От Франции до Кении: как MBA дает выходы на нужных людей

Интервью Ехecutive.ru с Владимиром Дугиным состоялось по Skype. Наш собеседник вышел на связь из кенийской столицы Найроби. Во время летнего перерыва в учебе он решил поработать во французском венчурном фонде, специализирующемся на энергетических проектах в Африке. С представителем фонда, сделавшим такое интересное предложение, Владимир познакомился на конференции в бизнес-школе INSEAD, куда поступил в конце 2016 года. Бывший топ-менеджер A-Ventures, сотрудник департамента прямых инвестиций Газпромбанка и банка «Открытие», он видит в образовании за рубежом возможность завести полезные знакомства, пересмотреть свои взгляды на принципы бизнеса и выйти на международный уровень.

Почему INSEAD

Executive.ru: В какой момент карьеры вы поняли, что вам необходима степень MBA?

Владимир Дугин: MBA – это шанс что-то серьезно поменять в своей жизни. Например, кардинально сменить географию или сферу деятельности. Я долгое время работал в российских компаниях, и, хотя я занимался в том числе и зарубежными проектами, мне всегда хотелось попробовать себя и на международной арене. Помимо этого, в последние годы я активно занимался операционным управлением активами, и чувствовал, что мне нужно больше знаний и кругозора для внедрения всех необходимых мероприятий для повышения эффективности бизнесов под управлением.

Так я постепенно пришел к тому, что наиболее логичный следующий шаг для личного и профессионального роста – это степень МВА от ведущей западной бизнес школы. При этом средний возраст слушателя программы МВА в европейских бизнес школах около 29 лет, а в американских – 27 лет, поэтому затягивать не стоит. В какой-то момент я понял: или я поступаю сейчас, или уже никогда.

Executive.ru: Как вы оказались в Африке?

В. Д.: Я работаю в венчурном фонде, который специализируется на инвестициях в высокотехнологичные проекты в Африке. Я познакомился с СЕО этого фонда на Private Equity конференции в INSEAD. Он тоже является выпускником программы МВА этой школы. Его заинтересовал мой опыт, и он предложил поработать летом у них, мне же в свою очередь было очень интересно попробовать себя в венчурных инвестициях и к тому же на африканских рынках.

Я долгое время занимался инвестициями в секторе энергетики в России, поэтому эта работа сильно коррелирует с моим прошлым опытом. Но несмотря на это, африканский опыт для меня по-настоящему уникальный. Во-первых, если в России я в основном занимался работал над крупными проектами, то здесь проекты гораздо меньше, и ключевым в них является продукт и технология, которую ты можешь предложить рынку. Во-вторых, венчурные инвестиции сильно отличаются от классического Private Equity. В венчуре проекты более рискованные, и критически важным является твое внутреннее ощущение о потенциальном успехе проекта. Ну, и, наконец, рынок в Африке переживает настоящий бум. Каждую неделю мы просматриваем буквально десятки новых проектов, я немного отвык от такого темпа, но это сильно заряжает позитивом.

Executive.ru: То есть по окончании школы вы планируете работать за рубежом?

В. Д.: Я рассматриваю различные возможности, в том числе и ведущие российские компании, которые занимаются проектами на международных рынках или активно внедряют наиболее актуальные бизнес-технологии в России. Но не исключаю и того, что останусь работать за рубежом. Моим приоритетом являются PE/VC инвестиционные фонды, высокотехнологичные бизнесы и консалтинговые компании.

Executive.ru: Как вы думаете, для российских работодателей важно наличие MBA?

В. Д.: Мне кажется, что в России степени МВА придают меньше значения, чем на Западе, где сложно встретить руководителя компании без МВА от топовой бизнес-школы. Но и в России растет число топ-менеджеров, которые сами когда-либо обучались в ведущих школах и высоко ценят выпускников MBA-программ.

Executive.ru: Повлияла ли на ваше решение поступать на MBA экономическая ситуация в России? Некоторые хотят во время учебы «переждать кризис».

В. Д.: В том числе. До кризиса в России благодаря сильному рублю можно было зарабатывать очень хорошие деньги. Сейчас из-за тяжелой экономической ситуации и достаточно слабого рубля это уже не так. Но российские работодатели, которые заинтересованы в выпускниках МВА, адаптируются к новой реальности и повышают условия оплаты до международных стандартов.

Executive.ru: Почему вы выбрали INSEAD? Многие говорят, что это самая «рок-н-ролльная» школа, где учеба сочетается с интересной студенческой жизнью.

В. Д.: Конечно, я выбрал INSEAD не из-за тусовок. Мне были очень важны два критерия: годичная программа, так два года для меня все-таки многовато, а также близость к России. Ну, и, конечно же, я смотрел на рейтинги. Для меня важно было учиться в школе №1. Наверное, во мне говорил внутренний перфекционист.

Помимо этого, я считаю уникальной возможность поучиться и во Франции, и в Сингапуре, которую дает эта школа. С одним и тем же пропуском, ты можешь провести время в двух разных кампусах, в двух абсолютно разных мирах, как с точки зрения бытовой культуры, так и бизнеса. Познакомиться с людьми из разных культур, с очень диверсифицированным образованием и опытом. У нас на курсе есть абсолютно разные люди, от тех, кто работал в госсекторе, до предпринимателей и инженеров.

Большинство студентов, с которыми ты общаешься, через некоторое время будут в руководстве ведущих мировых компаний в разных точках мира. Мы не только учимся друг у друга, но и благодаря сообществу студентов и выпускников можем найти выходы на людей почти в любой компании в любой стране мира от Франции до Кении, от Непала до Гватемалы.

Я помню, как мы в свое время пытались начать бизнес с нуля в одной из стран Латинской Америки. Тогда найти выход на правильные компании и нужных людей было самым настоящим челенджем. А теперь ты можешь поднять трубку телефона и позвонить любому из них. После совместно проведенного времени в INSEAD уровень доверия между выпускниками остается высоким на долгие годы.

Уроки мультикультуры

Executive.ru: Чему вы уже смогли научиться?

В. Д.: У нас на курсе более 80 национальностей, и один из главных навыков, который дает программа – это умение взаимодействовать в интернациональном коллективе. Как оказалось, русский стиль управления иногда может быть слишком авторитарным, и не все его понимают.

Приведу пример. Мы делали с однокурсниками совместный проект по корпоративным финансам. Это та область, которой я занимался около десяти лет до поступления, и по этой причине я был в этом проекте team-лидером. В самом конце, когда я уже готовился к отправке презентации, мне пришлось самостоятельно поправить несколько слайдов и расчетов. У нас в России в целом воспринимается абсолютно нормально, если лидер команды принимает какие-то решения самостоятельно, особенно если это улучшает финальный продукт. Наша финальная презентация получилась очень хорошей, преподаватели и другие студенты дали нам самые высокие оценки. Но к моему удивлению во время фидбэк-сессии один из членов команды сказал, что был крайне расстроен тем фактом, что я сделал корректировки в презентации без предварительного обсуждения с остальными.

Еще был интересный случай во время курса по переговорам. Я выступал в роли работодателя, и мне надо было уговорить свою сокурсницу-француженку выйти на работу в мою компанию. При этом базовая зарплата была ниже рынка, но зато были другие привилегии. Я решил сразу выйти с максимальным предложением, которое мог дать. Прямо сообщил, что не могу предложить на этой позиции более высокую компенсацию, но перечислил другие плюсы, которые включали хороший годовой бонус и возможности для карьерного роста. Но, несмотря на абсолютно открытый подход, за 40 минут переговоров, мы так и не смогли прийти к общему решению. После завершения кейса, сокурсница была очень расстроена, когда узнала, что мой оффер был действительно максимальным. Для нее он тоже был привлекательным, но она не могла поверить, что я, действительно, не мог предложить больше, мое нежелание двигаться вперед она восприняла как «агрессивный русский подход».

