Почему российский IT-рынок напоминает «кладбище гениальных идей»?

Постановка проблемы

После прекращения существования СССР новая Россия унаследовала огромные производственные мощности советской промышленности. Прошло несколько десятилетий, и уже общим местом стали рассуждения о необратимости утраты и катастрофичности текущего положения дел в производственной сфере. В этой связи весьма показательной является динамика спроса на автоматизированные системы управления и учета для производственных предприятий.

Сразу скажем, что продажи такого программного обеспечения стабильно растут, как растет российский IТ-рынок в целом. Но что именно является точками этого роста? Каково содержание растущего спроса? На наш взгляд, ответив на эти вопросы, можно сделать некоторые выводы об общих для производственной сферы проблемах в области управления, а также предположить, какими могут быть пути их решения.

Российский IТ-рынок продолжает расти, но не взрослеть

Прежде всего, разберемся с тем, что рост действительно имеет место быть. По данным агентства IDC, российский -рынок в 2010 году прибавил 33,2% от предыдущего года, в 2011 – было плюс 14%, в 2012 рост составил 12%. Очевидно, что есть некоторое замедление, но 2010 год был годом восстановления после кризисного 2009, далее ситуация стала входить в норму. Так или иначе, мы имеем рост емкости IТ-рынка более 10% в год, что немало.

Что же касается сегмента производственных предприятий, то здесь мы предлагаем обратиться к данным фирмы «1С». Безусловно, это не единственный поставщик такого рода решений. Однако чтобы оценивать репрезентативность выборки, предлагаем учесть, что доля фирмы «1С» на рынке ERP-систем в 2012 году составила более 31 %, если оценивать объем рынка в денежном выражении.

Однако, по имеющимся у нас данным, если считать по количеству рабочих мест (что, как мы думаем, является более адекватной оценкой), то продажи «1С» по итогам 2012 года превышают в 37 раз количество проданных лицензий всеми остальными игроками рынка вместе взятыми.

Итак, динамика продаж решений 1С для производственных предприятий выглядят примерно следующим образом:

IT

Рисунок 1

Этот график построен на основании публикаций о реализованных проектах в справочнике внедренных решений на сайте фирмы 1С. На наш взгляд, эта статистика отражает количество и динамику не столько реализованных проектов, сколько проданных программных продуктов. До реальных проектов дело доходит не всегда. Однако и этого достаточно, чтобы увидеть очевидный рост спроса со стороны предприятий производственной сферы.

То есть менеджмент производственных предприятий более или менее активно вкладывает средства в модернизацию автоматизированных систем управления и учета. Рост продаж в этом сегменте превышает рост продаж на рынке в целом, и длится это уже без малого десять лет.

Возникает вопрос: и каковы результаты этих вложений?

Отдел управления IT-проектами в «Южной Софтверной Компании» специализируется на решениях для автоматизации производственных предприятий, в частности – автоматизации производственного планирования и учета. Однако прежде чем именно такой вариант специализации был более или менее четко обозначен, предпринималось несколько попыток выхода на рынок IT-услуг комплексной автоматизации. Не всегда эти попытки были удачными. Естественно, что по ходу дела был накоплен определенный опыт.

В частности, наиболее системно и осознано в ОУП ЮСК шло развитие направлений по автоматизации основной деятельности в строительном производстве, а также в машиностроении и приборостроении. Опыт, который мы получили (хотя правильнее было бы употребить просторечный глагол «отгребли»), позволяет нам очень определенно говорить о специфике запросов менеджмента на автоматизацию управления и учета на производственных предприятиях.

То есть эти две отрасли (строительное производство и машиностроение) были выбраны нами для примера только потому, что именно они освоены нами в достаточной мере для того, чтобы делать какие-либо обобщения. Других мотивов у нас не было.

Строительное производство

Последнее десятилетие в России – это рост жилищного строительства. Если обратиться к официальным статистическим данным, то в последние годы можно наблюдать стабильный рост ключевых показателей в отрасли, а также рост количества строительных организаций.

Безусловно, периодически случаются кризисы, строителей лихорадит в этот период так же, как и многих других, если не больше других. Но, тем не менее, деньги в отрасли есть. И немалые. Естественно, что при таком положении дел можно было бы рассчитывать на то, что строительные организации будут активно вкладывать в свое развитие – не только в экстенсивный рост, но и в повышение эффективности собственной деятельности. В том числе в автоматизацию управления и учета.

