QS Quacquarelli Symonds, глобальное аналитическое агентство в области высшего образования и составитель наиболее популярного рейтинга лучших университетов мира, опубликовало ежегодный список лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии 2021 года – QS Emerging Europe and Central Asia University Rankings 2021, в который вошли 400 лучших вузов региона, в том числе, 121 вуз из России.
Топ-10 лучших университетов развивающихся стран Европы и Средней Азии 2021 года |
|||
2021 |
2020 |
Название |
Страна |
1 |
1 |
Московский государственный университет имени Ломоносова |
Россия |
2 |
4 |
Тартуский университет |
Эстония |
3 |
2 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
Россия |
4 |
5 |
Карлов университет |
Чехия |
5 |
3 |
Новосибирский государственный университет |
Россия |
6 |
6 |
Ягеллонский университет |
Чехия |
7 |
7 |
Варшавский университет |
Польша |
8 |
10 |
Масариков университет |
Чехия |
9 |
11 |
Национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт» |
Россия |
10 |
8 |
Томский государственный университет |
Россия |
© QS Quacquarelli Symonds 2004-2020 www.TopUniversities.com
С момента первой публикации результатов регионального рейтинга в 2014 году Московский государственный университет имени Ломоносова сохраняет уверенное лидерство в рейтинге. В топ-10 лучших университетов региона также вошли Санкт-Петербургский государственный университет (3 место), Новосибирский государственный университет (5 место), национальный исследовательский университет «Московский физико-технический институт» (8 место) и Томский государственный университет (10 место).
Россия подтвердила свое неоспоримое лидерство в регионе: 17 российских вузов впервые вошли в региональный рейтинг лучших университетов, 38 российских вузов улучшили свои позиции по сравнению с позициями прошлогоднего рейтинга, в то время как 17 вузов страны сохранили свои позиции.
Бен Саутер, директор аналитического центра QS, комментирует: «Российские университеты занимают более 30 % позиций в рейтинге, что является впечатляющим достижением, учитывая растущий уровень конкуренции в регионе. Университеты предпринимают значительные усилия для развития своих конкурентных преимуществ, повышения международной узнаваемости и усиления влияния на глобальную научно-образовательную повестку».
Сергей Христолюбов, региональный директор QS Quacquarelli Symonds по Восточной Европе и Средней Азии отмечает: «Основной возможностью для продвижения российских университетов в рейтингах остаётся развитие публикационной активности и присутствия во влиятельных научных изданиях, что является одним из приоритетов национального проекта «Наука». Сочетание системной работы по этому направлению и реализации комплексных стратегий по интернационализации придадут существенный импульс в вопросах раскрытия потенциала российских вузов на краткосрочную и среднесрочную перспективу».
Методология
QS использует десять показателей для составления рейтинга:
- Академическая репутация (30 %): качественный показатель, рассчитываемый на основе результатов опроса более 102 тыс. ученых, преподавателей и руководителей вузов;
- Репутация среди работодателей (20 %): качественный показатель, рассчитываемый на основе результатов опроса более 52 тыс. представителей компаний-работодателей;
- Соотношение количества преподавателей и студентов (10 %): количественный показатель, представляет собой соотношение количества студентов к общему числу преподавателей, что дает информацию о вероятных размерах учебных групп в учебном заведении;
- Количество публикаций на одного преподавателя и сотрудника (10 %): количественный показатель научной производительности, который измеряет среднее количество публикаций на одного преподавателя и сотрудника вуза;
- Количество цитирований на одну публикацию (5 %): количественный показатель научной производительности, который измеряет среднее количество цитирований на одну публикацию;
- Доля иностранных преподавателей и сотрудников (2,5 %): один из двух количественных показателей интернационализации, представляет собой отношение количества иностранных преподавателей и сотрудников к общему количеству преподавателей и сотрудников и свидетельствует о способности университета привлекать таланты со всего мира;
- Доля иностранных студентов (2,5 %): второй из двух количественных показателей интернационализации, представляет собой отношение количества иностранных студентов к количеству студентов в учебном заведении и свидетельствует о способности университета привлекать таланты со всего мира;
- Доля преподавателей и сотрудников с ученой степенью (5 %): количественный показатель, представляет собой отношение количества преподавателей и сотрудников с учёной степенью к общему количеству преподавателей и сотрудников;
- Глубина международных научных коллабораций (10 %): количественный индикатор, измеряет степень глубины контактов в международных академических кругах;
- Веб-импакт / присутствие в онлайн-среде (10 %): количественный показатель, измеряет степень влияния вуза в онлайн-среде по данным Вебометрики (Webometrics).
Полная версия рейтинга доступна на сайте TopUniversities.com
Читайте также: