Антон Свешников
Имиджевые и финансовые потери настолько велики, что без помощи государства не обойтись. Более того, альтернативы Египту в качестве дешевого зимнего направления просто нет. На совещании с представителями туристической отрасли, которое 8 ноября 2015 года провел вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, впервые был обозначен масштаб потерь основных игроков египетского направления из-за запрета полетов в эту страну. Как сообщает Rata-news, со ссылкой на Александра Буртина, коммерческого директора «Тез Тура» сумма ущерба составляет 1,5 млрд. рублей. Деньги будут потрачены на оплату пустых самолетов, которые летят в Египет за туристами. «Это, скажем так, заемные деньги клиентов, они предназначались для отправки туристов», – сказал Буртин.
Следующая статья расходов – авансы, которые были переведены в Египет гостиницам, транспортным и экскурсионным компаниям. Эти деньги могут быть «спасены» путем переговоров с партнерами, а также благодаря усилиям Ростуризма. Впрочем, если переговоры зайдут в тупик, ситуацию можно будет расшить по-другому. «В конце концов, если история затянется, можно будет перепродать оплаченные номера другим рынкам», – сказал Александр Буртин.
Еще одна проблема – возврат средств, потраченных туроператорами, на оплату полетных программ в Египет вплоть до марта 2016 года. В этом контексте активнее всего упоминался «Аэрофлот», который вернул предоплаты за рейсы в Египет только до 16 ноября. Впрочем, как заявляет Rata-news со ссылкой на Аркадия Дворковича, «Аэрофлот» готов вернуть оставшиеся деньги. С другими авиакомпаниями ведется диалог. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов пояснил изданию, что идет персональная работа с каждым туроператором по использованию предоплаченных средств, в том числе обсуждается их «переброска» на другие направления. Поэтому пока эти деньги у перевозчиков «не изымаются».
Для туроператоров массовое аннулирование путевок на самое продаваемое направление может означать прямой путь к банкротству, считает Ирина Тюрина, представитель Российского союза туриндустрии (РСТ). Полученными от туристов деньгами компании расплачиваются за перелеты, гостиницы, трансферы.
По словам Константина Победкина, сооснователя и директора по продукту Onlinetours.ru, есть высокая вероятность, что туроператоры получат деньги от государства. В зимний сезон, по мнению эксперта, операторы потеряют 10-15% прибыли, но смогут «выстоять». Сегодня с Египтом работают только крупные и финансово стабильные туроператоры (Coral, Anex, Pegas и пр.), у которых есть опыт работы в подобных ситуациях. Гораздо сложнее придется турагентствам. «К ноябрю продажи туров в Египет составили 40% от всех продаж на осенне-зимний сезон. Сокращение продаж может привести к тому, что часть агентств (10-15%) заморозят свою активность до начала нового сезона, либо вообще закроются», - констатирует Победкин.
Еще одна пострадавшая сторона - страховые компании. «Из-за сокращения турпотока резко упадут продажи полисов по страхованию выезжающих за рубеж. Российские продажи не смогут компенсировать это падение», - прогнозирует Александр Цыганов – профессор, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Страховое дело» Финансового университета при Правительстве РФ.
Впрочем, самые большие потери от египетской авиакатастрофы понесут российские туристы. Они лишаются главного зимнего пляжного направления, с идеальным соотношением цена-качество. «К сожалению, кроме Турции предложить более экономичный вариант размещения практически невозможно. В качестве альтернативы рассматривают Индию, Вьетнам, Таиланд и ОАЭ», - говорит Мария Чупина, руководитель отдела продаж туров «Туту.ру». Но на этих направлениях средняя стоимость недельного тура составляет 100-150 тысяч рублей. И цены только растут.
Свой имиджевый ход сделал Израиль, предложивший доплатить России $45 за каждого туриста. Однако у этого направления ценник гораздо выше, чем египетский. К тому же в Израиле дайвинг не очень интересен – кораллы не так живописны, живности мало. «Для дайверов закрытие Египта – настоящая драма. В том числе из-за цены вопроса. Если египетский дайв-тур стоил порядка $1,5 тыс., то за Мальдивы придется выложить уже $3 тыс. Не все смогут позволить себе такое путешествие»,- считает Дмитрий Орлов, руководитель группы RuDive.
