Игра как методология формирования опыта
Игра является одним из важнейших элементов человеческой культуры. Мы рассмотрим бизнес-образовательные аспекты игр.
Первым важным моментом использования игры как инструмента передачи опыта является его природная обусловленность. Мы не мобилизуем целевым образом психику, а инициируем фундаментальные психические процессы и потребности личности в саморазвитии, самореализации, самоопределении. С помощью бизнес-игры можно кратно увеличивать и интенсифицировать образовательные нагрузки.
Второй по важности момент: развлекательно-рекреативный характер воздействия. Сам процесс бизнес-игры является отдыхом от основной социальной деятельности.
Образовательная цель применения бизнес-игр следующая:
- Познание фактов.
- Возможность проговаривания и принятия решений по событиям, которые в жизни происходят не часто или не произойдут.
- Создание сверхинтенсивного потока событий и возможности реагировать на них принципиально несуществующего вне игровых ситуаций.
- Наработка навыков группового взаимодействия с другими участниками в рамках различных игровых социальных ролей.
- Непроизвольное запоминание правильных поведенческих паттернов и способов решать различные классы социальных задач, в которых они в силу возраста или социальной страты не принимают участие.
Психолингвистический подход как инструмент понимания и решения бизнес-проблем
Один из постулатов психолингвистики – что осознание мира происходит через слова и структурные языковые компоненты. Воспринимать мы можем только определенные словами вещи, и делать с ними мы можем только то, что в принципе способны проговорить. Это означает, что во многом мы являемся заложниками используемого нами языка.
Многие проблемы бизнеса не воспринимаются владельцем, потому что, не зная нужного определения, он не способен это явление воспринять и идентифицировать в принципе. Соответственно, любое решение следует начинать с определения явления и наработки способности вербально (словесно) оперировать этими словами. Никаких других возможностей социальная психология не предоставляет. Для закрепления навыка и образования устойчивых нейронных связей необходимо многократно повторять примерно одно и то же. Многократность повторения выражается в необходимости структурировать игру таким образом, чтобы она не стала скучной для участников.
Драматизм как средство эмоционального воздействия
Чтобы наработанные языковые структурные компоненты стали важными и ценными, необходимо, чтобы игровая ситуация была раскрашена эмоциями. Для этого игровую роль необходимо встроить в драматическую ситуацию, должна присутствовать игровая острота момента. Участнику должно быть понятно, что ситуация сложная и возможно его выступление повлияет на развязку.
Джордж Польти описал 36 возможных драматических ситуаций и при подготовке игровых мероприятий целесообразно выбирать из существующего списка подходящие и не придумывать уже отработанное.
Результат применения подхода
Применение сценарно-ролевых игр в качестве инструмента создания семантико-когнитивного аппарата, решающего бизнес-проблемы – это перспективный метод развития. В рамках игровых сессий можно создать поток событий и решений в сотни раз интенсивней, чем в реальной жизни, и получить на выходе людей, способных принимать качественные решения. Бизнес-потенциал обучаемых таким образом людей может значительно превышать существующую бизнес-элиту.
Подготовка к мероприятию и проведение бизнес-игры
Базовой проблемой российского общества является выбор личных проектов. Суть в том, что людям дали свободу выбора направлений личного развития, изъяв при этом из обучающей программы образовательных учреждений методологию инициации проектов как стадию.
Я отсмотрел учебно-методические планы ведущих российских вузов, осуществляющих подготовку проектных менеджеров, везде этап инициализации проекта отсутствует. Таким образом, подрастающее поколение многие вещи будет делать профессионально, но будет полностью некомпетентно в выборе личных направлений развития. Молодежь будет заниматься случайно выбранной ерундой. Стоит отметить, что и предыдущий советский общественно-политический формат устройства общества не акцентировал внимание на необходимости выбора личных перспективных проектов и начинаний. Каких-то значимых наработок за исключением нескольких тезисов у Г. Альтшуллера нет. Поэтому есть смысл создать высокоэффективный образовательный локальный инструмент решения вышеописанной проблемы.
Факторный анализ
В процессе аналитической работы я выделил 31 фактор, которые серьезно влияют на успешность выбора проектной деятельности. Реализация всех факторов была практически неподъемной задачей для меня, поэтому я выделил три наиболее важных в моем понимании:
- Выбор технологической платформы развертывания личного проекта. Благодаря существующим технологиям можно реализовать рентабельный проект.
- Время и проблематика им обусловленная. В каждое историческое время существует пласт проблем, которые надо решать, и от которых во многом зависит успех. Важно их уметь распознавать и выделять от бесперспективных.
