Социальные сети пришлись по вкусу россиянам. Наши соотечественники – самые активные пользователи онлайн-сообществ, говорится в отчете исследовательской компании comScore. В среднем они проводят в социальных сетях 6,6 часа в месяц при том, что среднемировой показатель почти вдвое ниже – 3,7 часа. В апреле самым популярным у жителей Рунета стала сеть «Вконтакте» (14,3 млн уникальных пользователей в месяц), на втором месте «Одноклассники» (почти 7,8 млн), на третьем – «Мой Мир@Mail.ru» (6,3 млн). В comScore подчеркивают, что социальные сети привлекли 59% (или почти 19 млн) из 31,9 млн пользователей интернета в нашей стране. Скорее всего, это не предел. Весьма вероятно, что включившаяся в мировое интернет-состязание Россия догонит весь остальной мир, где обитателями социальных сетей является две трети от 1,1 млрд всех пользователей интернета.
Авторы исследования из comScore попытались объяснить, почему наши соотечественники «зависают» в социальных сетях дольше, чем кто бы то ни было. Главная версия: Россия – большая страна, и сети здесь – способ коммуникации людей из разных регионов. Однако опрошенные Executive эксперты не склонны считать геополитический фактор определяющим. Более того, у них есть свои взгляды на причины фантастической общительности россиян.
Директор по методологии отдела качественных исследований российского офиса Ipsos Сергей Шейхетов не считает отраженное в исследовании comScore первенство России сенсацией. По его словам, это, скорее, закономерный итог развития интернет-технологий. Бум социальных сетей, с одной стороны, вызван распространением широкополосного доступа в офисах и дома. С другой - эксперт также связывает рост популярности онлайн-сообществ с ускорением темпа жизни: «Социальные сети идеально вписаны в ритм существования современного человека. У людей остается все меньше времени на личное общение и встречи с друзьями: надо постоянно учиться, работать и заниматься другими делами. Онлайн-сообщества дают возможность свободно познакомиться и пообщаться».
Доктор социологических наук, ведущий аналитик Фонда «Общественное мнение» Лариса Паутова видит корни популярности онлайн-сообществ в области динамики социальных изменений. Эта динамика отчасти объясняет стремительный взлет «Одноклассников». Несмотря на второе место в рейтинге популярности, «Одноклассники» сделали то, что никак не удавалось более молодым и «продвинутым» проектам, - привлекли к мониторам компьютеров достаточно зрелую аудиторию. Всем интересно посмотреть, как разбросала судьба бывших одноклассников и однокурсников. Этот фактор, помноженный на сентиментальность и отсутствие аутичного индивидуализма у наших людей, продолжает лить воду на мельницу онлайн-сообществ. «Пронизанные мифологией «школьного вальса», первой любви и студенческого братства, разбросанные по всему свету, однокашники ностальгически разыскивают друг друга. Немаловажный аспект – демонстративность, любовь наших сограждан к показу своих достижений, желание «не отстать от людей», - объясняет популярность социальных сетей Лариса Паутова.
Кроме того, сети послужили заменой утраченным социальным связям: в современной России разрушены многие традиционные социальные нити, такие как соседские или родственные отношения. Коллега зачастую оказывается ближе современному «белому воротничку», нежели сосед по лестничной площадке или братья-сестры. Однако Лариса Паутова подчеркивает, что коммуникации на работе все же не способно компенсировать тягу к «простому человеческому общению». А сети позволяют горожанину, замотанному в офисе и пробках, поддерживать и развивать социальные нити: приехать к другу не всегда успеваешь, а вот черкнуть пару фраз можно и на работе. Можно предположить, что россияне оказались не готовы к гибели старых социализирующих институтов, к мощному натиску жесткой рыночной и офисной культуры. Как следствие - увлечение сетями, поясняет ведущий аналитик ФОМа.
Сергей Шейхетов также указывает на чисто утилитарную функцию социальных сетей. Как правило, потребительские онлайн-сообщества представляют собой базу знаний по какому-либо продукту, обеспечивают для вступивших в коммьюнити особые условия по использованию этого продукта и так далее. В связи с этим общение в социальных сетях обретает вполне конкретный практический смысл.
Собеседники Executive не исключают, что сети стали для россиян суррогатами отсутствующих в реальной жизни социальных институтов. Сергей Шейхетов считает, что это в первую очередь относится к блогам: в LiveJournal есть масса сообществ, которые на Западе есть в оффлайне, а в нашей стране имеют исключительно виртуальную природу. Дискуссионные клубы различных тематик, объединения по интересам, околополитические кружки – все они существуют «в реале», имеют свою организационную структуру, помещения для встреч и так далее. «В России горизонтальные связи между людьми не развиты, потому что не развито гражданское общество, - говорит Сергей Шейхетов. – Вот и стали сообщества выходом такого рода энергии».
Эксперты любят обвинять виртуальный мир в том, что он ценой восполнения потребности в общении отдаляет человека от традиционных институтов – семьи, религии и тому подобного. Лариса Паутова считает это обвинение слишком жестким. По ее мнению, поголовное погружение в интернет всего российского общества – дело будущего. То, что происходит сейчас, - это естественные изменения социальных институтов, препятствовать которым не имеет смысла. Поэтому консерваторы пока могут спать спокойно. Интернет-аудитория – активные, достаточно образованные и мобильные люди. Они изначально больше нацелены на индивидуализм, а значит, легче вписываются в механизм социальных сетей, где основными «узлами» являются интересы индивида, а не интересы целого. «Результаты исследования comScore интересны выявленным противоречием между ценностями российской культуры и настроениями достижительной части общества», - подчеркивает ведущий аналитик ФОМа.
Особое мнение
Сергей Колесников, директор департамента маркетинга ОАО «КамАЗ»
У меня двоякое мнение о мегапопулярности социальных сетей в России. С одной стороны, лично я из-за недостатка времени общаюсь только на E-xecutive, изредка - на «Профессионалах» и RB. В «Одноклассники» захожу раз-два в неделю – сообщения посмотреть, друзей с днями рождения поздравить. С другой стороны, о любви россиян к социальным сетям знаю не понаслышке: моя дочь почти круглосуточно сидит «Вконтакте».
На мой взгляд, популярность онлайн-сообществ вызвана двумя причинами. О первой уже сказали эксперты: интернет стал чем-то вроде суррогата гражданского общества, которое в России так и не возникло в оффлайне. Благодаря простоте общения любой человек, даже очень застенчивый в реальной жизни, может высказать свое мнение. Вторая причина – практически полная безнаказанность. В сетях можно вытворять, что хочешь, зарегистрировавшись «мультом». Даже у меня «по детству» такой «мульт» был.
Мотив вступления в сообщества был по большей части профессиональным. В 2001 году я возглавил коммерческую и маркетинговую службу одного крупного (3,5 тыс. человек) предприятия в предбанкротном состоянии. Для решения массы вопросов нужна была информация, советы более опытных людей. Постепенно остался один E-xecutive - из-за серьезного состава участников и их готовности помочь, разноплановости тем, малого количества «мультов», хорошего модераторства.
Александр Шувалов, генеральный директор ЗАО Anhel GmbH
Я объясняю для себя популярность онлайн-сообществ следующим образом:
1. Участники социальных сетей не реализовались или не состоялись в реальной жизни. Они, как правило, имеют аккаунты «Вконтакте» или ведут блоги на LiveJournal или другой платформе.
2. Люди хотят «приключений, за которые им ничего не будет». Это пользователи Mamba, Loveplanet и так далее.
3. Люди объединяются по интересам. Возможно, это и есть упоминаемый вашими экспертами суррогат гражданского общества, которое так и не возникло в реальной жизни.
4. Люди ищут дополнительные знания в конкретных областях (Executive, Bankir, Klerk).
Меня нет ни в «Одноклассниках», ни «Вконтакте». Но я есть на Executive, Klerk и Bankir, чтобы иметь возможность обсуждать возникшие проблемы при управлении предприятием, учиться у других на их опыте, получать конкретные ответы на интересующие меня вопросы. В то же время, я зарегистрирован и на Mamba. Почему? Потому что у меня нет времени и возможности в реальной жизни искать «приключения, за которые ничего не будет». :-)
Популярность социальных сетей в России я бы объяснил особенностями русского менталитета. Общественная система не позволяет жить так, как каждый из нас хочет. Возможность самореализации появится нескоро, поскольку ее возникновению не способствуют ни система воспитания, ни система обучения. Люди поступают не так, как хотят на самом деле, - работают не там, где должны, женятся не на тех, кого любят, и так далее. Думаю, в нашем обществе не больше 20% гармоничных людей. Вот и получается, что остальные пытаются реализовать себя в виртуальном мире и компенсировать то, чего не получилось достичь в мире реальном.Выдвинутые экспертами версии фантастической популярности социальных сетей у российских пользователей интернета – всего лишь гипотезы. Используют ли отечественные «интернетчики» онлайн-сообщества как способ общения с друзьями и коллегами из разных регионов? Заводят ли аккаунт на «Одноклассниках» в приступе ностальгии по «школьным годам чудесным»? Стремятся ли показать, что у них в жизни «все как у людей»? Пытаются построить в Сети виртуальное подобие гражданского общества? Точно установить причину «зависания» России в социальных сетях пока невозможно. Скорее всего, большая часть нашей аудитории, кроме E-xecutive, состоит еще в ряде сообществ и является пользователями социальных сетей. Что двигало вами, когда вы нажимали заветную кнопку «Регистрация»? И что, по-вашему, является главной приманкой для новых рекрутов социальных сетей? Не стесняйтесь высказываться в форуме под статьей. Ждем ваших комментариев!
Фото: pixabay.com
Решила написать свой комментарий, потому что тоже провожу какое-то количество времени в сетях. И очень часто встречаю опросы - что же сподвигло на вступление в виртуальное сообщество. И всегда интеерсно читать ответы - они разные. И выявить главную причину очень сложно. Как в случае со статистическими данными - например, средняя заработная плата - и цифры. А в этой 'средней' и зарплата нянечки в детском саду, и доход топ-менеджера, например, банка. Так и в причинах вступления в сообщество - от закомплексованности в реальном общении до активного продвижения своего личного бренда.Напишу о себе :-). В LiveJournal пишу, потому что очень нравится 'тренироваться' в дискуссиях, прочтениях других текстов, нравится видеть, как воспринимаются мои тексты- это позволяет учиться выражать мысли. Реализация себя - тоже, но не потому, что в реальной жизни нет сферы приложения. Опыт писательства - пока как хобби. :-)В сообщество E-xecutive вступила, чтобы наблюдать тенденции в сфере развития управленцев, чтобы понимать запросы тех, с кем работаю (я провожу бизнес-тренинги для управленцев). Кроме того, получаю опыт управления - в конкретных примерах, 'примеряю' на свой опыт. Опять же, тренируюсь :-).В Одноклассниках зарегистрирована, но захожу крайне редко, мало ностальгирую по прошлому. В начале поддалась общей тенденции - найти однокашников, узнать как они, да и себя показать! Но быстро остыла. Может быть, ошибаюсь ( в своём глазу и бревна не замечаем), но меня общение в Сети не отдаляет от традиционных институтов - семьи, бизнеса и т.п. Вероятно, потому что оно является частью моего бизнеса и я осознаю цели - для чего я вступаю в сообщество.
Меня нет ни в «Одноклассниках» ни в «Вконтакте». Почему? Не интересно. Люди с которыми я хочу общаться, я и так общаюсь, как online так offline. Если откровенно, я не вижу для себя практической ценности в ресурсах подобного рода. Мне ближе блоги. Долгое время зависала на @дневниках, теперь имеется автономный блог [URL=http://maverick-marketing.ru]Театр одного маркетолога[/URL] :!: Как видно из названия, блог о маркетинге, так что милости просим всех интересующихся :D
Когда-то завёл анкету на 'Одноклассниках', но потом удалил. Ностальгии по людям, ушедшим из моей жизни, совершенно не испытываю. А вот 'В контакте' использую именно как средство коммуникации: тех, с кем охота сохранить контакт, действительно разбросало не только по всей России и СНГ, но и по далёкому зарубежью. Так что раз в день захожу туда, проверить, кто и что написал, поздравить людей с днями рождений. А так согласен с Викторией, мне ближе блоги.
Абсолютно согласен с Антоном по теме 'Одноклассников' и 'Контакта'. Одноклассники - ностальгия по прошлому, она мало характерна для Москвы и СПб. А Контакт - средство коммуникаций, такой же, как скайп, мэйл, итд. Для меня список 'друзей' в Контакте - сообщество интересных друг другу людей, которые в реале, конечно могут встретиться, но в абсолютно другом формате. И списки 'друзей' каждый формирует сам для себя, как правило, очень придирчиво. Очень радует возможность разграничения доступа. И вообще, пока у нас нет единого банка данных по людям, в мировом масштабе, социальные сети заполняют и эту нишу. Например, перед звонком незнакомому человеку (я работаю в активных продажах) хочется обладать как можно более полной информацией о нем. И все социальные сети дают такую возможность. Плохо, что между сетями нет механизма коммуникации... Регистрироваться во всех сетях - долго и непродуктивно.По поводу асоциального поведения. 'Мультов' - давить безжалостно. Зачем тратить ресурсы сети на 'виртуалов'? Плюс, если каждый пользователь будет знать, что его поведение может быть не анонимным, а увиденным любым, ну скажем потенциальным партнером, он сто раз подумает, прежде, чем в анкете в 'увлечениях' писать, например, наркотики или водка...
[b]Александр Лоцманов[/b]А как руководство вашей компании относится к сидению сотрудников 'Вконтакте'?
Ответить на вопрос, почему в России народ так активен и общителен в интернете (многомиллионные социальные сети, да ещё в режиме онлайн) однозначно невозможно. Ответов и факторов только из-за многогранности интернета будет множество, и они уже многие были озвучены в комментариях к данной статье. И всё-таки, почему возникло такое уникальное явление в интернете, и, прежде всего на просторах Рунета? Главная версия самой исследовательской компанией была определена, вот только опрошенные эксперты E-xecutive, у вы! не считают геополитический фактор главным!? Эксперты перечисляют многие важные причины, начиная с распространения интернет-технологий, дошедших даже до «медвежих» уголков России, ускорения темпа жизни, динамики социальных изменений, разрушения традиционных социальных отношений между людьми и народами (соседство, родственные и пр.). Поэтому, главная версия, главный фактор был почти «скомкан», а он виден со всех сторон - он проявляется именно в уникальности самой России! Так в чём эта уникальность? Во-первых, в традиционно большой стране, больших территориях и большом количестве наций и народов, которые впервые получили возможность так свободно и главное быстро получать информацию друг о друге. Это и есть – геополитический фактор! Традиционная и насущная дружба народов, национальные праздники и фестивали, доступность и простота общения – практически ушли в прошлое. Да, разрушение социальных отношений в СССР и России, произошедшее в 90-е годы, лукаво замаскированное его «организаторами», под безобидным словом, ставшим уже притчей во языцех - «перестройка», является, чуть ли не главным фактором, но сегодня оно быстро компенсируется благодаря Интернету, тем самым, продвигая Россию в лидеры по социальным сетям. Как и прежде мы стремимся к этой дружбе и общению между народами России.