Комплексная бизнес-модель коммерческого банка

Данная статья посвящена комплексной бизнес-модели коммерческого банка, основным понятиям бизнес-моделирования, способам и программным продуктам по разработке бизнес-моделей.

Автором предложена и детально описана собственная разработка – комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка. Она содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, методология и банковские продукты, качество и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое. Применение данной комплексной типовой бизнес-модели в банке может значительно сократить временные и финансовые затраты на реализацию проектов организационного развития и решения актуальных банковских задач (реализация стратегии, разработка продуктов, открытие новых филиалов и др.), а также повысить их эффективность.

В статье приводится большое количество примеров банковских бизнес-моделей.

Бизнес-моделирование, основные понятия и определения

Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы и т.п.) с целью формализации и оптимизации деятельности предприятия. Сразу напрашивается определение, что такое бизнес-модель.

Бизнес-модель – это формализованное описание (графическое, табличное, в некоторых случаях текстовое, либо в нотации специализированного программного продукта) определенного аспекта или сферы деятельности предприятия. Например, модели стратегических целей и показателей, стратегические карты, модели бизнес-процессов, модели оргструктуры, модели библиотек документов и т.п.

Исходя из определения бизнес-модели, существует четыре основных способа разработки бизнес-моделей. Перечислим их в порядке убывания уровня эффективности построения и использования бизнес-моделей.

  • В нотации (правилах) специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста.
  • Графический: дерево, блок-схема, технологическая карта и т.п.
  • Табличный.
  • Текстовый.

Один из самых распространенных способов построения бизнес-моделей – это дерево (или иерархический список), которое позволяет перечислить все элементы бизнес-модели, показать связи (подчинение, включение и т.п.) между ними и параметры каждого элемента.

Таблица также является распространенным способом построения бизнес-моделей, который позволяет перечислить все элементы бизнес-модели (по строкам) и дать им подробные характеристики (по столбцам). Самый известный пример – это матрица (таблица) распределения ответственности.

Наименее эффективным способом построения бизнес-моделей является текстовое описание. В тексте очень проблематично формализовать сложные бизнес-модели, отследить взаимосвязи между их элементами.

Самый оптимальный вариант – это комбинация трех способов разработки бизнес-моделей (графика, таблица, текст), который и реализован во всех профессиональных продуктах бизнес-моделирования.

Если совокупность бизнес-моделей охватывает большинство основных сфер деятельности и систем управления в банке, то такая совокупность называется комплексной бизнес-моделью банка.

Комплексная бизнес-модель банка, которая содержит типовые успешные практики и решения, типовые модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке, называется комплексной типовой бизнес-моделью банка.

Роль, значение и применение комплексной бизнес-модели коммерческого банка

Бизнес-моделирование в том или ином виде проводится во всех коммерческих банках, разница заключается лишь в уровне развития и глубине данной деятельности.

Тем не менее, банки по мере своего роста осознают необходимость формализации своей деятельности и как следствие – построение комплексной бизнес-модели.

Итак, перечислим выгоды и преимущества, которые получает банк при построении комплексной бизнес-модели.

1. Комплексная бизнес-модель имеет большое значение при слиянии и поглощении банков. Как правило, у разных банков разные организационные структуры, разные бизнес-процессы, стратегии и другие элементы управления. При слиянии и поглощении банков возникает необходимость стыкования этих разных элементов, их реорганизации. И если элементы не формализованы в виде бизнес-моделей, то выполнение данной деятельности становится довольно проблематичным.

2. Комплексная бизнес-модель имеет большое значение при тиражировании бизнеса банка на филиалы. Как правило, в современных успешных банках создается комплексная бизнес-модель типового филиала, включающая бизнес-процессы филиала, его оргструктуру, структуру информационных систем и операционных ресурсов, схемы взаимодействия филиала и головного офиса. Таким образом, комплексная бизнес-модель облегчает и ускоряет процесс открытия новых филиалов, повышает стабильность и качество их функционирования.

