Давосский экономический форум, прошедший 17-20 января 2017 года, был посвящен глобальным рискам, угрожающим мировой экономике. В отчете экономистов форума, появившемся перед его началом, главной угрозой была названа экологическая обстановка. Но эхо политических событий, произошедших в 2016 году, вызвало среди гостей Давоса куда более сильный эмоциональный отклик, чем тревожная аналитика о состоянии окружающей среды.
«Мир, построенный после Второй мировой войны, рушится, его больше нет… Мир перевернулся», – выразил настроение, царившее в Давосе, Анатолий Чубайс, который участвовал в съезде мировой элиты уже в 25-й раз и рассказал в своих впечатлениях в интервью радиостанции Business FM. И действительно, лидер коммунистического Китая Си Цзиньпин выступил на форуме с «одой рыночной экономике», призвав разрушать торговые барьеры между разными странами. А новый лидер США Дональд Трамп за несколько дней до этого заявил о готовности повышать импортные пошлины, чтобы защитить американскую промышленность. Когда было такое?
Executive.ru собрал высказывания, отражающие взгляды, прогнозы и планы мировых лидеров, побывавших в Давосе-2017.
Чего боится мировая элита
Анатолий Чубайс, председатель правления управляющей компании «Роснано»: «Самое точное описание нынешнего Давоса – это ощущение ужаса от глобальной политической катастрофы… Причем, заметьте, по экономике ничего катастрофического не происходит, глобальная экономика росла в прошлом году, в 2017 году ожидается рост – 3-4%, поэтому вся эта нынешняя катастрофа – это чисто политическое явление, что, пожалуй, впервые за 25 лет».
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «По всей Европе крайне левые и крайне правые партии ищут возможность использовать для своей выгоды появившиеся возможности. Эти партии взяли на вооружение политику разделения и акцентирования на безысходности, предлагая простые ответы, утверждая, что они понимают проблемы людей и всегда знают, кого в них винить».
Нуриэль Рубини, американский экономист: «Победа на президентских выборах во Франции кандидата от «Национального фронта» Марин Ле Пен станет концом Европы».
Игорь Шувалов, первый вице–премьер РФ: «Мы заинтересованы в единой и сильной Европе... Мы с тревогой наблюдаем Brexit, и так далее... Нам не нужны никакие трещины между странами – участницами ЕС».
Си Цзиньпин, председатель КНР: «Необходимо сказать «нет» протекционизму в экономике. Да, запершись в темной комнате, вы защитите себя от дождя и ветра снаружи, но воздух и свет внутрь также попасть не смогут… Действительно, экономическая глобализация создала новые проблемы, но это не повод, чтобы совсем отказаться от экономической глобализации... Скорее мы должны адаптироваться и управлять экономической глобализацией, смягчать ее негативные последствия и обеспечивать ее преимущества для всех стран».
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Отдельные компании, особенно обладающие глобальным охватом, играют по другому своду правил в сравнении с простыми тружениками». Поэтому, отметила Мэй, деловому сообществу важно взять на себя лидерство и показать, что в мире существуют единые правила для всех.
Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка: «Киберпреступность транснациональна, и для каждой из стран в отдельности совершенно бессмысленно организовывать сепаратные расследования, которые точно приведут в тупик в связи с нехваткой экспертизы».
Шакира, певица, получившая в Давосе Хрустальный кубок за гуманитарную деятельность: «Нас должно потрясать то, что в 2017 году 250 млн детей в возрасте до пяти лет находятся в ситуации риска замедления физического и интеллектуального развития. Задумайтесь об этом на секунду. Мы говорим о населении численностью, сравнимой с США. Это трагедия для детей и колоссальная неудача для всех нас». «Вы все собравшиеся в этом зале должны сыграть в этом ключевую роль. Вы, как представители делового сообщества, можете организовывать, вы умеете это делать. У вас есть для этого людские ресурсы».
