В X5 Retail Group успешно комбинируют семинары, коучинг-сессии и занятия в лабораториях с обучением в системах виртуальной реальности. В РЖД усиливают свои электронные курсы онлайн-взаимодействием и офлайн-активностями, регулярно обновляют не только обычную, но и мобильную библиотеку корпоративного университета. «Ростелеком» снял для своих сотрудников обучающий сериал, и с 2019 года дает теоретические материалы онлайн (80% времени), а отрабатывать практику (20%) приглашает на очные мастер-классы.
Таких примеров в российском бизнесе все больше — у микса двух образовательных подходов, который еще называют blended learning, или смешанным обучением, есть очевидные преимущества и для работодателя, и для его сотрудников.
Blended learning — смешанный формат преподавания с очными занятиями и онлайн-активностями. В онлайне учащиеся слушают вебинары, консультируются в чате с наставником, изучают материалы курсов и проходят тестирование. В офлайне — посещают практические тренинги, прорабатывают кейсы, получают очные консультации. Объединив два подхода, компания может быстро и по единому стандарту обучить сотни и тысячи сотрудников. А те, в свою очередь, большую часть времени получают знания в удобное время с любых устройств, например, со смартфона.
Пандемия послужила дополнительным драйвером интереса к корпоративным системам обучения, в которых значительную часть материала сотрудники осваивают самостоятельно и онлайн. Привычка работать и учиться дистанционно останется с нами надолго, но blended learning — это не вынужденная мера или компромисс, а гибкий инструмент обучения, сочетающий преимущества традиционного и онлайн-форматов.
Виртуальная коммуникация не всегда позволяет эмоционально вовлечь сотрудника в процесс обучения, зато с этим отлично справляются очные мероприятия, в то время как электронные обучающие практики упрощают доступ к знаниям и их контролю.
«Почта России», СДЭК, РЖД, «Черкизово», «Ростелеком» и сотни других российских компаний уже запустили корпоративные университеты, в которых практикуют смешанное обучение, и успели оценить его эффективность. Например, в «ВТБ Лизинг» подсчитали, что комплексный инструмент обучения и развития менеджеров по продажам на 30% увеличил число сотрудников, успешно прошедших экзамен после базового курса с первого раза.
Итак, пять аргументов «за» использования blended learning.
1. Сотрудники учатся когда угодно и где угодно
Большую часть учебного материала они получают онлайн, причем для этого им достаточно смартфона с выходом в интернет. Планировать время учебы они могут самостоятельно даже при очень плотном графике: одни уделяют самообразованию 20-40 минут в дороге или после работы, другие предпочитают учиться в выходные дни, погружаясь в тему на 2-3 часа. Хорошо знакомые темы можно пропустить, а сложные — пройти несколько раз.
Работодатель предоставляет сотрудникам свободу выбора и одновременно позволяет им проявить самоконтроль и дисциплину. Сотрудник может в любой момент повторить пройденный материал, вернуться к фрагменту курса, на котором остановился в прошлый раз, и в большинстве случаев сам выбирает, когда ему учиться. Исключение — когда практические групповые занятия проводятся в офлайне.
Елена Баева, руководитель отдела обучения и развития «СДЭК»
Наши сотрудники обучаются с первого дня работы, и мы понимаем, что сам процесс должен быть удобным. Они проходят курсы, тесты, посещают вебинары в любое удобное время со своего смартфона. Мы отслеживаем статистику посещений в СДО, и она показывает, что наши сотрудники заходят на платформу даже по вечерам в выходные дни.
2. Компания охватывает обучением больше сотрудников, затрачивая меньше времени и денег
При смешанном подходе знания одновременно получают сотни и тысячи сотрудников, а методисты разрабатывают и записывают уроки, а затем просто открывают к ним доступ. Приглашать крутых тренеров вживую проводить очные мастер-классы в разные подразделения компании необязательно — достаточно вебинаров, после которых знания можно закрепить с наставником в группе или индивидуально. Компания ощутимо экономит, перенося классы в онлайн-среду и заменяя бумажные методические материалы электронными.
Ради справедливости заметим, что система дистанционного обучения тоже требует вложений — ее нужно купить, а затем заполнить контентом. Однако стоимость учебного часа в смешанном формате всегда ниже, чем в традиционном.
Михаил Мумлев, начальник отдела профессиональной подготовки технического департамента «Хенкель Баутехник»
Мы обучаем сотрудников и партнеров по всей России и, чтобы поддерживать стандарты качества компании, комбинируем разные форматы и инструменты обучения. Проводим вебинары, усиливаем электронные курсы практическими заданиями, которые разрабатывают наши эксперты-технологи для технических специалистов. Эти задания дополняют очное обучение и сокращают затраты на него.
3. Подходит для географически распределенных компаний
Главный офис в Москве или другом крупном городе, а сеть филиалов покрывает как минимум ЦФО, а то и захватывает еще пару федеральных округов — типичная история для крупного российского бизнеса, таких как РЖД, «Почта России», СДЭК. В таких условиях обучать большое количество людей по универсальному принципу сложно, а итоговые результаты сильно зависят от локального руководства.
Blended learning стирает границы между городами и округами, позволяет создать единую обучающую среду для всех сотрудников компании. Они будут пользоваться единой системой дистанционного обучения, которая доступна в любой точке России. А во время офлайн-коммуникации с руководителями, наставниками или кураторами смогут закрепить знания на практике.
Елена Баева, руководитель отдела обучения и развития «СДЭК»
Мы организовали дистанционное обучение 23 тысяч сотрудников по России и франчайзи. 70% обучающих материалов перенесено в электронный формат. Обучение стало более доступным и больше не зависит от физических возможностей тренеров, к тому же затраты на дистанционное обучение несопоставимо меньше.
4. Удобно анализировать результаты обучения
Чаще всего результаты дистанционного и очного обучения отслеживают с помощью систем дистанционного обучения. Это позволяет всем участникам обучения видеть реальную картину:
- как сотрудники усвоили материал;
- сколько времени суммарно обучались;
- какие ошибки совершали чаще всего на всех этапах обучения с онлайн- и офлайн-активностями.
Руководитель может видеть, как влияет обучение на результаты его подразделения.
Аналитика подкрепляется обратной связью, которую сотрудник получает в личном общении с тренером или куратором. Таким образом, blended learning позволяет быстрее реагировать на ошибки и успехи учащихся, получать статистику и рекомендации по улучшению процесса обучения.
5. Можно брать лучшее от каждого формата
Непринципиально, кого нужно обучить — курьера, продавца, менеджера по продажам, эйчара или даже бармена — грамотно комбинируя онлайн- и офлайн-курсы, можно добиться высоких успехов и на выходе получить сотрудника с ожидаемым набором hard skills. Меняться могут объемы учебного материала, соотношение электронного и традиционного преподавания, а также инструменты, с помощью которых работодатель будет доносить нужную информацию до сотрудников.
В одних случаях хорошо работает база знаний и медиатека с короткими видеоинструкциями, в других — нужно уделить больше внимания отработке практических кейсов вживую, а где-то уже используют дополненную реальность, чтобы обучать на ситуациях, максимально приближенных к реальным.
Смешанное обучение — одно из самых перспективных в корпоративной среде. Оно дает больше плюсов, чем «сольное» онлайн-преподавание, так как позволяет получить активный опыт живого общения с коллегами, тренерами, руководителями и кураторами в тех профессиях, где личный контакт очень важен для достижения высоких результатов.
Читайте также: