Время сжимается… Это явный признак того, что подошел к своему завершению очередной виток спирали мирового развития. «Сжатие» проявляется в накоплении на ограниченном отрезке времени критического объема важнейших мировых событий, таких как геополитические сдвиги, переселение народов, рождение новых политических союзов и сил. Значительную роль во всех этих процессах играет Россия. Несмотря на предпринимаемые попытки ее международной изоляции, очевидно, что именно она продолжает оставаться тем самым ключом, который заводит механизм движения мировых политических сфер. Особенно это заметно в последние годы, в течение которых Россия начала проявлять себя как самостоятельный игрок, претендующий на привычную для него роль одного из мировых лидеров, смеющего проводить независимую экономическую политику.
К этому новому периоду своего развития Россия подошла, имея с одной стороны возобновленную после почти семидесятилетнего перерыва рыночную экономику, а с другой уникальный (для остального мира) опыт функционирования плановой экономики, обеспечившей мощный рывок в развитии послереволюционной России. В настоящее время на фоне улетучившихся уже рыночного романтизма и веры в общечеловеческую капиталистическую семью, первого опыта проведенных рыночных преобразований актуализировался вопрос определения экономического вектора дальнейшего развития страны. Споры по существу вопроса не утихают. Разброс мнений довольно широк от эмиссионного потопа до либерального засушивания. Истина же, как обычно должна быть где-то посередине.
С учетом этого считаю целесообразным рассмотреть наиболее приемлемые сценарии развития, которые учитывали бы, в том числе и возможности плановой экономики. На современном этапе развития экономики, общества, уровня производительных сил это возможно. Планируемая рыночная экономика представляет собой мощнейший экономический инструмент, который позволяет обойти слабые и мультиплицировать сильные стороны рыночной и государственной инициатив. Причем, они не будут являться антиподами при условии разумной организации процесса их взаимодействия. Более того такая организация позволит запустить синергетический эффект, который способен многократно усилить экономический рост (на примере японских сюданов и южнокорейских чеболей).
Действующая в настоящее время модель российской экономики сложилась под воздействием жестокой необходимости преодоления периода полураспада страны, которым сопровождался произошедший в 1990-е годы переход от плановой экономики, тоталитарного общества к абсолютной экономической свободе. Она не является собственно рыночной с точки зрения реализации принципов свободного экономического развития, но одновременно она полностью утратила уже плановые признаки. Основные факторы, которые не дают в полной степени использовать заложенный в современной российской экономической модели потенциал:
- сверхцентрализация управленческих функций в производственных, финансовых секторах, государственном управлении;
- недостаточность институциональных преобразований реального сектора отечественной экономики с вытекающими последствиями в виде оттока денежных средств, критичной зависимости от поставок зарубежной продукции и других контролируемых извне факторов.
Непосредственно в рыночном поле, особенно в регионах, остался преимущественно средний и малый бизнес, обосновавшийся в большинстве своем в сфере оказания услуг, общественного питания, мелкого производства, строительства.
Несмотря, однако, на внешне противоречивую картину, характеризующую сложившуюся в современной российской экономике управленческую модель, необходимо отметить, что она отлично подходит для продолжения преобразований и осуществления корректирующих мероприятий. С этой точки зрения ситуация даже более оптимальна, чем в «лихие» 1990-е, когда плановая экономика в стресс-режиме переходила на рыночные условия хозяйствования. Связано это с тем, что население России образца XXI века имеет практически рыночное мышление. Кроме того прошли первоначальный путь становления рыночные институты, инфраструктура, законодательство, сложилась судебная практика и так далее.
Особый интерес вызывают процессы, которые регламентируют упоминавшееся выше взаимодействие государственных и частных инициатив. Среди них частно-государственное партнерство, специальные инвестиционные контракты (СПиК), модели опережающего развития территорий и другие. То есть факторы, создающие реальные предпосылки для применения моделей эффективного взаимодействия государственных и рыночных принципов хозяйствования, развития на их основе промышленных комплексов и территорий (подобных по своему масштабу знаменитому плану ГОЭЛРО).
Таким образом, можно подчеркнуть, что сложившаяся экономическая модель вкупе с фактическим состоянием отечественной экономики являются результатом первого этапа реформирования социалистической экономики, ограниченного периодом 1988-2015 годов. Соответственно необходимо продолжать, необходимо проведение второго, корректирующего этапа реформирования, осуществить который целесообразно (с учетом времени на подготовку) в 2017-2022 годах. При этом должна проявиться именно корректирующая роль этого второго отрезка реформирования отечественной экономики, которая заключается в том, что часть применяемых в течение этого периода методов должна «выключиться» после его завершения и обеспечить тем самым дальнейшее свободное развитие уже скорректированного экономического курса.
Необходимо отдавать себе отчет в том, что любые мероприятия, осуществляемые в течение ограниченного отрезка времени и имеющие своей целью корректирующее воздействие, не могут быть осуществлены без предварительного принятия четкого календарного плана. Только с его помощью можно добиться эффективного расходования средств и выполнения целевых показателей.
Рассмотрим несколько примеров. Например, обратите внимание на паспорта подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Притом, что расходование денежных средств рассчитано с учетом второго знака после запятой, полученные результаты определены совсем не так отчетливо. Или мартовские (2015 год) приказы Минпромторга России по импортозамещению по отраслям промышленности. Неясно, как определены взаимосвязи между конкретными процентами снижения объемов импорта по отраслям с разбивкой по годам с требуемыми для этого объемами финансирования, планами развития госкорпораций, министерств, регионов, действующими целевыми программами и многими другими параметрами. В случае если такая счетная работа не была сделана, и эти приказы – «вещь в себе», то нельзя ожидать исполнения заложенных в них параметров по импортозамещению, равно как и по другим аналогичным документам, программам и проектам. Тем более что никак не прописана ответственность за адекватную «материализацию» потраченных государственных средств.
Создание обоснованной счетной модели развития (корректировки) отечественной экономики требует выработки и апробации методов планирования, поскольку традиционные, например, межотраслевой баланс (МОБ) частично утратили свою актуальность. Требуется отбирать методы планирования, которые удовлетворяли бы современному состоянию. Возможно, стоит взять за основу динамическую модель МОБ основателя научной школы стратегического планирования Николая Ведуты, которая «…представляет собой систему алгоритмов, эффективно увязывающих задания конечных потребителей с возможностями (материальными, трудовыми и финансовыми) производителей всех форм собственности. На основе модели определяется эффективное распределение государственных производственных инвестиций. Внедрив динамическую модель МОБ, руководство страны получает возможность корректировать в режиме реального времени цели развития в зависимости от уточненных производственных возможностей резидентов и динамики спроса конечных потребителей». Либо разработать новую, например, РИМ (региональную инвестиционную модель как составную часть внедряемых в настоящее время инвестиционных стандартов регионов).
Вопрос о необходимости перезапуска процесса перестройки (реформирования) социалистической экономики в виде корректирующей пятилетки (2017–2022 годы) очевиден. Часто не называясь явно, он в той или иной степени присутствует в повседневной действительности в виде декларируемых моделей развития отечественной экономики, является предметом острых, в том числе общественных дискуссий. По моему мнению, наиболее эффективным путем является выработка ключевых направлений реформирования со стороны широкого экспертного сообщества с последующей их доработкой до конкретного календарного плана согласованного со всеми уровнями власти, государственным и частным сектором, научным сообществом. Такая работа идет в социальных медиа. Но ее бессистемный характер не может гарантировать сфокусированный на проблеме результат. И это не смотря на то, что в настоящее время действует достаточное количество организаций, призванных выражать общественное мнение, развивать и поддерживать гражданскую инициативу.
В завершение отмечу, что сложившаяся в экономике пограничная ситуация в чем то схожа с ситуацией имевшей место в экономике и обществе в 20-30 годы ХХ века. В то время под новую Россию, являвшуюся ведущим мировым игроком, формировалась новая же международная политическая архитектура. Кипели страсти по определению путей и форм развития новой российской экономики, которой не видел до этого мир. Появлялись соответствующие экспериментальные теории и инструменты. Например, было разработано «Типовое положение о трестах», которое, как и другие подобные документы являлось важным первичным звеном управления народным хозяйством. В частности «С точки зрения государственного управления промышленностью, трест рассматривался советскими властями как государственный орган, функция которого заключалась в контроле за рыночными процессами». Это очень близко к некоторым современным предложениям по ограничению коммерческой деятельности управляющих компаний (тех же трестов) госкорпораций в пользу преимущественного осуществления ими государственной отраслевой политики.
С учетом приведенных аргументов и очевидной исторической параллели важно не упустить время, не повторить допущенные тогда ошибки, в результате которых экономика страны вместо разумного планово-рыночного симбиоза пошла по монопути, в частности, командной экономики. Экономики, которая без воздействия «рыночных тормозов» в конечном итоге разогнала себя до мировой изоляции, системных сбоев и распада. И это несмотря на то, что потенциально она являлась, может быть одной из самых передовых социально-экономических систем в мире.
Идеи, изложенные в статье, нашли отражение в предложениях группы «Стратегическая инициатива реформирования управления народным хозяйством России». Познакомиться с предложениями вы можете на портале Executive.ru.
А, если те, кто принимает решения безграмотны и безответственные, то какое лекарство поможет? Может быть в этом суть проблемы?
Плановый рынок или рыночный план... :)
А может все-таки люди - .... на блюде.
Кто-то хочет упороться, а кого-то доставляет плевать на всех кругом.
