Евгений Бойченко, руководитель программы МВА «Маркетинг-менеджмент» бизнес-университета МИРБИС
Десять с лишним лет я – преподаватель в МИРБИС. Мог ли я когда-то предположить, что буду преподавателем? Да еще и с рейтингами какими-то? Нет, конечно! Эта работа ассоциировалась у меня, скорее, с другим психотипом и образом в реальности. Ну, такой, в галстуке, с портфельчиком, правильный весь, бубнит себе что-то. А тут, посмотрев изнутри, я увидел, что слушатель, который мотивирован, который платит свои кровные – полностью меняет ландшафт образовательного процесса. Мне, как бывшему слушателю программы МВА, я помню это очень хорошо, было временами очень интересно и полезно.
Я помню каждую группу. Первая была у меня номер 38. Как это замечательно – входить в группу, особенно, в сложную группу, - какие разные люди приходят учиться (а учиться ли приходят они?). Все возможные классификации будущих и нынешних управленцев я хотел бы сейчас оставить за скобками, о них пишут мои коллеги – и правильно делают, но при этом, как специалист в маркетинге – я должен сегментировать! Куда без этого…
Думаю, что всех наших слушателей можно смело назвать просто «активное население». Активность в выборе жизненного пути, в целеполагании, в ответственности и самоопределении. Это и предопределяет механику нашей работы, формы взаимодействия с ними.
Это именно активное население, и это не означает, что все остальные не активны. Здесь сама философия активности в том, что наша аудитория отличается принципиально от таких групп, как «власть», «народ», «маргиналы» (по классификации Максима Деханта), и живет рыночным доходом. У других, «народа», например – зарплата, пенсии, пособия. У моих студентов ничего этого нет, есть осознание собственного гонорара и рыночного дохода. Да и у меня этого ничего нет, у большинства моих коллег образ жизни зависит от рыночного гонорара. Это создает совершенно особый образ восприятия действительности и себя самого в ней.
Дело в том, что предприниматели и лица свободных профессий – фрилансеры, например, есть то самое активное население, которое не следует в полной мере задаваемым властью стереотипам. Например, мои слушатели не смотрят телевизор, а он, как раз эти стереотипы и задает основному зрителю. Зритель, по данным исследований аудитории, совсем не наш студент, а «народ». В кавычках, потому что есть оттенок негативной коннотации (впрочем, мне ли удерживать желчь по поводу телевидения? Я же имею отношение к рекламе…). Так вот, на одной конференции мой коллега из первого канала вынужден был признать, что основное ядро «смотрящих» – немолодая и не слишком образованная женщина… Ну, точно, не наша аудитория.
Главное – наши слушатели вынуждены осуществлять самостоятельный жизненный выбор, разумеется, в той мере, в которой это позволяют власть и народ. А там, где пространство этого выбора ограничено – наши выпускники уезжают, и явление это весьма ощутимое. Что в основе выбора? Что выбирают? Чего хотят? Ради чего? Как вписываются в современное общество? Активное население – это как? Это круто или не круто? Это где на лестнице? Лестница – серьезная штука, предполагающая, что время от времени вы оцениваете себя в контексте тех самых ступеней и думаете о динамике…
Четыре фактора, все их знают: доход, уровень власти, образование, престиж профессии, - лежат в основе социальной стратификации. Именно по ним, по их соотношению и взаимодополненности можно говорить о том, кто вы в обществе: элита, верхний или средний слой, социальное дно. Вы можете что-то сказать об этом? Я все больше затрудняюсь. Затрудняюсь потому, что точно чувствую, как иначе воспринимаются эти элементы социальной стратификации моими слушателями. Доход? Это, конечно, хорошо! Даже очень хорошо, но деньги как идентификатор нужны только «склонному к накопительству карьеристу» (опять я сегментирую), в то время как современное общество и наши самые активные его участники вдруг понимают: цена и статусность товара – это фиктивные, ложные ценности! Имея дело с этими самыми активными, то есть с теми, кто покупает, мы видим – «ничего не радует». Я совершенно серьезно. Мне искренне жаль тех, кто не понимает этого. Нашу аудиторию практически невозможно порадовать материальными объектами потребления. Во-первых, уже почти все есть, во-вторых, в принципе, везде все одинаковое; в-третьих, даже при покупке вы уже в дураках, потому что все быстро устаревает. Это не означает, что они – пресыщенные болваны, это означает, что они выросли, вышли за пределы потребительского счастья и поняли, в отличие от большинства, что счастье за деньги не купишь, а радость может быть бесплатной. Это очень серьезный вывод, который изменяет мировоззрение. Доход остается значимым, но вектор приложения дохода меняется. Совершенно отчетливо видны признаки новой культуры. И как раз у активного населения, у нашей целевой группы. Это и умеренность, и рационализация своего поведения, и осознание того, что эмоциональное важнее материального, и «экологичность», и стремление обладать скорее качественной вещью, чем известным брендом, и ставка на внутренние ценности, на их развитие.
