако если биологический отец был преступником, а отчим — нет, то мальчик, воспитывавшийся в приемной семье, становился на путь преступления в 22% случаев.

Если же и биологический отец, и отчим были преступниками, шансы ребенка стать пре­ступником достигали 36,2%.

На примере этого анализа можно сделать вывод, что предрасположенность к преступности пе­редается генетически.

Подтверждение столь значимой составляющей унаследованных черт характера найдено в процессе изучения близ­кое, особенно тех из них, которые по каким-либо причи­нам на долгое время были разлучены. Оказывается, у таких людей обнаруживается много общего во взглядах и вку­сах, даже если их жизнь складывается так, что они начинают принадлежать к разным социальным классам и даже культу­рам. Исследователь делает вывод, что генетика определяет до 50% черт характера, т.е. того, что в этой книге мы назы­ваем подсознанием.

Как отличить сознание и подсознание на практике?

Но как практически приблизиться к пониманию того, кто есть ты сам или твой ребенок? Попробую предложить свой метод, который апробирован мной пока только в бизнесе.

Итак, предположим, что человеческая психика разделена на два боль­ших раздела: подсознание и сознание. Подсознание в понима­нии автора (это не научное определение) — наше психическое ядро, оно заложено генетически и потому неизменно. Созна­ние — это все, что привнесено в нашу жизнь, например обра­зование, воспитание, привычки и т.д. Сознание маскирует под­сознание и потому понять, что есть что, очень непросто.

Есть несколько уникальных моментов, позволяющих го­ворить об очевидности заложенных в наше подсознание тен­денций. Например, когда грудных детей начинают прикарм­ливать из бутылки, они в большинстве случаев перестают сосать материнскую грудь, потому что последнее требует го­раздо больших усилий. Значит, с первого дня своей жизни че­ловек делает все возможное, чтобы достичь своей цели более простым путем. Грудного ребенка нелогично заподозрить в сознательных манипуляциях, поэтому можно предположить, что стремление к более простым и приятным решениям зало­жено в человеческое подсознание.

Это упрощенное и ни в коем случае не научное определение! Разные научные теории по-разному трактуют и элементы нашего «я», и возможность изменения сознания.

Разделение нашего «я» на сознание и подсознание поможет ответить на вопрос: можно ли перевоспитать человека? Если вы апеллируете к его сознанию, то, видимо, ответ будет положительным, поскольку со временем человек усвоит то, что вы хотите ему внушить. Если же вы пытаетесь привне­сти нечто, что противоречит его подсознанию, то ваши шансы на перевоспитание невелики. Подсознание и есть хребет ха­рактера, заложенный генетически. Его нельзя кардинально из­менить — можно только подкорректировать.

Но как отделить сознание от подсознания?! Начните с малого: наблюдайте за реакцией своего ребенка на одно и то же явление в разных ситуациях. В этом случае ответы на многие вопросы придут сами. Самое лучшее — это го­ворить с ребенком, сосредоточиваясь на том, чтобы понять, когда он/она высказывает свои мысли, а когда пересказывает услышанное.

Еще один прием основан на том, что в качестве диагности­ческого инструмента выступают используемые человеком ре­чевые обороты и конкретные слова. С их помощью люди выра­жают свое внутреннее состояние.

Например, инвестор, рассматривающий свою работу как азартную игру, часто говорит, что на рынке он «выиграл» или «проиграл». Тот, кто считает инвестиционную деятельность именно работой, использует термины «заработал» или «поте­рял», а тот, кто внутренне ведет войну с рынком, применяет термины «разнес», «выбил» и т.д.

Еще один пример: если ваш супруг несколько раз проговаривался, что «помогает» вам растить ребенка (а не «растит»), то, скорее всего, он объективно чувствует вторичность своей роли.

Возможно, кому-то этот прием покажется наивным, но найдутся люди, которые посчитают его полезным. Мо­жете даже испробовать предлагаемый метод на себе: при­слушайтесь к тому, как вы говорите, какие выражения используете в той или иной ситуации, и может быть, вы откроете в себе качества, на которые раньше не обращали внимания.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Половина студентов используют ИИ в обучении и исследованиях

Положительное влияние текстовых генеративных технологий на обучение отмечают 47% студентов. 

В ВШБ НИУ ВШЭ стартовал новый поток программы по геймдизайну

Особый акцент сделан на практике: участники создают и тестируют прототипы и игровые билды, а также получают навык операционного управления готовым продуктом.

Студенты ВШБ НИУ ВШЭ разработали инновационные ESG-дашборды

ESG-дашборды были подготовлены для компаний «Сбер», «Металлоинвест», X5 Retail Group, EN+, «Полюс» и «Фосагро».

«Яндекс» назвал лауреатов научной премии в области машинного обучения

Совет премии получил 160 заявок в пяти номинациях и наградил 14 ученых.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.