Это был очень важный опыт для нас обоих. В этот момент ты осознаешь, что к сожалению, культурные стереотипы являются частью нашей жизни, и без их понимания будет очень сложно работать в межнациональных командах и на международных проектах. Понимание культурных и национальных различий – ключ к успешной карьере за рубежом, именно поэтому опыт взаимодействия с абсолютно разными национальностями в INSEAD является по истине уникальным и помогает плавно из одной корпоративной среды влиться в более интернациональную атмосферу.

Преимущество – у ярких личностей

Executive.ru: Вы проучились полгода. Есть возможность поменять что-то в учебе, чтобы сделать ее более эффективной?

В. Д.: В INSEAD ты можешь сам выстраивать свою программу обучения, выбирать курсы, которые нужны именно тебе. В первом полугодии я достаточно много времени потратил на курсы в области финансов. Это полезно, чтобы освежить знания, но каких-либо откровений, с которыми я не сталкивался на практике, там не было. Поэтому в следующем полугодии я буду в первую очередь уделять внимание курсам по развитию soft skills. Я считаю, что дальнейшей успешной карьеры очень важно улучшать управленческие и переговорные навыки

Executive.ru: Как вы относитесь к программам EMBA, которые позволяют учиться без отрыва от производства?

В. Д.: Это совершенно другое. Это идеально подходит для профессионалов, которые хотят продолжать работать, но при этом получить новые знания и расширить базу своих контактов. Но такая программа все-таки не дает возможность окунуться с головой в новую культуру, пожить в абсолютно другой атмосфере. Я считаю, что обе программы – очная и заочная – очень полезны для профессионального и личностного роста. Но сравнивать их все-таки не стоит: выбирать нужно исходя из личных целей и задач.

Executive.ru: Как убедить приемную комиссию, что вы достойны быть принятыми в школу?

В. Д.: Нужно показать, что вы интересная личность. Комиссия думает о том, как составить такой коллектив, где людям будет интересно вместе и где они смогут учиться друг у друга. Самое главное рассказать, о том, что вас отличает от других и делает уникальной личностью. Это может быть что угодно – от восхождения на Килиманджаро до обучения по пилотированию самолетов.

Также для школы очень важно наличие международного опыта и знание нескольких языков, это в некотором роде гарантия, что вы будете чувствовать себя комфортно в абсолютно мультикультурной среде. Я, например, при поступлении рассказывал о своей учебе на Кубе, о том, как я изучал испанский язык в университете Гаваны и кубинскую сальсу в местной школе танцев.

Безусловно, значительно повышают шансы поступления высокие академические результаты и опыт работы в ведущих мировых компаниях. Но в и этом случае нужно показать свою индивидуальность. А если вы не отличник, то интересная история просто необходима.

На фото: Владимир Дугин в офисе венчурного фонда в элитном районе Найроби

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Елена Гупта
Консультант по корп. финансам, США

По поводу совместных проектов на программе MBA: "В самом конце, когда я уже готовился к отправке презентации, мне пришлось самостоятельно поправить несколько слайдов и расчетов..... Но к моему удивлению во время фидбэк-сессии один из членов команды сказал, что был крайне расстроен тем фактом, что я сделал корректировки в презентации без предварительного обсуждения с остальными. "

Я тоже заметила к своему удивлению, что как бы ты не был прав, нельзя делать поправки проекта и отсылать профессору не предупредив свою команду - это считается очень невежливо. Работая в команде, мы ставили проект онлайн и вместе над ним работали. Каждый раз давали возможность окончательной корректировки новому человеку, но он ждал "добро" от каждого члена команды до того, как отправить проект на сдачу. Понятно, что не всегда мнения членов команды совпадают, бывало что один и тот же кусок проекта редактировался 2-3 раза, но в итоге приходили к общему знаменателю. На предмете "Бизнес-операции" в команде из 6 человек на мое удивление я оказалась единственная, кто мог провести сложные расчеты, поэтому зачастую оценка команды зависела от меня. Я не подвела. Но даже в таком случае мы вместе обсуждали проект, соединялись онлайн, встречались по выходным или вечерами и вместе приходили к общему решению - мои расчеты правильны и их мы кладем в основу проекта. Я была рада помочь одногруппникам своими обьяснениями.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.