Шубхам Банерджи – типичный подросток; он играет в футбол, самозабвенно «режется» в компьютерные игры, сидит над домашними заданиями. Но его карьерные амбиции далеко не подростковые. По его словам, старшеклассник уже несколько лет известен тем, что хочет основать и возглавить собственную компанию, чтобы стать «легендарным генеральным директором». Роль основателя далась ему легко: в 13 лет Банерджи создал фирму по производству принтеров для печати шрифтом Брайля.
Прошлой весной он начал задумываться над выбором вуза и узнал о программе Калифорнийского университете в Беркли, которая позволяет за четыре года получить степень бакалавра одновременно и в машиностроении, и в области бизнеса. Недавно ему сообщили, что он принят на вступительный курс по программе управления, предпринимательства и технологии Management, Entrepreneurship & Technology program (MET) в Беркли; таких счастливчиков оказалось менее 3% из примерно 2500 кандидатов.
По словам Фила Камински, исполнительного заместителя декана инженерного колледжа Калифорнийского университета в Беркли, и Майкла Граймса, главы отдела банковских технологий в Morgan Stanley, интерес к таким комбинированным программам среди студентов и потенциальных работодателей постоянно возрастает. «Ощущается нехватка программистов, способных руководить, и руководителей, умеющих программировать, – говорит Граймс. – Найти человека, сочетающего в себе эти навыки, – все равно, что отыскать иголку в стоге сена».
В 2016 году Граймс представил свою концепцию MET в Беркли, где он сам когда-то получил степень бакалавра, и предложил пожертвовать на проект $10 млн – значительную часть средств, необходимых для его внедрения. По словам Граймса, его вдохновила программа Джерома Фишера по менеджменту и технологиям, запущенная в Уортонской школе Пенсильванского университета в 1977 году. По этой программе обучался его сын.
Граймс знаком с несколькими другими выпускниками, освоившими эту программу: в том числе с Геральдом Ченом, который работает в частной инвестиционной компании KKR & Co, отвечая за технологии, СМИ и телекоммуникации в Северной и Южной Америке. Чен утверждает, что получать комбинированное образование – намного более эффективный и обоснованный путь, чем осваивать техническую специальность и затем учиться на управленца. Он говорит: «С инженерным образованием вы будете вызывать больше доверия, сидя в одном кабинете с инженерами».
В течение первых полутора лет (занятия по программе начались осенью 2017 года) в MET приняли участие студенты из США, Канады и Великобритании. Первокурсник Диего Гонсалес предпочел программу MET в Беркли Массачусетскому технологическому институту и Школе информатики Карнеги-Меллон. Гонсалес родился и вырос в Пуэрто-Рико, в колледже основал клуб предпринимателей, а в апреле 2018 года получил стипендию президента США. Его привлекло то, что Беркли располагается недалеко от Силиконовой долины; Гонсалес хотел быть в самой гуще индустрии технологий. Этим летом он будет проходить практику в Eventbrite – билетной компании, базирующейся в Сан-Франциско.
После презентации руководство Беркли быстро ухватилось за идею Граймса. Он имеет устойчивую репутацию в технологической индустрии, поскольку руководил некоторыми из крупнейших технологических сделок последнего десятилетия, в том числе связанных с Facebook Inc. и Google. По словам некоторых преподавателей и администраторов МЕТ, это придает программе значительный авторитет. Тем не менее, развертывание MET сопряжено с определенными трудностями. «Беркли – крупное учебное заведение, – говорит бывший декан школы бизнеса Haas School Рич Лайонс. – Стоит вам заговорить о добавлении новых программ или введении двойного диплома, как возникает много вопросов: «Каким образом будут поступать доходы? Кто за что платит? Каковы требования к учебной программе?»
У Граймса нет формальной функции в МЕТ; он посвящает много времени тому, чтобы знакомить студентов и выпускников с потенциальными работодателями, и всегда носит с собой в папке или на флешке резюме своих подопечных, направляясь на встречи с руководителями крупнейших в мире технологических компаний. И он является самым ответственным защитником этой программы: даже на его Tesla написана ее аббревиатура «BKLYMET». «Мы находим эти иголки в стоге сена, – утверждает он, – и включаем их в группу столь же уникальных людей, как и они сами».
Источник: Оливия Залески, Алекс Баринка, Bloomberg. Перевела с английского Елена Леонтьева.
Фото: pixabay.com