Сегодняшний уровень технического прогресса позволяет вообще почти ничего не делать и кушать вкусно и сытно, но есть преступники и полиционеры, которые ничего не производят вообще, а только "воюют друг с другом?(ли)", но хотят не кушать, а жрать..
А еще есть "кто-то", который регулирует их количество, чтобы другим не было скучно... :)
Безграмотные и безответственные тоже нужны, а иначе на кого пальцем тыкать? :)
Суть проблемы? У кого? Для одного проблема, а для другого потеха... :)
Экономика, как она есть на самом деле:
https://youtu.be/Sd1lFUHmn_U
Информация к размышлению о том, а правильно ли мы вообще понимаем о чем говорим:
https://youtu.be/cmqQy3v8KvM
Россия подошла: с почти разрушенной инфраструктурой для нормальной экономики, почти с разрушенной системой образования и здравоохранения. С пенсионной системой находящейся почти в предбанкротом состоянии... И похоже снова Россия ищет свой "особый путь".
"Вопрос о необходимости перезапуска процесса перестройки (реформирования) социалистической экономики в виде корректирующей пятилетки (2017-2022 годы) очевиден"... Да уж! Опять социалистической??
Неужели автор считает, что при нынешнем президенте есть вероятность развития экономики/страны?
Огромнейшее спасибо Вам за статью, я готовлю выступление на высоком уровне в регионе. У меня очень похожие предложения в своей отрасли деятельности. Ваши мысли подтверждают мои. Только я назвал это Внедрением Бизнес-управления Государственными ресурсами. Это именно и есть сочетание плановой и рыночной моделей. Я именно отметил, что и в других отраслях промышленности сложилась такая же ситуация. Нужно помочь ее разрешить - это даст выход из многочисленных кризисов в промышленности, что в итоге даст значительный общий антикризисный эффект.
Я лично согласен с автором, что при нынешнем президенте все это реально.
А также посмотрите внимательно выступление Путина на съезде ОНФ 27 ноября 2015 года, он очень емко как раз об этом и говорит.
цитата
Антон Смирнов
02 декабря 2015, 18:06
А, если те, кто принимает решения безграмотны и безответственные, то какое лекарство поможет? Может быть в этом суть проблемы?
Это не суть проблемы а один из риск факторов, причем существенный
Свою карьеру я начинал в миннауки мск и тогдашний министр науки мск должен был как то найти метод адаптации науки СССР к новой экономической реальности и не очень то и нашел
Владимир Мау в одной из последних статей назвал этот фактор "интеллектуальная неготовность", в сложных интегрированных системах если этот фактор начнет срабатывать в разных местах стохастически все рушится
"сочетание плановой и рыночной моделей."
Напоминает ОТРЕДАКТИРОВАНО МОДЕРАТОРОМ
Вроде должно быть эффективней, а на самом деле?
А какой рынок будем планировать?
Внутренний или внешний?
Пока плановая экономика только у США и они планомерно тянут одеяло на себя со всего шарика потому, что их экономика не зависит от Перзидента.
Как можно управлять планом:
http://www.youtube.com/watch?v=XrAGf2EMAbs
А "ля-ля" могут многие... :)
цитата
А какой рынок будем планировать?
Внутренний или внешний?
про планы и планомерность
рынок не нужно планировать, а делать планомерной стратегию нужно
планомерность нужна для сборки межотраслевых интеграций
но у стратегии должна быть ясно нарисованная цель а не общие пожелания о хорошем и хороших факторах влияющих на хорошесть хорошего в очень отдаленной перспективе
если ограничиваемся без целей и обсуждаем хорошие факторы влияющие на хорошесть хорошего в очень отдаленной перспективе мы замкнуты на то что развитые страны осуществляют переход к новому технологическому укладу и оказываемся ожидающими их перехода чтобы купить технологии нового уровня для всех отраслей (сельское хоз-во, медицина, электроника, транспорт) а свои наука и технологии оказываются не вполне обязательными, так как всемирный PR обеспечат не они а олимпиады и чемпионаты мира
Снижен.курса валюты стимулир.экспорт избыточных товаров(добавл.и интеллект.стоимости) из развитых экономик высокоразвит.стран,в котор. кризис перепроизводсства(а не финансовый кризис),в развит.странах, во время кризиса ,жизненный уровень пенсионеров повышается за счет снижения цен на внутреннем рынке(в Росии с точностью наоборот),т.к в
