Кажется, ничто не способно поколебать веру россиян в волшебные свойства западного бизнес-образования. Ни экономический кризис, вызванный управленцами с дипломами ведущих западных бизнес-школ, ни немалая стоимость программ МВА, ни трудности жизни в отрыве от дома. На прошедшей седьмого октября выставке «Executive MBA и обучение для топ-менеджеров» презентации западных бизнес-школ проводились при полных залах. Еще год назад я заметил, что российский рынок стал для них интересен. Сегодня иностранное присутствие на профильной выставке достигло 50%.
Вслед за Поэтом хочется задать вопрос: «что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?». Неужели здесь идет расчет на ту тысячу молодых менеджеров, которая ежегодно уезжает пытать счастья за морем? При выросших «в разы», по свидетельствам западных СМИ, кризисных наборах в бизнес-школы? Одно из двух: или с наборами на программы МВА у них обстоит не так радужно или идет игра вдолгую: целенаправленная работа по формированию общественного мнения. А, может быть, и то, и другое.
Вновь услышанное на выставке и ставшее ходовым заблуждение «если западному бизнесу уже несколько сотен лет, то и учиться ему нужно на Западе» приводит к серьезным негативным последствиям. Во-первых, к тому, что счастливые обладатели западного МВА частенько проваливаются в России, столкнувшись с нешаблонной российской действительностью. Во-вторых, это порождает у россиянина неверие в собственные силы. Я не проповедую идеи чучхе, а призываю использовать имеющийся богатый творческий потенциал. Примером удачного сочетания западных (американских) идей управления с самобытной философией, менталитетом и культурными ценностями является знаменитая японская система менеджмента, ставшая примером для ведущих экономик мира.
Еще одно наблюдение с выставки. Ощутимо меняется состав пришедших на выставку 2009 года: стало больше девушек с рассеянным взглядом и меньше вдумчивых (и въедливых) деловых людей. Наверное, последствия кризиса: директору нужно вкалывать, а найти для себя программу ЕМВА можно послать референта или НRа. Если это так, то господа топ-менеджеры рискуют получить совсем не то. Ведь на что ориентируется сотрудник, не слишком знакомый с тонкостями программ МВА? На бренды, поэтому принести директору листовки и брошюры Rotterdam Business School или НЕС — дело, наверняка, верное. Не могу сказать ничего плохого про упомянутые бизнес-школы, но совет топ-менеджерам — программы бизнес-образования для себя нужно подбирать самим. Приходить на выставки, анализировать информационные материалы, задавать вопросы стендистам (как ни удивительно, они для этого там находятся), иными словами, копать глубже…
Теперь обратимся к уважаемому Генри Минцбергу, последнюю книгу которого «Требуются управленцы, а не выпускники МВА» я бы посоветовал прочитать всем. И молодежи, настойчиво стремящейся поступать в западные бизнес-школы, озабоченной TOEFL, GMAT, грантами и admission procedures. И сотрудникам российских бизнес-школ, слепо верящих в эффективность западных технологий бизнес-образования на российской почве. Эта книга — не антиреклама программ МВА, которые уже стали составной частью развитых экономик и общественной жизни. Она являет собой критический взгляд на проблемы обучения бизнесу. Глубокий и профессиональный. Скажем сразу, о российском МВА в книге ни строчки — похоже, о его существовании Минцберг не знает.
Так вот, по мнению Минцберга, в западные бизнес-школы приходят «неподходящие» люди, то есть люди без опыта управления. Слова гуру управления подтверждает сайт Harvard Business School: «many promising candidates are optimally prepared for the HBS MBA after two or three years of experience—or even, in some cases, directly from college». Вот так — на МВА сразу после колледжа!
«Неподходящими методами» Минцберг считает распространенные в школах бизнеса «игры в менеджмент», то есть симуляторы бизнес-ситуаций, в то время как основным фактором реальной практики управления является ответственность за принимаемые решения. Кроме того, «игры в менеджмент» порождают впечатление, что управление — гораздо более упорядоченный и поддающийся анализу процесс, чем он является на самом деле. Или повальное увлечение «кейсами», этими «моментальными снимками» практики бизнеса, когда анализируется ситуация, а знания, выводимые из обстоятельств отсутствуют и потому игнорируются.
Интереснейшую книгу Минцберга пересказать невозможно; она будит воображение и зовет к поиску творчески настроенных людей из бизнес-образования, стремящихся наполнить классический образ МВА более совершенным содержимым. Критикуя старое и пытаясь его переосмыслить, мы двигаемся к новому, более совершенному. Но критика не должна быть огульной, как это продемонстрировал один из посетителей выставки, с усмешкой заявивший о том, что «МВА устарел лет на семь». Когда мы спросили его, что он делает на выставке, посвященной МВА, он ответил: «пришел поискать новые идеи по бизнес-образованию»!
