Как поднять компетенции лидера на уровень личных качеств

Лидерство в нашем постоянно изменяющемся мире, не просто тренд, а mast have современного руководителя, если конечно он не хочет уступить место кому-то другому, в самое ближайшее время. Корпорации охотно обучают и развивают лидеров, а самые конкурентоспособные руководители инвестируют собственные средства и время для того, чтобы дать фору остальным претендентам на их место. Появление конкурента лучше предотвратить, своевременно укрепив свои лидерские позиции совершенствованием не только hard-skills, но и мощной прокачкой soft-skills.

Поговорим о том, как это сделать наиболее эффективно для того, чтобы применять на практике важнейшие компетенции лидера.

Минусы стандартных программ обучения

Большинство программ обучения лидерству предназначены для оперативной работы внутри организации, а не для формирования привычки. Это тренинги, основанные на событии, то есть обучение проходит в течение дня или двух.

В традиционном однодневном или двухдневном семинаре вы увеличите свои знания. Вы узнаете несколько ключевых идей, и будете рады немедленно внедрить 5-10 новых знаний в свой инструментарий лидерства. Применить все новые знания на практике мало кому под силу.

Через две-три недели вы можете вспомнить общую тематику, но не то, как реализовать идею, и вам повезет, если вы сохраните хотя бы два из десяти ключевых моментов тренинга. Согласно опросу Mckinsey & Company, взрослые обычно сохраняют только 10% того, что они слышат на лекциях в классе. Втискивание большого количества ключевых знаний в один короткий тренинг значительно ограничивает удержание обучения и дальнейшее внедрение полученных знаний.

Так как же быть с обучением лидерству? Оно должно быть направлено на то, чтобы не просто дать лидеру новые навыки, а помочь изменить свое поведение. Это необходимо для того, чтобы из ведущего индивидуального участника процесса превратиться в лидера лидеров. Пришло именно то время, когда ваш успех зависит от успеха людей, которых вы возглавляете.

Простое изучение того, что делать в течение одного-двух дней, не приводит к тому, чтобы действовать по-другому в долгосрочной перспективе.

Как привычки формируются в мозгу?

Наш мозг не приспособлен к тому, чтобы быстро усвоить новую привычку. Независимо от того, насколько хороши и привлекательны новые навыки, формирование привычки требует времени. Это происходит, когда новое действие, такое как, например, лидерское умение слушать с намерением и вниманием, практикуется снова и снова.

Каждый раз, когда вы тренируетесь слушать по-новому, нейроны в вашем мозгу активизируются и создают новые нейронные связи. Чем больше вы практикуете, тем прочнее становятся нейронные связи и тем легче вам слушать.

Нейронные связи для слушания могут быть созданы или заново открыты за один сеанс, но для того, чтобы их укрепить, вы должны практиковать сознательно. Ролевые игры с коллегами — это безопасный способ начать, но он не заменяет реальную ситуацию. Чтобы практиковать эффективно, вам нужно попробовать слушать в реальной жизни, например в каждых переговорах, которые вы ведете. Только после практического применения в реальном мире вы получите и проанализируете обратную связь, необходимую для проверки, адаптации и корректировки ваших лидерских компетенций. Вы поймете, что еще нужно добавить в свою ментальную модель, чтобы слушать с намерением и вниманием.

Часто реальная практика идет не так, как планировалось. Это как пытаться прокатиться на велосипеде. В первый раз ты рискуешь упасть. Вам нужно поразмыслить над тем, что пошло не так, что можно улучшить, и что вы можете перенести на следующую попытку слушать, чтобы научиться новой привычке.

Если вы намерены бросить вызов себе и достичь наилучших результатов вместо тревог и волнений, вот процесс, который работает.

Этап 1. Узнайте

На этом этапе доставляется информация о новых навыках. Лидеры изучают навыки, а также то, почему они ценны и как они теоретически могут быть применены на рабочем месте. Именно на этом этапе большинство участников проводят 90% своего времени. Я предлагаю наоборот, тратить только 20% любого семинара на преподавание или накопление знаний. Просто знания не так важны, как навыки.

Этап 2. Примените

Именно на этой стадии лидеры практикуют применение новых привычек. Это происходит во время учебного процесса с коллегами, или через VR-приложение.

Применение в обучении происходит именно в тот момент, когда лидеры осваивают новый навык. Это ключ к тому, чтобы сразу же освоить компетенции на практике.

Вторая часть стадии применения происходит в реальном мире, через выполнение домашнего задания. Применение нового навыка за пределами безопасности семинара привносит совершенно новый элемент в обучение. Процесс больше не структурирован и отсутствует инструктор. Это может вывести лидера из зоны комфорта, благодаря чему и происходит рост. В идеале, вы будете тратить 70-80% времени на применение нового навыка и размышления о том, как его можно улучшить. Делая это, вы активируете нейронный путь и укрепляете его.

Этап 3. Обратная связь

Рефлексия включает в себя проведение короткого аналитического разговора наставника с лидером, чтобы вместе подумать о том, что сработало хорошо, и что можно было бы сделать лучше.

