Мне повезло быть у истоков подготовки управленцев для рыночной экономики. В 1992 году, когда я начал преподавать, — впервые появился перевод хорошего американского учебника Майкла Мескона и других «Основы менеджмента», который широко использовался на управленческих факультетах российских вузов.
На первом этапе формирования отделения международного бизнеса нижегородского иняза у меня были серьезные разногласия с инициаторами новых рыночных специальностей в инязе по части количества занятий, которые выделялись на вторую — экономическую — специальность. Всего 500 часов. Несколько позже, познакомившись с форматами, которые использовали западные преподаватели, я понял, что дело не в часах очного обучения, а в формате подготовки.
Сейчас каждый из четырех курсов, которые я даю в институте слушателям, в качестве которых выступают управленцы самого разного плана, длится всего восемь часов. Это по объему информации семестровые курсы, но благодаря большой самостоятельной работе слушателей этих восьми часов вполне достаточно.
Я хочу предложить несколько рекомендаций, позволяющих лучше раскрыть потенциал классического образования в сфере менеджмента. Ниже я представляю наиболее известные формы обучения и шаги, которые могут их улучшить.
1. Лекции
Надеюсь, что старая лекционная форма обучения менеджменту, когда студенты записывали за преподавателем, канула в лету. Сегодня от лектора требуется яркое публичное выступление, в котором он может донести до своих слушателей самые важные мысли, предложить свои личные, зачастую альтернативные известным, подходы и методы.
Что можно улучшить
Обязательная публикация лекций в форме доступных книг, большее вовлечение слушателей.
Полные лекции должны быть доступны студентам и издаваться как книги. Новые технологии позволяют сделать это без материальных затрат. Предварительное знакомство с лекциями позволяет даже большую аудиторию вовлечь в процесс познания, задавая по ходу лекции слушателям вопросы по рассматриваемому предмету.
При этом следует отметить, что и в других формах — тренингах, практикумах и прочих — лекционная форма встречается, когда нужно дать вводную теорию для ее дальнейшего практического применения в рассматриваемой ситуации.
2. Семинары и деловые игры
Семинары и деловые игры должны стать главным инструментом получения обратной связи от слушателей для коррекции процесса обучения в лучшую сторону.
Что можно улучшить
Учесть особенности игровых форм проведения занятий. Деловая игра не должна превратиться просто в игру.
Один из преподавателей нашей кафедры работал по совместительству в банке. Один раз он попросил меня провести занятия по экономической теории с его группами. При этом он рассказал о применяемой им форме проведения занятий: студенты должны были изучить проблемную статью из экономического журнала и высказать свое мнение по статье. Активность, соревнование между подгруппами должны были оцениваться особо.
Я выполнил все рекомендации коллеги, но затем провел небольшой опрос по теме и выяснил, что студенты абсолютно не знали из азов этой темы. В результате, вместо углубления знаний через рассмотрение проблемных вопросов, обучение было заменено на игру. Весело? Да. Полезно? Нет.
3. Тренинги
Сегодня преподаватель может использовать любые формы проведения занятий, его никто в этом не ограничивает. И кажется, что проведение тренингов на практических занятиях — это замечательно.
Что можно улучшить
На тренинге можно только попробовать новый прием через выполнения упражнений тренинга. Но новой привычки не возникает. Это легко увидеть из работы подавляющего числа продавцов, кто проходил тренинги по продажам, но продолжает работать по-старому.
Нужно обязательно так построить курс в формате серии тренингов, чтобы из пробы сформировалась новая привычка. Например, когда я провожу тренинги по личным продажам для продавцов, я настаиваю, чтобы кроме внешних тренингов проводились внутренние силами самих продавцов, но не постоянного внутреннего тренера.
4. Кейс-стади
Достоинства метода Кейс-стади, который практически повсеместно используется в бизнес-школах, известны — эта не просто теория, а решение конкретных управленческих задач, накопление опыта решений проблем.
