Кейс из практики McDonald’s времен 1990-х годов, несомненно, может быть поучительным, но слушателям российских бизнес-школ куда более интересны истории, основанные на опыте российских же компаний. С этим, однако, проблема. Российские бизнес-школы ощущают хронический недостаток кейсов из практики отечественного бизнеса. Причины, по которым наши компании крайне неохотно делятся секретами, понятны каждому российскому менеджеру: далеко не всегда управленческий учет совпадает с налоговым, далеко не все собственники и топ-менеджеры готовы рассказать рынку, как в реальности обстоят дела… Тем интереснее эксперимент, который начинает Международная школа бизнеса и технологий НИТУ «МИСИС», и о котором порталу Executive.ru рассказывает декан школы, кандидат экономических наук Наталья Евтихиева.
Executive.ru: Какие кейсы школа планирует внедрять в учебный процесс?
Наталья Евтихиева: В учебных программах классических бизнес-школ есть кейсы разного формата. Кейсы первого типа содержат объемный материал, включающий тексты, цифровые данные, аналитику. Это – сложный, продуманный, объемный учебный продукт для всестороннего изучения ситуации и принятия решений. Кейсы второго типа – т.н. неструктурированные кейсы, они направлены на то, чтобы слушатель осмыслил большой объем разрозненной информации, сориентировался и принял правильную стратегию действий. Кейсы третьего типа нацелены на поиск и формулирование бизнес-идеи. Из этих трех вариантов нам ближе всего первый, хотя мы не исключаем и два оставшихся.
Executive.ru: Кто будет автором кейсов?
Н.Е.: Мы заключили договор с консалтинговой компанией «Аудит Груп», которая за 17 лет работы на рынке создала портфель кейсов по самым разным аспектам российского бизнеса. Такой подход в практике российского бизнес-образования предлагается впервые.
Executive.ru: В чем здесь новость?
Н.Е.: В подходе. Слушатель программы MBA рассчитывает на то, что обучение максимально приближено к практике. Кейсы в том или ином виде присутствуют в учебном контенте российских бизнес-школ: ведущие преподаватели дают кейсы по своим предметам. Мы же предлагаем нечто новое – системный подход, в рамках которого каждая базовая дисциплина будет завершаться решением кейса.
Executive.ru: С какой целью?
Н.Е.: Здесь есть две цели: учебная и контрольная. В рамках итогового кейса слушатель, во-первых, должен будет собрать воедино знания, в том числе свои представления об управленческих инструментах, сформированные в ходе курса. Таким образом, кейс можно считать частью учебного процесса. Во-вторых, слушатель должен будет продемонстрировать, что он не только знает инструментарий, но и умеет им пользоваться. В этом плане кейс можно считать своего рода контрольной работой.
Executive.ru: Какие курсы будут завершаться кейсами?
Н.Е.: Все базовые дисциплины: операционный и стратегический менеджмент, маркетинг, финансовый и управленческий учет, финансовый менеджмент и другие.
Executive.ru: Эти кейсы будут связаны друг с другом?
Н.Е.: Да. Многие кейсы будут междисциплинарными, то есть для их решения предстоит вспомнить и другие уже прослушанные курсы. Мы считаем, что наибольшую ценность имеют интегративные кейсы, для решения которых слушатель должен владеть знаниями в смежных областях. В одном кейсе могут быть увязаны вопросы, скажем, стратегии, финансовой деятельности компании, налогообложения… Мы хотим построить систему кейсов, основанных на живой практике российских компаний. Эти кейсы должны давать возможность слушателю показать, как он будет применять полученные навыки на практике и тем самым убедить бизнес-школу в том, что слушатель действительно освоил учебную программу.
Executive.ru: Правильно ли я понял, что кейс будет представлять собой нечто вроде зачета? Не решил кейс – не сдал зачет.
Н.Е.: Не совсем так. Каждый базовый курс завершается зачетом, экзаменом или защитой курсового проекта. В любой школе бизнеса итоговая оценка является собирательной: она включает в себя оценку вовлеченности слушателя, его активности на занятиях, качество выполнения домашних заданий, выполнение курсового проекта… Кейс, о котором мы говорим, в этой логике представляет собой еще один компонент системы. Через некоторое время после того как слушатель сдал зачет, в класс приходят эксперты и говорят: «Вы зачет сдали? Курс освоили? Молодцы! А теперь давайте посмотрим, как вы это сможете применить на практике. Компания N столкнулась с такой-то проблемой. Как вы считаете, что она должна делать в этой ситуации?».
Executive.ru: Для слушателя это обязательная процедура?
