Артем Ваулин
О планировании карьеры, плане профессионального развития и не только…
По роду своей деятельности (а я профессионально занимаюсь вопросами тестирования и качества больших корпоративных информационных систем – руковожу группой тестировщиков) мне также приходится сталкиваться с перечисленными выше понятиями, поскольку самая приоритетная для меня задача – это профессиональный, карьерный рост и развитие сотрудников. Поэтому в рамках данной статьи мне бы хотелось затронуть такие темы, как планирование личной карьеры и разработка плана профессионального развития.
Почему именно эти темы? На мой взгляд, во – первых, именно эти две вещи лежат в основе успешной карьеры, качественного и добросовестного выполнения своих обязанностей, а также достижения высоких результатов и, во – вторых, именно они на первых этапах вызывают наибольшее количество как психологических, так и технических сложностей: как планировать карьеру, как составлять план, что он должен в себя включать, как его использовать и т.п.?
Стартом для написания данной статьи послужило желание объяснить молодым «карьеристам» с чего начинать планирование карьеры, какое место в данном процессе играет план профессионального (и, кстати, личностного тоже) развития, для чего он нужен и из каких элементов состоит.
Все рекомендации и советы данной статьи носят достаточно общий характер, поэтому могут быть применены для любого человека, в какой бы сфере деятельности он не был занят.
О планировании карьеры
Планирование карьеры – это процесс, который включает выбор рода занятий, профессии, получение работы, рост (профессиональный и/или карьерный) на работе, возможное изменение карьеры и, в конце концов, выход на пенсию.
Здесь же хочу отметить, что поскольку речь идет о некотором плане, то как и любому другому плану, карьерному плану свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т.д.
Так с чего же начать? Как не ошибиться и сделать все правильно?
Для того, чтобы принять взвешенное решение относительно своей карьеры, сначала необходимо понять, кто вы и что вы из себя представляете. В этом вам поможет самоанализ и самооценка.
Самооценка - это процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, что нравится и что не нравится, сильные и слабые стороны.
Полученные в результате самооценки знания о ваших личных интересах, об отношении к чему – либо и ценностях помогут вам:
- Управлять вашими решениями, вашим жизненным направлением.
- Понимать и оценивать других.
- Быть гибким и способным видеть жизнь с различных точек зрения.
- Повышать удовлетворенность жизнью.
- Устанавливать карьерные цели.
Представленная ниже информация также поможет вам определиться с карьерными целями:
- Чего вы надеетесь достичь в жизни.
- Аспекты деятельности, которые вам нравятся и не нравятся.
- Знания и навыки, которые вы приобрели за счет образования, на предыдущих местах работы, за счет хобби, добровольной работы, клубов и рабочих организаций.
- Пройденные тренинги, курсы и образовательные программы, которые могут быть применимы к будущей работе.
- Личное время и усилия, которые вы готовы потратить для подготовки к продвижению по карьерной лестнице.
И, наконец, процесс планирования карьеры может быть упрощен за счет оценки вашего собственного «SWOT»[ii]:
Обязательно письменно зафиксируйте результаты самооценки и свои профессиональные и карьерные цели. Сделать это необходимо именно письменно, т.к. только когда человек перекладывает свои мысли на бумагу, он начинает осознавать их более четко и ясно, на бумаге мысли структурируются, обретают форму и содержание. Опять же будет к чему обратиться и от чего отталкиваться в случае оценки фактических результатов, пересмотра, доработки целей и т.п.
Результаты самооценки могут быть представлены либо в виде резюме или CV[iii], либо в любом другом понятном и удобном для вас виде.
Карьерные цели могут выглядеть в виде простого списка с описанием. Но в тоже время каждая цель должна быть «умной» (от англ. SMART), т.е. должна обладать следующими свойствами:
- Specific. Цель должна быть особенной, конкретной и точной. Т.е. из описания должно быть однозначно понятно, что эта цель означает именно для вас.
- Measurable. Цель должна быть измеряемой. Цель обязательно должна быть выражена количественно или иметь понятную количественную оценку.
- Achievable. Цель должна быть достижимой. Необходимо реально оценивать себя, сложившуюся ситуацию и не ставить перед собой заоблачных, недостижимых целей.
- Resulting. Цель должна быть результативной. По достижении цели обязательно должен быть виден результат. Т.е. состояние, в которое вас приведет достижение этой целей. Этот результат должен быть значимым для вас, либо для окружающих.
- Time. Цель должна иметь временные рамки. Т.е. обязательно необходимо определять период времени, который вы отводите для достижения цели.
О личном плане профессионального развития
Итак, в себе разобрались, с целями определились. Что же дальше?
Теперь настало время задуматься о том, каким же образом вы будете достигать поставленные цели, реализовывать имеющийся потенциал. Справиться с этой нелегкой задачей поможет ваш личный план профессионального развития, который необходимо разработать.
Для того чтобы сделать хороший план профессионального развития на определенный период, необходимо прежде всего ответить и письменно зафиксировать ответы на следующие вопросы:
- Какие цели вы перед собой ставите на определенный период? С этим уже должно быть все в порядке, поскольку с целями мы уже разобрались.
- Какие задачи вы перед собой ставите на этот период? Задачи плавно вытекают из целей. Т.е. в данном случае задачи должны выступать средством достижения цели. Решение поставленных перед собой (прежде всего) задач должно каждый раз приближать вас к заветным целям (или даже мечтам!).
- Каковы ваши планы, приоритеты? Составление планов работ, планов – графиков работ с четко расставленными приоритетами и последовательностью выполнению – это тот перечень работ (максимально детализированных), выполнение которых позволит решить поставленные задачи. Данные работы (также как и цели) должны быть «умными», т.е. это не должно быть какое – то абстрактное описание (например, ознакомиться с существующими публикациями), о совершенно определенное действие с понятными результатами и временными характеристиками (например, к 1 июня прочитать книгу «Как стать настоящим профессионалом?»).
- Что вы намерены предпринять для выполнения этих планов? Т.е. какие усилия вам необходимо приложить, какие действия совершить для выполнения обозначенных планов работ.
Для чего необходим данный план и развития и как его использовать?
Прежде всего, это личный план человека, который необходим ему для тщательного обдумывания и планирования собственных целей, а также способов их достижения и реализации.
Он помогает лучше разобраться в самом себе, своих желаниях и стремлениях.
Он позволяет вам отчитываться перед самим собой и контролировать свою работу.
Он все время напоминает и не дает забывать вам о вашей мечте!
С другой стороны, план профессионального развития помогает вам во взаимоотношениях со своим непосредственным руководителем в части подготовки отчетов о проделанной работе, при обсуждении проделанной работы с руководителем и постановке целей на следующий период.
Данный план может стать эффективным инструментом личного и профессионального роста и развития, а также базисом и отправной точкой для проведения регулярных оценок и аттестаций сотрудников.
Есть еще ряд преимуществ составления и использования такого плана – они перечислены ниже:
- Позволяет человеку быть самому себе хозяином и определять самому себе задачи
- Делает труд более плодотворным и заставляет проявлять инициативу
- Способствует продвижению новых идей до самого верха
- Стимулируют новые подходы к решению возникающих проблем
- Порождает диалог между сотрудником и его руководителем
- Видна работа – справляется сотрудник или не справляется
- Самостоятельное принятие решение о продолжении работы
Составляющие карьерного роста
Ниже представлена карта, разработанная Сергеем Устиновичем.
Она позволит вам лучше ориентироваться в «карьерном пространстве» компании, в которой вы работает. Эта карта выполняет роль проводника между вашими профессиональными, карьерными целями и планом профессионального развития. Т.е. она, в некотором роде, поможет вам определиться со способами достижения поставленных вами целей.
[ii] Career Milestones with Quality Control. Sondos Shana’ah, Taghreed Hajbi
[iii] сокр. от curriculum vitae; преим. брит., резюме (сведения об образовании и профессиональном опыте)