Что можно улучшить
Рассматриваемые кейсы могут значительно отличаться от реальных проблем на конкретном предприятии. Фактически руководитель, получив новые знания и апробировав их на практике, глубже осваивает материал. На занятиях он запоминает новый материал, пробует его применить, что приводит к углубленному понимаю, но затем встречается с задачами, которых в учебниках нет. Фактически каждый управленец вынужден «производить новые знания», развивать их применительно к своей ситуации. Как быть?
При корпоративном обучении я рекомендую процесс обучения совмещать с решением не чужих, а текущих управленческих ситуаций своей компании. Для студентов компанией является вуз, факультет.
5. Практикумы
Мне повезло, благодаря конкурсу, что проводился на Executive, получить в качестве приза один курс предлагаемый в формате видеопрактикума: преподаватель дает теорию, а затем задание для обязательного самостоятельного выполнения.
Этот формат мне настолько понравился, что практически все свои курсы я переревел в формат практикумов. Причем оказалось, что практикум можно организовать не только форме офлайн или видеопрактикума, но даже в формате книги – краткое изложение теории и предлагаемая для решения задача на примере своего предприятия.
Что можно улучшить
Единственная проблема, с которой я столкнулся как слушатель конкретного практикума, — это несоответствия сложности задания и времени для его выполнения. Поэтому в своих практикумах, которые я провожу офлайн, я не ограничиваю выполнение заданий конкретным сроком — главное, чтобы все задания были выполнены в удобное для слушателя время.
Представленный мной список улучшения форматов подачи информации, конечно же открытый.
Как раскрыть потенциал классического образования
Нестандартные методы управленческого образования через обучение других, использование соцсетей, написание своей книги и др, могут помочь преодолеть существующий разрыв теории и практики управления. Однако классическое образование также имеет большой потенциал. Как максимально его раскрыть?
Наряду с нестандартными методами, учитывающими специфику получения управленческого образования в нашей стране, классическое образование позволяет заложить хорошую базу знаний, но для этого следует провести важные изменения в подаче материала: улучшить существующие формы и добавить новые формы обучения, в частности, практикумы.
Чтобы слушатели образовательных программ в сфере менеджмента доверяли образовательной организации, нужно добиться того, чтобы практика управления самой образовательной структурой соответствовала той современной теории менеджмента, которую предлагают преподаватели слушателям. Это вполне возможно, тем более, что каждый слушатель является своего рода работником «фабрики знаний».
И, быть может, самая главная проблема на данный момент: следует иметь в виду, что получивший образование в сфере управления руководитель попадает на предприятие, где царит менеджмент личных проб и ошибок конкретного руководителя. По этой причине, курс преодоления сопротивления изменениям должен стать для управленцев нашей страны не просто одним из обязательных курсов, а практическим инструментом для проведения реальных улучшений практики управления на своем предприятии.
Большое спасибо редакции за подготовку публикации (в частности, за улучшение названия).
Написано прекрасно, со всем согласна, сама использую в работе, курс преодоления сопротивлениям это основа, на самом деле, правда оговорка - его должны формировать и на этапе начала преподавать исключительно практики, теоретиков допускать к преподаванию нельзя, запретить каким то образом, чтобы не перевести все в обыденной формализм... )) вопрос, каким?
Статья мне понравилась, хотя я уже давно не преподаю. Но все же хотелось бы добавить один пункт в отношении лабораторных занятий: совершествование материальной базы обучения.
Поясню. Можно ли освоить простейшие офисные программы Word, Excel, Power Point и другие по книжкам, не работая с самими программами? По-моему нет.
Аналогично: в учебном плане ряда вузов я видел такие курсы как "Автоматизированные системы управления производством", которые изучаются студентами только по материалам лекций. В результате выпускники не обладают даже минимальным практическим опытом работы с такими программами. Казалось бы, целесообразность создания учебных лабораторий, где установлена подобная система, никем не оспаривается, но что-то реально тормозит процесс внедрения таких систем в обучение. Пока не осознал полностью. И дело здесь - не в цене. Всегда можно договориться о поставке учебной версии. Сейчас работаем с тремя вузами, посмотрим, что получится. Слишко много бюрократии, много слов и мало дела. Но это лишь мое мнение...