Р.Ф при снижении курса рубля,снижение доли трудовых затрат в себестоимости продукции компенсируется резким увеличением доли материальных и энергетичесих затрат в стоимости товаров,производим. в РФиз-за завышенных в 2-3 раза цен на энергоресурсы в РФ, по сравнению с ценами на них в развитых странах,В Норвегии цена 1л.бенз.=101руб,а средн.зар.плата=270тыс.руб,в РФцена 1л.бенз=33руб,а средн.зар.плата=30тыс.руб,т.е паритетная цена 1л. бензина в РФ должна быть= 101руб/ (270тыс.руб/30тыс.руб)= 101руб/9.0=11,2руб.В Германии цена 1квт.ч=13,5руб,а средн.зар.плата=210тыс.руб,в РФ цена 1квт.ч=4,7руб,а средн.зар.плата=30тыс.руб,т.е паритетная цена1квт.ч в РФ должна быть=13,5руб/(210тыс.руб/30тыс.руб)=13,5руб/7.0=1.9руб,т.е происходит уничтожение
сельского хозяйства, грабеж наемн.работников реального сектора эконом, пенсионеров с помощью косвенного налогообложениия (мошннничества ,введенного в ранг закона) ,сокращение реального сектора экономики и подрыв эконом.безопасности государства и перемещен. добавл.стоим.(денег) из Субъект.Федерац. в Федер.бюджет. Во всех развит. странах главн.задача исполнит.власти и силов. структур-обеспечение права первоочередн. пользован,минеральн.и биологич.ресурс.страны,право платить прямые налоги гражд.своих государств,а в РФ исполнит.власть и силовые структуры, за право набить кишку(кишкоблудство), обеспеч.право первоочередн.пользов.минеральн.и биологич.ресурсами РФ, гражданам иностранных государств,отказывая в этом праве 80% гражд. РФ.Во времена СССР,даже в преступн.среде,к осужд.занимающ.таким.видом деятельн,применялась высшая мера нравств.унижения(ополаскивание лица в водном замке унитаза).В данном случае я имею в виду не военносужащих,а политич.руковдствоРФ, котор.ставит перед ними такие задачи. В РФ основная профессия руководителя государства и 70% Совета Безопасности-фермеры по выращиванию(собак женского рода,крыс и провокаторов) среди гражд.иностранных государтв(ВЫХОДЦЫ ИЗ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ),а они попутав рамсы превратили в эту Ферму нашу страну.
Москва(г.-крыса) и политич.руковдство РФ(собаки женского рода) - паразит сидящий на экспортно-импортных потоках,искусственно монополизиролвавший это право.Москва-главный источник подрыва экономической и антитеррористической
безопасности РФ. Москва-главный пропагандист сегрегации населения по территориальному
признаку,главный разрушитель единства гражданского общества страны и территориальной
целостности РФ.Для сниж.уровня коррупц,увелич.доход.гражд.РФ, увелич.поступл.средств в пенсионные фонды,в бюджеты муницыпалитетов и субъектов федерации, снижения и прекращения этого разрушющего влияния Москвы.в РФ необх.резко снизить курс $ до 10руб,одновременно резко в3раза снизить НДПИ и экспортные пошлины на экспорт минеральных и биологических ресурсов РФ,с одновременным снижением этих объёмов(т.е огранич.квот на экспорт этих ресурсов).В 10раз с15 % до 1,5% снизить ставку рефинансирования.Отменить НДС(что исключит возврат НДС при экспорте ресурсов),за- менив его налогом с оборота,увеличившиеся при этом зарплаты обложить прогрессивным налогом (как в США)и наделить этим патриотическим правом и обязанностью президента,премъера,министров, депутатов,военных,федеральных и муницыпальных служащих,экономистов,москвичей, спортсмеов,артистов и граждан не руской национальности,увеличившуюся при этом прибыль облложить 38% налогом(как в США),обьем. прибыли перевед.в головн.компанию обложить 30% налогом (как в США),объем прибыли направлен.на выплату девидентов,добавлять к годовому доходу ационеров и она попадет в верхнюю зону прогрессивного НДФЛ=38%-45%(как в США),при этом разрешить предприятиям реального сектора экономики ускоренную амортизацию оборудования(как в США),прибыль направленная в Корпоративн.Пенс.Фонды и вложен. в акции Корпорац.налогом на прибыль не облагаются ,а облагаются 15% налогом на прирост стоимости акций при выходе работников на пенсию(как в США)появляются длинные деньги,что стимулирует их направлять прибыль на модернизацию производства,а не на выплату девидентов и покупку зарубежн.недвижимости,покупку яхт,покупку зарубежных футбольных клубов,В предст.орган. власти будут избир. не только представ. бизнеса,федер.и муницып.служащ,но и представ.других слоев насел, живущ. в режим. общегражд.норм этики, Направление вектора энергии(энтропии) социальн.психологич.напряжённости в РФ будет соответствовать 2 закону «Теории социально-динамических(термодинамических) процессов» развития общества,а придают этому вектору рпавильное направление-прогрессивный НДФЛ и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды,при одновремённом снижении косвенных налогов.Един.россия и банковская система РФ-это ГЕМОФИЛИЯ в кровеносной системе экономики России