Бизнес-школа: как привлечь студентов на программы MBA

Расшалившийся не на шутку вулкан Эйяфьятлайокудль шокировал нас подобно биржевым сводкам двухлетней давности, объявивших о начале мирового экономического кризиса. Он тоже вернул нас в реальность, показал, чего мы стоим с нашими высокими технологиями и хвастливыми уверениями в том, что обладаем полным знанием об окружающем нас мире.

Эта аналогия приходит на ум, когда размышляешь о ситуации, в которой оказались российские бизнес-школы этой весной, прошедшей под знаком вулканической активности. Неожиданностью для многих стало драматическое падение спроса на «длинные» программы, произошедшее весной этого года. Недостаток слушателей на программах МВА и ЕМВА заставил одни бизнес-школы перенести весенний набор на осень, других — активно объединять поступивших в общие учебные группы. В несколько лучшем положении оказались те школы, которые в «тучные годы» позаботились о расширении линейки своих программ в сторону бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации и профпереподготовки — неуменьшающийся пока спрос на программы для бакалавров способен поддержать эти бизнес-школы на плаву в трудные времена.

Также выяснилось, что потенциальные потребители основных программ бизнес-образования перестали реагировать на яркую обертку рекламных модулей с «бизнесовыми» лицами западного происхождения и не очень-то склонны доверять слоганам о будущей блестящей карьере и лидерстве, которыми они будут обладать по окончании бизнес-школы.

Что же произошло? Ничего особенного, просто ко многим пришло осознание простого факта, что мало кто знает, как нужно вести современный эффективный бизнес в новой, послекризисной реальности. Большинство бизнес-школ по всему миру, к сожалению, этого тоже не знает. Многие сейчас мучительно пытаются понять, какие образовательные программы нужно предлагать рынку. Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно понять, какую ценность имеют те или иные образовательные программы в глазах их потенциальных потребителей, за какие их характеристики они готовы заплатить, какие альтернативы для них возможны.

Пресловутая «связь обучения с практикой бизнеса» десятилетиями является для многих российских бизнес-школ камнем преткновения и регулярно отмечается слушателями в числе основных недостатков обучения. Достаточно парадоксальная ситуация, особенно если учесть тот факт, что, казалось бы, в аудитории сидят люди, работающие в бизнесе, а занятия ведут преподаватели-практики. Почему же не удается эффективно переплавить самые свежие знания о практике бизнеса участников в сам образовательного процесс? Причин много, одна из них — отсутствие регулярной исследовательской деятельности по аккумулированию и анализу наиболее ценных образцов поведения компаний на рынке, что позволило бы быстро внедрять их в обучение. Другая — неготовность бизнеса делиться своими практическими наработками. Правда, здесь недавно появился хороший пример — одна из ведущих школ, войдя в альянс с крупным бизнесом, предложила новую программу МВА, в которой будут использоваться кейсы компании, а в занятиях будут участвовать ее менеджмент.

Преподаватели-практики, их опыт — вот еще один актив бизнес-школ, за который поступающие действительно готовы платить. Но насколько он реален, они разобраться не могут. «Да все толкуют о практиках. Назовите фамилии известных бизнесменов, которые ведут занятия!», — говорят потенциальные абитуриенты, подозревающие, что действительность может оказаться куда скромнее. Конечно, известных бизнесменов в бизнес-школах немного, что понятно, ведь им, в первую очередь, нужно заниматься своей основной деятельностью.

Бизнес-школы пытаются решить ключевую для них проблему связи с практикой увеличением числа проектов, организацией дополнительных стажировок в компании и внедрением российских кейсов. Но инерционность образовательного процесса велика, он явно не успевает за практикой. В некоторых школах по-прежнему много учебных материалов, основанных на опыте (причем докризисном!) крупных корпораций, что вряд ли будет полезно слушателям, представляющим в основном средний и малый бизнес. Остаются, пожалуй, только проекты, которые слушатель программы МВА сам успеет сделать на материале собственной компании. В лучших бизес-школах таких проектов удается сделать пять-шесть, в остальных — один-два.

Неудивительно, поэтому, что многие начинают отказываться от МВА в пользу более коротких и более конкретных программ обучения. Чтобы соответствовать новой бизнес-реальности «длинные» программы класса МВА должны видоизмениться. Уже сегодня есть идеи переноса обучения из аудиторий бизнес-школ непосредственно на рабочее место: обучать персонал компаний «командами» с использованием опыта бизнеса самой компании. Чем-то это напоминает уже известные корпоративные программы, хотя в таком случае элемент консалтинга со стороны школы должен быть гораздо выше. Если подобные идеи будут реализовываться, то традиционным программам обучения разных по опыту менеджеров из разных компаний в одной аудитории придется потесниться.

Управление изменениями — один из основных курсов программ МВА — должно коснуться и самих школ. В состоянии ли они меняться, покажет время. Одно ясно — двигаться по инерции в надежде лишь на улучшение рыночной коньюнктуры уже нельзя.

