Почему в России правит цифровое бескультурье

Цифровые технологии меняют бизнес-модель, поведение и культуру. Ошибочно думать, что «цифра» ― это просто инструмент», ― обращается управляющий по международной стратегии TBWA Николя Кемла к посетителям московской конференции La Conference Luxe & Digital. Зал встречает слова французского специалиста недопонимающими лицами.

В 2012 году Россия занимает 56 место в ежегодном рейтинге Всемирного экономического форума по развитию информационно-коммуникационных технологий, пишет «Коммерсантъ». Первые три места за Швецией, Сингапуром и Финляндией. Если сравнивать с рейтингом прошлого года, Россия поднялась аж на 21 ступень и теперь соседствует уже не с Тринидадом и Тобаго, Сальвадором, Гамбией и Мексикой, а с Казахстаном и Панамой.

Неужели российская «цифровая культура» настолько провинциальна? И главное ― почему?

«Цифра» против «серости»

― Цифровые технологии для российского бизнеса, конечно, важны, но есть два вопроса, ― говорит управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners Александр Галицкий в беседе с Executive.ru. ― Первый вопрос: кто и как изучает эффективность «цифры»? Второй: кто и как противостоит этой эффективности? Потому что в «серой зоне» многое позволено. А в прозрачной «цифровой зоне» ― нарушать правила гораздо сложнее. «Цифра» меняет наше поведение в бизнесе и в повседневности. С «цифрой» мы становимся более открытыми для окружающих и в некотором смысле более уязвимыми. Приходится выверять каждый бизнес-шаг и высказывание. Это меняет культуру. Многие к этому просто не готовы, им удобнее жить по-старому.

Уровень «цифровой культуры» в компаниях зависит от людей, которые принимают решения, справедливо замечает Анатолий Ларин из Touch Instinct, компания разрабатывает мобильные приложения для смартфонов. По его мнению, в государственных учреждениях и больших корпорациях все еще главенствуют люди, которые мало пользуются информационными технологиями, поэтому они просто не знают, как можно использовать «цифру» и какую пользу можно получить от внедрения.

Генеральный директор креативного агентства Red Keds Виталий Быков связывает слабое проникновение «цифры» в том же маркетинге с инертностью крупных компаний, для которых в первую очередь важны «охватные показатели».

― В российском интернете уже больше 50 млн пользователей, но никто до сих пор не ответил на вопрос, как их всех охватить проще, чем на ТВ, ― говорит Быков. ― Зато только в digital-маркетинге можно посчитать точную конверсию коммуникаций в продажи.

«Цифра» отбирает кусок пирога у офлайна

Эмоциональное обращение Николя Кемла, что «цифра» меняет бизнес-модели в лучшую сторону, не лишено смысла. Компании, выстраивающие бизнес в России на «цифре», вполне успешны. В 2006 году «Химмашбанк» получил новое название «Тинькофф Кредитные Системы», переориентировался на физических лиц и перевел большинство услуг в онлайн. Последние несколько лет, по словам вице-президента по маркетингу «ТКС» Олега Анисимова, банк удваивает масштаб бизнеса каждый год.

― Российские компании могут обернуть такой недостаток, как отставание в использовании IT, в преимущество ― перескочить несколько стадий, через которые компании на Западе уже прошли, и сразу воспользоваться лучшими технологиями, ― говорит Олег Анисимов. Например, при старте нашего банка в 2007 году мы сразу использовали лучшие на тот момент технологические решения, получив инфраструктуру, которой на тот момент не было у многих иностранных банков. Те, кто игнорирует потенциал «цифры», сами лишают себя места в будущем. Информационные технологии, мобильные коммуникации стали частью частной жизни и будут только увеличивать свое влияние на нее. Значит, завоевывать потребителя иными способами становится все менее эффективным занятием.

― Цифровая модель ― это жизнь в движении, это маленький компьютер, который вместе с человеком 24/7, ― говорит Анатолий Ларин из Touch Instinct. ― Это медленный интернет, стихийные и неудобные места использования: на ходу, в метро, в машине. Это новые возможности. Возможность узнать, где человек находится, узнать, что он видит. Нужно учитывать все эти ограничения и возможности и постараться стать частью этого нового образа жизни.

«Цифра» позволяет изучать и воздействовать на рынок и потребителя новыми способами, уверен Александр Галицкий из Almaz Capital Partners, к тому же «цифра» полностью меняет логистику.

― Я могу устранить многих посредников, заменив их «цифровыми агентами», ― говорит Галицкий. ― Меняются бизнес-модель и цепочка создания ценности (value chain). Некоторые элементы цепи просто исчезают, потому что они перестают быть необходимыми, их место занимают цифровые решения. Меняются принципы общения государства с человеком, производителя с человеком, и наоборот.

― Появилось целое поколение молодых людей, которые не смотрят телевизор, осознанно выбирают товары и очень быстро меняют свои предпочтения, ― говорит Быков. ― Бизнес должен это учитывать, особенно в отрасли B2C.

«Цифра» в цифрах

Добавим статистики. В 2011 году Россия по количеству пользователей интернета вышла на первое место в Европе (50,8 млн человек), обогнав Германию. Интернетом пользуется почти 43% взрослого населения России, к 2014 году ожидается рост свыше 70%, приводит цифры Олег Анисимов из банка «ТКС».

Растет число пользователей и мобильного интернета, их уже 43 млн человек (или 28% населения), добавляет Анатолий Ларин из Touch Instinct, ссылаясь на исследование J’son & Partners. Объем трафика в мобильных сетях увеличивается в 2–2,5 раза за год, а стоимость 1 Мб снижается в 1,5 раза ежегодно. Ожидается, что к 2014 году число пользователей мобильного интернета вырастет до 53 млн.

Люди уделяют мобильному интернету все больше времени. Ларин приводит данные аналитической компании Flurry, согласно которым жители США посвящают мобильным приложениям 94 минуты в день (годом ранее ― 81 минуту), при этом время потребления через компьютеры с фиксированным доступом сократилось до 72 минут. Этот тренд касается пользователей по всему миру, а не только США. Чтобы убедиться в этом, Ларин предлагает проехаться в общественном транспорте и взглянуть, чем заняты окружающие. Все едут, уткнувшись в экраны смартфонов или планшетов. На что уходит время человека в мобильном интернете? По данным Flurry, 49% времени люди посвящают играм, 30% ― социальным сетям, 7% ― развлечениям, 6% ― новостям, остальные 8% ― категория «прочее».

«Цифра» развивается и за МКАДом

Считается, что регионы отстают от Москвы в плане использования новых технологий. На деле все иначе.

― Публика в регионах иногда гораздо более продвинутая и интересная по моей теме, чем в Москве, ― заявлял ранее директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков в интервью Executive.ru. ― Например, в Новосибирском Академгородке самая интересная модель образования в хайтеке. Про Татарстан вообще молчу. Это лучший образец правильного климата для сочетания бизнеса и университета. Москва даже близко не стоит. Большинство идей, которые я закладываю в программу «Молодые профессионалы», я нашел в Новосибирске, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.

Александр Галицкий из Almaz Capital Partners тоже считает Казань перспективным регионом относительно внедрения «цифры». Правда с оговоркой, что пока в Татарстане «оцифровываются» в основном государственные учреждения и создается электронное правительство, хотя для России это нормально: сначала за дело берется государство, а позже подхватывает и бизнес.

― Радует, что в России действительно появляются центры технологической экспертизы, ― отмечает Виталий Быков из Red Keds. ― Например, недавно в Ульяновске прошла конференция «Стачка». Собрались компании по разработке CMS для интернет-магазинов. Место было выбрано не случайно, крупнейшие компании в области разработки CMS находятся именно в Ульяновске. И эти компании работают во всем мире, создавая достойную конкуренцию для западных аналогов. То же можно сказать про Пермь, Новосибирск, Питер, Екатеринбург. В этих городах существуют представительства и центральные офисы предприятий с успешным бизнесом в интернете, производстве софта.

«Цифра». Ошибки. Угрозы

Россия движется в digital-направлении семимильными шагами и этому движению ничего помешать не может, уверен Виталий Быков из Red Keds. Если взять отрасль рекламы, то ежегодно прирост digital-бюджетов составляет минимум 60%, говорит Быков, ссылаясь на данные отчетов TNS.

Анатолий Ларин из Touch Instinct связывает будущий успех «цифровой культуры» в России с проникновение мобильных технологий в бизнес и повседневность. Для начала в России должно появиться достаточное количество смартфонов. Надо дорасти хотя бы до уровня США, где доля смартфонов на рынке составляет 49%. Плюс к этому, по мнению Ларина, компании разработчики должны объединиться с целью целенаправленного просвещения российского бизнеса о возможностях мобильных технологий.

― Главная, на мой взгляд, ошибка в непонимании размера аудитории, ее потребностей и своих целей, ― продолжает Ларин. ― Часто делают мобильные приложения как копии сайтов, без учета особенностей смартфонов и условий их использования. Вторая ошибка ― отсутствие в компании человека, который отвечал бы за мобильное направление.

Венчурный инвестор Александр Галицкий видит главную угрозу для российской «цифровой культуры» в медленной борьбе с коррупцией. Коррупция удерживает экономику в тени, что для «цифры» неприемлемо. Все остальное, считает он, в том числе и технологии, люди в России осваивают достаточно быстро.

― Основная ошибка в том, что компании рассматривают цифровые технологии как способ улучшить какие-то операции, ― говорит Галицкий, ― но не видят в «цифре» возможность изменить бизнес-модель.

Благодарим Дарью Батухтину за помощь в подготовке материала.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сауле Баймухаметова
Финансовый директор, Казахстан

Фото я так полагаю символизирует Казахстан? )

''Россия заняла 56 строчку рейтинга стран мира по уровню развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), говорится в отчете Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2011-2012 гг. Год назад в аналогичном документе ВЭФ Россия занимала 77 место, но за год изменилась методика составления рейтинга, поэтому сравнивать эти показатели некорректно, пояснили CNews составители отчета.

Рейтинг развития стран мира в сфере ИКТ – Networked Readiness Index 2011-2012. включает 142 государства и является зеркалом, отражающим наличие условий для использования информационных технологий. Казахстан занял в списке 55 место, обогнав и Россию, и Азербайджан, и Узбекистан, и Украину.

РК набрал 4.03 балла по сетевой готовности. Лидеры списка, Швеция (5.94), Сингапур (5.86) и Финляндия (5.81). А соседями Казахстана в рейтинге стали Бруней, Маврикий, Турция и Китай сверху, Россия, Панама, Коста-Рика и Греция снизу''

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.