3. Комплексная бизнес-модель особенно эффективна, как инструмент наведения порядка в банке и развития, повышения прозрачности деятельности и управляемости банка. Благодаря комплексной бизнес-модели можно быстро и качественно выполнять различные задачи по развитию банка: эффективная автоматизация, правильный подбор и мотивация персонала, разработка и запуск новых продуктов и услуг и многое другое.

4. Комплексная бизнес-модель – это весомый шаг к построению и сертификации системы менеджмента качества банка по стандартам серии ISO 9000, повышению имиджа и рыночной стоимости банка.

5. Комплексная бизнес-модель – один из ключевых факторов успеха в реализации стратегии банка, так как она связывает стратегию со всеми элементами и системами управления в банке (бизнес-процессы, персонал, проекты, ИТ и т.д.).

6. Комплексная бизнес-модель благодаря наличию готовых актуальных бизнес-моделей, регламентов, правил позволяет высвободить время руководителей от выполнения рутинных функций, принимать своевременные и правильные управленческие решения.

Использование комплексной типовой бизнес-модели банка

Как было отмечено ранее, построение комплексной бизнес-модели важно и выгодно для банка. Но если каждый банк будет с нуля строить комплексную бизнес-модель, то это будет не совсем целесообразно. Каждый банк уникален в своем роде и у каждого есть свои отличия и конкурентные преимущества, но у всех коммерческих банков можно выделить общие элементы в управлении и функционировании, которые, по сути, схожи для всех банков.

Во-первых, это диктуется едиными требованиями и нормативными документами Банка России. Во-вторых, во всей банковской отрасли и банковском деле есть единые общепринятые стандарты, принципы работы и успешные практические решения.

Таким образом, можно говорить о необходимости использования комплексной типовой бизнес-модели коммерческого банка.

Разработкой и постоянной актуализацией такой бизнес-модели автор занимается с 2005 года с использованием профессионального программного продукта бизнес-моделирования [6].

Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка (далее бизнес-модель банка) является эффективным инструментом и информационно-методическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности банка. Она применима, как для банков, которые начинают с нуля описание бизнес-процессов и формализацию деятельности, так и для банков, которые продолжают актуализировать и совершенствовать уже описанные бизнес-процессы и другие элементы банковской деятельности.

Бизнес-модель банка содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга в банке: стратегия и BSC, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, методология и банковские продукты, качество и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое.

В основе бизнес-модели банка лежит опыт автора и специалистов в банковской сфере по успешному выполнению консалтинговых проектов в течение многих лет в банках различного масштаба и профиля деятельности.

Бизнес-модель банка регулярно пополняется новыми элементами и совершенствуется в соответствии с появлением новых решений и практик, изменением банковского законодательства, особенностей банковского рынка.

Использование комплексной типовой бизнес-модели позволяет банку.

  • Значительно сократить временные и финансовые затраты на реализацию проекта формализации и оптимизации деятельности банка и других проектов организационного развития.
  • Быстро и качественно проектировать новые продукты/услуги и бизнес-процессы.
  • Внедрить в деятельность банка успешные практики из банковской отрасли.
  • Повысить качество банковского сервиса и внутренней деятельности.
  • Повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений.

Структура и детальное описание элементов бизнес-модели банка

Бизнес-модель банка включает четыре группы бизнес-моделей в соответствии с основными системами управления в банке: стратегическое управление, управление бизнес-процессами, управление персоналом и оргструктурой, управление качеством. В каждой группе находятся различные бизнес-модели по конкретным аспектам, соответствующим группе – системе управления (см. Рис. 1). Пятая группа «Объекты деятельности и ресурсы» является составной из различных вспомогательных бизнес-моделей.

Рис. 1. Структура комплексной типовой бизнес-модели банка

Приведем детальное описание и состав каждой из пяти групп бизнес-моделей.

1. Стратегическое управление.