Также смотрите:

«Требуются управленцы, а не выпускники МВА», или Читаем Минцберга

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Украина

Уважаемый автор обозначил масштабную проблему на рынке бизнес образования и с ее наличием, вероятно, многие согласятся.
Но он сам при этом является директором по маркетингу известного учебного заведения, одного из значительных игроков рынка бизнес-образования. Это его рынок и его проблема. С высоты его положения недостаточно обозначать наличие проблем, хотелось бы также увидеть предлагаемые решения или хотя бы подходы к разработке решений.
Что он сам и/или его Академия собирается предложить рынку в связи с темой статьи?

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

По сути, никакой серьезной проблематики по данному вопросу ни в Российской Федерации, ни нигде в мире нет. В первую очередь в силу того, что посткризисная мировая экономика ничем не будет отличаться от докризисной экономики. И как следствие этого, содержание программ МВА последствия мирового кризиса не затронут никак. Т.е. ничего нового, - как принципиально, так и частично, - в их содержании не предвидится. Поскольку в этом просто нет необходимости. Т.к. бизнес и принципы его существования и деятельности после кризиса останутся теми же. И учить, соответственно, необходимо будет специалистов всё тому же, что и раньше.

За исключением тех или иных курсов, напрямую связанных с антикризисным управлением или моделированием макропроцессов. Просто по понятным причинам наблюдается спад популярности данных программ в силу того, что в условиях кризиса вообще наблюдается спад на наиболее часто представляемые ими направления деятельности. В частности, на весь тот весьма скудный набор, представленный в России. Так что нет ничего удивительного, что спрос и популярность данных курсов резко пошли на убыль.

Впрочем, явление это в мире сугубо временное, и по мере выхода мировой экономики из кризиса популярность данных программ вновь пойдет вверх. Однако в России она уже никогда не достигнет докризисного уровня. Как в силу массового разочарования в данных программах, так и объективной неспособности данных программ серьёзно повлиять на карьерные перспективы выпускников.

Не говоря уже о том, что в тех количествах, что раньше, в этих людях с подобными дипломами просто не будет необходимости. Как по сути не было в них потребности и до этоого применительно к функционалу бизнеса в России до начала кризиса. Т.е. чтобы полноценно вести бизнес до кризиса, у специалистов объективно не было необходимости получать данную степень, которая являлась сугубо данью моде или требованиям западных организациях в целях занятия в них тех или иных постов. Не бужет такой потребности и после кризиса. Тем более, что уже сегодня послекризисная российская экономика обещает быть чем-то крайне вялым и тем более, - в условиях низкой мировой ценовой конъюнктуры на российские экспортные сырьевые товары и энергоносители. Так что потребности в сколько-нибудь значительных количествах выпускников программ МВА просто не предвидится. Тем более, что и уровень этих программ в России остаётся крайне низким в сравнении даже с не очень ведущими зарубежными школами.

Более того, практическое применение МВА уже сегодня, когда в стране налицо стагнация и экономический спад, в условиях неблагоприятной конъюнктуры, наглядно демонстрирует отсутствие необходимости в таких программах и их выпускниках для текущей практчиеской работы в компаниях. Поскольку МВА за рубежом соответствует определенному уровню в корпоративной органиграмме. В России же это как было в большинстве случаев, так и остается некими данью и увлечением определенной моде. Которая, как известно, ветренна и переменчива.

Отсюда следует вполне очевидный вывод, - текущий спад желающих поступить на программы МВА в различных российскох ВУЗ-ах и бизнес-школах носить сугубо временный характер и соотносится с общими кризисными последствиями для мировой и российской экономики. Однако в перспективе будущее таких бизнес-школ остаётся весьма шатким и туманным. Т.к. число соискателей, желающих поступить в них на данные программы после завершения кризиса, будет недостаточным для того, чтобы как-то поддерживать их деятельность. И в пору уже сейчас задумываться над тем, а не начать ли процесс слияния/поглощения/закрытия и т.д. уже сейчас, когда есть возможность вывести хотя бы часть остающихся в распоряжении этих школ и ВУЗ-ов по данным программам средств, чтобы не продолжать вкладывать их в становящиеся заведомо убыточными учебные проекты.

Вот почему, на фоне подобных перспектив, авторам данных проектов в России не грех все-таки было бы задуматься не над проблемами реанимации и оживления программ МВА, а создания полноценных программ MS(c), включая обеспечение возможности формирования контингента PhD. Вот это было бы гораздо более ценным и продуктивным делом, - а главное, востребованным среди соискателей, - хотя, конечно, и не таким прибыльным, как программы МВА на фоне положительной конъюнктуры и переизбытка свободных денег в стране. Естественно, с сохранением последних в тех ВУЗ-ах и по тем профилям, по которым это является рентабельным и конкурентным с точки зрения науки и практики делом.

Так что вулкан и какие-то с ним ассоциации и параллели здесь однозначно не к делу.