Фаза обратной связи служит двум целям. Во-первых, лидер несет ответственность за выполнение домашнего задания. Во-вторых, это позволяет руководителям оценивать, как они это делали, и как они могут еще лучше применять новые навыки в будущих взаимодействиях. Скорее всего, вы не будете совершенствовать привычку с первой попытки. Поэтому на этом этапе важно еще раз подчеркнуть, что принятие привычки является необходимым процессом обучения. Даже если лидер на самом деле не практикует новый навык в этой фазе, процесс обратной связи с тренером все равно запускает вновь созданный нейронный путь. К концу этой стадии лидер будет визуализировать, практиковать или размышлять над особой привычкой сотни раз, превращая ее из навыка в привычку, а из привычки в личное качество.

Изменение привычек и формирование новых качеств требует приверженности и понимания со стороны компании.

Модель Learn-Apply-Reflect предназначена для того, чтобы вы и ваши лидеры практиковали навыки, вводили их в действие и совершенствовали. Чем быстрее и чаще лидер может не только усвоить урок, но и применить его к реальной ситуации, а затем проанализировать его выполнение, тем быстрее новый навык становится привычкой. Передовые обучающие программы основаны на этой модели, главная задача которой не только прокачать навыки, а встроить нужные компетенции на уровне личных качеств.

Удовлетворение результатами у менеджеров выросло на 60% за 3 месяца 

Наша команда внедрила подобную систему обучения в компании по продаже и производству изделий медицинского назначения. Поставленная задача: поднять личную эффективность менеджеров по продажам. Причем измерение итогов не ограничивалось финансовыми результатами. Учитывались также временные ресурсы, долгосрочные отношения с клиентами, их лояльность к компании.

Работать было необходимо с опытными и прокачанными менеджерами по продажам. Вряд ли бы мы смогли дать им что-то новое из техники продаж. В результате решили совершенствовать коммуникативные навыки: умение исследовать ситуацию, слышать, понимать клиента, проектировать действия и задавать правильные вопросы.

В тренинге менеджеры слушали друг друга с разных уровней, таких как «полный игнор», «слушаю и думаю о своем», «слушаю, чтобы возразить», «слушаю, чтобы понять» и т. д. На собственной шкуре они ощутили, какой дискомфорт и обесценивание получает человек, которого на самом деле не слушают, а всего лишь делают вид. Научились отслеживать свое намерение в процессе разговора. Выявили свои личные маркеры намерений для того, чтобы осознанно управлять ими.

Мы могли бы сколько угодно рассказывать им о том, как правильно слушать собеседника, но не получили бы нужного результата, так как у опытного человека уже сформирован свой взгляд, поменять который в одночасье просто невозможно. Предложив сначала практику и только за тем объяснение процесса мы выиграли в главном: избежали сопротивления новой информации и сократили время внедрения новой компетенции.

После выполнения домашнего задания мы встречались с каждым менеджером индивидуально и в коучинговом формате анализировали, что получилось и на что можно опереться, а над чем стоит поработать. В итоге за 3 месяца удовлетворенность своими результатами у менеджеров выросла на 45-60%, а вместе с этим вырос рост продаж и превысил ожидания компании на 20%.

Согласна, что это не самый быстрый и дешевый путь. Зато долгоиграющий и результативный.

Организационные изменения в компании происходят, когда меняется поведение отдельных лидеров. Это начинается прямо на обучении, где вы и ваши лидеры будут работать над принятием привычек, которые сделают вашу организацию успешной. Готовы ли вы инвестировать время, деньги и энергию, чтобы получить реальные изменения, которые вы хотите?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Какие компетенции  будут востребованы в России в ближайшие пять лет?
На Всемирном экономическом форуме огласили рейтинг самых востребованных компетенций в ближайшем будущем:
1. Умение решать сложные задачи;
2. Критическое мышление:
3. Креативность;
4. Управление людьми;
5. Навыки координации и взаимодействия;
6. Эмоциональный интеллект;
7. Оценка и принятие решений;
8. Клиентоориентированность;
9. Навыки ведения переговоров;
10. Когнитивная гибкость;

Как видно из этого списка, наибольшую ценность приобретут те навыки и знания, которые невозможно автоматизировать, для решения нестандартных, креативных задач.

В ближайшие годы наиболее востребованными станут компетенции, связанные с навыками использования цифровых технологий, коммуникаций и творческого подхода.

Но мало, кто из людей обладает всеми знаниями и навыками, поэтому предлагается выбрать из них три основные (базовые) компетенции.

Генеральный директор, Казахстан
Александр Жириков пишет:

Какие компетенции  будут востребованы в России в ближайшие пять лет?
На Всемирном экономическом форуме огласили рейтинг самых востребованных компетенций в ближайшем будущем:
1. Умение решать сложные задачи;
2. Критическое мышление:
3. Креативность;
4. Управление людьми;
5. Навыки координации и взаимодействия;
6. Эмоциональный интеллект;
7. Оценка и принятие решений;
8. Клиентоориентированность;
9. Навыки ведения переговоров;
10. Когнитивная гибкость;

Как видно из этого списка, наибольшую ценность приобретут те навыки и знания, которые невозможно автоматизировать, для решения нестандартных, креативных задач.

В ближайшие годы наиболее востребованными станут компетенции, связанные с навыками использования цифровых технологий, коммуникаций и творческого подхода.

Но мало, кто из людей обладает всеми знаниями и навыками, поэтому предлагается выбрать из них три основные (базовые) компетенции.

Согласен, там где присутствуют человеческие эмоции, подвести 100 % под алгоритмические связи , а это есть автоматизация будет сложнее.Заметьте я не написал что невозможно, процесс будет долгим и очень сложным.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.