Как будет развиваться российская топливная отрасль до 2030 года

Несмотря на то, что прошедший 2022 год стал для всей страны переломным, беспрецедентные санкции и колоссальное экономическое давление западных элит не смогли нанести урон отечественному Топливно-энергетическому комплексу (ТЭК). Исходя из «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», которая была разработана и принята правительством еще в 2009 году, ее второй этап – переход к инновационному развитию и формирование инфраструктуры новой экономики – планировалось завершить в прошлом году.

ТЭК должен был вырасти в абсолютных показателях и в настоящее время уже ориентироваться на технологический прорыв. Но по известным причинам этого не произошло. На мой взгляд, мы задержались на втором этапе из-за санкций и западного давления, но из сложившейся ситуации можно сделать выводы, которые толкнут топливную отрасль вперед и помогут наверстать упущенное.

Не благодаря, а вопреки

Невзирая на санкции и прочие действия Запада, а также других недружественных для нас стран в 2022 году отечественный ТЭК проявил устойчивость и стабильность, на что указывают: бесперебойное снабжение потребителей газом, углем нефтепродуктами, и удержание цен на последние ниже уровня инфляции. Это было отмечено на заседании коллегии Министерства энергетики в конце прошлого года. Был полностью удовлетворен спрос на моторные топлива, цены на бензин практически не изменились, а на дизель выросли, но в пределах инфляции.

Средние цены производителей на бензин автомобильный и дизельное топливо в декабре 2022 года, цена указана в рублях за литр

По данным «Девон», сегодня в России насчитывается около 30 крупных НПЗ и 80 малых нефтеперерабатывающих заводов. Например, Омский НПЗ, «Рязанская нефтеперерабатывающая компания». В прошлом году они переработали около 276 млн тонн нефти, что на 3,5% меньше, чем в 2021 году. При этом производство автомобильного бензина и дизельного топлива выросло на 3,6% и 5,4% соответственно. А вот производство мазута сократилось на 6,9%.

На фоне сложностей работы в условиях санкций, проекты по модернизации нефтеперерабатывающих заводов не свернули, а потоки наших энергоресурсов оперативно были переориентированы на рынки дружественных стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки. По статистике за 9 месяцев 2022 года экспорт нефти государствам-партнерам вырос почти на 25%. Это позволило сохранить общие объемы экспортных поставок, поэтому снижения продаж топлива за рубеж не произошло.

Текущие проблемы топливной отрасли

В первую очередь, это нехватка финансирования. Каждый год весной и в начале лета нефтеперерабатывающие заводы производят профилактический ремонт оборудования. Это снижает объем предложения на рынке и стимулирует рост цен. В результате при прежнем уровне оборотного финансирования компании, которые занимаются торговлей и перевалкой топлива, могут позволить себе меньший объем продукта, что сказывается на их финансовом результате в целом. Решению этой проблемы может помочь реализация инвестиционных проектов по модернизации перерабатывающих и обрабатывающих мощностей.

Второй важнейший вопрос – безопасность. Учитывая текущую геополитическую ситуацию, этот вопрос стоит как никогда остро. Например, мы находимся в Краснодарском крае, и каждый день читаем новости, исходя из которых, вероятность диверсий ежедневно возрастает. И это не беспочвенные страхи. Например, по информации СМИ от 28 февраля этого года в 100 метрах от нефтехранилища нефтебазы Туапсинского НПЗ взорвались два беспилотника со взрывчаткой, в результате чего произошел сильный пожар. Такая ситуация подстегивает нас усиливать меры безопасности и осуществлять дополнительные расходы в этом направлении.

Перспективы развития и новые проекты

Еще в далеком 2015 году, Правительство ставило задачу по импортозамещению в переработке нефти, однако на текущий момент ситуация не сильно отличается от прежней. Оборудование для глубокой переработки большей частью производится недружественными странами, что усложняет задачу и в части расширения фондов, и в части ремонта и обслуживания. Поэтому на сегодняшний день стратегически важно развивать инфраструктуру нефтегазового комплекса, осваивать производство отечественного оборудования и расширять возможности транспортировочной отрасли.

Невзирая на происходящие события, топливная отрасль не стоит на месте. Строятся новые заводы, действующие предприятия внедряют новые технологии. В частности, уже в этом году Омский Нефтеперерабатывающий завод планирует запустить комплекс первичной переработки мощностью 8,4 млн тонн в год. До 2024 года Ярославский НПЗ построит комплекс глубокой переработки нефти. Московский нефтеперерабатывающий завод в Капотне ведет строительство комплекса глубокой переработки нефти, завершить которое планируют к 2025 году. И это далеко не все.

Ведущие нефтеперерабатывающие комплексы страны, несмотря на кризис, продолжают масштабные программы модернизации, а также инвестируют в проекты по увеличению и углублению переработки нефтесырья. Например, в 2022 году «Танеко» было освоено 52,7 млрд рублей инвестиций от компании «Татнефть», которые были направлены на строительство четырех установок для увеличения глубины переработки нефти. Завершить его планируется до конца 2026 года.

Вместо заключения

Исходя из всего вышеописанного, следует сделать определенный вывод: никакие сложности не помещают развитию топливной отрасли Российской Федерации. В частности, наша страна смогла перенаправить значительный объем экспорта нефти из ЕС в другие страны и новые антироссийские санкции не смогут нанести нам хоть какой-то значительный урон.