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Цитата из статьи:
[COLOR=blue=blue]Неудивительно, поэтому, что многие начинают отказываться от МВА в пользу более коротких и более конкретных программ обучения. Чтобы соответствовать новой бизнес-реальности «длинные» программы класса МВА должны видоизмениться.[/COLOR]
Так, может, и двинуться в сторону более коротких и более конкретных программ? Кстати, в одной американской бизнес-школе средней руки видел огромное количество 2-3-х дневных курсов.
В нашей стране за 2 года неузнаваемо меняется бизнес-окружение и программы МВА просто не успевают за ним.

Руководитель проекта, Беларусь

Несколько наблюдений в тему:

1. Мой приятель, владелец нескольких небольших бизнесов, недавно бросил программу МВА в какой-то, далеко не последней бизнес-школе. На мой вопрос ''почему'' махнул рукой - дескать, то что надо, я уже получил (а надо было что-то по финансам и завязать знакомства), а само обучение... да ну его. те же лекции под запись, те же отвлеченные теории, преподы, которые живого бизнеса часто в глаза не видели... и самое интересное - мотив на учебу из уст одного такого преподавателя: ''Ребята, у вас второй шанс побыть детьми-студентами, вспомнить молодость и вволю повеселиться, тем более что в отличие от студентов деньги у вас уже есть''

2. Моя коллега, преподаватель одной из бизнес-школ (по совместительству совладелец нескольких бизнесов): ''В целом ряде известных школ (идет перечисление громких имен) есть круги ''своих'' преподавателей. Которые там работают не потому, что они очень хорошие, а потому, что они - свои. И чужих туда не пустят.'' Всем надо жить. А студенты - пусть пишут лекции и стоят в очереди за дипломами.

3. Как-то на открытой страт. сессии у меня были выпускники МВА. Стоит начать разговор про делегирование, наперебой сыплют именами, принципами, цитатами. Даешь элементарное упражнение на практическое применение делегирования - беспомощно разводят руками. Слава богу, люди оказались умные, и когда поняли что демонстрацией знания предмета здесь не обойдешься, включили мозг и справились... Но что-то мне говорит, что их образование здесь не причем. Умного человека даже МВА-ем не испортишь.

4. Разговор с директором бизнес-школы (ведущая в регионе). ''Мы не можем позволить себе приглашать хороших тренеров и опытных консультантов - нерентабельно. Поэтому мы ориентируемся просто на преподавателей из Москвы - и дешевле, и статус какой-никакой''

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Ответ, причем развернутый дан в книге Голдратта, или в бизнес школах его не преподают ?

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Ответ, причем развернутый дан в книге Голдратта Имеется ввиду ''Теория ограничений'' Э.Голдратта, которой уже без малого тридцать лет, и ее более современные вариации ? Чистой воды популистика в стиле ''эффективно меняем шило на мыло'', рассчитанная всё одно на широкую публику. Таких теорий и теоретизаторов сегодня пруд-пруди.
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Зная Ваши способности к полемизированию Николай, даже не буду пытаться спорить, но факт остается фактом, даже в этом ''старье'', тема снижения спроса на MBA ставилась в полный рост...

Консультант, Москва

Есть мнение, что в условиях кризиса больше значение приобретает интуиция и прочие подсознательные механизмы принятия решений, но никто не отменял необходимости обладать базовыми знаниями о ведении бизнеса. Поэтому, считаю, MBA в обозримой перспективе не закончится, несмотря на возрастающий скепсис.

Руководитель проекта, Украина

Больше всего мне понравился завершающий термин ''разбирается'' в анонсе статьи. Все прочее - песня акына: ''...а вот обрыв, а вот камень катится с горы, а вот ослы щиплют травку, а к нам планктон не созрел, а нас за людей не считают...''

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>но факт остается фактом, даже в этом ''старье'', тема снижения спроса на MBA ставилась в полный рост... Период 80-х, когда выдвигалась данная концепция, был довольно специфичен. В США, как и в Западной Европе, впервые с момента окончания Второй Мировой войны налицо был кризис ''перепроизводства'' кадров. Т.е. люди не только не знали, что делать с дипломами, но впервые поняли, что не дипломы ВУЗ-ов являются главным при трудоустройстве и при достижении желаемых карьерных высот. Т.е. имело место то, что повторяется сегодня в России в связи со всеми изменениями в программе образования. когад котируются не сами дипломы и не ВУЗ-ы, а совокупность некоторых прибавочных сертификатов, дипломов и свидетельств, подтверждающих дополнительное изучение тем или иным лицом неких сугубо практчиеских или прикладных дисциплин, что позволяет им по ним работать. Сам диплом ВУЗ-а или школы уже какой-либо роли не играет, служа лишь возможностью в получении тех или иных ''бумажек'' того или иного уровня. Поскольку без их наличия на желаемые курсы и программы можно не попапсть даже за деньги. В результате чего, ценен на сам МВА, а совокупность ''нахлобучек'' к данному диплому или без его наличия. Причем обладающий ими человек может легко потеснить выпускника программы МВА в конкурсе на искомое место. Поскольку считается, что он - подтвержденый практик. Вот то, что имело в США место в конце 70-х и начале 80-х, когда указанный человек разрабатывал свою теорию. А Россия сегодня в результате по сути готовится сесть в ту же самую лужу.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии