После 24 февраля, с началом ввода серии пакета санкций, работа международных логистических провайдеров на рынке РФ стала похожа на квест с часто меняющимися правилами: схемы доставки грузов или оплаты услуг, которые были разработаны накануне, могли стать не актуальны уже на следующий день.
Отказ крупных иностранных логистических операторов от сотрудничества с российскими контрагентами сократил провозные возможности на всех направлениях. Санкционные ограничения на экспорт товаров в Россию и Беларусь резко снизили грузопоток из Европы. Многие иностранные грузовладельцы заявили о сокращении своего присутствия на рынке РФ. Санкции к банковскому сектору повлекли сложности с международными расчетами.
Стоимость международной доставки грузов выросла в разы практически во всех сегментах международного логистического рынка. Назвать точные цифры роста трудно, поскольку рынок и цены по-прежнему нестабильны, и на разных направлениях изменения разные. Диапазон ставок из Европы в РФ в мае варьировался в диапазоне 5-18 тыс. евро за фуру.
Из-за политических проблем стремительно разрастается мировой экономический кризис, а это влечет за собой дальнейшее сокращение мировой торговли и, как следствие, снижение грузопотоков.
Как изменились логистические схемы
В дополнение к тем ограничениям, которые добровольно взяли на себя крупнейшие логистические операторы по отношению к рынку России, пятый пакет санкций запретил движение российских и белорусских автомобильных перевозчиков по территории ЕС. Ответные санкции правительства Беларуси запретили движение у себя в стране европейских перевозчиков. В результате рабочие схемы движения грузов на автомобильном транспорте между ЕС и РФ/РБ все больше сводятся к формату перевозки «в два плеча» - с перецепкой/перегрузкой на границе Беларуси.
Возможность прямой доставки грузов из ЕС в РФ европейскими перевозчиками в обход Беларуси используется все реже, поскольку ставки фрахта на такую перевозку бывают в разы выше, чем стоимость схемы с перецепкой/перегрузкой.
Из-за отказа ряда крупных морских линий доставлять грузы в российские порты набирает популярность вариант комбинированной доставки из Китая через порты Дальнего Востока по схеме: море + ж/д ускоренным контейнерным поездом. Здесь продолжают работать азиатские и российские морские линии. Работает также прямая перевозка железнодорожным и автомобильным транспортом.
Как перестроились международные деловые связи
Одним из серьезных потрясений для участников ВЭД после февраля стала невозможность дальнейших поставок по наработанным схемам из Европы. Устоявшиеся отраслевые решения резко утратили значительную часть своих возможностей. Поставки из ЕС в РФ уже в марте 2022 года снизились приблизительно вдвое по сравнению с мартом прошлого года. В отраслевом разрезе сокращение составило примерно:
- на 50% - в химической промышленности;
- более 60% - в бытовой технике;
- на 25% - в продуктах питания;
- более 45% - в целлюлозно-бумажной продукции;
- почти 40% - в стройматериалах;
- почти 30% - в FMCG;
- более 45% - в напитках;
- более 55% - в металлургии;
- более 90% - в автопроме;
- почти 40% - в сельскохозяйственной продукции;
- почти 35% - в текстиле;
- более 50% - в машиностроении.
Увеличились только поставки фармацевтической продукции на 25%.
Российские импортеры начали активно искать возможности заменить утраченных европейских поставщиков производителями в Юго-Восточной Азии, в основном, в Китае. Но это невозможно сделать быстро, поскольку:
- Китайские производители, долгое время находящиеся под прессом антиковидных ограничений и дефицита энергоресурсов, не могут резко нарастить производство для удовлетворения возросшего спроса.
- В ситуации превышения спроса над предложением китайские поставщики не торопятся быстро заключать сделки с новыми покупателями.
- Логистика из Китая остается сложной в силу антиковидных мер, а также по причине отказа крупнейших морских линий работать с российскими портами.
- Пропускная способность приграничных автомобильных пунктов пропуска с Китаем остается ограниченной.
На какие услуги вырос спрос
В результате всех произошедших событий растет доля 3PL-услуг в общем обороте логистического рынка. Этому способствуют следующие обстоятельства:
- Изменение направлений международной торговли с Запада на Восток, а в этом направлении работают в основном мультимодальные логистические схемы.
- Резкое снижение возможностей прямой доставки грузов в/из Европы одним автомобильным перевозчиком – перевозка в два плеча с перецепкой/перегрузкой на границе предполагает уже комплекс услуг и организацию работы с несколькими подрядчиками.
- Крупные 3PL-операторы имеют больше возможностей обходить ограничения с международными платежами.
Большинство российских международных автомобильных перевозчиков, не ведущих своей полноценной экспедиционной деятельности, сегодня вынуждены работать с экспедиционными компаниями вместо прямых заказчиков.
Стратегии развития
В июне компания TELS GLOBAL перешла от формата антикризисного управления к своему обычному корпоративному управлению, что является показателем адаптации бизнеса к сегодняшним реалиям. Возобновился прием на работу персонала и финансирование части корпоративных социальных программ, вернулись к реализации приостановленных ранее проектов по модернизации бизнес-процессов, развитию отношений с поставщиками.
Компания не отказалась от ключевых пунктов разработанной ранее стратегии, поскольку достижение установленных целей не противоречит текущему развитию событий. Но тактика работы с разными географическими сегментами потребовала корректировки.
Европейский и, условно, евразийский рынки резко и значительно дистанцировались друг от друга. Перспективы торговли России с Евросоюзом пока неопределенные со знаком «минус». Но это не означает, что торговля совсем прекратится, поскольку экономика успела стать глобальной.
TELS GLOBAL планирует развивать свою деятельность как на внутриевропейском, так и на евразийском логистических рынках, и обеспечивать по мере потребности логистику между ними. Под «евразийским рынком» подразумеваются и регионы Юго-Восточной Азии, где компания работает уже давно и организует транспортную логистику для своих клиентов.
Узнать больше об услугах компании можно на сайте TELS GLOBAL
Парнерский материал
Мне сказали, что ключевые порты Нидерландов и ФРГ сейчас отказываются переваливать контейнеры из РФ безотносительно номенклатуры - просто потому что из РФ. Так ли это?
Да, есть информация, что в Роттердаме, Антверпене и Гамбурге отказались разгружать/загружать российские грузы, а таможенные органы Нидерландов прекратили выпуск грузов на Россию. Но как это обычно происходит в последнее время - это не какая-то четкая система на основе регламетных документов, все решается на уровне участников цепочки. Кто-то кому-то может отказать, а другой терминал тоже самое грузит. В том и проблема, что это почти непредсказуемо и трудноуправляемо.
Да Александр, это вся Европа так живет. Практически все страны отказались на бумаге от нашего газа, а все равно все качают, так как понимают что без него зимушка зима будет жесткой.
Абсолютно точно. Такова правда на сегодняшний день.
И у нас тоже несколько месяцев четкое ощущение дурного квеста, который подзатянулся. Именно так. Только нашли казалось бы решение, как правила изменились. Причем не всегда даже ясно с какой стороны ждать изменений.