Также смотрите:
Справочник бизнес-образования в России
Справочник бизнес-образования за рубежом
Фото: pixabay.com
Ах, сколько разных заблуждений и противоречий в этой статье!Присутствие западных бизнес-школ на выставке в России вовсе не означает веру россиян в западное бизнес-образование. Вообще-то, было бы очень любопытно провести исследование и узнать настоящее отношение разных слоёв населения постсоветского пространства к западным МБА-программам либо посмотреть результаты уже проводившихся исследований. Я вижу больше скептицизма, чем веры в волшебную силу такового. 'счастливые обладатели западного МВА частенько проваливаются в России, столкнувшись с нешаблонной российской действительностью'Такие самонадеянные обладатели провалятся и в любой другой стране. Потому что шаблонной действительности не бывает. И рассматриваемые в рамках программы МБА кейсы тому подтверждение. Одно из многих. Да и автор статьи тут же говорит об успешном сочетании американских наработок и опыта с японской культурой и самобытностью. Что россиянам мешает сочетать?'«Неподходящими методами» Минцберг считает распространенные в школах бизнеса «игры в менеджмент», то есть симуляторы бизнес-ситуаций, в то время как основным фактором реальной практики управления является ответственность за принимаемые решения. Кроме того, «игры в менеджмент» порождают впечатление, что управление — гораздо более упорядоченный и поддающийся анализу процесс, чем он является на самом деле. Или повальное увлечение «кейсами», этими «моментальными снимками» практики бизнеса, когда анализируется ситуация, а знания, выводимые из обстоятельств отсутствуют и потому игнорируются.'А получал господин Минцберг западное бизнес-образование? Любое обучение - это база для дальнейших действий. Разве, учась водить автомобиль, Вы с инструктором прорабатываете все возможные ситуации на дороге? В МБА-программах никто не утверждает, что то или иное решение является единственно верным и панацеей от всех проблем. Почему же знания отсутствуют и игнорируются? Никто студентам не говорит, какое решение правильное. Более того, сколько студентов в группе - столько и решений. К тому же в любой уважающей себя бизнес-школе студенты работают с реальными компаниями и реальными проблемами. (Я уже замучила своего бывшего шефа своими проектами.)'по мнению Минцберга, в западные бизнес-школы приходят «неподходящие» люди, то есть люди без опыта управления. Слова гуру управления подтверждает сайт Harvard Business School: «many promising candidates are optimally prepared for the HBS MBA after two or three years of experience—or even, in some cases, directly from college». Вот так — на МВА сразу после колледжа!'Здесь соглашусь, пожалуй. Но этому есть объяснение. Заказчиком МБА образования является бизнес, а студенты - товар. Как Гарвард, так и более близкий мне Вортон готовят 'товар', в первую очередь, для ведущих консалтинговых фирм и инвестиционных банков. Такие компании выжимают из своих сотрудников всё, что можно, и в таких компаниях считается нормой работать по 70-80 чсов в неделю. Оплачивается этот труд очень неплохо, но выдерживают там недолго. Текучка кадров высокая, и компании постоянно набирают 'свеженьких' МБА, готовых отдать им свою душу на пару годиков. А теперь подумайте сами, кто с большей готовностью пойдёт на такую работу - опытный менеджер за 30 и с семьёй или молоденький холостяк? Вот они и давят на бизнес-школы, чтобы те брали 'материал' помоложе, поуправляемей.'Критикуя старое и пытаясь его переосмыслить, мы двигаемся к новому, более совершенному.'Я - за. Критикуйте и меня.
Наташа, 5 баллов! - сколько логики и понимания процесса!
Надо понимать, что хорошая школа МВА дает лишь способность к системному, целостному видению задач бизнеса, но только в самых общих чертах практику их решения. Надо понимать, что какая голова на входе, то такой же по качеству будет будущий управленец на выходе. Магическое слово МВА не может заменить личные способности кандидата (чаще это называют компетенции). И если брать компетенции: управление проектами, управление изменениями, менеджмент ограничений, диагностика организации, управление инновациями и т.д., то можно понять, что даже МВА не гарантирует хороших навыков управления в условиях высокой изменчивости и сложности. Можно только добавить, что некоторые школы МВА собирают неплохой набор предметов, который расширяет границы представлений о методах управления бизнесом (и все!!!!). Но это тоже не так мало (хотя и не стоит таких денег). Китайцы толпами посещают эти школы (значит им это зачем-то надо).
Прошу прощения господа, я таки не понял о чём статья.Вроде МВА плохо, а вроде и не плохо. Вроде есть хорошая книжка Минцберга, а вроде как выясняется она специфическая и по МВА образованию.Смысл-то статьи в чём?Презентация книги Минцберга? Это категорически автору не удалось.Критический обзор программ МВА? Этим и не пахнет.Тогда о чём статья?
Статья - пиар книжкиПричем очень слабый
самая лучшая статья -статья 'ни о чём', шучуконечнописать ни очем тоже надо уметь
В этом году я закончила учебу по программе МВА (западной, но дистанционной, т.е. без отрыва от российской реальности). Заключительной выпускной работой (после 'дипломной' работы) было эссе на одну из тем, затронутых Минцбергом в его книге 'Managers, Not MBAs'. Генри Минцберг, кстати, профессор канадского университета McGill, соавтор многих программ МВА. Из тех отрывков книги, что довелось проанализировать во время учебы, можно сделать вывод, что книга будет полезной тем, кто имеет дело с выпускниками МВА или собирается получать это образование. Да, Минцберг критикует порочную практику безответственного ведения бизнеса некоторыми обладателями дипломов, а также практику некоторых школ, дающих искаженное представление о процессах управления (например, что все можно просчитать и измерить). Да, Минцберг признает, что нынешнее бизнес-образование на западе пришло в упадок, раз рушатся компании, возглавляемые дипломированными управленцами, разоблачаются финансовые пирамиды и т.п. Но ведь это его работа - критиковать, анализировать и создавать что-то новое в образовании. Один из выводов, которые делает автор в книге: управление - это такая наука, которая на практике имеет больше отношения к социологии, нежели к точным наукам. Потому что в управлении лишь небольшая часть (пусть и важная) завязана на цифрах. Поэтом,у действительно, многие количественные подходы к ведению бизнеса утратили свою эффективность на практике. Но по сути, на мой взгляд, эта книга лишь подтверждение того, что очередная эпоха модных тенденций в управлении подходит к концу. Многое будет пересмотрено, но... Свято место пусто не бывает. Будет спрос, будет и предложение.