В сфере интернет-маркетинга уже не первый год обострена кадровая проблема – на рынке недостаточно квалифицированных специалистов. Отрасль постоянно меняется, государственное образование в ней отсутствует, экспертизой обладают немногие, а формат экспресс-обучения, существующий на рынке, дает лишь общее представление, а невысокий уровень знаний. Поэтому вместе с Российским экономическим университетом имени Плеханова в 2014 году мы открыли учебный центр, слушатели которого проходят комплексное практическое обучение у профессионалов интернет-маркетинга и по завершении курсов получают удостоверение государственного образца.
Конечно, сразу возникает вопрос: что мешает выращивать специалистов в стенах компании? Зачем идти вовне, тратя на это столько усилий? Ответ прост: внутри компании беспрерывно проходит процесс обучения сотрудников, однако это не решает главную проблему – общий уровень знаний рынка не растет. Неквалифицированные кадры наносят удар по всей отрасли: например, владелец сайта, пострадавшего в результате действий неграмотного SEO-шника, будет считать, что поисковая оптимизация – неэффективный канал рекламы, на который не стоит тратить деньги. Вместо того чтобы переубеждать таких людей, лучше работать на опережение и повышать уровень знаний рынка.
Старт нашего учебного центра пришелся на нелегкое время – начало кризиса. Учебному центру пророчили провал, но обошлось. Более того, за это время мы добились высокого качества и репутации, и сегодня не ощущаем недостатка в желающих учиться. Поэтому хотим поделиться простыми советами, которые помогут образовательному центру не просто выжить, а развиваться и расти в это нелегкое время.
1. Искать заинтересованных
Учебный центр начинается с подготовки программы курса, для создания которой нужно заранее понять, на какую целевую аудиторию она рассчитана. Хорошо сегментированная аудитория – залог успеха, мы выделяем три наиболее емкие группы.
1) Люди, не обладающие знаниями в сфере интернет-маркетинга, но стремящиеся их получить, чтобы, в перспективе, сменить профессию или расширить круг компетенций.
2) Продвинутые пользователи, которые приходят на курсы, чтобы структурировать уже имеющиеся знания, либо чтобы узнать что-то новое и получить полезные знакомства.
3) Собственники бизнеса – им интересна «внутренняя кухня» интернет-маркетинга, чтобы понять, как взаимодействовать с подрядчиками, как и на чем сэкономить при проведении рекламной кампании, какие процессы наладить «in-house», а какие отдать подрядчику.
Большая часть слушателей – представители первых двух групп, поэтому при разработке учебной программы ориентируемся именно на них. Однако задачу усреднения уровня знаний этот подход все равно не решает. Сделать так, чтобы «продвинутым» было нескучно, а «начинающим» – все понятно, помогают предварительные индивидуальные интервью, выявляющие знания и потребности каждого студента. Еще один инструмент – вводные занятия, наполненные многочисленными примерами, на которых точно никто не скучает.
2. Менять программу
Подготовьтесь к тому, что программу обучения придется менять из-за следующих обстоятельств:
1) Перемены в отрасли. Нельзя игнорировать, например, внедрение «Яндексом» алгоритма «Минусинск», запуск Google алгоритма mobile-friendly, изменение структуры новостной ленты Facebook. Отставание от подобных нововведений негативно скажется на процессе обучения, и воспитать профессионалов точно не получится. Так что, хочешь давать актуальные знания – своевременно внедряй изменения.
2) Отсутствие целостной картины. Нам пришлось переписывать почти готовый курс по контекстной рекламе, так как тестовые лекции курса показали, что программа не формирует цельного представления о предмете изучения. У слушателей неизбежно возникали вопросы, например, почему преподаватель говорит о ремаркетинге и решил затронуть вопрос сегментирования, как это связано с озвученной ранее информацией? Проведенный анализ показал, что первоисточник проблемы, как ни странно, высокий уровень преподавателей: при подготовке лекций они исключали погружение в некоторые базовые основы.
3. Давать обратную связь
Выяснить, насколько органично изменения вписались в программу курса, помогает обратная связь со студентами, существование которой поддерживает открытость руководства и преподавательского состава учебного центра. Кроме традиционных вопросов на лекциях, сообщений в социальных сетях и телефонных звонков в учебный центр, мы стали использовать онлайн-дневники, которые ведут наши студенты. В своих соцсетях они делятся впечатлениями от каждой лекции, а мы получаем «взгляд со стороны».