Текущим игрокам стоит сделать акцент на модернизацию и импортозамещение необходимого оборудования, что позволит повысить эффективность работы и снизит риски в случае его поломки. Из более гибких направлений стоит обратить внимание на логистику и расширение возможностей по дополнительному финансированию компаний – участников рынка топливной отрасли.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Не понял - цены на бензин в таблице почему такие?))) На заправках выглядят совершенно иначе...

Генеральный директор, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:

Не понял - цены на бензин в таблице почему такие?))) На заправках выглядят совершенно иначе...

Да уж. Давно таких не видел.

Адм. директор, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
Не понял - цены на бензин в таблице почему такие?))) На заправках выглядят совершенно иначе...

Так это на реальных заправках... А в таблице - скорее всего, мифические отпускные цены...

По затронутой теме: нравится это указанным отраслевикам или нет, но "в очереди на раздачу" им придётся сдвинуться на несколько позиций вниз...

А модернизацию НПЗ нужно было проводить в девяностые, когда их настойчиво уговаривали делать ЭТО, а не деньги по заграницам прятать...

Аналитик, Москва

Коллеги, мы все вроде как на автомобилях. Вы не в курсе, что ещё лет 15 назад общественность билась за изменение структуры цен в топливе? Что доля налогов в топливе на заправках больше 50 процентов? Удивительно! Вопрос так и не сдвигается. 

В таблице цены производителя. 

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Коллеги, мы все вроде как на автомобилях. Вы не в курсе, что ещё лет 15 назад общественность билась за изменение структуры цен в топливе? Что доля налогов в топливе на заправках больше 50 процентов? Удивительно! Вопрос так и не сдвигается. 

В таблице цены производителя. 

Да, основная часть цены на топливо - налоги, акцизы и сборы.

См. https://journal.tinkoff.ru/toplivo-stat/

Начальник участка, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:

Не понял - цены на бензин в таблице почему такие?))) На заправках выглядят совершенно иначе...

Какая то путаница в табличке. По таким ценам произвести бензин нельзя. 
Цена 1л бензина= цена 1л нефти /глубину переработки+ акциз на топливо+ затраты производственные примерно 10%+прибыль около 10% + 2р доставка до заправки.

стоимость нефти 50дол за баррель это 23рубля стоит 1 л нефти
акциз на бензин 10р15 коп
Итоговая цена= 23/0,8 + 10,15+ 3,5+3,5+2= 47,9р.


Адм. директор, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
Цена 1л бензина= цена 1л нефти /глубину переработки+ акциз на топливо+ затраты производственные примерно 10%+прибыль около 10% + 2р доставка до заправки.

Вспоминаем, что есть ещё крекинг...

Евгений Равич пишет:
Да, основная часть цены на топливо - налоги, акцизы и сборы.

Вот хотя бы "сборы" требуется исключить, чтобы убрать перекос... По крайней мере на период, пока границы потеряли пропускную способность, и потребитель в основном "свой"

Начальник участка, Москва
Сергей Алейников пишет:
Алексей Уланов пишет:
Цена 1л бензина= цена 1л нефти /глубину переработки+ акциз на топливо+ затраты производственные примерно 10%+прибыль около 10% + 2р доставка до заправки.

Вспоминаем, что есть ещё крекинг...

 

Те кто не в курсе на установках АВТ отбирают пропан-бутан, бензин, керосин, соляр, от всего этого остается остаток 20-30% мазут. Этот мазут на энергетику установки идет или дальше разбирается масла, парафин, битум, кокс (не кокаин, а есть нефтяной кокс - типа угля вспененного).
А установки гидрокрекинга или кат крекинга это когда бензин и соляр из нефти отобрали ,подогрели остатки до 350С и 250атм, нефть крекинговалась и можно снова отбирать бензин и соляр. Глубина переработки глубже 0,95-0,98, но энергетика установки требует газа для поддержания температур и давлений. 
Но экономика продукта примерно и там и там примерно одинакова. 

Я участвовал в строительстве установок нефтяных:
- блок ароматических углеводородов г Кириши;
- ЗГПН Кириши (гидрокрекинг);
- Установка сероотчиски нефти г Кстово;
- Установка замедленного коксования г Волгоград;
- Установка гидрокрекинга г.Нижнекамск;
- Установка ЭЛОУ-АВТ Волгоград;
- Резервуарный парк Волгоград;

Плюс по мелочи капремонты и реконструкции.  

Адм. директор, Санкт-Петербург
Алексей Уланов пишет:
Я участвовал в строительстве установок нефтяных:

А в эксплуатации?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Алексей Уланов пишет:
Этот мазут на энергетику установки идет или дальше разбирается масла, парафин, битум, кокс (не кокаин, а есть нефтяной кокс - типа угля вспененного).

Насколько я понимаю, мазут был в занчительной степени экспортным товаром - вот никто и не парился над увеличением глубины переработки нефти. Теперь праздник кончился. и нужно мало мазута и много всего остального. Так что технологи будут перестраиваться. у них вообще нет другого выхода.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Новогодние корпоративы планируют проводить на 10% меньше компаний, чем год назад

В тройке наиболее часто называемых причин отказа от корпоративов — отсутствие такой традиции в компании, оптимизация затрат и передача праздничного бюджета на благотворительность.

58% руководителей готовы автоматизировать HR-процессы

Однако более трети компаний не имеют достаточно средств для внедрения и тестирования ИИ.

Названы самые дефицитные IT-специалисты

Эксперты провели опрос работодателей и выяснили тенденции в найме IT-специалистов.

Россияне назвали самые перспективные отрасли для трудоустройства

Большинство соискателей предпочитают работать в крупном частном бизнесе.