Как же быть с той самой лестницей, с тем самым лифтом в социуме, с той самой пирамидой, движение по которой запрограммировано, и название даже ему есть – миграция в стратах? Движение и миграция, за которыми идут, в том числе и к нам. Как отреагировать, когда в мыслящей активной части населения первый пункт, определяющий это движение – в известной степени девальвирован?
Посмотрим на второй элемент – престиж профессии. Можете мне что-нибудь об этом сказать? Я не могу. Профессия управленца? Менеджер по маркетингу? Финансовый аналитик? Я не девальвирую эти профессии, они хороши, но сами по себе не дают движения в социальной среде, потому что всех этих профессий много, а их представителей еще больше. И, кроме того, не нужно забывать, что такая профессия, как предприниматель, у народа до сих пор ассоциируется с разбойником и грабителем, жуликом и спекулянтом. Такова жизнь. Другими словами, вице-президент по маркетингу, например, не может в современной жизни рассчитывать на то, что его ребенок, придя в школу будет с гордостью рассказывать о профессии отца, потому что, в большинстве случаев, отец не сможет за день до этого, посадив сына на колени, рассказать ему о своей работе что-то такое, от чего у того вылезут глаза из орбит от восхищения.
Уровень образования? Да, да, да, представляю себе всю степень напряжения читателя, предполагающего, что и тут я скажу про девальвацию. Да. Скажу. Пардон. Потому, что студенты приходят на МВА не столько из-за престижа… Как бы его хотелось больше! Но тут проблема и в том, что знания устаревают быстро, и в том, что встречаются люди с объективно низким IQ – кандидаты и профессора, и этого, ну, правда, много (я не про нас, братцы, я – про отрасль...), и в том, что работодатель недоволен и переучивает, и учат тоскливо и скучно… Так что же с лестницей, которую этот активный человек ищет по жизни, ставит и готов карабкаться вверх? Что все же станет критерием, точкой отсчета в движении?
И вот остается – власть. Миграция во власти? Ну, «щас»! В системе политическая стабильность, которая не предполагает легкого шанса, плюс та самая клановость, которая всем известна, плюс сословная наследуемость (знаете, оказывается вполне серьезная штука)! И наш активный человек суется в «аристократию», а она отвечает ему отказом. Да, согласен, я утрирую, но утрирую сознательно, обнажая те аспекты, которые помогают лучше понять ядро целевой группы и ключевые драйверы, регуляторы ее поведения. Я не отхожу от идеи социальной миграции, роста и связи этой миграции с фактором власти, потому что вижу в этом любопытное направление развития моих рассуждений. Власть – что это? Возможность навязывать свою волю или решения другим людям, независимо от их желания, и, кстати, определяется и измеряется она тем количеством человек, на которых распространяется ваше решение. Дополним это мыслью о пацифичности, «экологичности», если хотите, и сгладим формулировку. Будет то, что надо. У нас будет не слово ВЛАСТЬ, у нас будет ВЛИЯТЕЛЬНОСТЬ. Я встречал это слово в интервью со слушателями, но не мог до конца его понять.
И вот я думаю про наши встречи со слушателями, про задания, решения кейсов, групповые дискуссии, которые иногда, за малым не мордобой (да, да, я снова утрирую), и я вижу в них стремление к росту. К росту через влиятельность. Способность влиять в группе, на работе, в семье. А вопросы от любопытных слушателей? Вам приходилось видеть любопытных с живым блеском в глазах и любопытных, суть вопроса которых – повлиять. На группу, на тебя, дорогой преподаватель. Да, конечно, к власти стремятся все. Но, то самое активное население, по-другому.
Мы имеем дело, и особенно в последние годы, как я полагаю, с активным населением, которое, взяв на себя ответственность, стремится к росту, осознает и оценивает который через силу собственного влияния на других.
Знаете, в 2003 году я влился в коллектив, довольно странный, объединенный чем угодно, только не общими записями в трудовых книжках. Нас объединяет, в первую очередь, живой интерес к слушателям и тому делу, которым мы занимаемся. И размышления. Я так рад, что они присущи мне и моим коллегам. Кое-что грустно осознавать иногда, а вообще – я рад этому. И это очень вдохновляет. Видели бы вы, как проистекает наше преподавательское общение – это просто дурдом какой-то. И каждый раз я вижу, как после перебиваний друг друга, сумятицы мыслей вслух и горячих споров все утихает и рождается свежая идея. И в ней есть вызов, риск, реализация той самой замечательной потребности, развитой далеко не во всех, это надо признать, потребности вышагнуть за пределы необходимого пространства жизненных обстоятельств. Это то свойство личности, которое Вадим Петровский точно назвал надситуативной активностью, то свойство, которое близко к творчеству, рядом с творчеством, обязательно для творчества. И, надо признать, раздражает некоторых безмерно. Ну, и пусть раздражает. Все одно – без этого не обойтись. Думаю, что творческая активность, которая есть в нас (с надеждой в голосе), заразительна. А бизнес – это, в значительной части случаев, чистое творчество. Творчество и вызов конкурентам, устаревшей технологии, в отношении непривычных для восприятия на рынке новых продуктов, услуг (разумеется, я не про ту бизнес-модель, которую вижу часто, где все на связях и откатах, а про ту, где вы работаете в конкурентной среде, где есть требовательный потребитель и где все разговоры о социальной ответственности просто не нужны, потому что такой бизнес ответственен по определению).
