Сергей Мясоедов,
Президент Российской ассоциации бизнес-образования, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, декан Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС
Главные цели общественной аккредитации программ MBA, к которой мы сейчас готовимся, я бы сформулировал так: поддержать лидеров, дать возможность «середнячкам» подтянуться до уровня лидеров, отсечь халтурщиков, и тех, кто, прикрываясь красивой аббревиатурой МВА, продает программы второго высшего образования, полные академической теории и никак не связанные с практикой.
Хочу поделиться своим пониманием процесса. Прежде всего, нужно вспомнить, как формировалась система оценки качества бизнес-образования России.
1. Государственная аккредитация. Программы MBA в России в середине 1990-х получили госаккредитацию – государство воспринимало MBA как программы «профессиональной подготовки с присвоением новой квалификации» продолжительностью 1000 и более часов. Это было экспериментальное решение. Его инициаторами были министр образования РФ Владимир Филиппов (сейчас он возглавляет Высшую аттестационную комиссию России и является ректором Российского университета дружбы народов) и мой предшественник на посту президента Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) профессор Леонид Евенко. Они взяли на себя ответственность за проведение эксперимента.
Недавно на конференции РАБО возникла дискуссия, было ли правильным решение, когда мы добились государственной аккредитации для программ MBA? Голоса разделились поровну. Я имею право на свое мнение. И оно – вполне определенное: было принято правильное решение.
Почему? Начав процесс аккредитации, государство «заметило» программы МВА, признало их проведение сферой своих интересов, что в нашем патерналистском обществе весьма значимо. Вслед за государством их существование неожиданно «открыло для себя» университетское сообщество, ранее эти программы не замечавшее. Благодаря этому за десятилетие количество программ МВА в стране выросло с 4-5 до 70-80, количество слушателей, ежегодно обучающихся на программах МВА, - с нескольких десятков до нескольких тысяч. Программы МВА начали ругать все, кто их не оканчивал. Хвалить те, кто их окончил. Они стали не просто заметным, но наиболее важным сегментом рынка бизнес образования страны, каким они являются во всем мире.
Сегодня государство отказалось от функции регулирования в секторе бизнес-образования, но ситуация ныне уже совершенно иная, чем 10 лет назад. МВА – признанная программа для менеджеров-карьеристов, стремящихся к инноватике и креативу. Бизнес понимает, чем она должна отличаться от вузовской программы и критикует университеты, когда последние пытаются подменить одно другим. Благодаря успеху МВА многие бизнес школы за десятилетие вышли на принципиально иной, более высокий уровень развития, целевая аудитория уже знает, что такое MBA, и чем эта ступень отличается от вузовского образования…
2. Общественная аккредитация. В начале 2012 года, когда государство решило прекратить регулировать сферу бизнес-образования, РАБО и представители работодателей – Торгово-промышленной палаты России, Ассоциации «Деловая Россия», Ассоциации менеджеров России, Ассоциации российских банков, Российского союза промышленников и предпринимателей начали строить систему общественной аккредитации. Мы создали Национальный аккредитационный совет делового образования (НАСДОБР), который и будет аттестовать программы MBA на основании той нормативной базы, которую мы создали в течение 2012-2013 годов. За этим процессом наблюдает Министерство образования и науки РФ и Рособрнадзор. Они видят в нашей работе прецедент по созданию системы саморегулирования отрасли. Наш опыт пригодится представителям других университетов и профессиональных сообществ, если они будут строить свои системы аттестации дополнительного образования.
Хочу обратить внимание, что в рамках аккредитационного альянса бизнес занимает абсолютно доминирующие позиции: из шести учредителей НАСДОБР только один – РАБО – имеет отношение к образованию: Российская ассоциация бизнес образования по предложению Министерства образования в 2000 году разработала первые российские требования к программам МВА, позже получившие статус государственных аккредитационных требований. Остальные – крупнейшие объединения работодателей. Их представители будут в обязательном порядке входить в состав всех аккредитационных комиссий с правом решающего голоса. Это, по нашему мнению, устранит двусмысленность нынешней государственной аккредитации любых учебных программ, где качество учебной работы представители образовательного сообщества, т.е. не потребители, а производители. Мы в НАСДОБРе постараемся этой ситуации избежать.
3. Зарубежный опыт. Создавая систему общественного саморегулирования, мы не изобретаем велосипед. Мы тщательно изучили опыт международных ассоциаций, их нормативы, методики. Я имею в виду прежде всего такие организации как Association to Advance Collegiate Schools of Business (AACSB International), European Foundation for Management Development (EFMD), Association of MBAs (AMBA International).
На протяжении двух последних лет я вхожу в число разработчиков новой аккредитационной системы EFMD, ориентированной на бизнес школы новой волны, работающие на рынке в течение нескольких десятилетий. Ее название – DAF (Deans across frontiers). В разработке системы наряду с деканами и функционерами EFMD принимали участие бизнесмены-практики, выступавшие гарантом того, что система будет учитывать потребности бизнеса. В международный аккредитационными процесс был активно вовлечен и ряд моих коллег. Поэтому мы хорошо понимаем, как должен быть устроен процесс аккредитации, чтобы в его основе находились реальные интересы бизнес-сообщества России. К слову, в рамках НАСДОБР мы создали международный наблюдательный совет, который будет вести мониторинг нашей работы на предмет ее соответствия мировым стандартам. Впервые акредитационный процесс в России поддерживается ведущими международными аккредитующими ассоциациями, входящими в систему «тройной короны» – AACSB, EFMD и AMBA. О чем свидетельствует документ подписанный на специальной международной конференции, которую РАБО проводила в Сицилии в ноябре 2012 года, представителями НАСДОБР, представителями ассоциаций «Тройной короны», а также ассоциациями CEEMAN (Central and East European Management Development Association), ASFOR (Associazione Italiana per la Formazione Manageriale) и других международных объединений.
4. Взгляд ректоров. Большинство российских бизнес-школ были созданы на базе университетов, и для нас принципиально важно, чтобы ректорское сообщество понимало и поддерживало нашу работу. Бизнес-образование отличается от университетского, но мы не противопоставляем себя университетам. Нам важна экспертиза ректоров. Поэтому, создавая НАСДОБР, мы предусмотрели в нем и ректорский совет, в который вошли руководители ведущих экономических вузов страны: Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Финансового университета при Правительстве РФ, Российского экономического университета имени Георгия Плеханова, Государственного университета экономики, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, МИРБИС.
5. Формат обучения. В начале становления рынка бизнес-образования России был большой разброс мнений о том, что следует понимать под MBA и Executive MBA. Приходилось слышать, что «настоящая» программа MBA непременно дневная, с отрывом от производства или, следую международной терминологии, full time. А все форматы с отрывом от производства или part time (вечерние, модульные), не говоря уж о blended MBA (с использованием дистанционных технологий, вебинаров) «настоящими» не являются. Однако реальность такова, что дневной формат full time в России MBA спросом не пользуется. Наши клиенты не хотят уходить с работы на два года, теряя возможности применить знания на практике и карьерно вырасти. Дневные программы сегодня в России есть только в «Сколково» и существуют благодаря политическому ресурсу, а не нуждам рынка. Были, впрочем, эксперименты с дневной формой МВА и в других школах, но не прижились. В то же время на рынке есть множество дневных магистерских программ по менеджменту, но они не относятся к категории MBA ни по содержанию, ни по составу слушателей. Ибо двухлетняя магистратура согласно Федеральным государственным образовательным стандартам готовит людей в первую очередь для исследовательской и педагогической деятельности и лишь во вторую очередь ориентируется на профессиональные практические нужды. С годами в российском бизнес-сообществе и в образовательной среде сложилось понимание, что MBA может быть и part time, и blended: главное – не формат, а содержание. Главное – акцент на связях с практикой и обмене опытом.
6. Пилотная аккредитация. Сейчас полным ходом идет подготовка к пилотной аккредитации. Уже собраны заявки школ, которые хотели бы пройти общественно-профессиональную аккредитацию. Хочу подчеркнуть, что, как в международной ассоциации АМВА, мы будем аккредитовать не школы, а конкретные программы конкретных школ. Мы хорошо знаем российскую специфику: в стенах крупного вуза могут быть и сильные, и слабые программы. И мы должны все расставить по своим местам. При этом мы никого не закрываем и не открываем. НАСДОБР – общественно-профессиональное, а не государственное аккредитационное объединение. Мы лишь определяем: соответствует ли данная программа требованиям, предъявляемым к MBA, или нет. Это программа для бизнеса? Или это переименованная вузовская программа? Мы должны беречь свое имя, и, если мы видим, что учебный продукт, который мы исследуем, представляет собой магистерскую программу по менеджменту, а не MBA, мы должны именно это и написать в заключении. В этом нам поможет группа специально обученных экспертов, обязательное участие в аккредитационном процессе представителей бизнеса, международных наблюдателей и наблюдателей от прессы.