- Ресурсная база локации, в которой находится актор. В каждом месте нахождения нас окружают ресурсы. Зачастую, обладая неким ресурсом, мы не воспринимаем его как ресурс из-за того, что все вокруг нас в принципе обладают тем же самым. Комбинируя ресурсы, перемещая их в другие локации или подвозя критично важные недостающие ресурсы из других локаций, мы получаем большие возможности.
Разработка планов мероприятий и прочих документов
Для разработки мероприятия важно определить:
- Что ты хочешь по итогу получить и существуют ли какие-то важные промежуточные результаты, которые с этих мероприятий необходимо получить (фото, видеосъемка, отзывы участников, заполненные анкеты, опросники).
- Понимать, сколько у тебя времени.
- Способы реализации методологии.
Собрав воедино эти три компонента, образуется поминутный план мероприятия. Исходя из этого поминутного плана, пишется теоретический подводящий спич, готовятся слайды, разрабатывается игровая механика и раздаточные материалы в виде карточек-заданий. Неплохо заранее написать анонс мероприятия и его релиз.
Переговоры с владельцами площадки проведения
Перед проведением мероприятия необходимо уточнить у владельца площадки:
- Место и время проведения.
- Наличие оборудования в штуках: столов, стульев, проекторов. Запросить фото проектора и фото штекеров.
- Площадь помещения и его конфигурацию, наличие туалета.
- Наличие проводимых непосредственно перед вами, после вас или параллельно с вами мероприятий и их специфику.
- Возможность фото- видеосъемки.
- Согласовать анонсирование мероприятия и релизов по итогу проведения.
- Механизмы привлечения участников и зоны ответственности.
- Проговорить финансовую часть.
Репетиция
Предварительно мероприятие необходимо прорепетировать хотя бы с одним слушателем для уточнения хронометража. Вычитывать подготовленную текстовую часть нужно вслух с выражением, умеренной жестикуляцией, обращая внимание на темп речи (я читаю 3-4 раза). Необходимо выдавать эмоции чуть интенсивнее, на 30-40% больше вашей обычной манеры общения. Не выдавая эмоций, вы рискуете быть скучным, но и переигрывать тоже не стоит.
Подготовка
Придите на мероприятие заранее. Проверьте наличие раздаточного материала и всех документов, флэш-карты со слайдами или видеороликами. Если планируется фото- видеосъемка, выдайте оператору ТЗ, в котором будет зафиксировано, что вы хотите по итогу видеть. Проверьте наличие стульев, столов, проектора и возможность подключения к нему. Приведите свой внешний вид в порядок.
Проведение мероприятия
Если все предыдущие этапы подготовки выполнены хорошо, тогда само мероприятие проходит на кураже. Необходимо следить за временем и прерывать желающих играть участников.
Сбор результатов
После проведения мероприятия необходимо получить результат. Что может быть результатом?
- Финансовый результат.
- Презентационные фото- видеоматериалы.
- Социальные связи и хорошие отношения.
- Хорошие эмоции и моральное удовлетворение от качественно сделанной работы.
- Материалы для исследования или научной работы.
Читайте также:
Алексей Мичуринович Макаренко.
"Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно чего хотят достигнуть".
"Человека нужно не лепить, а ковать...создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым и выходит хороший человек".
(с)Антон Семенович Макаренко
Метода Антона Семеновича была эффективна, но подразумевала постоянное битие воспитанников. За что его прямо на сьезде партии осудили и отстранили от руководства учебным заведением.
Мы крайне ограничены в методах, бить не можем, даже просто гнобить нельзя. Поэтому приходиться использовать игровые методологии для включения природно обусловленной мотивации.
Цели образовательных модулей не описанны в статье. Общая направленность создать через высокоинтенсивный поток игровых событий и огромное количество проработанных сложных решений менеджеров легко обыгрывающих существующую бизнес элиту.
Алексей, прекрасная статья. Думал, почему так мало лайков и постов. Очевидно аудитория слишком мала. Но для меня статья очень ценная, так как я только начал вести обучение и ещё не подошёл к выполнению задачи - сделать свою работу максимально эффективно. В пору брать у Вас уроки.
Одна из базовых проблем обучения сейчас это отсутствие мотивации у обучаемых. Соответственно эта методология обучения чуть более сложна, чем классическое обучение, но хорошо заходит. Людям сейчас не хватает эмоций и чувств, и они их получат здесь, попутно серьезно прокачиваясь социально и интеллектуально.
А поощрением детей у Макаренко было участие в драмкружке. Так что "Правильной дорогой идете, товарищи!" (И не на съезде партии, а комсомола, и не осудили, а перевели в другую колонию)
Еще можно привести пример сценарно-ролевых игр в "Республике ШКИД".
Но с некоторыми тезисами надо быть осторожнее. Вырванные из контекста, они могут привести к когнитивным искажениям:
Никаких ассоциаций не возникает?