Бизнес-модели данной группы формализуют элементы стратегического управления банка.

Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в соответствующих методиках и учебных материалах.

Основные элементы бизнес-моделей данной группы:

  • Стратегия
  • Бизнес-направление
  • Стратегическая цель
  • Показатель

1.1. Модель стратегий.

Данная бизнес-модель описывает основные стратегии банка и их характеристики. Выделяют различные виды стратегий: продуктовые, клиентские, функциональные, финансовые и т.д.

1.2. Модель бизнес-направлений.

Бизнес-направление – это стратегическое направление деятельности банка, которое выделено в соответствии типами клиентов, продуктов или рынков и приносит значительную прибыль.

Пример бизнес-направлений, выделенных по типам клиентов/рынков – см. на Рис. 2.

Рис. 2. Бизнес-направления банка (верхний уровень)

Бизнес-направления банка далее детализируются на продукты и услуги, что в результате дает модель продуктов и услуг банка (см. Рис. 3).

Бизнес-модель банка [1] включает расширенную модель бизнес-направлений, а также продуктов и услуг крупного универсального банка, который реализует все основные банковские продукты и услуги.

Рис. 3. Модель (дерево) продуктов и услуг банка

1.3. Модель стратегических целей.

Данная бизнес-модель описывает структуру и характеристики стратегических целей банка.

Цель – это желаемое будущее состояние банка, которое может быть достигнуто при выполнении выделенного состава бизнес-процессов и проектов с учетом критических факторов успеха.

Стратегические цели рекомендуется группировать, например, по перспективам системы сбалансированных показателей (BSC): финансы, клиенты, процессы, персонал, развитие.

Если стратегические цели разрабатываются для всех уровней управления банка (бизнес-направление, департамент, отдел, должность), то они декомпозируются на каждом уровне и впоследствии опускаются до отделов и должностей.

Бизнес-модель банка [1] включает расширенное дерево стратегических целей, которые наиболее актуальны в различных коммерческих банках. Данное дерево декомпозировано до уровня бизнес-направлений. К каждой цели в параметрах привязаны показатели и проекты.

Пример модели стратегических целей представлен на Рис. 4.

Рис. 4. Стратегические цели банка (фрагмент)

1.4. Модель показателей KPI.

Данная бизнес-модель описывает структуру и характеристики показателей (KPI).

Показатели могут разрабатываться, как в рамках системы сбалансированных показателей (BSC) – см. Рис. 5, так и в рамках других задач. Например, для оценки результативности отдельных бизнес-процессов (операционные показатели), для оценки достижения отдельных стратегических целей.

Бизнес-модель банка [1] включает модель показателей KPI, которые разработаны и привязаны для всех стратегических целей.

Рис. 5. Показатели KPI банка (фрагмент)

1.5. Модель проектов/стратегических инициатив.

Модель проектов предназначена для систематизации управления проектами в банке. Проект – это деятельность, выполняемая однократно и ограниченная во времени (в отличие от бизнес-процесса) и направленная на достижение определенного результата.

Проекты могут способствовать достижению стратегических целей банка – в таких случаях между ними устанавливается и отслеживается связь (проекция).

Все проекты рекомендуется группировать по перспективам BSC в соответствии с целями, либо по другим критериям. Для каждого проекта могут задаваться различные параметры: владелец, ресурсы, сроки, ключевые этапы, контрольные точки и т.д.

Бизнес-модель банка [1] включает перечень банковских проектов для достижения ключевых стратегических целей.

1.6. Стратегическая/счетная карта BSC.

Стратегическая карта предназначена для визуализации стратегических целей и причинно-следственных связей между ними, а также другой необходимой информации.

В соответствии с уровнями стратегических целей выделяют разные уровни стратегических карт. Стратегическую карту верхнего уровня принято называть Корпоративной.

Бизнес-модель банка [1] включает.

  • Стратегическая карта Банка (Корпоративная).
  • Стратегическая карта (Private Banking Банка).
  • Стратегическая карта (Корпоративный бизнес Банка).
  • Стратегическая карта (Розничный бизнес Банка).

Счетные карты показывают перечень целей и их основных атрибутов: показатели, владелец, проекты, единицы измерения и т.д. В счетные карты также могут заноситься планируемые и фактические значения показателей для отслеживания достижения целей и принятия оперативных корректирующих воздействий.

Если нет необходимости строить единую счетную карту для всех стратегических целей, можно построить отдельную счетную карту для одной или нескольких целей в виде модели окружения цели (см. Рис. 6).

Рис. 6. Модель окружения стратегической цели банка (счетная карта)

2. Управление бизнес-процессами.

Бизнес-модели данной группы формализуют бизнес-процессы банка, все, что в них циркулирует (документы, материальные потоки и т.д.) и все, что с ними связано (структурные звенья, показатели и т.д.). Бизнес-процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (подпроцессов), преобразующих входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в материале [2].

Формализация бизнес-процессов выполняется в двух видах:

  • Вертикальное описание бизнес-процессов, или просто выделение всех бизнес-процессов банка в виде иерархического списка (дерева).
  • Горизонтальное описание бизнес-процессов, или детальное описание бизнес-процессов, указание взаимосвязей (бизнес-логики) между бизнес-процессами из дерева процессов.

Основные элементы бизнес-моделей данной группы:

  • Процесс/функция
  • Событие
  • Связь (стрелка)
  • Операторы (условие, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ)
  • Потоки (входы-выходы)
  • Ссылки (внешние, междиаграммные)
  • Операционные ресурсы

2.1. Модель (дерево) бизнес-процессов.

Бизнес-модель банка [1] включает дерево всех бизнес-процессов банка до уровня функций (см. Рис. 7), выполняемых сотрудниками, схемы бизнес-процессов верхнего и среднего уровня в нотации IDEF0, нижнего уровня – в нотации Cross Functional Flowchart.

В Бизнес-модели банка приняты следующие уровни бизнес-процессов.

  • 1-й уровень. Три группы бизнес-процессов: основные, обеспечивающие, управления.
  • Критерий: предназначение бизнес-процесса.
  • 2-й уровень. Для основных бизнес-процессов: обслуживание физических лиц, обслуживание юридических лиц, работа на финансовых и межбанковских рынках и др.
  • Критерий: бизнес-направление.
  • 3-й уровень. Для основных бизнес-процессов – критерий: тип банковского продукта/услуги. Например, кредитование ФЛ или расчетно-кассовое обслуживание ЮЛ.
  • 4-й уровень. Для основных бизнес-процессов – критерий: конкретный банковский продукт/услуга. Например, потребительское кредитование или банковские счета ЮЛ.

Рис. 7. Дерево бизнес-процессов банка (фрагмент)

2.2. Матрица (сеть) бизнес-процессов.

Данная бизнес-модель представляет собой графический/табличный аналог дерева бизнес-процессов с указанием общих связей между процессами.

2.3. Модель окружения бизнес-процесса.

Модель окружения бизнес-процесса создается перед его детальным описанием, для того чтобы показать границы процесса (входы-выходы, события начала-завершения) и атрибуты процесса (автоматизирующие его информационные системы, показатели, владелец, исполнители и многое другое). Пример модели окружения бизнес-процесса «Изготовление банковской карты» показан на Рис. 8.

Рис. 8. Модель окружения бизнес-процесса «Изготовление банковской карты»

2.4. Модель бизнес-процесса (технологическая карта).

Модель бизнес-процесса представляет собой детальное описание бизнес-процесса, описание его бизнес-логики. Модель может быть выполнена в различных нотациях, которые рекомендуется использовать на разных уровнях дерева бизнес-процессов.

  • На верхних и средних уровнях:, ARIS VAD, IDEF0, DFD.
  • На нижних уровнях: ARIS eEPC, IDEF3, DFD, Cross Functional Flowchart.

Бизнес-модель банка [1] включает детальные описания следующих бизнес-процессов в нотации Cross Functional Flowchart (Технологические карты).

Группа основных бизнес-процессов «Обслуживание физических лиц».

  • Кредит наличными
  • Ипотечное кредитование
  • Банковские карты ФЛ
  • Группа основных бизнес-процессов «Обслуживание юридических лиц».
  • Банковские счета ЮЛ
  • Валютный контроль и валютные операции
  • Депозиты
  • Кредитование ЮЛ
  • Банковские карты ЮЛ и зарплатные проекты
  • Индивидуальные банковские ячейки (сейфы)
  • Инкассация
  • Дистанционное банковское обслуживание (ДБО) ЮЛ
  • Обеспечивающие и управляющие бизнес-процессы
  • Управление ПОД/ФТ (финансовый мониторинг)
  • Управление персоналом
  • Управление филиальной сетью банка
  • Обязательные процедуры СМК (ISO 9000)
  • Управление документацией
  • Управление записями
  • Внутренние аудиты
  • Управление несоответствующей продукцией
  • Корректирующие действия
  • Предупреждающие действия

3. Управление персоналом и оргструктурой.

Бизнес-модели данной группы формализуют организационную структуру банка, правила подчинения подразделений и должностей, делегирование полномочий, распределение ответственности и функций структурных звеньев в бизнес-процессах, компетенции и характеристики структурных звеньев.

Основные элементы бизнес-моделей данной группы:

  • Подразделение.
  • Должность.
  • Бизнес-роль.

Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в соответствующих методиках и учебных материалах, например в [5].

3.1. Модель организационной структуры.

Одна из важнейших бизнес-моделей. Организационная структура наиболее легко поддается моделированию, так как она в большинстве случаев четко определена в банке в виде штатного расписания и нормативных документов службы персонала.

Модель строится иерархически, от верхнего уровня к нижнему: топ-менеджмент, блоки (при наличии), департаменты, управления, отделы, должности.

Существуют различные виды организационных структур: процессные, функциональные, линейные, матричные и др. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

При построении модели организационной структуры (см. Рис. 9) возможны два способа расположения руководителя относительно возглавляемого подразделения в организационной иерархии:

  • Руководитель находится выше возглавляемого подразделения на один уровень по иерархии.
  • Руководитель находится на один уровень вниз по иерархии относительно возглавляемого подразделения. Данный способ является более предпочтительным.

Рис. 9. Организационная структура банка (фрагмент)

Бизнес-модель банка [1] включает организационную структуру банка до уровня должностей, подразделения, отделы и должности, имеющиеся в крупном универсальном коммерческом банке, предоставляющем основные банковские продукты и услуги. По каждой структурной единице сформированы организационные диаграммы.

3.2. Модель территориальной структуры

Модель территориальной структуры имеет большое значение для банков с крупной филиальной сетью. Данная бизнес-модель строится по аналогии с организационной структурой и включает следующие элементы: представительство, филиал, дополнительный офис, операционная касса вне кассового узла (ОКвКУ) и др. Позволяет визуализировать структуру и подчинение всех территориальных подразделений банка. При необходимости данная бизнес-модель проецируется на бизнес-процессы и другие элементы управления территориальных подразделений.

3.3. Модель бизнес-ролей.

Бизнес-роли предназначены для случаев, когда организационной структуры не достаточно для решения задач бизнес-моделирования. Примеры таких случаев:

  • когда нельзя поставить для функции в соответствие одну конкретную должность в качестве исполнителя. Например, уполномоченный оформлять КОП (карточка образцов подписей), ответственный за проверку клиента, любой сотрудник банка и т.п;
  • когда несколько структурных звеньев выполняют общие функции. Например, кредитный комитет, собрание по качеству и т.п.

Данная бизнес-модель строится в виде дерева, либо простого списка. В параметрах каждой бизнес-роли указываются структурные единицы из оргструктуры, которые входят в бизнес-роль.

Бизнес-модель банка [1] включает список типовых бизнес-ролей и комитетов банка.

3.4. Матрица распределения ответственности.

Данная бизнес-модель (см. Рис. 10) представляет собой таблицу, где по строкам указаны бизнес-процессы, по столбцам структурные звенья, а на пересечении строк и столбцов стоят условные обозначения: О – ответственный (владелец), И – исполнитель. Могут быть и другие обозначения.

Матрица распределения ответственности имеет большое значение при анализе организационной структуры и бизнес-процессов банка, а также при формировании регламентирующей документации.

Рис. 10. Матрица распределения ответственности (упрощенный пример)

Бизнес-модель банка [1] включает распределение владельцев для всех бизнес-процессов верхнего уровня и распределение исполнителей для всех бизнес-процессов, имеющих детальное описание.

3.5. Модель компетенций и полномочий.

Совокупность бизнес-моделей, которые задают описание знаний, прав и полномочий, требований и другой информации, которая в дальнейшем привязывается к должностям и процессам. Обычно в банке строятся следующие бизнес-модели:

  • Карты знаний (Knowledge map). Они содержат такие элементы, как: проводить финансово-экономический анализ клиента, администрировать АБС, знать английский язык, знать положения Банка России № 28-И, № 54-П, и т.п.
  • Карты полномочий (Authority map). Они содержат такие элементы, как: подписывать договора, открывать расчетные счета, вести переговоры с VIP-клиентами и т.п.

4. Управление качеством.

Бизнес-модели данной группы формализуют стандарты, требования, показатели, записи, результаты аудитов и другие материалы, которые используются при управлении качеством в банке.

Основные элементы бизнес-моделей данной группы:

  • Стандарт/требование
  • Показатель качества
  • Фактор (проблема/отклонение/причина)

Примеры всех бизнес-моделей данной группы и правила их построения можно найти в соответствующих методиках и учебных материалах, например в [4].

4.1. Модель (дерево) стандартов и требований.

Данная бизнес-модель содержит официальные тексты стандартов серии ISO 9000 и других необходимых стандартов, сгруппированные по разделам в виде иерархического списка. Для каждого раздела/требования стандарта ISO 9001 следует назначить ответственного среди должностных лиц банка, проект или программу, способствующий выполнению требования, нормативные документы банка, в которых фиксируются результаты выполнения требований, другие необходимые атрибуты.

Бизнес-модель банка [1] включает разделы и тексты стандарта ISO 9001 с привязкой к ответственным должностным лицам банка.

4.2. Модель показателей качества (для ISO 9000).

Показатели качества служат для привязки к бизнес-процессам и оценки их качества в рамках системы менеджмента качества.

4.3. Модель проблем/отклонений.

Данная бизнес-модель выполняется в нотации «Cause and Effect diagram» (диаграмма причин-следствий). Она предназначена для выявления и анализа проблем/отклонений/причин и поиска путей решения в различных элементах управления и областях деятельности банка: бизнес-процессы, продукты и услуги, реализация стратегии и др.

Для выявления и анализа проблем/отклонений/причин выбирается один проблемный показатель, либо проблемный аспект деятельности банка. Затем определяются основные группы факторов, влияющих на данный показатель. Далее по каждой группе факторов определяются конкретные факторы.

5. Объекты деятельности и ресурсы.

Бизнес-модели данной группы формализуют объекты деятельности и ресурсы, которые используются в других группах бизнес-моделей и при решении различных задач банка (организация документооборота, автоматизация, инвентаризация и т.д.).

Основные элементы бизнес-моделей данной группы:

  • Документ (или информационный поток)
  • Информационная система (программный продут, модуль)
  • Материальный ресурс (или материальный поток)
  • Операционный ресурс.

5.1. Модель библиотеки документов.

Данная бизнес-модель позволяет систематизировать все документы банка (нормативные документы, формы документов, тарифы, информационные письма др.), организовать к ним единый доступ сотрудников банка с разграничением прав.