Форм обучения больше, чем указано в статье. К примеру, стажировки за рубежом, производственная практика, участие в лабораторных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работах, испытаниях, участие в конкурсах, выставках, конференциях, форумах. И самообразование совсем не последняя форма обучения. Но главное, на мой взгляд, не форма обучения, а система образования.
Нужна система непрерывного образования с детского садика и до 100 лет. Университеты должны быть нацелены на то, чтобы реально обучить человека конкретной специальности и передать его работодателю или обучить его так, чтобы он смог уже на 4 курсе создать свой бизнес. Надо решить проблему оторванности университетов от производств и бизнеса. Сейчас дипломы никому не нужны. Требуются высокие Знания, профессиональные навыки и умения.
Спасибо за комментарий Андреас и оценку статьи. То, что Вы отмечаете, бесспортно.
Но для России есть один парадокс по лабораторным работам в сфере мнеджмента.
Лучшая лаборатория - это тренировка менеджмента в отношении самого себя - персональный менеджмент. И это уже не классический метод, а нетрадиционный. (освоение тайм-менедмента - традиционно, а вот лабораторные работы по менеджменту на себе любимом точно нет).
Пример - по мнению Друкера мы папали в осталые страны из-за широкого неприменения научного метода к физическому труду (научный метод применяется, но не системно, правда, если не брать в учет применение Лин - там сплошной научный метод и больше особо ничего).
Но научный метод можно осваивать лаборатрно - в отношении своего времени (в моих курсах - это применение карточек Гастева для наблюдение за временем, их анализ и синтез - планирование своего времени на онове анализа).
Спасибо, Александр, за комментарий. Но я написал в статье - Представленный мной список улучшения форматов подачи информации, конечно же открытый.
Но Ваш список с удовольствием готов обсудить (только приехал с конференции в рамках проекта "Мой бизнес", есть чем поделиться).
Спасибо, Анастасия, за оценку публикации. Возможно по поводу практиков у нас разное мнение.
Чистый практик (руководитель) - руководил компанией много лет. К нему приходит выпускник управленческоо факультета. Через короткое время выпускник забудет все, чему учился в вузе - практика такого руководителя отличается от научного менеджмента. А если нужно преодолеть сопротивление - от просто всех сопротивляющихся пообещает уволить.
Чистый теоретик - преподаватель, никогда никем не руководил. Про такого "теоретика" я написал предыдущий материал - там описано достаточно подробно. И когда препод надумает, как я описал в отношении лекций, изменить формат занятий - дома читать его лекции, что он издал книгой, а на занятии обсуждать тонкости - будет сопротивление слушателей, и препод может потренироваться это сопротивление преодолевать при проведении изменений формы занятий - и вот он уже не теоретик. а практик по преодолению сопротивления изменениям.
Уважаемый автор, а электронное обучение , Вы не используете?
Ну и кейс про 8 часов от преподавателя, можно поподробнее? Как то мне сложно это представить. Хотелось бы понять технологию
Владимир, безусловно я не о чистом практике говорю, а о том, кто либо имел практический опыт в своей области, либо, у него была стажировка в реальной компании. Чистый теоретик потренироваться может, конечно, на слушателях, но, будем реалистами - сопротивление на производстве и в аудитории немного разные вещи. Я не раз видела консультантов, которые в тч преподают в учебных заведениях, которые оказываются в довольно щекотливых ситуациях, выезжая из этой аудитории на территорию клиента, к примеру. Стандарты, программы на федеральном уровне читаю, проблема та же... Их пишут чистые теоретики, а нужен разумный баланс между теорией и практикой.
Владимир, обоснуйте-ка? Мы это РФ? киньте цитату на первоисточник, пожалуйста? Мне просто интересно с каких пор мы отсталая страна.
Это я не что бы поговорить о стране которую мы потеряли, это я хотел бы увидеть как Питер наше все Друкер такое сказал.