Н.Е.: Конечно! Таким образом мы помогаем слушателю отработать навык применения полученных знаний на практике. В свое время американские HR-специалисты обратили внимание на интересный феномен: человек может блестяще ответить на вопросы теста, получить 100 баллов из 100 и… совершенно растеряться в ситуации, когда эти знания нужно применить на практике. Эта проблема известна бизнес-школам и руководителям HR-подразделений во всем мире. Поэтому мы хотим предложить механизма двойного контроля, когда слушателю дается кейс «за пределами курса», когда задачу ставит не преподаватель, прочитавший этот курс, и когда сам материал, на основании которого слушателю предстоит принять решение, – сложен.
Executive.ru: Отсутствие преподавателя в момент постановки задания – это обязательное условие?
Н.Е.: Это – часть нашего замысла. Слушатели должны уметь показать навыки в отсутствие преподавателя. Решение кейса в таком формате – своего рода независимая экспертиза.
Executive.ru: Насколько объемными и трудными будут эти кейсы?
Н.Е.: Число страниц в задании, объем представленного материала будет меняться от кейса к кейсу. Не исключаю, что в некоторых случаях в задании будет предлагаться «лишний» материал – специально для того, чтобы слушатель пробился сквозь ненужные данные, отыскал нужные, и принимал решение на их основе. Проблемные поля кейса будут соотнесены с учебным контентом – иными словами, составители будут исходить из того, что данный кейс действительно можно решить с помощью тех инструментов, которые слушатель изучал в ходе данного курса.
Executive.ru: Сколько времени вы отводите на решение кейса?
Н.Е.: Это зависит от предмета и сложности кейса. От нескольких часов до нескольких дней.
Executive.ru: Слушатели будут решать кейсы персонально или в рабочих группах?
Н.Е.: Это также зависит от замысла кейса. Вполне возможно, что решения могут предлагаться персонально. В таком случае мы увидим конкурс индивидуальных презентаций, который будут оценивать составители кейса. Также возможно, что группа будет поделена на подгруппы, и мы будем использовать кейс как повод для оттачивания навыков работы в командах.
Executive.ru: Допускаете ли вы, что в ходе конкурса «на сцене» появляется представитель компании, на материале которой был составлен кейс – для того, чтобы рассказать, как все обстояло на самом деле?
Н.Е.: Это был бы идеальный вариант. Мы приложим максимальные усилия к тому, чтобы именно так и было.
Executive.ru: Будет ли деканат оценивать кейсы, предложенные консалтинговой компанией «Аудит Груп» на предмет их соответствия целям и задачам курсов, оценки сложности?
Н.Е.: Мы будем совместно с «Аудит Груп» готовить портфель кейсов, включая в него именно те кейсы, которые соответствуют нашему замыслу.
Executive.ru: Будут ли кейсы внедрены только в программу MBA, или также в программы Executive MBA и DBA?
Н.Е.: Мы начнем с программы MBA, а затем перенесем этот опыт в Executive MBA и бизнес-докторантуру. На Executive, естественно, будeт более высокий уровень сложности кейсов, поскольку аудитория Executive – более подготовленная, имеет больший управленческий опыт. Что касается бизнес-докторантуры – мы планируем обсуждать кейсы на заседаниях совета докторов DBA (выпускники нашей программы DBA).
Executive.ru: Будет ли процедура решения кейса закрытой, когда данный кейс решает одна конкретная группа? Или вы планируете решать кейсы в формате общешкольного чемпионата?
Н.Е.: Оба варианта возможны. Программа МВА предусматривает определенную последовательность и логику изучения дисциплин. Если для решения предлагается интегративный кейс, предусматривающий использование инструментов, которые изучались в ходе нескольких курсов, слушателю MBA, который проучился в школе только один семестр, может элементарно не хватить знаний, чтобы участвовать в общешкольном чемпионате. Однако он может присутствовать, чтобы посмотреть, как это делают другие. Со слушателями программ EMBA и DBA ситуация другая – они могут, опираясь на свой профессиональный опыт, попробовать силы в решении кейсов любой сложности. Скорее всего, мы начнем с закрытого формата, когда кейс решает конкретная группа.
Executive.ru: Почему вы выбрали в качестве поставщика кейсов компанию «Аудит Груп»?
Н.Е.: Потому что среди тех компаний, с которыми мы общались, у «Аудит Груп» оказался, наверное, самый содержательный портфель кейсов, профиль которых совпадает с перечнем базовых дисциплин бизнес-школы.
Executive.ru: Будете ли вы привлекать другие компании в качестве поставщиков кейсов?