7. Процедура аккредитации и состав комисси. В комиссии будут входить в обязательном порядке:
- Представитель НАСДОБР, имевший отношение к разработке стандартов и имеющий опыт работы в бизнес образовании;
- Эксперт от Российской ассоциации бизнес-образования, имеющий опыт организации учебного процесса в бизнес-школе, прошедший курс специальной подготовки и сдавший квалификационный экзамен на право быть экспертом;
- Эксперт от одного из объединений работодателей, учредителей НАСДОБРа, с правом решающего голоса. Их первоочередная задача оценить насколько программа по содержанию и форме ориентирована на практику и учитывает интересы реального бизнеса. Кандидатуры этих экспертов (обязательно работающих в реальных компаниях и фирмах) нам представят учредители НАСДОБР – представители работодателей, которые были названы выше.
- Кроме того, как отмечалось, в комиссии будут участвовать международные наблюдатели. Освещать ее работу будут представители прессы.
При организации процедуры мы будем стремиться следовать опыту ассоциаций «Тройной короны». Обозначу некоторые моменты в качестве примера. Недавно я участвовал в работе международной комиссии АМВА, проводившей аккредитацию одной известной бизнес школы России. Естественно, что задолго до приезда комиссии бизнес школа представила все документы, которые были затребованы. В первую очередь «самоотчет» (около сотни страниц и еще столько же табличных приложений), характеризующий все аспекты деятельности школы и детальное описание программы МВА, представленной на аккредитацию. В отдельной комнате были выложены многочисленные документы и регламенты, образцы анкетирования слушателей, выпускных работ, кейсов и т.д.
Эксперты прибыли в школу с готовым планом проверки, расписанным по часам. Причем, пока один из них проводил интервью с преподавателями, другой беседовал со слушателями, а третий – с администрацией. Все в разных помещениях. Потом члены комиссии собирались вместе и сверяли ответы. Проводилось глубокое сравнение того, что было заявлено в документах, и того, что было рассказано на интервью. Все делалось очень дружелюбно, с желанием помочь пониманию, как все должно быть, чтобы соответствовать международному уровню качества. Но на веру ничего не принималось. Каждое написанное слово проверялось при помощи интервью с представителями администрации, преподавателями и студентами.
Процесс длился несколько дней, и в течение этого времени «неформальное» общение представителей деканата с экспертами было категорически запрещено. Даже завтракали, обедали и ужинали эксперты своей группой, никого из посторонних, а тем более администрацию школы, к беседе за столом не допуская. Полагаю, что наша аккредитационная процедура будет строиться на аналогичных подходах. Мы должны сформировать национальное меритократическое сообщество экспертов, людей, дорожащих профессиональной репутацией. И чем тщательнее мы будем соблюдать правила, чем прозрачнее будут наши процедуры для наблюдателей от прессы, чем активнее в них будет вовлечен бизнес, тем большее доверие будет испытывать к нам общество.
При всём понимании необходимости приближения делового образования к деловой практике остаётся непонятным одно: А где здесь место собственно ''Образованию''? Речь идёт не более чем о курсах повышения профессиональной квалификации для ''руководителей'' (манагеров) среднего и высшего звена. На здоровье! Кто спорит? Но при чём здесь ''MBA'' - степень магистра делового администрирования. Именно степень. Академическая. И именно ''магистра''. Которую все прочие юристы, экономисты и медики во всём мире вынашивают лет по 5-7-10?
Непонятно: MBA - это не дополнительное образование? Это не ''второе высшее''? Тогда что ''это''?
Ответ логично вытекает и уже получен: Это обычные курсы повышения (''деловой'') профессиональной квалификации. Тогда логично и честно убрать из названия и обсуждения вообще термин и понятие Master of Business Administration и также честно называть ''ЭТО'' своим истинным именем - КУРСЫ (''кройки и шитья'' бизнес-планов) или КРУЖОК (''очумелые ручки'' инновационного менеджмента), ''кулинарный'' ПРАКТИКУМ, краткосрочные ''деловые СБОРЫ'' и т.п. И НЕ МОРОЧИТЬ ЛЮДЯМ ГОЛОВУ, НЕ СМЕШИТЬ МИРОВУЮ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ И НЕ ПОЗОРИТЬСЯ господам ''деловым образователям''. УБЕРИТЕ из всего ''этого'' аббревиатуру ''MBA'' и диплом о высшем образовании. Это уже тянет на статью о ''подлоге документов'' и намеренном введении ''потребителя'' в заблуждение.
Еще одно начинание, еще одна комиссия, еще одна аккредитация и/или аттестация. А воз и ныне там. Столько дел начато, но ни одно не доведено до логического конца. Для того чтобы провести проверку, подобную той, что проводила международная комиссия АМВА, нужны высококлассные эксперты, отлаженная командная работа и годами отработанная методика. Откуда все это возьмется у нас прямо завтра? Не завтра? Тогда через 5 -6 лет, если все и сразу получится. Но где взять этот классический инструментарий аудита и таких экспертов в России? Кто будет разрабатывать локальную программу проведения аудита и на основе чего? Мне что-то не верится. Опять будут проверять сами себя или пригласят западных коллег за большие деньги. Вряд ли тут помогут доморощенные общественные организации, пусть и под руководством известных брэндов и их руководителей. Работать - то ''в полях'' не они будут...
А за время, пока будет создаваться и взрослеть эта система, МВА будет продолжать свою деятельность ''как есть''. Дойдет ли ''взросление'' до конца, или в процессе родится еще одна или несколько аттестационных инициатив? А может эта будет бесконечно меняться по ходу создания? Все варианты уже были, кроме первого. Пока ''за дикцию'' отвечают сами ученики.
''Жизненный опыт, кругозор -- разные'' - подход к обучению один: потребительский. Первые (подростки): дайте мне знаний и умений, чтобы я был конкурентоспособным на рынке. Вторые (взрослые дяди и тети): проанализируйте мой опыт и систематизируйте мои знания, дайте новые технологии, чтобы я был конкурентоспособным на рынке.
''Это дополнительное (к высшему) образование.'' - Да, как повышение квалификации или профессиональная переподготовка (новый вид деятельности или повышение квалификации) - именно об этом и говорил Олег. Трудно не согласиться с ним, в том плане, что данная форма обучения с потребительским отношением обучающихся не дает нам результата, который можно квалифицировать , как степень магистра. И это факт. К сожалению.
Татьяна Славнова пишет:
подход к обучению один: потребительский. Первые (подростки): дайте мне знаний и умений, чтобы я был конкурентоспособным на рынке. Вторые (взрослые дяди и тети): проанализируйте мой опыт и систематизируйте мои знания, дайте новые технологии, чтобы я был конкурентоспособным на рынке.
Но если взрослые дяди и тети платят свои деньги, то видимо, они являются потребителями. Это не ругательное слово. Это их роль в обменной паре: продукт -деньги. Потребитель - уважаемый человек. И как Вы пишите, хочет быть ''конкурентоспособным на рынке''.
Кроме того, дяди и тети бывают разными. И потребности их могут сильно отличаться
Поддержать лидеров, отсечь халтурщиков, думается следует не столько через аккредитацию программ MBA, сколько через изменение системы набора слушателей. Именно их хотелось бы ''аккредитировать''. Но сколько тогда бизнес школ выживет? Хотя, может меньше, да лучше?
Николаю Лотоху: Согласна с Вами абсолютно, если точка отсчета - обменная пара: продукт -деньги. Может я идеалист, но исхожу из того, что изначально в продукт МВА заложена другая обменная основа: опыт экспертов (преподавателей) - опыт экспертов (слушателей).
Граждане, может я чего не понимаю, но у меня есть вопрос. Если посмотреть на бесконечное количество этих школ МБА, их выпускников и посмотреть на то, что творится на рынке (кризис, коррупция, откаты - и в бизнес-среде и т.д.), то какой от этого всего толк. Этих МБАшников уже пруд-пруди, а жить ''лучше и веселее'' не стали все в итоге... В чем смысл этих МБА? В том, чтобы грамотнее получить коммерческий откат? Или просто получить титул-корочку? Да, отдельные личности с корочкой могут процветать единолично, но это не делает их личностями, гармоничными для общества в целом. Раньше без этих МБА все прекрасно обходились. А сейчас что? Мода такая?