Еще один способ понять, успешно ли внедрены изменения – проанализировать успеваемость студентов. Если у 90% слушателей разбираемый материал вызывает затруднения, значит что-то пошло не так, и, возможно, следует внести коррективы в программу. Например, ввести больше практических заданий, основанных на реальных кейсах.
4. Вовлекать студентов
Еще одна проблема, с которой сталкивается любой учебный центр – вовлечение студентов в рабочий процесс. Ее мы решили, предприняв четыре шага, который позволил заинтересовать до 90% слушателей:
- Во-первых, максимально персонализировали каждый курс. Даже если в группе обучается более 20 человек, к каждому можно найти подход. Например, индивидуальные вебинары, закрытые группы в социальных сетях, где студенты могут задать вопросы любого уровня сложности и вести дискуссии с преподавателями.
- Во-вторых, сконцентрировали студентов на практике. У большинства слушателей есть собственные проекты, а преподаватели в рамках занятий дают советы по их улучшению.
- В-третьих, поддержали здоровую конкуренцию, одним из инструментов которой стали рейтинги успеваемости. Лучшие студенты награждаются грантами, углубленными индивидуальными консультациями, проходят стажировку в лидирующих компаниях отрасли и, впоследствии, получают предложения о трудоустройстве. Так, на сегодняшний день 45% выпускников работают в компаниях «Блондинка», Media Instinct Group, К50.
- В-четвертых, игнорировали социальный статус слушателей. Например, среди студентов есть заместитель генерального директора «Спасских ворот», начальник отдела маркетинга ВТБ, однако отношение к ним такое же, как к владельцу небольшой домашней пекарни или молодого интернет-магазина. Неважно, с какими знаниями пришел студент, главное, чтобы при завершении курса они соответствовали нашей образовательной программе.
Подводя итоги, хочется напомнить, что учебный центр, работающий по грамотно составленной и соответствующей профессиональным реалиям программе, выпускает не просто специалистов, а настоящих экспертов. И чем их больше, тем выше уровень знаний всей отрасли.
Не очень понятно, как название статьи перекликается с ее содержанием: общее переплетается с частным. То же замечание относится и к названиям разделов: при рассмотрении конкретной дисциплины, причем достаточно узконаправленной, приводятся общие принципы работы любого учебного центра, да и то не все.
В России есть много учебных центров разных форм собственности и направленности, среди них есть и неплохие. Создавать специальный учебный центр для обучения одной дисциплине как минимум нерентабельно. Что приятно, так это энтузиазм автора. Вот это действительно достойно похвалы.
Мне понравилось :
''Продвинутые пользователи, которые приходят на курсы, чтобы структурировать уже имеющиеся знания, либо чтобы узнать что-то новое и получить полезные знакомства...'' Это наиболее востребованный курс, но по опыту знаю, что в эти группы ухитряются просочиться немало новичков. И что лучше всего предпринять в этом случае? Предварительное тестирование или
принять это как факт, и позволить этим людям брать науку штурмом?
учебные центры это трендовый бизнес в сфере услуг (услуги тем более в почете и тренде)
что продать населению если не привлекательные образовательные услуги?
Простая болтовня, даже слабо написанная. Речь идет об участии серьёзных профессионалов, не обозначили ни одной реальной фигуры. Пытаетесь обучать маркетингу, так дайте анализ рынка образовательных услуг, ка . Будет такая то целевая аудитория, кую нишу могут заполнить и как отодвинут конкурентов.
В принципе, ничего другого и ожидать не стоит. Статья опубликована. есть отзывы, но автор настолько себя не уважает, что даже не удосужился написать что то в ответ. Хороши маркетологи, которые не отслеживают обратную реакцию на свои действия. Чему они могут научить?
Если...''автор рассказывает, как качественно удалось построить обратную связь, чтобы обучаемые получили максимум удовлетворения от образовательной услуги'', то удовлетворяется явно
не
потребность в знаниях, навыках и умениях....
а какая всё таки потребность имеет ещё право удовлетворённой быть
(под видом образования)? Деловые связи наладить ...