Естественно, что фирма 1С, наблюдая за таким бурным развитием рынка, решила ответить на этот вызов времени выпуском специализированного программного продукта. Так, в 2007 году публике было представлено новое отраслевое решение 1С: Управление строительной организацией (1С: УСО). Эта конфигурация была написана на базе уже популярного решения 1С: Управление производственным предприятием (1С: УПП).

То есть к 1С: УПП был добавлен функционал, учитывающий отраслевую специфику учета, возможность вести планирование и учет в разрезе проектов, а также модуль для составления смет. Для этих целей была приобретена компания «Эрти», один из лидеров рынка на тот момент, их сметная программа WinAvers послужила основой для сметной подсистемы в 1С: УСО.

Кроме этого, 1С предприняла очень серьезные усилия для повышения квалификации партнеров. Например, чтобы получить право не то, что внедрять такого рода программное обеспечение, а даже просто продать лицензию без внедрения, необходимо было сертифицировать как минимум одного специалиста. Конечно, при должной смекалке эти запреты легко обходили, но важен сам посыл вендора: никакого дилетантства, дело прибыльное, если хотите на этом заработать – вложитесь.

В свое время «Южная Софтверная Компания» вложилась в это направление, предполагая, что автоматизация в строительстве – направление перспективное. Под вложением понимается:

  • обучение технических специалистов,
  • сертификация их в фирме 1С,
  • разработка методики автоматизации,
  • разработка соответствующей нормативной документации (для этих целей были привлечены аналитики, имеющие практический опыт работы в отрасли).

Далее маркетинговые подразделения разработали план продвижения для данного направления, был выделен соответствующий бюджет, было проведено множество статусных и не слишком мероприятий…

Однако, спустя три года, это направление пришлось закрыть, поскольку стало совершенно ясно, что стабильного спроса в строительстве на проекты по автоматизации нет. Точнее, есть единичные случаи заинтересованности, но сделать на этих единичных случаях бизнес практически невозможно.

В этом смысле любопытно посмотреть на график, иллюстрирующий динамику продаж 1С: УСО по России в целом и изменения количества строительных организаций в стране за тот же период:

IT

Рисунок 2

То есть можно видеть, что количество строительных организаций растет, а количество проектов на 1С: УСО падает.

Конечно, можно предположить, что 1С: УСО – продукт дорогой или некачественный, что он не продается, потому что не соответствует требованиям рынка и не выдерживает конкуренции, и что на основании этого частного случая нельзя делать вывод о состоянии дел по все отрасли.

Однако есть нюансы: 1С: УСО это дешевый продукт (цена лицензий в среднем до 300 000 рублей, цена проекта по внедрению в среднем от 500 000 до 2 000 000 рублей), для строительной организации это не слишком чувствительный бюджет.

С низкой оценкой качества тоже согласиться сложно – как минимум заказчик получает функционал 1С: УПП – решения стабильного и хорошо раскрученного. При этом конкурентов не видно даже близко – ни в сегменте «дешевле», ни в сегменте «дороже».

В этом смысле любопытно посмотреть на статистику отказов от предложений по автоматизации, которая была составлена нами на основании данных CRM-системы ЮСК (информационная база ведется с 2003 года):

IT

Рисунок 3

Отметим, что анализировать причины отказов от проектов побудило то, что менеджеры по продажам регулярно жаловались на то, что, проектное подразделение якобы завышает цены, что из-за этого конкурировать невозможно, поскольку другие подрядчики демпингуют. Этого отчета в свое время было достаточно, чтобы закрыть тему на счет неконкурентной цены.

А дальше стало очевидно, что конкурировать приходится не столько с коллегами по рынку, сколько с отсутствием спроса, с отсутствием более или менее зрелых потребностей в автоматизации управления, отсутствием таких потребностей на уровне менеджмента.

При этом рост продаж тех же самых коробок «1С: Предприятие» имел и имеет место в строительстве так же, как и во всех прочих отраслях вообще. За счет чего? Прежде всего, за счет продаж учетных бухгалтерских систем, за счет программного обеспечения для сдачи регламентной отчетности по кадровому учету и для расчета заработной платы. В этом смысле нет никакого противоречия между ростом продаж программного обеспечения и состоянием строительной отрасли.

