Инвестиции: оценка привлекательности внедрения IT-проектов

Для начала нужно оговориться – инвестициями в сферу информационных технологий обычно считаются и смешиваются между собою четыре основных варианта:

  1. инвестиции производственной/торговой компании в автоматизацию и/или оптимизацию своей деятельности
  2. инвестиции IТ-компании в продукты, позволяющие увеличить производительность за счет совершенствования рабочей среды
  3. инвестиции в акции IТ-компаний с целью заработать на изменении их котировок.
  4. инвестиции в стартап с большой долей риска, но и с вероятностью высокой отдачи в случае успеха.

В данной статье речь идет только о первом варианте.

Целью статьи не является рассказ о традиционных способах оценки инвестиционных проектов с помощью общеизвестных инструментов. По двум основным причинам:

  • проекты в области информационных технологий в большинстве случаев считаются не поддающимися оценке с точки зрения классических подходов;
  • в отличие от традиционных инвестиций, данный вид проектов одновременно является наименее понятным и наиболее подозрительным для лиц, принимающих решения.

При этом обе вышеперечисленные причины являются не более чем стереотипами. Разобраться с их происхождением и способами расстаться с ними как раз входит в намерения данной публикации.

Любое инвестиционное предложение предполагает достаточно стандартную структуру, опирающуюся на восприятие человека, которому предлагают расстаться со своими деньгами хотя бы на время. Вы приходите к нему с просьбой: «Дай мне денег». В ответ вам задаются вполне логичные вопросы, которые имеют разную степень глубины:

Первый уровень:

  • Сколько?
  • На что?
  • Что я с этого буду иметь?

В зависимости от степени доверия этого человека к вам, этого уровня может быть достаточно для принятия решения. Но это доверие еще нужно заслужить…

Сколько?

Вопрос на первый взгляд достаточно простой. Повторюсь, что при наличии доказанной временем и действиями репутации ответ на этот вопрос может состоять лишь из суммы в той валюте, в которой вы с ним привыкли говорить о деньгах. В противном случае последуют вопросы второго уровня, о которых немного позже.

На что?

Более сложный вопрос, если разговор идет между финансистом и техническим специалистом.

Нижеприведенный текст скопирован с сайта Microsoft. Очень часто сотрудники IТ для поддержания обоснованности своей аргументации используют два вида действий под названиями «Copy» и «Paste»… Основных источников тоже два: техническая документация программного обеспечения и предыдущий запрос, который окончился положительным решением.

Итак, обоснование IТ-проекта по большей части начинается со слов типа:

«Начиная с версии SQL Server 2005, SQL Server обеспечивает интеграцию с компонентами CLR платформы .NET Framework для Microsoft Windows. Это означает, что хранимые процедуры, триггеры, определяемые пользователем типы, определяемые пользователем функции, определяемые пользователем статистические функции и возвращающие табличные значение потоковые функции теперь могут разрабатываться с использованием любого языка .NET Framework, включая Microsoft Visual Basic .NET и Microsoft Visual C#».

Классическая первая реакция в таком случае: «Что?! Ты с кем сейчас разговаривал?».

Потратив некоторое количество времени можно добиться от менеджера проекта перевода на близкий к русскому язык: «Внедрив новый продукт, мы сможем под нашу базу данных без особых проблем программировать еще на нескольких языках, что позволит повысить эффективность работы с БД».

Уже лучше! Это может понять более-менее продвинутый пользователь компьютера... Переходим к самому сложному вопросу первого уровня.

Что я с этого буду иметь?

Пробившись через первые два вопроса, именно здесь очень часто застревают руководители проектов:

Во-первых, им кажется, что ответ на этот вопрос уже дан при обсуждении предыдущего «На что?» (Ответ был: «Мы будем иметь возможность использовать еще несколько языков», неужели не понятно?).

Во-вторых, в силу описанных вначале стереотипов говорить о какой-то финансовой выгоде как-то даже неудобно – все равно никто не поверит.

В-третьих, остается надежда, что до этого вопроса все-таки не дойдет. И опять же, если есть заслуженное доверие со стороны дающего, то так оно может и быть. Но скорее всего здесь придется перейти к вопросам следующих уровней.

Следующие уровни

В целом эти уровни можно описать одним коротким, но емким вопросом, а именно: «И что?». Он состоит из многих подвопросов, которые редко формулируются явно в процессе обсуждения, но всегда стоят на его фоне:

  • Почему мне нужно тратить на это деньги?
  • Почему именно на этот продукт?
  • Почему именно столько?
  • Почему именно сейчас?
  • Qui prodest (кому выгодно)?

Этот список можно долго продолжать и, на самом деле, отвечать на эти вопросы по отдельности имеет весьма мало смысла. Попробуем подойти к проблеме системно, но в то же время творчески.

Каждый проект имеет на протяжении своей жизни несколько этапов. Во всех компаниях, где заинтересовались идеей управления проектами, существуют собственные названия для этих этапов или стадий, но мы не будем использовать эти названия, а обратимся к их содержанию:

Появление идеи

Обозначена проблема, которую нужно решить. Собирается консилиум из управленцев, которые, в принципе, должны быть заинтересованы в ее решении (не факт, что заинтересованы, так как, к сожалению, для многих из них такая проблема для компании является вполне себе кормушкой для себя).

В процессе обсуждения рождается какое-то предложение, которое не вызывает категорического отторжения у большинства. В результате назначается ответственный за проработку данной идеи.

Наброски

Идея прорабатывается узкой группой «без отрыва от производства» с целью понять, какие возможны варианты ее решения. Также прикидывается, какие ресурсы могут понадобиться для каждого из этих вариантов – первые два этапа, как правило, не требуют дополнительных ресурсов.

Здесь нужно остановиться на том, что мы понимаем под ресурсами. Они обычно представляются в трех видах: деньги, люди и время. Следует особо отметить, что все они взаимно конвертируемы... То есть человеческие ресурсы в зависимости от их качества и времени, которое они задействованы, могут стоить соответствующих денег... Размеры денежных ресурсов могут зависеть от времени, на которое они привлекаются и так далее...

Эскизы

Это попытка нахождения первых работоспособных вариантов перехода из точки «как есть» или «as is» в точку «как должно быть» или «to be».

На этом этапе чаще всего уже требуются ресурсы, выходящие за пределы штатного расписания и утвержденного бюджета. Это либо временные работники, либо консультанты, либо увеличение штатов.

Именно сейчас, как правило, появляется первый запрос на привлечение дополнительных средств, на инвестиции. Что важно отметить на этой стадии? В первую очередь степень проработки вашей идеи. Это включает сравнительный анализ продуктов разных производителей с точки зрения:

  • Цены приобретения и локализации.
  • Полноты решения поставленной задачи и, возможно, смежных задач.
  • Стоимости поддержания.
  • Надежности и возможной продолжительности использования каждого из возможных провайдеров.

Все это включено в понятие TCO – Total Cost of Ownership или Совокупная стоимость владения.

Совсем просто это можно проиллюстрировать примером приобретения очень дешевого холодильника, который требует огромных энергозатрат, периодической замены хладагента и разморозки по сравнению с более дорогим, но потребляющим гораздо меньше энергии и с длительным сроком эксплуатации без дополнительного обслуживания. Вроде бы вначале сэкономили, а потом вложили в обслуживание в разы больше. Оценка TCO – это отдельная тема, на которую можно говорить столь же долго.

Прототипы

Сейчас мы уже пытаемся создать рабочие макеты конечного продукта. Данный этап может требовать в среднем от 10 до 40 процентов ресурсов, которые понадобятся для получения результата. Весьма спорно отделение этого этапа от, собственно, последнего шага выполнения проекта, так как границы перехода с него на последующий уровень очень размыты. Здесь моим советом будет понимание степени уверенности в каждом из дальнейших шагов.

Если вы ввязались в достаточно крупный проект, то у него неизбежно будет несколько параллельно текущих с различной скоростью потоков, которые все вместе называются критическим путем. Не стоит игнорировать это словосочетание. Представим эстафету в легкой атлетике. Бегун не может начать соревнование, пока не получит эстафетной палочки от своего предшественника. В проекте – это эстафета с элементами многоборья.

Для начала какого-то этапа нужно завершение ряда предыдущих, но не обязательно всех. К примеру, пловцу нужно, чтобы эстафету ему передал стрелок, при этом фехтовальщику эстафету передает бегун, а наездник может начать свой путь только после передачи эстафеты от двух последних. В этом и состоит смысл критического пути – рассчитать оптимальное время и усилия на преодоление первоначальных препятствий так, чтобы последний участник эстафеты получил все «палочки» одновременно и завершил путь максимально эффективно.

К чему эта аллегория? В процессе управления проектом, а изначально в запросе средств на его реализацию, важно понимать местонахождение «key milestones» или основных критических точек его выполнения. В зависимости от размера проекта и грамотности людей, принимающих решение, средства должны выделяться именно для достижения этих критических точек, а не на все сразу. Перед выделением очередного транша оценивается качество планирования и исполнения предыдущих шагов, а не просто «освоение» средств, как это принято в отечественной практике.

Картина маслом

И вот все оценили, прикинули, набросали. Результатом должен являться относительно окончательный вариант реализации проекта. Почему «относительно»? Возвращаемся к теме эстафеты. Результат предстоящего этапа в текущих погодных условиях и, исходя из своего физического состояния, спортсмен может оценить с погрешностью +/- 10%. Если говорить о соревновании, которое будет проходить через месяц, погрешность увеличится процентов до 25, через год – до 50%. Та же история и здесь – чем ближе к реализации конкретный этап или фаза проекта, тем лучше понимание руководителя о том, какие ресурсы понадобятся для успешного завершения этого этапа в текущей среде. А значит, тем больше доверия к его запросу на ресурсы у того, кто эти ресурсы выделяет.

Отсюда вывод, что запрашивать ресурсы имеет смысл только на тот объем работ, который очевиден. С одной оговоркой: общий объем необходимых ресурсов должен также быть озвучен с указанием степени неопределенности. Пример: «На реализацию данного этапа потребуется 80-90 тысяч рублей, при этом общий объем оценивается на данном этапе в 400-600 тысяч. На окончательный вариант повлияет количество доработок, которое может быть оценено только в процессе тестирования».

Описание этапов проекта, казалось бы, не имеет прямого отношения к теме оценки его привлекательности. Это не так! Привлекательность проекта является функцией с переменными затратами ресурсов и зависящим от них результатом. Именно поэтому важно осознавать, на каком этапе вы находитесь, на что вы запрашиваете ресурсы, и чего собираетесь достичь, затратив эти ресурсы.

Совершенно по-разному звучат заявления: «Мне нужно 400 тысяч рублей на автоматизацию системы документооборота в течении года» и «Мне нужно 50 тысяч рублей на оценку возможности автоматизации системы документооборота, которая займет около двух месяцев, после чего я представлю оптимальный вариант решения, на сегодняшний день оцениваемый в пределах от 300 до 500 тысяч рублей и который может занять от 8 до 14 месяцев. Данные цифры взяты из статистики вероятных поставщиков и подтверждены их прежними клиентами».

Первое заявление говорит о вашей самоуверенности, второе о проработке вопроса в пределах ваших сегодняшних возможностей и ответственности за предупреждение о возможных последствиях.

Также очень полезным будет сравнение предложений альтернативных поставщиков с акцентом на полезные свойства, стоимость приобретения, внедрения и поддержки их продуктов.

И все же об эффективности…

Выше мы рассмотрели, в основном, вопросы представления вашей идеи тем, кто принимает решение. В реальной жизни это оказывает гораздо большее влияние, нежели экономические показатели, которые вы включите в ваше обоснование, если вы сможете их посчитать.

Теперь мы подошли к теме обоснования эффективности, которая является очень важной, но в данной ситуации часто второстепенной. Давайте рассмотрим вариант очень вероятного диалога:

Вы: Повысится эффективность использования персонала.

Финансист: Когда, сколько и кого можно будет уволить?

Вы: Неизвестно, но по статистике подрядчика, основанной на мировой практике, сокращение затрат за первый год после внедрения составляет 10%.

Это хорошая фраза, которую стоит сразу включить в обоснование, но после все равно нее последует вопрос: «За счет чего?». Как правило, после этого вопроса наступает конец первого разговора...

Назрело уточнение. Повышение эффективности чего-либо возможно лишь двумя способами: рост отдачи и/или сокращение потребления ресурсов. Простейший принцип КПД. Рост в данном случае возможен, но маловероятен... Значит, концентрируемся на ресурсах, то есть затратах.

Сокращение затрат от внедрения IТ-проектов возможно в трех основных областях:

1) Высвобождение рабочего времени:

  • рост производительности рабочего места;
  • снижение объемов документооборота;

2) Избежание потенциальных рисков:

  • устаревание ПО собственной разработки и/или уход разработчиков;
  • прекращение поддержки используемой версии ПО внешним производителем;
  • исключение ошибок, связанных с «человеческим фактором», то есть оплошностей оператора.

3) Стандартизация:

  • снижение общих затрат на сопровождение;
  • конфликты и дублирование с другими смежными версиями программного обеспечения.

Собственно, возвращаясь к самому началу, искать обоснование стоит именно здесь. Грамотное начало запроса на финансирование IТ-проекта должно содержать три заявления:

  • Существует текущая/предстоящая/потенциальная проблема, которая приносит/принесет/может принести столько-то затрат.
  • Есть стандартные/настраиваемые/уникальные решения этой проблемы.
  • Совокупная стоимость внедрения предлагаемого решения составляет столько-то, что позволит сэкономить такую-то сумму.

В принципе, для целей данной статьи можно было ограничиться последними заявлениями, но, надеюсь, что и предшествующая информация тоже была полезной.

Презентация (документ в PowerPoint).

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Иван Кузнецов Иван Кузнецов Менеджер, Воронеж

Кирилл, глянул Вашу презентацию.
А на какое время был рассчитан Ваш питч к ней?

Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Статья по сути является демонстрацией знаний автора и уровня владения заявленной темой :)). Со всех сторон ''торчат'' оговорки и уточнения - то есть даже вопрос задать уже и нельзя :)).
можно было ограничиться последними заявлениями, но, надеюсь, что и предшествующая информация тоже была полезной.
Действительно, Кирилл, предшествующая информация была полезной - настолько полезной, как полезно бывает оговорить весь круг сопутствующих вопросов, дабы ускорить процесс принятия решения у заказчика. В этом плане все ок. В связи с чем, и поздравляю! P.S. Инновациями, автор, конечно не порадовал...., ну да и правильно! Ведь абсолютно любой российский инвестор, каждый новый проект, всегда внедряет по ''старой схеме''. Любые инновации при выборе методов - рассматривает как жульничество.
IT-консультант, Москва

Хочется пожелать автору поглубже ознакомиться со спецификой, современными сводами знаний и опытом ведения ИТ - проектов. Материал публикации настолько устарел и настолько ''заужен'' в тематике, что даже комментривать не хочется. Одно TCO чего стоит: от этого показателя отказались лет 8 назад, а если и используют, то только для конкретной среды и вместе с другими показателями... И задача ИТ - не снизить затраты, от этого отказались еще в 90-е. Одно и радует и печалит - качество материала отражает степеь грамотности большинства руководителей и, как выяснилось, консультантов. Какая уж тут модернизация, оптимизация и инновация... Вот и работа профильного министерства вызывает подобные эмоции и чувство глубокой грусти.

Олег Окунев Олег Окунев Профессор, Москва
Татьяна Орлова пишет: И задача ИТ - не снизить затраты, от этого отказались еще в 90-е.
Простите за мою дремучесть, не могли бы вы сформулировать задачи внедрения IT-проектов? Был весьма признателен, если бы вы их свели в три группы по десятилетиям и дали пометку ''отказались'' или ''актуально''. Например: Задачи IТ 1. в 90-е: Снизить затраты - устарело. 2. в 2000-е: ...... - устарело. 3. в 10-е: ..., а также .... - актуально.
Олег Зайковский Олег Зайковский Директор по развитию, Москва
Кирилл, как обещал, разбор по косточкам и вивисекцию без наркоза: не очень въедливо (за отсутствием времени), вполне добродушно-доброжелательно, но без лишних политесов. Воспринимаю публикацию как тренировочную обкадку материала в нашем террариуме единомышленников-доброжелателей из разношёрстных, разномастных и разнокалиберных ''профи''. Оценивать буду в роли ''редактора портала'' и стороннего ''читателя'' (но из достаточно грамотных и опытных ''гомо сапиенсов''). Сразу - первое впечатление: чуть с обнародованием поспешили, понадёргали абзацев из презентации и получился такой же разношёрстно-разномастный милый лоскутный ''пэчворк''-коллаж, как ''штрихи к портрету маслом нашего сообщества''. Изначально рассчитанный на определённую аудиторию, очевидно, но смело вброшенный на общее обозрение. (Попутный вывод-совет: Не публикуйте сразу после написания, дайте отлежаться день-два-три-недельку, и свежим взглядом с проветренной головой на него посмотрИте: Уверяю, сами присоединИтесь ко многим высказываемым вопросам и комментариям со стороны, откуда ''лучше виднее''). Итак, 1. Вопрос: На какую аудиторию изначально был рассчитан материал? На принимающих решения CEO? Похоже, нет. На каких-таких ''инвесторов''? На CIO и айтишников, готовящих бейсбольные биты для рэкета CEO? На финспецов по анализу инвестиционных проектов? На тренеров-консультантов по подготовке обоснований проектов? Вот и я сразу не понял, и сейчас не очень хорошо понимаю изначальный расчёт на какой СОСТАВ и какой УРОВЕНЬ целевой аудитории. (Попутный вывод-совет: Изначально рассчитывайте ''как на себя-любимого'': на уорренов баффетов и биллов гейтсов, чем выше, тем лучше. Планку-штангу сразу надо поднимать и держать-фиксировать ''уровень и вес'', а не снисходить...) И тут же прямой вопрос в лоб, на засыпку: Мотивация публикации? Зачем и для чего? Надеюсь, я сам на него ответил - по поводу тренировочной обкатки на здешних ''котах и кошечках''. Присоединяюсь и присовокупляю СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ШКУРНЫЙ ИНТЕРЕС исследователя-разработчика ''потенциала конструктивного сотрудничества сетевых сообществ'': А давайте, коллеги, на этом материале, действительно, попробуем совместно потренироваться в конструктивном онлайн-взаимодействии по доработке этого ''прототипа инвестиционной презентации'' до достойного ''макета готового решения''? Не шучу ничуть. Всё лучше, чем просто так выпускать пар в свисток. (!) Ведь можно и хор организовать, и высвистеть по ходу обгладывания косточек автора приличное, полезное и оптимистичное ''O Sole Mio''! :)) 2. Тема/Заголовок: Оценка инвестиционной привлекательности [COLOR=red=red]внедрения[/COLOR] IT-проектов Это практически устоявшийся профессиональный финансово-инвестиционный термин. Споткнулся на слове ''внедрение''. По-моему, оно здесь лишнее, и в моём понимании подразумевает, что, возможно, речь пойдёт об OPEX - операционных расходах на deployment/migration - работы по развёртыванию уже приобретённого ПО/оборудования (т.е. пользуясь же Вашим приёмом ''опрощения для иллюстрации'': Суеты вокруг УЖЕ проинвестированного/купленного нового дивана - как собирать и куда ставить). И заголовок – вроде бы вполне внятный, стандартный, из сферы финансов. Через 2 насыщенных структурированных абзаца инфы он «девальвируется» на уровень бытовой занимательно-популярной психологии. И понимается, что размах (обещанный или ожидаемый) «на рубль» грозит ударом «на копейку». (Попутный вывод-совет: Если Вы не собираетесь раскрывать всё громко-серьёзно ''инвестиционное'', не перечисляйте его сразу или смените форму и порядок подачи: Потому что Вы сначала забиваете голову читателя кучей умностей, определяя «поле охвата'', потом тут же сужаете его в три раза, заставляя выбросить всю предыдущую инфу и делая умственные усилия читателя на это бессмысленно-пустыми. Такие излишние никчемные напряги своего серого вещества Вам НЕ ПРОСТЯТ!) 3. Смешение аудиторий, категорий, терминов и стиля: - По аудитории уже высказался. - По категориям понятий (сфер деятельности): их здесь штуки четыре минимум - финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-технологических и психолого-педагогических. Надо их кол-во убавить, или упорядочить. А лучше вообще оставить одну - ''красную линию'' (психолого-педагогическую) ''как надо и что надо'' для... грамотного «Обоснования затрат на внедрение (оборудования, ПО)». Вот и заголовок сформулировался чуть более соответсвующий содержанию, имхо. - По стилям: Смешение стилей - вполне серьёзно-наукообразное начало и потом лоскутные выдержки из всех прочих перечисленных понятийных категорий с примерами из спорта. Неудачно. Либо сразу занудно-чёткий ''чертёж'', либо ''картинка маслом'', либо ''эскиз макета''. Либо последовательно-дозированное и разграниченное чередование, как, например многочасовое чтение приговора с перерывом на анекдоты. На этом прервусь. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Экономист, Москва
Уважаемые и добрые коллеги (вспомнилась надпись на корейском соевом соусе советских времен ''доброму покупателю''). Отвечаю так же бессистемно, как и написал статью (как вы понимаете, с этим утверждением я не согласен, но тем не менее). Итак, происхождение, целевая аудитория, стиль, сферы деятельности... На самом деле, все гораздо более взаимосвязано, нежели может показаться со стороны. Начнем с истории вопроса. Некогда я отвечал за методологию инвестиционной деятельности одной не самой маленькой нефтяной компании (к слову сказать, ее показатели в этой области были лучшими по отрасли и не только среди российских компаний, в чем я усматриваю и свой скромный вклад). Сейчас эта компания влилась в ''дружную'' команду известного нефтегазового гиганта, но не об этом речь. Так вот, среди моих обязанностей было тестирование бизнес обоснований проектов на жизнеспособность, и не в последнюю очередь на возможность их утверждения на уровне третьих, вторых, а иногда и первых лиц компании. В основном мое деятельное участие было связано с M&A проектами (что дословно переводится, как слияния и поглощения, но по факту - приобретения и отчуждения активов, то есть предприятий на различных стадиях жизненного цикла), а также с проектами в области информационных технологий. Олег совершенно точно перечислил аспекты, влияющие на процесс обсуждения и принятие решений по таким проектам: ''финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-технологических и психолого-педагогических''. И тут не убавить, не прибавить. Будучи секретарем корпоративного инвестиционного комитета и комиссии по функциональным инвестиционным затратам, а также выступая время от времени членом производственных инвестиционных комиссий (это все органы, принимающие решения о выделении запрашиваемых средств на проекты), я принимал участие в сотнях обсуждений, где поднимался именно этот круг вопросов. И здесь переходим к теме о назначении статьи. Нередко проекты отправлялись на доработку, и здесь мне приходилось помогать проектным группам придавать убедительности их обоснованиям, при условии, что меня самого убеждали в их релевантности. Такая доработка проходила в режиме вопрос-ответ. Я садился с руководителем проекта и задавал уточняющие вопросы, которые по моему опыту с большой долей вероятности будут заданы членами комиссий. Затем мы совместно вырабатывали нужные формулировки, добавляли необходимую информацию и отсекали излишнюю. Именно на опыте подобных обсуждений и основана данная статья. И именно в их стиле она и написана. Теперь о целевой аудитории. Текст был написан, как заготовка к докладу на конференции «Business Solutions: Power Supply, Решения для бизнеса: нефть, газ и энергетика» в рамках темы пленарного заседания «ИТ как источник дохода для энергетической отрасли – точка зрения бизнес-руководителя vs ИТ-директора», презентация сделана на основе текста, а не наоборот. Доложено было в начале июля… Регламент доклада был 20 минут, но немного «растекшись мысью по древу» в середине, слегка скомкал окончание… Ну что еще? Полностью поддерживаю любую конструктивную критику и предложения о том, как это можно было сделать лучше.
Экономист, Москва
Татьяна Орлова пишет: Хочется пожелать автору поглубже ознакомиться со спецификой, современными сводами знаний и опытом ведения ИТ - проектов.
Не буду цитировать полностью, хотя в данном комментарии буквально каждое слово вызывает вопрос. Было бы здорово увидеть продолжение в формате, предложенном Олегом Окуневым! Я бы только добавил ''отказались, потому что... и актуально, так как''. А то как-то голословно получается...
Экономист, Москва
Юрий Гринько пишет: Статья по сути является демонстрацией знаний автора и уровня владения заявленной темой :)).
Честно говоря, так и не понял, поругали или похвалили.
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Прочитала статью. И комментарии к ней).
Хорошая статья!)
Для работы с компаниями, у которых деньги есть, необходимость развития есть, а штатной службы IT нет - вполне хороший пример того, что нужно учитывать при общении с Заказчиком. Не считать его идиотом, не сыпать ''научными'' терминами, а уметь понятно объяснить. Особенно полезна в этом плане первая часть статьи - про ''первый уровень''. Вторая часть не так интересна).
Не обязаны ни директор компании, ни остальные сотрудники разбираться в новинках IT технологий, если у них другая специализация). Сама в таких компаниях работала и, как самая коммуникативная и терпеливая, с IT-шниками общалась). Хотя, надо признать, учатся все-таки объяснять понятно))). А так - да, сначала объясняли мне, а потом я руководству))). При этом хорошо бы сначала хоть немного изучить специфику бизнеса, а то были случаи, когда предлагали совершенно ненужное и удивлялись: ''Как не подходит, у вас же тоже продажи?!'')))
В компаниях, где есть IT-департамент/отдел и т.д. - только для объяснения владельцам/руководителям, которые от этого далеки). Но в таких компаниях, скорее всего, уже есть свои методы). Для общения с IT директором и ''продажи'' ему - пожалуй, лучше говорить языком цифр и проф. терминов). Но ''в руках не держала'', а фантазировать не буду).
Что касается критики, мол старо, узко и т.д. - по-моему это те, кто или работает в компаниях в IT-подразделении и не знает, что бывает иначе)), либо предоставляющих IT-услуги, но не непосредственно с компаниями без штатного IT-специалиста, либо просто умничают))).

PS: прочитала Ваши комментарии и решила перечитать статью еще раз, видно во второй части что-то сразу не уловила).

Экономист, Москва

Наталья, спасибо за поддержку. С одним ''но'' - статья базируется именно на опыте крупной компании с большим собственным штатом ИТшников. Но извечная проблема именно в том, что они, как и производственники, ''варятся в собственном соку'' и искренне не понимают, почему им отказывают в финансировании, когда ''очевидно же'', что (на примере моей отрасли) бурить надо!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.