Игорь Шувалов, первый вице–премьер России: «Ужаса я здесь нигде не наблюдал, потому что я не ходил на политические сессии. Я не ходил ни на политические сессии, ни на ценностные. Я думаю, что Анатолий Борисович ходил как раз на эти сессии, где выступали политологи. Политологи крайне настороженно относятся к тому, что происходит, некоторые даже с опасением».
О новом президенте США
Анатолий Чубайс, председатель правления управляющей компании «Роснано»: «Как сказала одна из крупнейших американских участниц (форума в Давосе – Executive.ru), у Трампа-президента есть только две опции: либо он откажется от всего того, что он сказал до сих пор, либо он приведет нас всех к катастрофе».
Нуриэль Рубини, американский экономист: «Рынки счастливы после выборов (нового президента США – Executive.ru). Еще бы! Обещанные фискальные стимулы ускорят рост экономики в краткосрочной перспективе».
Андрей Костин, глава ВТБ: «Я люблю Трампа… Он реальный человек, он делает ошибки, говорит иногда неправильные вещи. Но он хорош в бизнесе. Я вчера встречался с людьми из американских банков, они говорили, что акции выросли на 30% после избрания Трампа».
Игорь Шувалов, первый вице–премьер России: «Дональд Трамп как отличный профессионал-предприниматель станет профессиональным президентом. И для того, чтобы добиться результатов для глобальной безопасности он сможет договорится с президентом Владимиром Путиным о том, как решить проблему и Украины, и другие проблемы».
Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Я убежден, что с новой администрацией США у нас будет приверженность сильному трансатлантическому партнерству».
Ли Баодун, заместитель министра иностранных дел КНР: «Каналы коммуникации (между Китаем и командой Трампа – Executive.ru) открыты».
Энтони Скарамуччи, советник Дональда Трампа: «США и новая администрация не хотят торговой войны. Мы хотим справедливой и честной торговли».
«Дефляция играет в экономике такую же разрушительную роль, как боевая космическая станция «Звезда смерти» из фильма «Звездные войны»… Мои мама и папа… идут в магазин, там цены меньше. «Почему это плохо?» – спрашивают они. Это плохо из-за того, что мы накапливаем долг в обществе». Скарамуччи заявил, что реализация экономической программы Трампа, которая предполагает упрощение регулирования и налогового законодательства, позволит разорвать спираль накапливания долга и стимулировать экономический рост.
О Великобритании после Brexit
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Я хочу, чтобы Великобритания завершила этот процесс как по-настоящему глобальная страна, которая будет играть всеобъемлющую роль в установившейся системе международного порядка». Соединенное Королевство выступит, как заверила Мэй, «как самый сильный и ценный защитник интересов бизнеса, свободного рынка и свободной торговли во всех уголках мира».
«Наше решение покинуть ЕС не означало, что мы отвергаем наших друзей в Европе, с которыми у нас есть общие интересы и ценности. Это не было попыткой дистанцироваться от них или прекратить сотрудничество, которое помогло нашему континенту быть безопасным и сильным. Успех ЕС как организации в высшей степени и полностью отвечает британским национальным интересам».
«Мы хотим получить свободу заключать новый торговые соглашения со старыми друзьями и новыми партнерами, в том числе и во всем мире. Я рада, что мы уже начали переговоры о будущих торговых связях с Австралией, Новой Зеландией и Индией. Другие страны, включая Китай, Бразилию и страны Персидского залива, уже выразили заинтересованность в заключении торговых соглашений с нами».
«Мы являемся глобальной торговой державой, которая стремится к торговле не только с европейскими странами, но и с государствами за ее пределами. В основе нашего плана, который я озвучила ранее на этой неделе, лежит стремление заключить смелое и амбициозное соглашение о свободной торговле между Соединенным Королевством и ЕС».
О будущем сырьевых рынков
Амин Нассер, гендиректор Saudi Aramco: «В ближайшие 25 лет для поддержания стабильного уровня добычи нефти в мире потребуются инвестиции в размере $25 трлн». Нассер отметил, что в мире сохраняются определенные иллюзии по поводу падения спроса на углеводороды, а также их быстрой замены альтернативными источниками энергии. Доля возобновляемой энергетики в долгосрочной перспективе будет расти, однако не станет доминирующей по сравнению с углеводородами.