То есть, если кто-то что-то автоматизирует, то делает это, главным образом, под влиянием регулирующего воздействия со стороны государства. Предположим, что если бы не специфические расчеты для больничных, отпускных и прочих начислений, где задействован средний заработок, то и расчет зарплаты также осуществляли бы в MS Word – без всяких сложных внедрений и дополнительных инвестиций.

При этом невозможно не заметить, что многие в кризисные периоды, выбирая между тем, чтобы уйти с рынка и между тем, чтобы повысить эффективность управления, сократить издержки, научиться управлять, а не выживать, предпочитают именно первый сценарий.

Такая менеджерская стратегия не нуждается ни в каких инструментах по повышению эффективности. Достаточно сдавать обязательную отчетность. А там как пойдет. Именно поэтому мы имеем количественный рост, но не качественное развитие рынка IT-решений.

Машиностроение

Примерно таким образом выглядит динамика числа предприятий машиностроительной отрасли в России:

IT

Рисунок 4

А вот таким образом выглядит динамика продаж компании АСКОН, одного из ведущих игроков на российском рынке САПР (в миллионах рублей):

IT

Рисунок 5

Примерно 70% выручки копания «АСКОН» делает на решениях для машиностроительных предприятий. При этом очень существенная доля – это проекты для ВПК: «Интересно, что хотя девять из десяти крупнейших контрактов … в 2012 г. пришлись на предприятия оборонной отрасли, в «АСКОНе» избегают называть оборонку единственным драйвером роста выручки… при этом, по словам Максима Богданова, директора компании «АСКОН», преобладание оборонки в числе крупнейших заказов компании вызвано ростом гособоронзаказа и его регулярным финансированием…».

Почему компания «АСКОН» стесняется того, что большая часть их дохода – это деньги, полученные из государственного бюджета и от предприятий ВПК, в целом понятно. Расти за счет какого-то единственного источника – означает нахождение в зоне риска. Но положения дел это не меняет. Именно госфинансирование в ВПК драйвит продажи САПР в России последние несколько лет.

Возможно, это в каком-то смысле неплохо. Компания-разработчик получит хороший доход и сможет инвестировать средства в развитие своих решений. В конце концов, на протяжении всей человеческой истории именно налоговая система и военное ведомство в том или ином виде двигали вперед и технологии, и науку. Здесь как раз стесняться нечего.

Но если присмотреться, то ситуация на рынке САПР очень сильно похожа на то, каким образом обстоят дела на рынке учетных систем: «Программные продукты семейства КОМПАС, включающего системы автоматизированного проектирования КОМПАС-3D, КОМПАС-График и КОМПАС-СПДС, насчитывают сегодня 57 000 инсталляций коммерческих лицензий. К их числу стоит добавить сотни тысяч академических лицензий, пользователей бесплатных продуктов и «домашней» системы КОМПАС-3D Home».

На этом фоне 5 000 рабочих мест программного продукта «ВЕРТИКАЛЬ», предназначенного для автоматизации работы технологов, выглядят более чем скромно, еще скромнее выглядят продажи «ЛОЦМАН PLM» – решения для управления инженерным документооборотом и жизненным циклом изделия.

При этом нужно понимать, что продажи КОМПАСа – это по большей части переход от кульмана и карандаша собственно к чертежам в электронном исполнении. Это некая база, основа, на которой в дальнейшем должны развиваться собственно процессы управления информацией на производстве.

Но только процесс перехода от чертежа в электронном виде к 3D-моделированию, к автоматизации технологической подготовки и далее – вот это процесс, мягко говоря, затянулся. По всем расчетам бум продаж в этих нишах (с точки зрения нормальной экономической логики) давно уже должен был бы быть.

Но его нет.

Отсутствие спроса на решения, повышающие эффективность управления – это камень, на котором споткнулись многие российские разработчики. Например, все та же продуманная и расчетливая фирма «1С», вложившаяся в разработку собственной PDM-системы, конкурирующей с ЛОЦМАН PLM, за шесть лет существования той самой 1С: PDM сумела получить от своих партнеров не более 50 отзывов о завершенных проектах на территории России и Украины.

Тот же самый директор компании «АСКОН» Максим Богданов, комментируя в 2011 году разрыв между компанией АСКОН и разработчиками программного решения «ВЕРТИКАЛЬ», заметил, что доля выручки от «ВЕРТИКАЛИ» в доходе «АСКОНа» составляет примерно 5%.