Н.Е.: В период действия договора с компанией «Аудит Груп» – нет.
Executive.ru: Будете ли вы предлагать слушателям школы готовить собственные кейсы?
Н.Е.: Это было бы очень интересно. Это то, к чему мы стремимся. Один из самых лучших результатов деятельности школы – когда выпускник приносит в школу свой кейс. Выпускные работы наших слушателей – это материал, на котором можно будет составлять реальные кейсы.
Executive.ru: Планируете ли вы публиковать кейсы в виде книги или базы данных?
Н.Е.: Мы обсудим эту идею с компанией «Аудит Груп». Если мы договоримся, и, если наши решения будут интересными и поучительными для других, то, конечно, мы могли бы это сделать в интересах рынка российского бизнес-образования.
Executive.ru: Вы полагаете, другим бизнес-школам будет интересна эта коллекция?
Н.Е.: Несомненно. Те кейсы, которые есть у преподавателей, зачастую представляют собой случаи из практики, которыми преподаватель иллюстрирует мысль. Мы же под кейсом понимаем другое: слушателям раздается описание проблемы, через определенное время слушатели должны предложить решение. В бизнес-школах США или стран Европы есть библиотеки кейсов, у нас о библиотеках речь пока не идет. Кейсы нужны бизнес-школам для того, чтобы слушатели могли переводить знания, полученные на лекциях, в формат практических решений, поэтому нет никаких сомнений в том, что наша коллекция будет востребована рынком.
Я обучался пару лет у выпускника Гарварда (консультанта Кока-Кола в Москве) по двум курсам - Маркетинговая стратегия и Инвестиционная политика. Обучение шло по кейсам Гарварда (который он закончил). Польза от этих кейсов - 100%, личное мнение.
В то же время - эта публикация (носящее полурекламный характер - типа плейсмента) позволяет использовать обсуждение для саморекламы (себя) и коллег - идея хороша. Если какая-то БШ пожелает получить кейсы из российской практики - милости просим не только к нам, но и к коллегам - в любой консалт-структуре (или к фрилансерам - они нисколько не хуже) материалы найдутся.
Вернее найдется не только золото, но и бриллианты - хватит любому декану на колье.
Рубрика "Кейсы" портала www.e-xecutive.ru, Владимир Федорович, к Вашим услугам :)
Может есть смысл составить перечень приоритетных бизнес-кейсов, которые бизнесменам (предпринимателям) нужны были еще вчера?
Если кто не заметил, сейчас идет великое переселение людей из регионов России на Дальний Восток. Создана программа «дальневосточный гектар», призванная предоставить бесплатно на 5 лет один гектар любому желающему. Предоставляются преференции. По словам разработчиков этого проекта, ожидается переселение на Дальний Восток около 30 миллионов человек. Полученный участок можно использовать в различных целях: строительство жилья, растениеводство, садоводство и огородничество, птицеводство, овцеводство, кроликодство, рыбоводство, пчеловодство и так далее. Создан сайт https://xn--80aaggvgieoeoa2bo7l.xn--p1ai/ , на котором размещены бизнес-планы. А на сайте http://www.mega-mir.com/articles/publications/sect... идет обсуждение проекта, плюсы и минуты.
Иными словами, у многих людей при создании любого производства возникнет необходимость в знаниях. И им очень пригодились бизнес-кейсы. Кстати, было бы интересно, как оценят члены сообщества проект «дальневосточный гектар».
Мне нравится этот сервис и люблю в нем участвовать. Но речь о другой идее, за которую повторное спасибо.(идея прямого зарабатывании денег от накопленного - и валяющегося пока без пользы) -
"Мы заключили договор с консалтинговой компанией «Аудит Груп», которая за 17 лет работы на рынке создала портфель кейсов по самым разным аспектам российского бизнеса. Такой подход в практике российского бизнес-образования предлагается впервые".
Когда накапливается большой опыт работы в бизнесе, возникает желание поделиться им, войти в бизнес-образование, особенно как раз таки множество кейсов с решениями. Однако входной порог оказывается не всегда преодолимым: я предлагала и курс обучения, и кейсы.
В итоге одна школа (не буду её называть) выразила "радость и готовность", но потребовала у меня сначала оплатить им же обучение преподавателей, выслав программу (общие сведения об андрогогике), несмотря на моё резюме, где указано, что это всё не только пройдено, но и успешно применяется.
В другой бизнес-школе по её же приглашению была проведена мастерская, после которой слушатели обращались с вопросами в духе "где Вас можно слушать дальше, где Вы преподаёте такой востребованный материал?", ссылаясь именно на интерес к бизнес-практике и кейсам, но руководство школы сказало, что это - не академический формат, и выразило неудовольствие.
В итоге получается парадоксальная ситуация: судя по статье, опыт таких, как я, невероятно востребован, но пробиться к аудитории сквозь барьеры самих школ невозможно.
При это мой опыт аккредитации кафедр (профильных для меня) в ведущих ВУЗах страны показывает, что - да, теоретическая база даётся студентам блестяще, а бизнес-кейсов заметно не хватает. И до тех пор, пока топ-менеджерам будут давать "от ворот поворот" разными способами, ситуация вряд ли поменяется.
Все описанное выше прекрасно..кроме одного, какое Это отношение имеет к российскому золоторудному бизнесу, вообще к майнингу.... Я много лет тружусь в этом бизнесе, и в российских и зарубежных компаниях от уровня StartUp, до продвинутых первых компаний рынка... То что вы пропагандируете вижу в виде плодов в существующем российском менеджменте... За редким исключением, стоящие у кормила, прошедшие МВА топ-менеджеры, мало дееспособны, тк оперируют привычными западными категориями. Поиски дешевых фьючерсов, "нанимание" западных спецов... Результат прост: компании растут и "схлопываются" быстро, не получив искомой прибыли, а западные подвластные спецы тому способствуют, тк пр огромных зарплатах они на контрактах в 2-3 года...Результат: 1-3 периода контактников, т.е. около 3-5лет и... все вниз. Исключение пожалуй компания Полиметалл... А так ..И Полюс и Нордголд и Хайланд и прочие... временный рост и перераспределение активов и сползание ... извините, вырвалось... Вы о "высоком", а я о результатах МВА -подготовки в отрасли...
С уважением.
Евгений Шенкман
Ph.D.
Member AIG
Мне тоже это понравилось! ))
Как, за это ещё и деньги платят! Продам российский кейс! Не меньше ведра. Извините за шутку (не злую) - статья и правда интересная.
Поддерживаю Вас! Сам сталкиваюсь и сталкивался с подобным неоднократно. До анекдотов: "тайком" консультирую студентов ВШЭ, но попасть туда - проще в игольное ушко.
В моей практике часто возникают ситуации, когда клиенты ждут от меня какого-то волшебного решения, позволяющего быстро поднять продажи в сервисе. При этом теория им не нужна, все прекрасно знают что важно выявить потребности клиента, важно понимать возможности компании, важно иметь стратегию и быть последовательным в достижении целей. Понимают, но на практике не используют. Слова "мотивация" и "корпоративная культура" вообще вызывают усмешку, хотя повышение ценности компании в глазах сотрудников - прямой способ экономии на зарплате и бонусах. Зачем тогда учиться на MBA? Чтобы повесить на стенку диплом и раскритиковать очередного консультанта? Директор по сервису в одной компании на вопрос "чего хотят ваши клиенты?" ответил "они хотят чтобы мы ремонтировали их оборудование бесплатно". Я сказал - "ну так предложите им бесплатные ремонты, если они этого хотят. Можете вы это сделать?". Директор был в шоке. "Что это за бизнес, если не платят за работу? Конечно же мы не можем работать бесплатно". Между тем ответ не так очевиден. Для того, чтобы ответить, надо знать, насколько загружены работой инженеры, какая прибыль от продажи запчастей, сколько можно заработать на обучении специалистов заказчика, как подобная инициатива скажется на продажах нового оборудования и т.д. Надо иметь цифры и понимать в мельчайших деталях организацию работы сервиса. В кризис иногда приходится принимать смелые решения для спасения бизнеса. Но чтобы это решение не стало последним для компании, руководитель должен не только знать теорию, но и уметь применить ее на практике. Поэтому разбор практических кейсов именно для российских компаний может быть очень полезен, при условии, что это кейсы не десятилетней давности.
Если у тебя конкурент доморощенный конечно тебе пригодятся последние бизнес кейсы, а если конкурент импортный матерый то он придёт с инструментами, которых нет, не то что в бизнес кейсах мы о них даже не слышали. Например в группе компаний падают продажи , а у его конкурента (транснациональной компании) чистая прибыль растет в разы и никто ничего понять не может.
Инструменты, используемые в бизнес кейсах все западные. Можно ждать когда книги переведут, но наверное некоторые книги переведут еще не скоро. Поэтому я предпочитаю читать в оригинале Robert S. Kaplan или 6 сигм в маркетинге, продажах или проектирований и т.д. читаю литературу не позднее 2010 года.
Да есть своя специфика, но и твои возможности растут в разы.