Роберт Дадли, глава ВР, считает, что после вступления в силу соглашения о сокращении добычи нефти (между странами ОПЕК и рядом других нефтедобывающих стран – Executive.ru) рынки находятся в относительном балансе, и прогнозирует, что в 2017 году цена на нефть будет держаться на уровне $55 за баррель.
Халид аль-Фалих, министр энергетики Саудовской Аравии: «Страны (участницы соглашения о сокращении добычи нефти – Executive.ru) выполняют свои обязательства... Россия идет впереди графика по сокращению добычи, как и все». Министр заявил, что самые главные месторождения в Саудовской Аравии постепенно истощаются, а подрядчики повышают цены на свои услуги. Поэтому для сохранения рентабельности нужны более высокие цены на нефть.
Алексей Мордашов, председатель совета директоров «Северстали»: «Потребление стали в мире стало снова расти, но Китай замедляет производство стали, выводит мощности. Наверное, можно ожидать, что тот всплеск цен на сырье, который был, пройдет. Цены начнут потихонечку падать, но, наверное, не опустятся до таких уровней, которые были в начале 2016 года». По прогнозу Мордашова, цены на металлургическое сырье в ближайший в 2017 году год упадут в пределах 10–15%.
Источники: weforum.org, tass.ru, izvestia.ru, AFP, Financial Times, interfax.ru, rbc.ru, телеканалы «Россия», «Россия 24». Bloomberg, CNN, CNBC, Deutsche Welle, vesti.ru, vestifinance.ru, ria.ru, vedomosti.ru.
На фото: Давос. Автор: Алексей Жарков/BizFam
Эту фразу почему-то обсуждают все СМИ. Но не в ней суть ... :) Стоит почитать интервью полностью на BFM.ru:
Анатолий Чубайс: "Я попробую очень сжато описать свою позицию. Если говорить коротко, то мы говорим с вами о глобальном историческом процессе. Сейчас не поймешь, что происходит. В историческом процессе, в котором 1970-1980 годы прошлого века были апогеем либерализма, крах коммунистической системы, «тэтчеризм», «рейганомика», а поверх этого соответствующие идеологические работы, в том числе Фрэнсис Фукуяма с книжкой «Конец истории», смысл которой в том, что история закончилась, либерализм победил везде, и больше ничего не будет. После этого, как мы видим, происходит прямо противоположное. Вместо фундаментальных ценностей либерализма, таких как глобализация, демократия, мультикультурализм и другие, им на смену приходят прямо противоположные: ценности национальной идентичности, ценности страновых национальных интересов, приоритета национальной культуры и так далее ....И в этом смысле, если либералы сумеют сделать правильные для себя выводы, это означает, что они сумеют не просто из нее выбраться, а сумеют оседлать и возглавить новую волну".
Так и хочется сказать - Не дай бог!
Чубайса можно понять.
1. Если возобладают китайские тенденции, то могут начать садить не взираяя на личности и Улюкаев - "слишком много знает".
2. Если тенденции министра Орешкина "увеличивать прозрачность экономических операций" начнут развиваться, - многим олигархам придется испытать судьбу ходорковских и т.п.
В России никогда не было проблем чтобы "садить". Кто мешает - тот и сядет, если не умрёт. Даже либеральный Ельцын отправил за решётку прокурора.
Трамп пришёл лечить мир. который сошёл с ума. Правда, довольно много буйнопомешаных - могут проявить агрессию.
Можно было бы заголовок и усилить - "Давос - экономическая давильня перспектив западной экономики" или "В Давосе западная экономика давится последним куском перед пропастью" или "Давос - давка перед пропастью. Элиты запада в шоке"
Рыжий сказал правду:
Часть власть имущих вознамерилась осуществить превентивные меры по реиндустриализации США. И тем впервые выказано сомнение в возможности дальнейшего «продолжения банкета» – бесконтрольного печатанья долларов. В этом Полиграфы Полиграфовичи прозорливо углядели ужас, глобальную экономическую катастрофу.