Совершенно очевидно, что и «5%», и «50 проектов» – это такие гомеопатические значения, принимать во внимания которые было бы просто антинаучно. При этом собственно программные продукты сами по себе достаточно недорогие и ориентированные на массовый рынок.

Выводы

Работа на кладбище гениальных идей

В «ЮСК» когда-то был придуман достаточно мрачный, но вместе с тем ироничный метод работы с идеями о том, как что-нибудь улучшить, запрограммировать, начать продавать и тому подобное. Такие мысли возникают то тут, то там, а записать их некуда, и со временем часть этих идей забывается.

Для решения задачи, один из сотрудников завел на корпоративном портале библиотеку с названием «Кладбище гениальных идей». Столь странное название он объяснил так: все равно подавляющее большинство идей умирает (кто-то не решается предложить что-то из-за неуверенности в себе, очень многое попросту теряется в суете и текучке), и только потом, спустя время, часть воскресает и получает свою реализацию. Так зачем же ждать, и затягивать процесс? Пусть все желающие сразу кладут свои идеи на «кладбище», а далее, по мере необходимости, мы будем извлекать их оттуда на свет божий. Звучит все это, безусловно, мрачно, но, на самом деле, получилось очень жизнеутверждающе. Чего только стоил одобрительный идиоматический оборот, вошедший в корпоративный жаргон: «Отличная мысль! Это достойно кладбища гениальных идей!».

Так вот российские разработчики программного обеспечения для автоматизации управления во многом работают сейчас вот на такое «кладбище гениальных идей».

Мы видим, что наличие спроса, дополнительные инвестиции, благоприятная экономическая конъюнктура в целом никак не побуждают менеджмент к неким качественным изменениям. В целом предприятия продолжают функционировать на том уровне, на котором они были ранее.

Это очень горько, но даже если дать нашей промышленности денег (заказов, инвестиций в модернизацию и пр.) и выйти из ВТО, это, на наш взгляд, не изменит положения дел принципиально. Просто нет или очень мало таких людей, таких менеджеров в системе, которые способны на то, чтобы действительно управлять ситуацией, и рационально распоряжаться хоть скудными, хоть богатыми средствами.

Мы предполагаем, что главная проблема отечественной промышленности – это отсутствие качественного менеджмента и зацикленность на внешних угрозах. Именно низкая культура управления является такой проблемой, не решив которую, и решив все остальные, получить какой-либо результат будет невозможно.

Рост IT-рынка в России создает некую иллюзию медленной, но все же модернизации: компьютеры все уже купили (почти!), учет ведется в 1С, а не на бумажных бланках… Да, все так, но только это не качественные изменения, а автоматизация той системы которая была когда-то, точнее, того, что от нее осталось. Это как если бы «1С» вышла на рынок при Брежневе, а потом резко наступил бы 2013 год. Структура спроса на программное обеспечение говорит о том, что нет никакого реального роста, нет никакого развития, а есть лишь увеличение объема. А чем, как правило, заканчивается увеличение объема, догадаться не трудно.

На фоне этого призывы оградить и защитить российских производителей от неблагоприятных внешних воздействий, например, таких, как последствия вступления в ВТО, невольно вызывают вопрос: защитить и оградить, чтобы что? Чтобы продолжить существование деградировавшего и неэффективного менеджмента?

Это ВТО вынуждает нас поддерживать такой уровень коррупции? Или кто-то еще навязывает нам необходимость иметь 33 проверяющих органа на одну производящую душу? Ведь не «кровавый режим» вынуждает каждого конкретного директора устанавливать на предприятии разницу в окладах между его доходом и доходом квалифицированного рабочего в тысячу раз.

Безусловно, всегда есть исключения. Если бы их не было, то не было бы и отдела управления проектами в ЮСК, поскольку продавать то, что мы делаем, было бы некому. В данном случае речь не об исключениях, а о тенденциях. Также нельзя не сказать, что в «экспертном сообществе» сейчас достаточно широко обсуждается один из сценариев, в котором российская экономика подошла к такому этапу, когда экстенсивный рост, без существенных структурных преобразований уже невозможен. Что, собственно, и позволяет нам надеяться на то, что, хоть и болезненно, но все же состоится переход на некий новый, качественно новый, уровень.

Источники

1) CNews. Обзор: Рынок IT: итоги 2012

2) CNews. Доля «1С' на российском рынке ERP-систем в 2011 г. значительно выросла

3) Федеральная служба государственной статистики. Официальная статистика. Предпринимательство. Строительство

4) Федеральная служба государственной статистики. Промышленность России – 2012

5) Официальный сайт компании АСКОН. АСКОН объявляет о рекордных итогах 2012 года и готовит новую стратегию на рынке PLM-решений.

6) CNews. «Аскон» поставил рекорд выручки за счет ракет и подводных лодок

7) CNews. Разработчики САПР «Вертикаль» покинули «Аскон» в полном составе.


Этот текст опубликован в рамках конкурса «Большая игра-2013» (Номинация: Менеджмент) ― литературного состязания авторов, работающих в сфере Non fiction. В конкурсе могут участие авторы, зарегистрированные в Сообществе менеджеров E-xecutive.ru (независимо от срока регистрации), приславшие свои публикации на content@e-xecutive.ru с пометкой «Конкурс» (с указанием номинации в поле «Тема письма») или выложившие их на портал самостоятельно с пометкой «Конкурс. Номинация такая-то» в период с 22 июня по 1 декабря 2013 года включительно. Подробнее об условиях и призовом фонде узнайте в описании конкурса «Большая игра-2013».

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Санкт-Петербург

Просто ''крик души'' какой-то. Особенно в конце.
По теме в общем согласен. Но мне кажется, что основная причина отказа от автоматизации в производстве заключается в том, что в краткосрочной перспективе это не даст каких либо серьезных финансовых результатов. А в долгосрочную работу в нашей стране по моему никто не верит. Да и производство производству рознь. Например, как бы вы ни старались, но конкурировать с Китаем не получится, без заградительных пошлин. Строительство вообще отдельная тема со своими законами. Знаю одного предпринимателя, который в период бума строительства, с ''0'' построил 2 завода по производству ''сендвич панелей'' - так вот уже какой год из долгов вылезти не может потому что случился 2008г. В общем в нашей стране автоматизация не панацея, а просто инструмент, который при желании можно использовать. Это на западе, все находятся в равных условиях и тот кто сумел быстрее внедрить новую систему и сэкономить лишнюю копейку - тот победил. У нас такого нет и в ближайшее время не будет. Предприятие, супер эффективное с внедренной автоматической системой 100% проиграет в гостендере какому нибудь ООО ''Флора'' зарегистрированному вчера вечером. Как это обычно и бывает.