И, конечно, вызов по отношению к себе. Тот самый случай, когда хочется вышагнуть за пределы минимально необходимого набора жизненных благ и обстоятельств. Вызов и риск. Словно есть перед вамидверь, за которой неизвестно что, а вы должны потянуть ручку и войти, и дальше действовать в условиях неопределенности, в условиях, когда ответственность за вашу жизнь и жизнь вашей семьи – это ваша ответственность (и, кстати, еще сотрудники), и нет в реальной российской действительности ничего, чтобы могло вас защитить и обезопасить, кроме вас самих. Склонность к риску и стремление к творчеству – две стороны одной медали. Однако они, в ряде случаев, ничтожны, если отсутствует два очень важных элемента – энергия и воля. Знаю людей (да и сам отчасти такой), которым в голову приходят идеи или, скажем, стихи, и… так и остаются в голове и забываются потом. Ох, уж эти бесплодные усилия любви… Сюжет романа – та же история. Бизнес-замысел – точно так. Между задумкой и фактическим исполнением пропасть, и пропасть эта может быть пройдена по мосту, который называется Энергия и Воля. Стихи нужно садиться и записывать, а идею романа вынашивать и записывать на клочках, обрывках, и собирать вместе, воедино, иначе романа не будет (и еще никому не рассказывать о нем, пока роман не увидел свет). Так и бизнес. Его нужно делать. В этом делании бизнеса происходит то, что сопровождает любую творческую активность – осуществляется ваше влияние на другого через присутствие в другом. Опять та самая влиятельность… И чем больше размышляю, тем глубже уверенность, в том, что наша аудитория, то самое «активное население», приходит, видя в нас источник воодушевления и воли.
А верит этому на начальном этапе, опираясь на простую человеческую правду, которая в том, что мы (я сейчас о многих моих коллегах, преподавателях из системы бизнес-образования) – активное население, со всеми признаками, о которых я писал выше, и со всеми вытекающими последствиями. И убеждается, получая в итоге (во многих случаях) искомый результат, становясь действительно влиятельной силой в обществе.
Не все серая масса, что не MBA ;)
Интересно, а чем ''серая масса с MBA'' отличается от ''серой массы'', в чем их сходство и в чем их серость. Хорошая была бы статья.
+1 к предыдущему посту. Не успел спросить автора также про серую массу МВА-еев. И вообще эти противопоставления. Мои личные наблюдения из жизни, что наоборот, выделяющиеся люди из массы, не стремятся становиться серьифицированными бизнес администраторами, сущность которых (фактически образования) - научиться влачить офисную жизнь в корпоративных стандартах, чтобы не выделяться явным профаном.
Автор статьи сам взял наугад две классификации и решил покритиковать их применение к студентам МВА.
1. ''наша аудитория отличается принципиально от таких групп, как «власть», «народ», «маргиналы» (по классификации Максима Деханта),
2. Четыре фактора, все их знают: доход, уровень власти, образование, престиж профессии, - лежат в основе социальной стратификации''.
Любая модель, классификация упрощает действительность для удобства анализа. Но имеет всегда условия и ограничения для применения. Почему автор выбрал именно эти две? Где обоснование их использованию в данном случае?
Какая цель статьи? Анализ отличия студентов МВА от нестудентов? В каком отношении? Цель сравнения?
Тогда можно подыскивать инструменты (в том числе варианты и критерии классификации).
Исследование без понятной цели может превратиться в манипуляцию или в мешанину банальностей.
Кроме того, анализ должен быть доказательным.
Автор пишет: ''Посмотрим на второй элемент – престиж профессии. Можете мне что-нибудь об этом сказать? Я не могу. ..
...вице-президент по маркетингу, например, не может в современной жизни рассчитывать на то, что его ребенок, придя в школу будет с гордостью рассказывать о профессии отца, потому что, в большинстве случаев, отец не сможет за день до этого, посадив сына на колени, рассказать ему о своей работе что-то такое, от чего у того вылезут глаза из орбит от восхищения''.
По поводу такого анализа хочется повторить слова автора: ''Можете мне что-нибудь об этом сказать? Я не могу''.