Привязка документов и информационно-материальных потоков к бизнес-процессам банка, имеющим детальное описание, позволяет организовать (построить маршруты документов) и автоматизировать документооборот в банке.

В дополнении к данной бизнес-модели строится модель статусов документов. Как известно, документ на протяжении своего существования в банке может иметь большое количество статусов. Примеры статусов документа: в разработке, на согласовании, утвержден, отменен, сдан в архив и т.д.

Данные статусы ставятся в соответствие документам библиотеки для повышения удобства их использования и избегания ошибок и недоразумений при работе.

Бизнес-модель банка [1] включает документы и потоки, которые разделены по папкам в соответствии с деревом процессов и имеют следующую структуру (см. Рис. 11).

  • Документы по бизнес-процессам (банковские формы). Формы банковских документов, циркулирующие во всех бизнес-процессах.
  • Информационные и материальные потоки по всем бизнес-процессам.
  • Документы методические. Методики, порядки, правила, используемые в бизнес-процессах.
  • Документы по продуктам и услугам. Тарифы, программы, условия предоставления банковских продуктов.
  • Положения и инструкции ЦБ. Список нормативных документов Банка России, регламентирующих выполнение бизнес-процессов.
  • Документы СМК.
  • Дерево документов, которые используются в обязательных процедурах СМК и СМК в целом.

Рис. 11. Модель библиотеки документов банка (фрагмент)

5.2. Модель информационных систем и баз данных.

Данная бизнес-модель имеет большое значение для ИТ-департамента и разрабатывается в большинстве банков. Она позволяет структуризировать все информационные системы (программные продукты и приложения, операционные системы и др.) и базы данных, используемые в банке. Модель банковских информационных систем может детализироваться до модулей, ИТ-функций с привязкой экранных форм, ссылок на базы данных. Семейство данных бизнес-моделей (и связанных с ними) в некоторых банках называется системной архитектурой.

Модель банковских информационных систем служит и для проецирования ее на бизнес-процессы банка, с целью их автоматизации, разработки технических заданий.

Бизнес-модель банка [1] включает дерево основных банковских информационных систем с детализацией до модулей и ИТ-функций (см. Рис. 12).

Рис. 12. Модель информационных систем банка (фрагмент)

5.3. Модель материальных ресурсов.

Материальные ресурсы циркулируют в бизнес-процессах в виде входов-выходов, поэтому целесообразно их систематизировать в виде отдельной бизнес-модели. При помощи данной бизнес-модели можно иерархически упорядочить ресурсы, присвоить им различные параметры и классифицировать (например, по бизнес-процессам, по типам ресурсов и т.п.).

Бизнес-модель банка [1] включает модель материальных ресурсов (потоков) по всем бизнес-процессам, имеющим детальное описание. Примеры материальных ресурсов (потоков): банковская карта, сумка инкассатора, банковская сейфовая ячейка, денежная наличность, кассета банкомата и т.д.

5.4. Модель операционных ресурсов.

Данная бизнес-модель объединяет в себя семейство следующих моделей:

  • Модель аппаратных ресурсов (компьютер, сервер, принтер и т.д.)
  • Модель локальной вычислительной сети (ЛВС) и телекоммуникаций.
  • Модель хозяйственных ресурсов.
  • Модель транспортных ресурсов.
  • Карты помещений банка (схемы расположения мебели, бытовых объектов и т.д.)
  • Карты средств безопасности и технической защиты банка (количество, типы и расположение камер наблюдения, средств контроля доступа СКД и т.д.)
  • Модель банковского оборудования.
  • И многое другое.

Модель операционных ресурсов имеет большое значение при проведении функционально-стоимостного анализа (ФСА) бизнес-процессов. В данном случае на основе стоимости и количества используемых в бизнес-процессе ресурсов (например, бумага А4, компьютер, интернет-трафик и др.) может рассчитываться стоимость всего бизнес-процесса. Для этого необходимо спроецировать операционные ресурсы на бизнес-процессы и задать им количественные и стоимостные характеристики.

Автоматизация разработки и внедрения бизнес-модели банка

Для работы с бизнес-моделями предназначены специальные программные продукты класса «Бизнес-моделирование». Перечислим основные функции по работе с бизнес-моделями, которые автоматизируют данные программные продукты.

  • Разработка бизнес-моделей с нуля.
  • Актуализация существующих бизнес-моделей.
  • Анализ и оптимизация бизнес-моделей.
  • Интеграция (установление взаимосвязей) бизнес-моделей. Одна из важнейших функций, которая позволяет создать систему взаимосвязанных бизнес-моделей и автоматизированно синхронизировать их.
  • Формирование регламентирующих документов по бизнес-моделям.
  • Доведение бизнес-моделей и регламентирующих документов до сотрудников. Например, автоматизированная публикация бизнес-моделей в веб-сайте, либо создание бизнес-навигатора.

Во многих программных продуктах есть еще одна важная функция, которая относится к мета-уровню разработки бизнес-моделей, а именно функция разработки типов/шаблонов бизнес-моделей или конфигуратор бизнес-моделей. Данная функция полезна в случаях, когда необходимо:

  • создать новый тип бизнес-модели, которого нет в стандартной библиотеке бизнес-моделей.
  • изменить фигуры объектов или набор параметров объектов существующих бизнес-моделей.
  • изменить типы связей между объектами.

При разработке комплексной типовой бизнес-модели банка [1] автор использовал специальный программный продукт, который является оптимальным решением по составному критерию «Цена – Функциональность – Удобство использования». Задачи, решаемые этой программой, показаны на Рис. 13. Как видно из рисунка, они охватывают все основные области менеджмента и типы бизнес-моделей: стратегия, бизнес-процессы, организационная структура, качество, информационные системы. Более того, эти задачи соответствуют этапам построения системы менеджмента качества, а их результаты требованиям стандартов серии ISO 9000.

Подробное описание программного продукта см. в [6].

Рис. 13. Задачи, решаемые ПП

На рынке программных продуктов бизнес-моделирования также есть и другие решения: AllFusion Process Modeler, Business Studio, ARIS, «Бизнес-Инженер», IBM WebSphere Business Modeler, QPR Collaborative Suite и др.

Среди программных продуктов начального уровня для построения бизнес-моделей можно рекомендовать MS Visio и MS Word. Но как только сложность и количество бизнес-моделей становится значительным, необходимо использовать профессиональные продукты бизнес-моделирования.

Заключение

Итак, еще раз подчеркнем, что разработка и активное использование в банке комплексной бизнес-модели является одним из ключевых факторов успеха, который способствует развитию банка, повышению эффективности работы сотрудников, функционирования бизнес-процессов и реализации стратегических целей.

При разработке комплексной бизнес-модели рекомендуется использовать типовую бизнес-модель банка [1], чтобы «не наступать на одни и те же грабли» и не повторять с нуля весь путь, который уже проделали многие банки, внедрившие у себя комплексную бизнес-модель.

Источники информации

[1] Комплексная типовая бизнес-модель коммерческого банка.

[2] Исаев Р.А. Методика описания (структуризации) бизнес-процессов коммерческого Банка и ее практическое применение. – Журнал «Управление в кредитной организации», № 4/2008.

[3] Исаев Р.А. Методика построения эффективной системы регламентации Банка и ее практическое применение. – Журнал «Регламентация банковских операций», № 3/2008.

[4] Исаев Р.А. Методика построения системы менеджмента качества и ее практическое применение. – Журнал «Управление в кредитной организации», № 1 / 2009.

[5] Ковалев С., Ковалев В. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура – М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2009. – 520 с. Ил.

[6] Информация о программном продукте «Business Studio».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Евгений Корнев
Председатель совета директоров, Москва

Полезный и интересный материал. У автора основательное знание своей предметной области.+

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.