Аналитик, Москва
''По данным агентства IDC, российский IТ-рынок в 2010 году прибавил 33,2% от предыдущего года, в 2011 – было плюс 14%, в 2012 рост составил 12%''.
Российский ИТ-рынок в 2012 г. вырос всего на 4% - до $36 млрд, из которых большая часть пришлась на продажу оборудования, а доход от продажи программного обеспечения - составил $5 млрд. ''Это самый низкий уровень роста рынка за последние десятки лет, за исключением кризисных годов - например, 2008 г.'', заявил представитель IDC
''...доля фирмы «1С» на рынке ERP-систем в 2012 году составила более 31 %, если оценивать объем рынка в денежном выражении.''
По данным очередного исследования российского рынка ПО информационных систем управления предприятием, ежегодно проводимого IDC, в 2012 г. доля “1С” составила 29,6% против 31,6% годом ранее.
''Мы предполагаем, что главная проблема отечественной промышленности – это отсутствие качественного менеджмента и зацикленность на внешних угрозах. Именно низкая культура управления является такой проблемой, не решив которую, и решив все остальные, получить какой-либо результат будет невозможно.''
Исходя из представленного материала можно сделать и другой вывод, напр-р: Главная проблема отечественной ПО-индустрии – это отсутствие качественного менеджмента. Именно низкая культура разработки ПО, отсутствие связи с производством, слабая подготовка внедренческих кадров и неразвитая система сервисного сопровождения обуславливает слабую динамику продаж. Статью оцениваю в целом положительно, чувствуется редкий в наше время методологический подход к проблематике, но позиция ''Клиенты не хотят понимать своего счастья от внедрения наших чудесных продуктов'' весьма уязвима, а цифры лучше перепроверять перед публикацией.
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва
Евгений Макарчук пишет: Например, как бы вы ни старались, но конкурировать с Китаем не получится, без заградительных пошлин.
Возможно. Но без конкуренции получается еще хуже. Результат - везде! Конечно, конкуренция может и убить, но без нее вообще безысходность. А то, что суперэффективное предприятие проигрывает любой мурзилочной конторке, так это разве гибель в конкурентной борьбе? Это гибель от коррумпированности государства и его институциональной недоразвитости. Кроме того, я рассматриваю в данном случае решения по автоматизации не столько как некий способ повышения эффективности управления, скорее, как контрольный показатель, позволяющий оценивать положение дел.
Директор по развитию, Санкт-Петербург
Елена Черепнева пишет: Конечно, конкуренция может и убить, но без нее вообще безысходность. А то, что суперэффективное предприятие проигрывает любой мурзилочной конторке, так это разве гибель в конкурентной борьбе? Это гибель от коррумпированности государства и его институциональной недоразвитости.
Я на это и намекал :) Просто не разделил на две части пост. Имеется в виду что конкуренция с Китаем - это стопор для развития производства потреб. товаров. А коррупция стопор для развития госсектора и предприятий работающих на него.
Елена Черепнева пишет: Кроме того, я рассматриваю в данном случае решения по автоматизации не столько как некий способ повышения эффективности управления, скорее, как контрольный показатель, позволяющий оценивать положение дел.
А чего тут оценивать, ''все, всё про всех знают'' (с). Вопрос как обычно ''что делать?'' И вот тут однозначного ответа нет. Я вот пару лет угробил на разработку и внедрение RFID. А воз и ныне там. При всех плюсах данной технологии - экономический эффект очень ограничен. По этому даже после проведения успешных испытаний 99% отказ. На вопрос ''почему'' - ответ ''а зачем, и так все работает'' например на штрих-коде. В итоге приходим к тому, что без госрегулирования нам из этого не выбраться. Нет ну может быть конечно все резко станут думать не о своем кошельке сегодня, а будущем наших детей. :)
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва
Сергей Сергеев пишет: Российский ИТ-рынок в 2012 г. вырос всего на 4% - до $36 млрд, из которых большая часть пришлась на продажу оборудования, а доход от продажи программного обеспечения - составил $5 млрд. ''Это самый низкий уровень роста рынка за последние десятки лет, за исключением кризисных годов - например, 2008 г.'', заявил представитель IDC
По ссылке после текста есть данные об отчете IDC, где фигурируют различные значения в одном их отчете, и в обзоре CNews указано на это противоречие. Поскольку в этой публикации и так достаточно цифр, не увидела смысла указывать еще и на это расхождение, тем более что интересует картина в целом. А доля программного обеспечения и услуг всегда была примерно такой или около того - рынок рос, росли и продажи ПО. Там несущественные расхождения от года к году.
Сергей Сергеев пишет: позиция ''Клиенты не хотят понимать своего счастья от внедрения наших чудесных продуктов'' весьма уязвима, а цифры лучше перепроверять перед публикацией.
Не про то я. Клиент, как ток, идет по пути наименьшего сопротивления. И если он не занимается решением задач по планированию, например, это означит, что смысла в этом мало. Не потому что клиент - злодей. А потому что не-за-чем. И дело не в отечественных разработчиках... Даже не знаю, как бы помягче:) Я не фанат 1С (очень мягко говоря). Если бы можно было бы в регионе делать деньги в автоматизации как-то еще, то я бы попробовала (собственно я и пробую). Но эта штука продается. Вот мы ее и продаем - реагируем на спрос. Кстати, если посмотреть на решения Autodesk, собственно лидера на российском ранке решений для проектирования, так там вообще не торопятся что-то локализовать для России, кроме AutoCAD. То есть, кое-что продается здесь, но тоже очень и очень мало. В основном это ''голый'' AutoCAD. Предполагаю, что, к сожалению, дело не в качестве ПО.
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва
Евгений Макарчук пишет: Имеется в виду что конкуренция с Китаем - это стопор для развития производства потреб. товаров. А коррупция стопор для развития госсектора и предприятий работающих на него.
У меня нет уверенности. Например, есть у нас такая естественная монополия - РЖД. Поскольку я панически боюсь летать на самолетах, то часто езжу на поездах. Из Ростова-на-Дону в Москву на поезде в купе стоит проехаться очень часто дороже, чем долететь. Давайте предположим, что это РЖД - это у нас ''госсектор''. И далее посмотрим из чего складываются затраты этого ''предприятия'' (ну, бог с ним - с шубохранилищем, ну, нравятся Якунину меха, барин!, пусть тешится, только не плачет). Далее можно посмотреть на производство локомотивов (в частности, предприятий входящих в ТМХ). Им зачем оптимизировать себестоимость продукции, если у них по заказу РЖД цены будет определять бог знает что, но не рыночное предложение. Как думаете, чьи локомотивы дешевле? Далее можно смотреть на поставщиков предприятий, входящих в ТМХ - там уже ни госсектора, ни РЖД... Но такой мрак! Я гипотетически в данном случае рассуждаю, поскольку не специалист в вопросах макроэкономики. Мне просто показалось любопытным, что в России уже лет 10 ничего по сути качественно не меняется:) Ну, да стабильность... Мысль тривиальная, не спорю. Но в жизни вообще очень мало новых сюжетов.
Нач. отдела, зам. руководителя, Иваново

Елена, добрый день. Извините, но хочу бросить в огород 1С-ников несколько камней и поддержать Сергея Сергеева.
1. Проблема внедрения ПО еще и в том, что его необходимо продать клиенту. Почему продажи стандартных решений типа 1С: Предприятия и 1С Бухгалтерии стабильно высоки? Да потому, что их можно просто поставить в компании и просто работать. И минимально использовать услуги айтишников. Если возникли проблемы - не есть возможность найти доморощенного специалиста по 1С, который поможет за сходную плату.
2. Пример отраслевого решения 1С Ликероводочный завод. При всей его необходимости для компаний производящих алкогольную продукцию и продающих ее. Есть куча проблем.

- программные ошибки - в итоге в прошлом году был зафиксирован факт подачи ошибочных данных в алкогольных декларациях в гос органы, причиной которых была ошибка в данном отраслевом решении.

- компания 1С, признав эту ошибку, даже не попыталась извиниться и каким-либо образом компенсировать издержки алкогольных компаний, связанных с такой ошибкой.

- компании в регионах работают с официальными представителями 1С. Могу сказать, что уровень сервиса - примерно равен нулю, при достаточно бодром ценнике. Нормальный айтишник никогда не будет слушать мнения управленцев и менеджеров по тому или иному вопросу, касаемого настройки и изменений в программных продуктах. Он не сможет продать ту или иную схему решений для бизнеса, если они отклоняются от стандартных и обычных - как раз то, о чем Вы пишете в статье.

- многие партнеры 1С в регионах не компетентны проводить проекты всесторонней автоматизации не с точки зрения бизнес-процессов, ни с точки зрения отраслевой специфики. Вот и получается, что они продают обычные продукты 1С и занимаются их сопровождением.

- установка и внедрение программных продуктов это еще и акт продажи, в котором заинтересован продавец (в частности 1С), а компания 1С ничего не делает, чтобы хорошо продавать свои решения, в частности в нашем регионе. Про другие могу только догадываться.

Поэтому Елена, проблема не только в российском деградирующем бизнесе и менеджменте, но в самих продавцах программных продуктов.

Нач. отдела, зам. руководителя, Иваново

Елен, и еще мысль.
Неинтегрированность решений дает возможность спокойно вести двойной учет - один для налоговой, другой для себя.
Это тоже нужно учитывать.