Насколько приостановка полетов повлияет на рынок, зависит от срока ограничения, особенно важно, чтобы оно не пришлось на период новогодних каникул, говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин. Как заявил Дворкович, пока конкретные сроки называть преждевременно, но в любом случае речь не менее чем о нескольких неделях.
Для Египта отток туристов означает экономическую катастрофу. Удар по туристической индустрии может плохо сказаться на смежных с туризмом секторах экономике, уже находящейся в тяжелом состоянии, и как следствие – на популярности президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Если весной 2015 года страна строила планы по наращиванию числа туристов вдвое – до 20 млн, то теперь готовится к росту безработицы.
Источник изображений: pixabay.com
Согласен, что катастрофа, но... указанные цены "средняя стоимость недельного тура составляет 100-150 тысяч рублей" - насколько соответствуют действительности? Я понимаю, что туры бывают разные, но я 10-дневный тур на Гоа купил за 29 тыс.руб., причем уже после закрытия Египта...
вообще не нужно на эту тему муссировать.. я бы убрал статью.
После прочтения подобного материала, вспоминается песня Василия Обломова "Любит наш народ всякое ..." Публикую свою краткую методичку "Как организовать свой отдых за границей".
1. Возьмите свежий рейтинг стран по уровню ВВП на душу населения (это может быть рейтинг ЦРУ, ООН или Всемирного банка).
2. Далее автоматически вычеркните из этого рейтинга страны, занимающие места ниже Российской Федерации.
3. Из оставшегося перечня вычеркните небольшие островные государства (за исключением Кипра и, пожалуй, Багамов и Бермудов), страны Африки,а также излишне религиозные страны (например, страны Персидского залива).
4. Из получившегося перечня государств (примерно около 50) выберите любую понравившуюся страну.
5. По интернету самостоятельно забронируйте билеты и гостиницу; самостоятельно соберите и заблаговременно сдайте документы для получения визы, оплатив соответствующий сбор. При желании оформите страховку.
6. В назначенную дату приезжайте в страну и наслаждайтесь отдыхом.
7. В том случае, если поехать в отпуск все же не получилось, то запишитесь в приличный фитнесс-клуб (с баром, бассейном, СПА и массажем) и тоже наслаждайтесь отдыхом.
Заметьте, что нигде не прозвучали слова "тур-оператор", "тур-агентство" и т.д.
Потому что это уже прошлый век. Не понимаю тех, кто вышеуказанные структуры называет "индустрией". С таким же успехом деятельность спекулянтов по продаже билетов в Большой Театр тоже можно назвать "индустрией". Проблема этого, так сказать, "бизнеса" в рискованной структуре капитала, состоящего почти на 100% из заемных средств (кредиторами выступают клиенты, оплачивая туры на условиях предоплаты). В итоге, получается, что расходы по текущим туристам финансируются за счет будущих туристов. Это похоже на пирамиду "МММ". А как многие, наверное, знают, любая пирамида рано или поздно "схлопывается". Так и происходит. Мы уже видели банкротство крупных тур-операторов без каких-либо видимых причин. Более того, зачастую многие из них сами стараются инициировать собственное банкротство, воспользовавшись мало-мальским общественно значимым поводом. Боюсь, что и в данном случае многие тур-операторы используют трагический повод, чтобы тупо "слиться". А пострадавшей стороной окажутся только клиенты. Таким образом, старайтесь заниматься своим отдыхом без лишних посредников. Берегите себя, своих близких и свои деньги.
Константин, все эти ваши "1.возьмите свежий рейтинг..." и т.д (остальные пять пунктов) и есть тот набор услуг, за которые платят туроператорам. Да, желающий может сделать все самостоятельно, и отдохнуть дешевле. может кому-то заплатить, и эту работу сделают за него. Каждый может продать или купить квартиру самостоятельно - но многие пользуются услугами риэлтеров. каждый может сделать дома ремонт - но очень многие нанимают строительные бригады. каждый может починить автомобиль - но большинство пользуются услугами автосервисов. Даже картошку вырастить для себя каждый тоже может - однако "переплачивают" в лучшем случае крестьянам, а в худшем - еще и магазинам-перекупщикам (лишним посредникам)...
кроме того, "парадокс бережливости" никто не отменял..