Руководитель, Владивосток
С интересом прочитал статью и хотел бы добавить несколько замечаний. По контексту, я вижу Ваше восприятие ситуации таким образом: Мы имеем хороший продукт для растущего рынка, который не покупается из-за низкой культуры управления, обусловленной личными качествами российских менеджеров. И тут явижу несколько ошибок 1. Растущий рынок (как пример - рисунок 2). Елена, система статистического учета в современной России построенна такие образом, что на нее нельзя опираться. Многие фирмы годами существуют лишь на бумаге. И когда случился кризис, многие де факто ушли с рынка, а де юре, они по прежнему фигурируют в статотчетах, подтверждая тем самым экономический рост и стабильность. То график количества строительных компаний, это липовый график, фальшивка, который естественно не коррелируется с фактическими продажами 1-С : УСО 2. Низкая культура управления - с этим фактом сложно спорить. Но вот его причины.... Ведь не «кровавый режим» вынуждает каждого конкретного директора устанавливать на предприятии разницу в окладах между его доходом и доходом квалифицированного рабочего в тысячу раз. ''Кровавый режим'' (это Ваше выражение) делает другое: 1. Он выталкивает с рынка эффективного собственника предприятий, который теряет всякую мотивацию, по причине абсолютной не защищенности от государственного рэкета и рейдерства. Зачем создавать эффективное предприятие, если его успех является сигналом для кормежки со стороны сынков прокуроров и силовиков? 2. Он выталкивает с рынка эффективного менеджера, так как тот не имеет внятных механизмов участия в прибыли предприятий. Акции, опционы, фъечерсы - в мире это инструменты реального управления предприятием. В России - спекулятивные бумаги либо легализованный инструмент силового захвата. Не имея долгосрочной перспективы, менеджер естественно стремиться взять здесь и сейчас как можно больше с предприятия. И если оно начнет умирать, он еще и на банкростве сможет навариться. В результатае был завод на 100 млн - стали руины на 10,плюс уехавший в Черногорию с 10 млн. бывший Генеральный. 3. Он выталкивает с рынка эффективного специалиста, так как он не хочет быть рабом, а профсоюза, который бы его защитил, нет. И не имея ответов на вопрос: почему Гендир, разваливая предприятие, получает зарплату в 1000 раз больше него, класный специалист сваливает за бугор. Где он уважаем, почитаем и ценен. Его место занимает занимает племянник районного Судьи с купленным дипломом. И усе.... Елена, есть такое понятие - системный кризис. Это как раз тот случай, а не общеотраслевой заговор неэффективных управленцев. Система построенна так, что бездари живут лучше талантов и что бы сломать ее, надо понять, что и кто тут является источником и причиной. Как только это понимаешь - сразу оказываешся вне лигитимного поля, что чревато соседством с Ходорковским. А это уже не есть гуд вилл. Я бы на Вашем месте перепрофилировался с российского рынка на китайский. Там конечно очень много своих сложностей и нюансов, но это все решаемо. Зато в результатае у Вас будет большой рынок с громадным потенциалом роста и активным спросом на все, что позволяет повышать эффективность. Китайцы умеют копировать, а с разработками у них проблема. И если вы правильно защитите свою продукцию (от ''программирования спагетти'' до офшоризации в Гонконге) - то Вы лет 50 будете счастливы. А там глядишь, у Путина вырастет внук и что-то поменяется в России.
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва
Андрей Рябкин пишет: Елена, добрый день. Извините, но хочу бросить в огород 1С-ников несколько камней
Ок. Тогда разделим ваши камни на две кучки и будем кидать вместе. Точнее, я могу вам подсказывать куда там надо целиться, чтобы уж наверняка, поскольку ситуацию знаю в какой-то мере изнутри.
Андрей Рябкин пишет: Почему продажи стандартных решений типа 1С: Предприятия и 1С Бухгалтерии стабильно высоки? Да потому, что их можно просто поставить в компании и просто работать.
Отчасти, но не только, точнее последнюю очередь поэтому. Продажи этих коробок высоки, потому что нельзя не вести бухучет. А вот заниматься анализом затрат не обязательно, например. И на это кладут.
Андрей Рябкин пишет: Пример отраслевого решения 1С Ликероводочный завод. При всей его необходимости для компаний производящих алкогольную продукцию и продающих ее. Есть куча проблем.
Для тех, кто активно продвигает отраслевые решения на 1С, на мой взгляд, должен быть отдельный котел в аду. Нет, я не против разработки таких конфиг, но нужно честно говорить: -- такие продукты НИКОГДА не являются обобщенной отраслевой парктикой -- они живут только в руках тех, кто их написал Далее можно долго говорить о том, какие тут риски, как правильно делать, и так далее и тому подобное... И да! Если не устраивает российское, давайте ''импортное''! Майкрософт, Оракл... Знаете, хорошо там, где нас нет:)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.

В России не хватает 2,7 млн работников

Больше всего предложений зафиксировано в обрабатывающих производствах и торговле.

Треть россиян регулярно уходят в «тихий отпуск»

Это отпуск без отрыва от работы, когда люди путешествуют, не отключаясь от своих деловых обязанностей и не оповещая об этом работодателя.

Зарплаты IT-директоров выросли более чем в 2 раза за 5 лет

При этом за последние годы зарплаты новичков в IT почти не растут, а по отдельным позициям наблюдается даже отрицательная динамика.